Технологическая карта логопедического занятия. Автоматизация звука [ш]
план-конспект

Шавлова Наталия Васильевна

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОВЗ, с применением технологии рефлекторно - сегментарного массажа языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

для детей с ОВЗ, с применением технологии рефлекторно - сегментарного массажа языка.

Автоматизация звука [ш]

Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы

Шавлова Наталия Васильевна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 90

комбинированного         вида города Орла»

Возрастная группа

Ребенок 5 лет

Логопедическое заключение

ОНР III уровня при дизартрическом компаненте

Образовательная область

Познавательно - речевое развитие, коммуникативно - личностное развитие, художественно - эстетическое развитие

Тип занятия

индивидуальное

Тема занятия

Автоматизация звука [ш]

Цель

Закрепление произношения звука [ш] на материале слогов.

Задачи

Коррекционно- образовательные: Закреплять правильное произношение звука [ш] (в изолированном произношении и в слогах).

Коррекционно - развивающие:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

3. Развивать длительный и плавный выдох.

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: Формирование умения взаимодействовать со взрослым.

Планируемые образовательные результаты

Повысить эластичность, работоспособность мышц языка, закрепить произношение звука [ш] в слогах

Используемые технологии

Здоровьесберегающие технологии: рефлекторно-сегментарный массаж языка по Ю.В. Микляевой; пескотерапия.

Развивающая предметно-пространственная среда

Массажный стол, набор массажных зондов, зеркало, ноутбук, компьютерная игра «Артикуляционная гимнастика», тренажеры для формирования воздушной струи, игрушка мышка би-ба-бо, домик, камешки, песочница

Организационная структура и содержание логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

способы, приемы работы

Формы организации деятельности  обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе

со взрослыми

1 Этап

Мотивации

Настроить обучающегося на непосредственную  работу на занятии, положительный эмоциональный настрой

1мин.

Словесный

Коммуникативная

- Здравствуйте, Алиса! Сегодня мы с тобой поиграем со звуком, который произносит мышка, когда шуршит, т.е. со звуком [ш]. Давай подготовимся к встрече звука.

Внимательно слушает логопеда

Приветствует друг друга

Доброжелательное

II Этап

Массаж языка

Нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе

со взрослыми

12 мин.

Практический

Коммуникативная

  1. Плоскостное поверхностное поглаживание всего языка зондом № 1 («Горка»).
  2. Массаж одной половины языка.
  1. Спиралевидное растирание зондом № 2 с 3 линиями прикосновения («Легковая машина»).
  2. Штрихование зондом № 2 с 2 линиями прикосновения («Велосипед»).
  3. Пиление зондом № 2 с 3-2 линиями прикосновения («Грузовая машина»). Пиление спинкой зонда № 3 («Собачка катается на спине»).
  4. Надавливание на центральную максимально возвышенную точку задней части языка зондом № 3 («Собачка перевернулась») и фиксации данного положения в течение 5-10 сек. («Собака стоит»).
  5. Растяжение в поперечном направлении («Канат»).
  6. Растяжение в продольном направлении. Зонд № 5 («Рыбка») располагается в горизонтальном положении около губ ребенка.
  7. Разминание

а) Глубокое растяжение мышц в продольном направлении зондом №1.

б) Сдвигание мышц от средней линии к боковому краю зондом № 4 («Лопата»).

в) Сдвигание мышц к средней линии (обратно). Зонд № 5 располагается в горизонтальном положении около губ ребенка.

III. Переход на другую сторону. Массаж второй половины языка.

IV. Воздействие на срединную линию и обе половины языка одновременно.

а) Зонд № 4 («Лопата») располагается на срединной линии языка.

б) Отрывистое надавливание зондом № 7 («Зайчик») по обе стороны средней линии языка.

в) Язык вставляется в зонд № 6 («Крокодил Гена»)

Ребенок лежит на массажном столе

Оказывает помощь в сотрудничестве

Уважительное отношение

III Этап

Артикуляционная гимнастика

Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе

со взрослыми

2 мин.

Наглядный,словесный

Коммуникативная

- Алиса, посмотри внимательно на экран и попробуй выполнить артикуляционную гимнастику вместе с мышкой.

«Часики», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка».

Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом.

Партнерские

Уважительное

отношение

IV  Этап

Развитие воздушной струи

Развитие длительного и плавного выдоха

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе

со взрослыми

1 мин.

Словесный

Коммуникативная, игровая

- А сейчас, Алиса предлагаю тебе сделать упражнение «Фокус». Высунь изо рта язык в форме «чашечки» и подуй на конфети.

Попеременно дует на тренажеры

Игровое взаимодействие

Уважительное  отношение

V Этап

Развитие фонематического слуха

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

деятельности обучающихся

Деятельность
    учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе

со взрослыми

1 мин

Наглядный

Речевая, коммуникативная

- Алиса, предлагаю тебе прослушать звуки (слоги, слова) и, если среди них услышишь звук [ш], то кивни головой мышки би-ба-бо.

Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с], [ш]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши,сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель.

Ребенок слушает звуки (слоги, слова) и кивает головой мышки би-ба-бо на  звук [ш].

Игровое взаимодействие

Уважительное отношение

VI Этап

Автоматизация звука [ш] в слогах

Преодоление речевых нарушений

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе

со взрослыми

2 мин

Наглядный

Речевая, игровая

- Алиса перед тобой камешки, бери любой и клади его на дорогу, а теперь произноси слог ша – шо - шу – ши.

«Мышата шушукаются» аш – ош – уш –иш, повтори.

Строить дорогу к дому мышки и воспроизвест при этом слоги со звуком [ш] (прямые и обратные)

Игровое взаимодействие

Уважительное отношение

VII Этап

Развитие мелкой моторики

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

1 мин

Наглядно-действенный

Речевая, практическая

- Алиса, посмотри, на песке есть мышка, но художник нарисовал не все части тела. Что же забыл нарисовать художник? Попробуешь дорисовать недостающие части тела. Что ты нарисовала?

Ребенок в песочнице дорисовывает мышь

Уважительное отношение

VIII Этап

Рефлексивный

Развивать умение осуществлять итоговый контроль

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

1 мин

Словесный

Коммуникативная, рефлексивная

- Скажи, Алиса, произношение, какого звука мы отрабатывали на занятии? Что в сегодняшнем занятии показалось тебе сложным?  А какие задания лёгкими?

Обязательно расскажите вечером родителям, как хорошо у тебя получалось произносить звук [ш].

За твою отличную работу, ты получаешь раскраску (мышь).

Умница! Спасибо за работу!

Отвечает на поставленные вопросы; получает поощрительный подарок

Партнерский

Уважительное отношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Открытое логопедическое занятие. Автоматизация звука С в слогах и словах. Лексическая тема:"Основные признаки осени"

Конспект логопедического группового занятия для обучающихся школы интерната VIII вида....

Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л

Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;• информационно-коммуникативные...

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж"

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж в слогах, слоах, чистоговорках" с ребенком С ОВЗ, 6 лет....