Игровые (адаптированные) упражнения для детей с ТМНР на основе коррекционно-развивающих пособий компании Dusima
методическая разработка

В материале описаны  специальные упражнения для  детей с ТМНР  на основе коррекционно-развивающих пособий компании  Dusima.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые (адаптированные)

упражнения для     детей с ТМНР

на основе коррекционно-развивающих пособий компании

Dusima

                                                                   УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

                                                                                Дудкина А.В.


1. Игра «Пощупай и угадай»

ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Ящик прямоугольной формы с круглыми отверстиями для рук (материал-фанера, размер-36х30х16см).  Несколько наборов предметов небольших по размеру, каждый набор  в отдельном  мешочке. Каждый набор 5-10 предметов.

Набор объемных геометрических тел.

Набор плоских геометрических фигур.

Набор парных предметов.                                 

Игра способствует развитию

- стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения, и отвечает за восприятие объемных тел в пространстве

- расширению словарного запаса

- памяти

- концентрации внимания

Игровое упражнение 1

 Педагог находится рядом с ребенком, ящик располагается  перед ними на столе. Мешочек с одним из наборов предметов лежит на подносе рядом с ящиком. Количество предметов зависит от возраста и развития ребенка. Педагог просит ребенка достать из мешочка один предмет, рассмотреть и назвать его. Данный предмет кладут перед ящиком. Ребенок по очереди достает все предметы: рассматривает, называет и кладет их перед ящиком. Когда затрудняется ребенок  назвать предмет, педагог убирает его и не использует в данном игровом упражнении. Известные предметы кладут в ящик. Педагог предлагает ребенку игру «Угадай-ка!». Начинает педагог,  в отверстия  ящика опускает обе  руки, ощупывает  один из предметов, называет,  потом достает его и  спрашивает ребенка: «Я правильно назвала предмет?»  Далее продолжает ребенок. Когда все предметы определены, их складывают обратно в мешочек и  все ставят на место.

Игровое упражнение 2

Педагог находится рядом с ребенком, ящик располагается  перед ними на столе. На подносе рядом с ящиком лежат объемные геометрические тела. Количество их  зависит от возраста и развития ребенка. Педагог просит ребенка взять с подноса одно геометрическое тело рассмотреть  и назвать его и положить перед  ящиком и так далее. Когда затрудняется ребенок  назвать геометрическое тело, педагог убирает его и не использует в данном игровом упражнении.  Все известные геометрические тела кладут в ящик. Педагог предлагает ребенку игру «Как это называется?». Начинает педагог,  в отверстия  ящика опускает обе  руки, ощупывает  одно из геометрических тел, называет,  потом достает его и  спрашивает ребенка: «Я правильно назвала?»  Далее продолжает ребенок. Когда все геометрически определены, их складывают обратно на поднос и  все ставят на место.

Игровое упражнение 3

Организация работы с плоскими геометрическими фигурами аналогична  работе с объемными геометрическими фигурами.

Игровое упражнение 4

Педагог находится рядом с ребенком, ящик располагается  перед ними на столе. Мешочек с  набором парных предметов  лежит на подносе рядом с ящиком.  Предметы уже знакомые ребенку. Количество парных предметов зависит от возраста и развития ребенка. Педагог предлагает ребенку игру «Найди парочку». Начинает педагог, из мешочка достает   пары предметов:  один предмет из пары кладет  перед ящиком, другой  кладет  в  ящик. Затем выбирает один из предметов перед ящиком, ощупывает, кладет на место и начинает поиск  аналога в ящике. Далее продолжает ребенок. Когда все пары предметов определены, их складывают в мешочек и все ставят на место.

Игровое упражнение 5

Педагог находится рядом с ребенком, ящик располагается  перед ними на столе. Набор  плоских цифр лежит на подносе рядом с ящиком.  Цифры знакомые ребенку, их количество  зависит от возраста и развития. Педагог предлагает ребенку игру «Какая цифра?». Начинает педагог, цифры с подноса кладет  в ящик. Затем опускает обе руки в отверстия ящика, ощупывает одну из цифр, называет ее и достает и спрашивает ребенка: «Я правильно назвала?». Эту цифру откладывают на поднос. Далее продолжает ребенок. Когда все цифры определены, все ставят на место.

Игровое упражнение 6

Организация работы с плоскими буквами,  аналогична  работе с цифрами.

Игровое упражнение 7

Педагог находится рядом с ребенком, ящик располагается  перед ними на столе. Мешочек с  набором предметов  лежит на подносе рядом с ящиком.  Предметы уже знакомые ребенку. Количество  предметов зависит от возраста и развития ребенка. Педагог просит ребенка  рассмотреть  и назвать все предметы и положить их  в  ящик.  Далее предлагает ребенку игру «Отгадай загадку и найди ответ?». Начинает педагог, загадывает загадку, говорит отгадку,  затем опускает обе руки в отверстия  ящика  и ищет предмет - «отгадку», называет  и достает и спрашивает ребенка: «Я правильно назвала?». Этот предмет откладывают на поднос. Далее продолжает ребенок. Когда все загадки отгаданы, все ставят на место.

