ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Учителя музыки Удодовой Галины Константиновны
методическая разработка
Тема самообразования:
«Нравственное воспитание обучающихся с нарушением интеллекта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_samoobrazovaniya_udodovoy_g.k.docx | 785.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасская специальная школа-интернат №1».
ЛИЧНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
Учителя музыки
Удодовой Галины Константиновны
на 2016-2019 гг.
Тема самообразования:
«Нравственное воспитание обучающихся с нарушением интеллекта».
ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Комплексная научно-методическая тема педагогического коллектива школы:
«Развитие коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды как условие формирования личности ребёнка с ОВЗ».
Тема индивидуального самообразования:
«Нравственное воспитание обучающихся с нарушением интеллекта».
Пояснительная записка
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
1. наше общество нуждается в подготовке образованных, нравственных людей, обладающих знаниями и прекрасными чертами личности;
2. в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
3. образование не гарантирует нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
4. владение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Цель работы по теме самообразования:
повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя музыки в сфере нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью; формирования нравственно устойчивой, цельной личности, для которой нормы морали выступают как ее собственные убеждения и привычные формы поведения; формирование у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью навыков культуры поведения в общении с людьми, навыков коммуникабельности.
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными технологиями обучения;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников в процессе профессионально-трудового обучения;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии).
- Психолого - педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
- Охрана здоровья.
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
- Правовое.
- Эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
- СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
- Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы.
- Курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного методического
объединения учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- Поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
Направления самообразования:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Анализ работы по теме самообразования
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно-этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. Интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей с умственной отсталостью и, связанные с ними, не критичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты - обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня.
Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые привычки. Ведь «Привычка – вторая натура…», как сказал Э. Сеген. У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности.
Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошо воспитанных, с правильным поведением лиц даже с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Такое поведение детей с умственной отсталостью – результат огромной работы педагогов.
В процессе воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями педагог должен организовать свою работу в русле основных видов его деятельности, т.к. «аффективные и познавательные компоненты, а также усвоенные формы и способы поведения» в конечном счете и образуют тот высший синтез, который, по словам Л.С Выготского, с «полным основанием должен быть назван личностью ребенка». Путь формирования личности ребенка пролегает через культурное развитие, основанное на употреблении знаков, их использование во внешней социальной форме, а затем и во внутренней. Для детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо «создание обходных путей культурного развития ненормального ребенка» (Л. С. Выготский). Большое значение занятием музыкой с умственно отсталыми детьми придавал советский дефектолог А. Н. Граборов В “Очерках по олигофренопедагогике” он подчеркивал большую роль музыки в коррекционно-воспитательной работе. А. Н. Граборов отмечал особую важность работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки. При этом смысл музыкально-воспитательной работы он видел в том, чтобы “…пробудить у учащихся интерес к музыке, ввести их в круг музыкальной литературы, воспитать вкус к музыке…”. А. Н. Граборов считал, что учащиеся должны слушать музыку не только на уроках, но и во внеурочное время. Такое прослушивание должно носить систематический характер и осуществляться по специально разработанной программе.1
А. Н. Граборов рекомендует особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала. Так, например, он советует использовать доступные, яркие и выразительные произведения. Ведь известно, что средствами музыки можно глубоко и полно отражать мир человеческих чувств. В музыке своеобразно отражаются многообразные явления окружающей действительности.
Музыка вызывает у слушателей разнообразные эмоциональные переживания. Сила ее воздействия на эмоциональную сферу человека зависит от того, насколько полно она опосредуется сознанием. Понимание содержания музыкального произведения и осознание исполнительных выразительных средств обогащает и углубляет эстетические чувства. На музыкальных занятиях у детей воспитывается положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, переживания, средствами музыки воспитывается эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.
Нарушения в развитии личности ребенка наиболее удалены от основного (первичного) дефекта и поэтому эффективно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе.
В основе воспитания личности находится, прежде всего, работа по формированию мотивационной сферы, соподчиненности мотивов, которые и управляют поведением ребенка. Первоначальное выполнение требований воспитателя выступает лишь как средство поддержания с ним положительных отношений. Но поскольку одобрение, ласка, получаемые ребенком за хорошее поведение, приятны ему, постепенно выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное.
