Дети с ОВЗ
статья
Предварительный просмотр:
Основные принципы диагностики
1. В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий.
2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения.
3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.
ПМПК
ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.
По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.
Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим. К чему готовиться:
1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.
2. К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.
3. К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.
4. К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.
Где проходить диагностику?
В каждой муниципальной территории есть консультационные пункты по оказанию ранней помощи семьям с детьми с проблемами в развитии. Адреса консультационных пунктов размещены на сайте министерств образования и науки регионов.
Материалы по теме
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего младенческого возраста. Часовой вебинар
Корнева С.А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи
Учитель-дефектолог и учитель-логопед – специальные педагоги, которые выявляют и корректируют нарушения развития, выявляют детей «группы риска», занимаются профилактикой. В идеальной картине мира эти педагоги работают с детьми и взрослыми, с семьями, педагогами детских садов, школ, техникумов. На практике — специалистов не хватает, поэтому базовыми навыками хорошо бы владеть всем. Прежде всего для того, чтобы вовремя заметить проблемы ребенка. |
Базовые навыки дефектолога и логопеда
Их делят на пять групп.
1. Гностические — наблюдать, изучать ребенка, его возможности в повседневной жизни и в процессе обучения, уровень и особенности разных видов деятельности ребенка. Именно они позволяет первично выявить детей, нуждающихся в специальной помощи.
Очень важно видеть даже минимальную динамику в развитии ребенка, учиться анализировать продвижения ребенка относительно него самого, воздерживаясь от сравнения ребенка и его достижений с другими детьми. Крайне важным в контексте гностических умений учителя-дефектолога и учителя-логопеда является способность к рефлексии: умение выделять сильные стороны себя как профессионала, сильные стороны (сохранное в психологическом и личностном развитии) ребенка, умение видеть потенциал – зону ближайшего развития ребенка – то есть не только то, что он уже делает самостоятельно сегодня, но и то, что он может сделать сегодня вместе с взрослым.
2. Проектировочные, то есть ставить цели и задачи коррекционно-развивающей работы — ближайшие и перспективные. Сюда же относят способность определять адекватность применяемых методов работы возможностям ребенка, умение прогнозировать ошибки и затруднения, гибко подстраивать приемы работы к конкретному ребенку, его возможностям, умение ставить и обсуждать задачи совместной работы с воспитателями и родителями ребенка, обсуждать с ними необходимость внесения корректив в содержание и методы работы.
3. Конструктивные, связанные с разработкой и оформлением занятий, планов работы. Родителю, который сам занимается с ребенком важно уметь самому изготавливать или адаптировать пособия — создавать игры, использовать игрушки, изготавливать схемы, опорные конспекты для запоминания, книжки-малышки — для работы с ребенком.
4. Организационные — навыки организовать деятельность ребенка с особыми потребностями. Таким детям очень сложно надолго сконцентрировать внимание, трудно начать выполнять задание, понять обращенную речь, усидеть во время занятия. Педагоги обычно используют своеобразные ритуалы начала занятия: пальчиковая игра, короткое четверостишие, игра на внимание, специальный сигнал.
Важно уметь организовать занятие таким образом, чтобы задания чередовались по сложности: подумать – подвигаться, поиграть – порисовать. Полезно проводить физкультминутки, учить детей приемам расслабления, обращать внимание и обсуждать признаки усталости, которые мешают ему работать, и обучать его приемам отдыха, которые можно использовать непосредственно во время совместной деятельности.
5. Коммуникативные, то есть умение слушать и слышать – ребенка, родителей, педагогов, умение быть модератором (слышать и координировать разные позиции) во взаимодействии между родителями, педагогами, детьми, другими специалистами, умение быть фасилитатором развития ребенка: верить в его успех, настраивать всех участников педагогического процесса на достижение позитивных результатов, помогать видеть достижения ребенка и семьи, даже минимальные.
Когда нужно обратиться к специалисту для диагностики?
Родитель или обычный педагог не может заменить учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Но именно родитель и педагог может и должен ПЕРВЫМ заметить проблемы ребенка, которые требуют обращения к специалистам дефектологического профиля.
Что должно в первую очередь (без проведения диагностики) насторожить и стать возможным поводом для обращения к специалисту?
1. Ребенок отстает от возрастных норм развития.
2. Ребенок плохо реагирует на визуальные (зрительные) и звуковые стимулы/сигналы.
3. Ребенок почти не идет на контакт со взрослыми и детьми: избегает прямого контакта, отсутствует глазной контакт.
4. Ребенок не дифференцирует «своих» и «чужих».
5. У ребенка по-разному работает правая и левая стороны тела.
6. Ребенок мало смотрит или вообще не смотрит в глаза.
Материалы по теме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...