Игровое упражнение 8

Организация работы с предметами, которые ищет ребенок по заданию педагога в ящике, аналогична  работе с предметами – «отгадками».

Игровое упражнение 9

Педагог находится рядом с ребенком, ящик располагается  перед ними на столе. Мешочек с  набором парных предметов  лежит на подносе рядом с ящиком.  Предметы уже знакомые ребенку. Количество парных предметов зависит от возраста и развития ребенка. Педагог предлагает ребенку игру «Найди такой же предмет на дальнем столе». Начинает педагог, из мешочка достает   пары предметов:  один предмет из пары оставляет на подносе, другой  кладет  в  ящик. Затем  поднос с предметами переносит на другой стол. Далее, педагог ощупывает один из предметов на подносе, оставляет его там и идет искать ему пару в ящике. Продолжает игровое упражнение ребенок. Когда все пары предметов найдены - игра закончена.

Игровое упражнение 10

Групповая работа, роль педагога выполняет другой ребенок.

2.Игра «Что это?»

ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Деревянная основа. (33×33×3,5 см) с крышкой из мягкого материала

 набор деревянных элементов разных геометрических форм со скругленными углами (размер от 5 до 11 см)

 набор деревянных фигурок людей, животных, деревьев (размер от 5 до 11 см)

 Фигурки все ярко окрашены в основные цвета.

Игра способствует развитию

- стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения, и отвечает за восприятие объемных тел в пространстве

- расширению словарного запаса

- памяти

- концентрации внимания

Игровое упражнение 1

 Педагог находится рядом с ребенком,  игровое оборудование располагается  перед ними на столе. набор деревянных геометрических фигур лежит на подносе рядом с ним. Количество их  зависит от возраста и развития ребенка Педагог просит ребенка взять одну из  геометрических фигур с подноса, рассмотреть, назвать ее и положить на деревянную основу, с остальными фигурами поступают так же и накрывают мягкой крышкой. В случае, когда ребенок затрудняется назвать геометрическую фигуру, ее убирает педагог и в игре не используют. На  следующих занятиях с данной фигурой знакомят и после вводят в игровые упражнения. Далее педагог предлагает игру: «Какая фигура!». Начинает педагог, ощупывает одну геометрическую фигуру через ткань, называет ее,  следующую геометрическую фигуру находит  ребенок. Для первого раза   достаточно 3-5 геометрические фигуры.

Игровое упражнение 2

 Педагог находится рядом с ребенком,  игровое оборудование располагается  перед ними на столе. Набор деревянных геометрических фигур лежит на подносе рядом с ним. Количество их  зависит от возраста и развития ребенка. Далее предлагает ребенку игру: «Найди и назови геометрическую фигуру. Начинает педагог, берет фигуры  с подноса, выкладывает их на деревянную основу и накрывает мягкой крышкой. Затем  проговаривает - какую геометрическую фигуру будет искать, ощупывая через ткань,  находит и называет ее. После того, как фигура названа, мягкую крышку снимает и данную геометрическую фигуру убирает  на поднос. Далее продолжает  ребенок, если он затрудняется найти заданную геометрическую фигуру, педагог ему в поиске. Для первого раза   достаточно 3-5 геометрические фигуры.

Игровое упражнение 3

Педагог находится рядом с ребенком,  игровое оборудование располагается  перед ними на столе. Набор деревянных геометрических фигур лежит на подносе рядом с ним. Количество их  зависит от возраста и развития ребенка. Далее предлагает ребенку игру: «Вверху – внизу». Начинает педагог, берет  две геометрические фигуры, кладет одну из них на нижнюю часть деревянной основы, другую на верхнюю ее часть и накрывает мягкой крышкой. Затем  задает  вопрос: « Какая же геометрическая фигура находится внизу?».  Ищет, ощупывает через ткань  и называет ее. После того, как фигура названа, мягкую крышку снимает и   убирает  ее на поднос. Также поступает и с другой фигурой.  Педагог задает  вопрос: « Какая же геометрическая фигура находится вверху?». Ищет, ощупывает через ткань  и называет ее. Далее продолжает  ребенок,  раскладывает фигуры и задает вопросы педагог, в ходе игры  при необходимости   оказывает  помощь. Для первого раза   достаточно 3-5  пар геометрические фигуры.

    Игровое упражнение 4

Организация работы  педагога с ребенком в игровом упражнении «Вверху - в середине - внизу» аналогична игровому упражнению 3. Можно использовать также наборы фигурок животных и др.

Игровое упражнение 5

Организация работы  педагога с ребенком в игровом упражнении «Лево - право» аналогична игровому упражнению 3. Можно использовать также наборы фигурок животных и др.

Игровое упражнение 6

Организация работы  педагога с ребенком в  более сложном игровом упражнении «Лево – право, верх - низ» аналогична игровому упражнению 3. Можно использовать также наборы фигурок животных и др.

