Технологическая карта логопедического занятия. Автоматизация звука [ш]
план-конспект
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОВЗ, с применением технологии рефлекторно - сегментарного массажа языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
для детей с ОВЗ, с применением технологии рефлекторно - сегментарного массажа языка.
Автоматизация звука [ш]
Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы | Шавлова Наталия Васильевна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида города Орла» |
Возрастная группа | Ребенок 5 лет |
Логопедическое заключение | ОНР III уровня при дизартрическом компаненте |
Образовательная область | Познавательно - речевое развитие, коммуникативно - личностное развитие, художественно - эстетическое развитие |
Тип занятия | индивидуальное |
Тема занятия | Автоматизация звука [ш] |
Цель | Закрепление произношения звука [ш] на материале слогов. |
Задачи | Коррекционно- образовательные: Закреплять правильное произношение звука [ш] (в изолированном произношении и в слогах). Коррекционно - развивающие: 1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата. 2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата. 3. Развивать длительный и плавный выдох. 3. Развивать фонематический слух. 4. Развивать мелкую моторику. Коррекционно - воспитательные: Формирование умения взаимодействовать со взрослым. |
Планируемые образовательные результаты | Повысить эластичность, работоспособность мышц языка, закрепить произношение звука [ш] в слогах |
Используемые технологии | Здоровьесберегающие технологии: рефлекторно-сегментарный массаж языка по Ю.В. Микляевой; пескотерапия. |
Развивающая предметно-пространственная среда | Массажный стол, набор массажных зондов, зеркало, ноутбук, компьютерная игра «Артикуляционная гимнастика», тренажеры для формирования воздушной струи, игрушка мышка би-ба-бо, домик, камешки, песочница |
Организационная структура и содержание логопедического занятия
Этап | Длительность этапа | Методы способы, приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе | ||||||
со взрослыми | ||||||||
1 Этап Мотивации | Настроить обучающегося на непосредственную работу на занятии, положительный эмоциональный настрой | |||||||
1мин. | Словесный | Коммуникативная | - Здравствуйте, Алиса! Сегодня мы с тобой поиграем со звуком, который произносит мышка, когда шуршит, т.е. со звуком [ш]. Давай подготовимся к встрече звука. | Внимательно слушает логопеда | Приветствует друг друга | Доброжелательное | ||
II Этап Массаж языка | Нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры | |||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе | ||||||
со взрослыми | ||||||||
12 мин. | Практический | Коммуникативная |
а) Глубокое растяжение мышц в продольном направлении зондом №1. б) Сдвигание мышц от средней линии к боковому краю зондом № 4 («Лопата»). в) Сдвигание мышц к средней линии (обратно). Зонд № 5 располагается в горизонтальном положении около губ ребенка. III. Переход на другую сторону. Массаж второй половины языка. IV. Воздействие на срединную линию и обе половины языка одновременно. а) Зонд № 4 («Лопата») располагается на срединной линии языка. б) Отрывистое надавливание зондом № 7 («Зайчик») по обе стороны средней линии языка. в) Язык вставляется в зонд № 6 («Крокодил Гена») | Ребенок лежит на массажном столе | Оказывает помощь в сотрудничестве | Уважительное отношение | ||
III Этап Артикуляционная гимнастика | Нормализация моторики артикуляционного аппарата | |||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе | ||||||
со взрослыми | ||||||||
2 мин. | Наглядный,словесный | Коммуникативная | - Алиса, посмотри внимательно на экран и попробуй выполнить артикуляционную гимнастику вместе с мышкой. «Часики», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка». | Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом. | Партнерские | Уважительное отношение | ||
IV Этап Развитие воздушной струи | Развитие длительного и плавного выдоха | |||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе | ||||||
со взрослыми | ||||||||
1 мин. | Словесный | Коммуникативная, игровая | - А сейчас, Алиса предлагаю тебе сделать упражнение «Фокус». Высунь изо рта язык в форме «чашечки» и подуй на конфети. | Попеременно дует на тренажеры | Игровое взаимодействие | Уважительное отношение | ||
V Этап Развитие фонематического слуха | Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов | |||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе | ||||||
со взрослыми | ||||||||
1 мин | Наглядный | Речевая, коммуникативная | - Алиса, предлагаю тебе прослушать звуки (слоги, слова) и, если среди них услышишь звук [ш], то кивни головой мышки би-ба-бо. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с], [ш]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши,сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель. | Ребенок слушает звуки (слоги, слова) и кивает головой мышки би-ба-бо на звук [ш]. | Игровое взаимодействие | Уважительное отношение | ||
VI Этап Автоматизация звука [ш] в слогах | Преодоление речевых нарушений | |||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе | ||||||
со взрослыми | ||||||||
2 мин | Наглядный | Речевая, игровая | - Алиса перед тобой камешки, бери любой и клади его на дорогу, а теперь произноси слог ша – шо - шу – ши. «Мышата шушукаются» аш – ош – уш –иш, повтори. | Строить дорогу к дому мышки и воспроизвест при этом слоги со звуком [ш] (прямые и обратные) | Игровое взаимодействие | Уважительное отношение | ||
VII Этап | Развитие мелкой моторики | |||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||
со взрослыми | ||||||||
1 мин | Наглядно-действенный | Речевая, практическая | - Алиса, посмотри, на песке есть мышка, но художник нарисовал не все части тела. Что же забыл нарисовать художник? Попробуешь дорисовать недостающие части тела. Что ты нарисовала? | Ребенок в песочнице дорисовывает мышь | Уважительное отношение | |||
VIII Этап Рефлексивный | Развивать умение осуществлять итоговый контроль | |||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||
со взрослыми | ||||||||
1 мин | Словесный | Коммуникативная, рефлексивная | - Скажи, Алиса, произношение, какого звука мы отрабатывали на занятии? Что в сегодняшнем занятии показалось тебе сложным? А какие задания лёгкими? Обязательно расскажите вечером родителям, как хорошо у тебя получалось произносить звук [ш]. За твою отличную работу, ты получаешь раскраску (мышь). Умница! Спасибо за работу! | Отвечает на поставленные вопросы; получает поощрительный подарок | Партнерский | Уважительное отношение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Открытое логопедическое занятие. Автоматизация звука С в слогах и словах. Лексическая тема:"Основные признаки осени"
Конспект логопедического группового занятия для обучающихся школы интерната VIII вида....
Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л
Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;• информационно-коммуникативные...
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...
Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»
Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж"
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж в слогах, слоах, чистоговорках" с ребенком С ОВЗ, 6 лет....