Сформированность мотивационной сферы, возникающая соподчиненность мотивов придают определенную направленность всему поведению, различным видам деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Ведь именно мотив определяет характер поведения ребенка, именно широкий диапазон мотивов способствует разнообразию видов деятельности, через которые и формируется личность.
Реально действующий мотив поведения - это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него ребенка. Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки. Позже формируется представление о нормах отношения со сверстниками, с людьми в целом.
Одна из главных целей работы с умственно отсталыми детьми – своевременное формирование нравственных понятий:
Что такое хорошо – что такое плохо,
Что есть добро, а что зло,
Что можно и что нельзя,
Что ты обязан делать, а что нет и т.д.
Понятие нравственно-этическое воспитание включает в себя такие основные темы:
«Вежливость и культура речи»
«Внимательность, точность, обязательность»
«Правила поведения на улице и в общественных местах»
«Поведение на природе»
«Правила поведения в школе»
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
- Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используют обращения по именам, похвалу, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
- Пример взрослого, прежде всего воспитателя.
- Единство требований всех педагогов школы. Ведь общая цель всех сотрудников – хорошо воспитанный, культурный человек.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или со сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2.Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно взять ложку в руку.
3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, играть в настольную игру или смотреть мультфильмы.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко, осуждение воспитателем негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим умственно отсталому ребенку. Им могут быть воспитатель, няня, знакомый взрослый, ребенок, герои сказок, рассказов, кино.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Еще одним важным аспектом работы с детьми есть стремление создать такую атмосферу общения, чтобы ребенок смог эмоционально сопереживать всему, о чем идет речь на воспитательном занятии. Здесь надо руководствоваться тем, что нравственное и эмоциональное для умственно отсталых детей всегда идут вместе. Освоение детьми морально - нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне. Если нам удалось тронуть душу умственно отсталого ребенка, всколыхнуть его чувства – он поймет, осознает и надолго запомнит то, что мы хотим ему сказать. Еще очень важно, чтобы весь режим школы, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка. Решая данные задачи, воспитатели, создают благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности…
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботу и доброту справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе. Тема нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с нарушениями интеллекта.
Нравственность —неотъемлемая сторона личности. Она обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются обучающимися, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основная цель нравственного воспитания - формирование нравственно устойчивой, цельной личности, для которой нормы морали выступают как ее собственные убеждения и привычные формы поведения.
Главная функция нравственного воспитания - сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Нравственное воспитание включает:
· формирование у обучающихся понимания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
· ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
· превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
· формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
· формирование нравственных привычек.
Основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания». Она определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Каковы же наши традиционные источники нравственности?
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
– Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Нравственное воспитание обучающихся с нарушением интеллекта - это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание обучающихся с нарушением интеллекта имеет особую направленность, учитывая особенности таких детей:
1) невозможность долго заниматься монотонной деятельностью;
2) недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим жизненным и социальным опытом;
3) противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения);
4) недоверчивость и даже враждебность к другим людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков;
5) узость социальных связей, т. е. ограниченность общения с широким кругом людей, задержка в овладении чтением в связи с недостаточным овладением языком, трудность в овладении основами наук, в частности общественных;
6) неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Трудности нравственного воспитания обучающихся с нарушениями интеллекта:
1. недостаточное исследование темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении;
2. разнообразные глубокие нарушения в психофизиологическом развитии обучающихся с нарушением интеллекта, что проявляется в нарушение нормального развития всех психических процессов;
3. низкий социальный статус семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта;
4. низкий образовательный статус родителей;
5. стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья;
6. отсутствие единства требований у педагогов школы и родителей к системе воспитания.
Вывод: Таким образом, при нравственном воспитании ребенка с нарушением интеллекта встречаются трудности, объясняемые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка.
У обучающихся с нарушением интеллекта существуют особенности в нравственном воспитании, которые обусловлены их возрастной группой.
Особенности нравственного воспитания обучающихся с нарушением интеллекта в зависимости от возрастной группы:
1. обучающиеся младшего школьного звена:
· бедный и фрагментарный опыт социальных отношений;
· ограниченный запас сведений нравственного содержания;
· пониженная мотивация к общению;
· несамостоятельность;
· отсутствие чувства меры;
· неспособность предвидеть последствия собственных действий, определить линию поведения.