Игровое упражнение 10

Групповая работа, роль учителя выполняет другой ребенок.

3. Игра «Найди фигуре место»

ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Деревянная основа с вырезанными контурами 24 различных фигур

4 цветные фишки

1 игральный кубик

Мешочек с набором фигур, контуры которых вырезаны на деревянной основе.

Игра способствует развитию

- стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения, и отвечает за восприятие объемных тел в пространстве

- осязания

- памяти

- концентрации внимания

- расширение словарного запаса

- навыков устного счета

- коммуникативных навыков.

Игровое упражнение 1

Педагог находится рядом с ребенком,  игровое оборудование располагается  перед ними на столе.  Мешочек с набором фигур лежит на подносе рядом с ним. Количество их  зависит от возраста и развития ребенка. Далее предлагает ребенку игру: «Найди место для фигуры». Начинает педагог, достает из мешочка фигурку, называет ее и вкладывает в  соответствующий вырезанный контур на деревянной основе. Далее, продолжает игру ребенок.

Игровое упражнение 2

Педагог находится рядом с  несколькими детьми (2-3чел.),  игровое оборудование располагается  перед ними на столе.  Все  фигуры лежит на подносе рядом с ними. Количество их  зависит от возраста и развития детей. Далее предлагает детям игру: «Найди место для фигуры». Начинает педагог, берет одну фигурку, называет ее и вкладывает в  соответствующий вырезанный контур на деревянной основе. Далее,  продолжают игру дети сами, они по очереди  берут фигуры и ищут им место на деревянной основе.

4. Игра «Определи на ощупь»

 ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Деревянная коробка с выдвижной крышкой, в которой находятся 4 комплекта (каждый состоит из 9 съемных сенсорных элементов с разной текстурой поверхности).

Игра способствует развитию

- стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения, и отвечает за восприятие объемных тел в пространстве

- осязания

- памяти

- концентрации внимания

- коммуникативных навыков

Игровое упражнение 1

 Педагог находится рядом с ребенком,  игровое оборудование располагается  перед ними на столе. Далее  педагог предлагает ребенку игру: «Подбери парочку». Берется только 2 комплекта съемных сенсорных элементов.  Для первого раза, отбираются наиболее контрастные элементы из комплектов,  но не более 3. Педагог, берет один комплект  уже собранный из съемных сенсорных элементов, а парочки к ним,  лежат  перед педагогом, в случайном  расположении. Начинает с первого левого  элемента собранного  комплекта, проводя кончиками пальцев по поверхности его, и таким же образом ищет ему парочку среди разложенных на столе съемных сенсорных элементов.  После подбора парочки, кладут его под таким же элементом готового комплекта. Далее, педагог предлагает ребенку продолжить   подбор парочек элементов.

Игровое упражнение 2

Организация работы  педагога с ребенком  с большим количеством сенсорных элементов аналогична игровому упражнению 1.

Игровое упражнение 3

Педагог находится рядом с ребенком,   одна часть игрового оборудования располагается  перед ними на столе, а другая на соседнем столе, на некотором расстоянии от рабочего места ребенка. Задача – найти парный элемент, запомнив тактильные ощущения.

Игровое упражнение 4

Педагог находится рядом с ребенком,  игровое оборудование располагается  перед ними на столе. Берется  только 2 комплекта сенсорных элементов. Далее  педагог предлагает ребенку игру: «УГАДАЙ». Один комплект перед педагогом, другой в разобранном виде перед ребенком. Педагог просит ребенка закрыть глаза или отвернуться в сторону, а сам дотрагивается до руки ребенка одним из элементов своего комплекта, и кладет его обратно. Ребенок должен найти такой же в своем комплекте.

Игровое упражнение 5

Педагог находится рядом с ребенком, игровое оборудование располагается  перед ними на столе. Педагог предлагает ребенку игру: «Путаница». Педагог перемешивает  сенсорные элементы 4 комплектов и затем начинает складывать первый комплект и предлагает ребенку собрать следующий и так далее. Необходимо соблюдать один и тот же порядок следования сенсорных элементов комплекта.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основы коррекционно-развивающей работы по преодолению дизорфографии школьников"

Понятие о дизорфографии и условия её коррекции, список используемой литературы...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ УРОКОВ ИСТОРИИ

Учитель истории Бегун Р.В.ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва                                 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСО...

Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).

В данной работе раскрыты основные этапы работы по стимуляции двигательной вктивности детей с  ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях(уроках)...

Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения (химия в учебной деятельности слепых обучающихся)

Специфику коррекционной работы по химии можно определить следующими положениями:- выявление признаков химических объектов с помощью неполноценного зрения  сохранных органов чувств;- подбор химиче...

«Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР»

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает, использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики  РАО....

Тема выступления «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».

Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время....

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих играх с природным материалом»

Значение развития мелкой моторики:Повышают тонус коры головного мозга.Развивают речевые центры коры головного мозга.Стимулируют развитие речи ребенка.Согласовывают работу понятийного и двигательного ц...