РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ
статья

Власенкова Наталья Александровна

Аннотация.

В статье рассматриваются подходы и методы, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в условиях коррекционно-развивающих занятий. Описываются особенности формирования и улучшения коммуникации у детей с различными видами нарушений, а также приводятся примеры эффективных упражнений и занятий, направленных на развитие социальных и речевых навыков. Предлагаются практические советы для педагогов коррекционных школ, основанные на реальных кейсах и опыте работы.

Ключевые слова:

дети с ОВЗ, коррекционно-развивающие занятия, коммуникативные навыки, социальная адаптация, педагог коррекционной школы, особые образовательные потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ

Власенкова Наталья Александровна, учитель

МБОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа»

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в условиях коррекционно-развивающих занятий. Описываются особенности формирования и улучшения коммуникации у детей с различными видами нарушений, а также приводятся примеры эффективных упражнений и занятий, направленных на развитие социальных и речевых навыков. Предлагаются практические советы для педагогов коррекционных школ, основанные на реальных кейсах и опыте работы.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекционно-развивающие занятия, коммуникативные навыки, социальная адаптация, педагог коррекционной школы, особые образовательные потребности.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) представляет собой одну из важнейших задач коррекционной педагогики. В условиях коррекционной школы педагоги сталкиваются с необходимостью создания таких условий обучения, которые способствовали бы эффективному развитию социальных и речевых навыков у учеников. Зачастую дети с ОВЗ испытывают трудности в общении, имеют ограниченный словарный запас, трудности в понимании невербальных сигналов и сложность в установлении контактов с окружающими. Поэтому основная цель коррекционно-развивающих занятий — научить детей более уверенно общаться, развивать способность выражать свои мысли и эмоции, а также улучшать навыки взаимодействия с окружающими.

Работа по развитию коммуникативных навыков начинается с определения уровня речевого развития ребенка и выявления его индивидуальных особенностей. На этом этапе важно учитывать, что дети с ОВЗ могут иметь различные нарушения — как речевые, так и поведенческие, интеллектуальные или эмоциональные. Именно поэтому подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, учитывающим его сильные стороны и зоны роста.

Одним из самых эффективных методов развития коммуникативных навыков являются игровые формы занятий. Игры позволяют создать безопасную и комфортную обстановку, в которой ребенок может постепенно осваивать навыки общения. Например, в игре «Магазин» дети учатся задавать вопросы, отвечать на них, вести диалог, что способствует формированию у них социальных навыков. Такой подход позволяет не только улучшить речевые способности, но и развить уверенность в себе.

Пример успешного использования игровых методов — занятие «Театральная постановка». Дети вместе с педагогом разыгрывают небольшие сценки, в которых нужно вступать в диалог, выражать эмоции, использовать жесты и мимику. Это не только развивает речевые навыки, но и помогает детям с ОВЗ лучше понимать эмоциональные состояния других людей, что крайне важно для формирования полноценной коммуникации.

Особое внимание в коррекционной школе уделяется обучению невербальной коммуникации. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в интерпретации жестов, мимики и других невербальных сигналов. Поэтому на занятиях используется множество упражнений, направленных на развитие этих навыков. Например, педагог может использовать карточки с изображением лиц, выражающих различные эмоции, и просить ребенка определить, какое чувство демонстрируется. Это упражнение помогает детям лучше распознавать эмоции, что способствует успешному общению в будущем.

Важным элементом коррекционно-развивающих занятий является обучение детей работе в группе. Навыки группового взаимодействия помогают детям учиться слушать других, высказывать свое мнение, уважать личное пространство собеседника. Например, одно из упражнений может заключаться в том, чтобы дети по очереди рассказывали о своих увлечениях или любимых занятиях, а другие ученики задавали вопросы и давали комментарии. Это учит их слушать и воспринимать чужие мысли, а также развивает способность строить связные рассказы и выражать свои мысли.

Эффективным методом работы с детьми с ОВЗ является использование ролевых игр. Ролевые игры помогают детям лучше адаптироваться к реальным жизненным ситуациям, научиться вести себя в различных социальных контекстах. Например, педагог может предложить детям разыграть сцену в кафе, где нужно сделать заказ, поблагодарить, попросить счет. Это упражнение помогает детям не только выработать речевые навыки, но и научиться основам вежливого общения, что очень важно для их социальной адаптации.

Одним из важных аспектов развития коммуникативных навыков является создание позитивной и поддерживающей среды на занятиях. Дети с ОВЗ часто испытывают неуверенность в себе, боятся ошибиться или быть непонятыми. Поэтому педагог должен создать такие условия, в которых ребенок чувствует себя комфортно, уверен в своих силах и не боится выражать свои мысли. Например, в начале занятия можно предложить ученикам обсудить свои успехи за неделю, похвалить друг друга, что создаст позитивный настрой и повысит мотивацию к обучению.

Важную роль в развитии коммуникативных навыков играет сотрудничество с родителями. Педагоги коррекционных школ часто проводят занятия и консультации для родителей, объясняя, как правильно общаться с ребенком дома, какие игры и упражнения помогут развивать его речевые способности. Взаимодействие семьи и школы позволяет добиться более высоких результатов в обучении, так как ребенок видит, что его успехи важны не только в школе, но и дома.

Кроме того, для успешного развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ важно использовать современные технологии. Например, компьютерные программы и мобильные приложения, разработанные для детей с особенностями развития, позволяют делать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Специальные логопедические приложения помогают тренировать произношение звуков и слов, развивать связную речь и понимание речи на слух.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы требует комплексного подхода, включающего индивидуальные занятия, групповую работу, использование игровых и ролевых методов, обучение невербальной коммуникации и привлечение родителей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и успех в развитии его коммуникативных навыков зависит от умения педагога создать поддерживающую и безопасную обстановку, которая способствует раскрытию потенциала ученика. Педагоги коррекционных школ играют ключевую роль в этом процессе, становясь для детей наставниками и помощниками на пути к успешной социальной адаптации и полноценной коммуникации.

Список литературы

  1. Азарова М. Б. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №3.
  2. Гончарова Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий // Современное педагогическое образование. 2021. №2.
  3. Поликарпова И. Э. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ / И. Э. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 127-129.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната

Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...

Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»

Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы"

Программа направлена на формирование адекватного поведения, снижение конфликтности, развитие адаптивных возмождностей и волевых усилий у обучающихся сОВЗ....

КАРТОЧКИ PECS КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАС

В статье раскрывается значение и методика использования карточек альтернативной системы коммуникации PECS с целью социальной адаптации и развития коммуникативных навыков детей с расстройствами аутисти...