Тема выступления «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».
методическая разработка
Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
«Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».
В школу – интернат поступают дети с задержкой интеллектуального развития конституционного, соматогенного, психогенного, церебрально – органического происхождения. Учащиеся перенесли различные инфекционные заболевания, травмы, неблагоприятные условия воспитания, интоксикации нервной системы. У учащихся наблюдается средний и низкий уровень познавательной деятельности, связанный с нарушением памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций.
Учащиеся с неосложнённой формой ЗПР становятся успевающими при осуществлении правильно организованной педагогической работы и индивидуального подхода в их обучении и воспитании.
Уроки физики и математики являются составной частью коррекционно – воспитательной работы.
Главная цель моей педагогической деятельности –
Развитие у учащихся интереса к познанию физических явлений, приобретению навыков самостоятельного изучения фундаментальных основ науки; создание условий для обучения и развития физических и математических способностей учащихся на основе индивидуального подхода.
Система умений и навыков учебного труда включает умение читать и писать, самостоятельно планировать работу, осуществлять самоконтроль и вносить последующие коррективы. Я считаю, что качество знаний учащихся находится в прямой зависимости от уровня сформированности этих умений.
У ребят же со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир , задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке. Анализ исследований учёных- педагогов (Б.Г.Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.А.Гордона и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что у большинства моих учеников, наблюдается низкое развитие самостоятельной деятельности .
Тема по самообразованию над которой я работаю: «Самостоятельная деятельность учащихся – основа коррекционно- развивающего обучения».
Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время.
Задачи педагогической деятельности:
1)организовать совместную деятельность, обеспечивающую комфортность участников обучения, способствующую культурному и интеллектуальному развитию учащихся;
2)развитие у учащихся основных мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация их деятельности с речью;
3)Формировать культуру общения, то есть умение вести дискуссию, слушать и уважать мнение партнёра; аргументировать свою точку зрения;
4)обеспечить обучение каждого учащегося на доступном ему уровне, применяя дифференцированный подход.
Основные принципы педагогической деятельности:
- научность;
- доверие во взаимоотношениях между учащимися и учителем;
- доступность изучаемого;
- самокритичность и способность находиться в постоянном поиске форм и методов обучения;
- учёт индивидуальности каждой личности.
Свою работу я веду в трёх направлениях:
- Изучаю опыт коллег и других педагогов по научно – методической литературе.
- Применение, с адаптацией, к своим педагогическим возможностям и способностям.
- Анализирую положительных результатов своей работы и недоработки для совершенствование своей системы преподавания.
При решении данных задач встречаются трудности, в основном, это связано с недостаточным обеспечением кабинета физики оборудованием, приборами.
В прошедшем учебном году в кабинете был установлен стационарный компьютер со всем необходимым оборудованием (проектор, интерактивная доска), что является очень хорошим подспорьем при решении учебных и воспитательных задач.
Для процесса обучения первостепенное значение имеют познавательные умения, т.е. умение самостоятельно приобретать знания из различных источников. При подготовке к урокам всегда отвожу достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, расширяющих связь предмета с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта( многие учащиеся успешно обучаются по физики, благодаря своему житейскому опыту Бессонова К., Пилипас Д. и т.д.). Максимально использую межпредметные связи. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, пословицы и поговорки физического содержания. Ребята сами охотно исполняют роль учителя, составляя и подбирая для своих одноклассников задания, готовят сообщения о выдающихся учёных, составляют кроссворды, тесты, рисуют шарады.
Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда.
Виды самостоятельных работ: (Приложение 2)
- Приобретение новых знаний, формирование умения самостоятельно приобретать знания. ( 7 класс урок «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля». Задание прочитать текст и подготовить ответы по заданному плану; 9 класс урок «Перемещение». Логическая цепочка: Путь – Траектория - Перемещение. Самостоятельно выделить материал, поясняющий каждое звено.)
- Закрепление и уточнение знаний. (Самостоятельные, индивидуальные, контрольные работы))
- Формирование умения применять знания на практике. (Лабораторные работы, фронтальный эксперимент, например 8 класс при изучении темы « Электризация тел при соприкосновении».)
- Формирование умений и навыков творческого характера. (Экспериментальные задания творческого характера «Изучение зависимости давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба и плотности жидкости» , «Координатная плоскость».)
Самостоятельную работу я предлагаю с различными целями и на различных этапах урока: при повторении материала, для изучения некоторых теоретических вопросов, для изучения устройства и принципа действия несложного прибора, при подготовке к лабораторной работе.
Пытаюсь прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребёнком позволяет добиться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.( Приложение 1)
Значительное место на уроке отвожу решению задач, в результате чего ребята овладевают или пытаются овладеть системой научных и технических знаний, понятий. Решение задач воспитывает у них трудолюбие, настойчивость, волю, характер.
Также одним из видов самостоятельной работы считаю работа с учебником. У детей воспитывается любовь и уважение к книге, как к источнику научных и технических знаний. Учу детей выделять главное, излагать прочитанное, пользоваться рисунками, графиками.( 8класс тема «Источники тока» используя учебник сформировать представление об устройстве батареи карманного фонаря, 6 кл. тема «Сложение чисел с разными знаками» дети самостоятельно изучают новую телу и далее выполняют тренировочные задания, слабые учащиеся с комментариями)
Чтобы улучшить мотивацию обучения, повысить интерес к предметам проводим неделю физики и математики . При проведении недели использую различные формы:
- ребята старших классов проводят беседы для учащихся 4-6 классов с демонстрацией опытов;
- проведение различных мероприятий: КВН, Звёздный час, Конкурсы, Игры и т.д.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-356851-1454227976.jpg)
Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"
Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-560760-1420995984.jpg)
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается основной проблемой мировой и отечественной педагогики.Этот вопрос наиболее актуален в настоящее время: обществу требуются образованные ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796175-1465292066.jpg)
Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".
В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....
Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения (химия в учебной деятельности слепых обучающихся)
Специфику коррекционной работы по химии можно определить следующими положениями:- выявление признаков химических объектов с помощью неполноценного зрения сохранных органов чувств;- подбор химиче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-467020-1406881548.jpg)
Управление самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физики
В докладе рассказывается о роли самостоятельной работы учащихся на уроках физики, представлены основные этапы и принципы управления самостоятельной работой...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1276211-1602153108.jpg)
Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Доклад на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства"...