2. обучающиеся среднего школьного звена:
· невозможность долго заниматься монотонной деятельностью;
· недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом;
· может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения);
· неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
3. обучающиеся старшего школьного звена:
· представления о нравственных отношениях достаточно примитивны;
· навыки нравственного поведения часто вовсе отсутствуют;
· детям свойственны грубость и эгоистичность;
· беспомощность и сознание собственной неполноценности;
· негативизм, упрямство, раздражительность, эмоциональная неразвитость;
· высокий уровень внушаемости.
Опираясь на исследование В.В. Николиной об этапах становления духовных ценностей, было выявлено пять взаимосвязанных и взаимодополняющих этапов в нравственном воспитании обучающихся с нарушением интеллекта всех возрастов:
1. перцепционный, т.е. связанный с восприятием, ориентированный на построение перцепционного образа – образа, создающегося в результате восприятия. Данный этап тесно связан с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями, с взаимодействием с окружающим миром. На этом этапе нередко осуществляется разрешение противоречий между желаемым и должным. Для воспитания нравственных ценностей на этом этапе необходимо первоначально вызвать определенные нравственные чувства, переживания, позволяющие ориентироваться на добро. Переживания - механизм наращивания обучающимися душевного опыта, заботе о ближнем, доброжелательности, благодаря чему в дальнейшем происходит нравственное воспитание.
2. определение смысла нравственных норм и процессов. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного. Наделение значимостью осуществляется в соответствии с национальной, религиозной, культурной традициями исходя из потребностей.
3. оценочный. Выделяют эстетические и духовно-нравственные оценки. Если эстетические оценки фиксируются в оценочных критериях «прекрасно (красиво) - безобразно», «хуже - лучше», то нравственные оценки в сознании фиксируются в нормах, требованиях, ограничивая человека в способах действия, выборе решения.
Нравственные нормы определяют рамки, границы (меру) возможного и допустимого поведения личности в обществе. Начальный этап, связанный с нравственным оцениванием, обучающиеся заимствуют у родителей, учителей, близких людей. Вот почему классный руководитель в своей деятельности обращает внимание на нравственную оценку различных поступков обучающихся, поддерживая их.
4. выбор имеющих личностный смысл ценностей. Для того чтобы совершить акт выбора, обучающийся должен знать возможные альтернативы, оценить их и предпочесть одну другой. В нравственном выборе существует альтернатива - «добро-зло». Реализация этого этапа осуществляется на основе включения обучающихся в систему отношений, в которых происходит обмен ценностями, отстаивания своих позиций.
5. личностно-смысловой этап. Происходит присвоение субъектом смысла, при котором духовная ценность становится личностной ценностью. Данный этап призван способствовать «вхождению» духовных ценностей в мировоззрение личности, обретению человеком целостности.
Система воспитательных влияний, сложившаяся в специальной школе, осуществляется в урочное и внеурочное время. В процессе нравственного воспитания обучающихся важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное — включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности дети вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. В процессе разнообразной деятельности обучающиеся приобретают опыт отношений и поступков. Но для формирования у них правильных нравственных представлений и понятий, для сознательного усвоения ими моральных норм и принципов необходима специальная работа.
Формы и методы этой работы могут быть различными:
· кружки и спортивные секции;
· творческие объединения обучающихся при подготовке и проведении КТД;
· факультативы;
· защита самостоятельных докладов на уроках;
· массовые литературные, музыкальные, театральные праздники;
· выставки детских работ;
· экскурсии;
· посещение музеев и выставок;
· различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады;
· природоохранительной деятельности: в работе на пришкольном участке и в живом уголке, в уходе за домашними животными, зимой- в подкормке птиц, весной — в посадке зеленых насаждений и т. п.;
· просмотр кинофильмов и телепередач;
· инсценировки, творческие и ролевые игры.
· решение задач наглядного (проигрывание ситуаций) и воображаемого плана (рассказ учителя), практические действия (в предложенной ситуации дети самостоятельно должны выбрать тот или иной поступок и тд.)
Для обучающихся с нарушением интеллекта существуют различные формы и методы нравственного воспитания в соответствии с возрастными особенностями. Применение форм и методов нравственного воспитания в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с нарушением интеллекта позволяет педагогам добиться более существенных результатов. Рассмотрим формы и методы нравственного воспитания обучающихся с нарушением интеллекта на каждой ступени школьного обучения.
Осуществляя работу по нравственному воспитанию обучающихся с нарушением интеллекта младшего звена, существует ряд эффективных методов и форм:
· поощрение;
· порицание;
· беседа-игра, связанная с моторной деятельностью, например: «Как надо соблюдать правила уличного движения»;
· беседа-инсценировка, связанная с работой воображения, создающего образ, которому ученики должны подражать: «Как готовить дома уроки», «Будь вежлив»;
· система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Поведение и культура» и др.);
· внеклассные мероприятия («Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
· беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье», «Навыки общения);
· беседа-игра (в I—II классах), связанная с моторной деятельностью, например, «Как надо соблюдать правила уличного движения»;
· беседа-инсценировка (III—IV классы), связанная с работой воображения, создающего образ, которому ученики должны подражать: «Как готовить дома уроки», «Будь вежлив» и др.
Для обучающихся с нарушением интеллекта среднего звена также существуют формы и метода нравственного воспитания, например,
· вовлечение в деятельность;
· сотрудничество;
· доверие;
· открытый диалог;
· свобода выбора;
· увлечение;
· коллективный анализ и оценка;
· контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения;
· личный пример.
Для усиления воспитательного воздействия на обучающихся среднего школьного звена также используются методы поощрения и наказания.
Формы работы нравственного воспитания обучающихся с нарушением интеллекта:
· система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Поведение и культура» и др.);
· диспуты («Счастливый человек. Какой он?»);
· внеклассные мероприятия («Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
· беседы с обучающимися и их родителями («Мой друг», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье», «Навыки общения.);
Можно широко использовать разные формы этических бесед: беседы, основанные на активной мыслительной работе учащихся — на вопросах, выступлениях (V—VIII классы): «О дружбе», «Помогай матери» и др.
· экскурсии;
· коллективно – творческие дела;
· психологические тренинги общения для подростков;
· индивидуальное и коллективное консультирование;
· игры и игровые программы;
· спортивные соревнования;
· познавательно – досуговые программы.
Для обучающихся с нарушением интеллекта старшего школьного звена рекомендуем следующие формы и методы нравственного воспитания:
· кружки и спортивные секции;
· творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД;
· факультативы;
· защита самостоятельных докладов на уроках;
· массовые литературные, музыкальные, театральные праздники;
· оформление стендов, альбомов, выставок по различным темам. Напр.: «Они защищали Родину»;
· экскурсии, беседы на разные тематики;
· встречи с известными людьми;
· посещение музеев, выставок, памятников;
· участие в митингах, напр.: митинг ко дню Победы;
· школьные соревнования, конкурсы, олимпиады, смотры, напр.: Смотр- конкурс «Песни Великой Отечественной войны»;
· участие в природоохранительной деятельности: в работе на пришкольном участке и в живом уголке, в уходе за домашними животными, зимой - в подкормке птиц, весной — в посадке зеленых насаждений и т. п.;
· просмотр кинофильмов и телепередач;
инсценировки, творческие и ролевые игры.
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
Значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте, очевидна. Уроки музыки – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Уроки музыки остаются островком, где спасаются от гибели любовь, доброта и совесть, сочувствие и сострадание, бескорыстие, чувство долга, патриотизм и много другое им родственное. Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства. Нравственное воспитание на уроках музыки состоит в том, чтобы привить обучающимся с интеллектуальной недостаточностью умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. И задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить и чувствовать, чтобы у детей с умственной отсталостью развивалась душа; формировать у учеников нравственные ориентиры и социальный опыт, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству.
Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт обучающихся с умственной отсталостью, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на уроках научить детей с интеллектуальной недостаточностью по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 40 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась детьми, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку. На уроках музыки я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история).
Для углубления интереса и знаний обучающихся в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как ансамбль, работа с солистами. Дети, участники ансамбля принимают активное участие в проведении общешкольных праздников.
Заключение
В процессе нравственного воспитания обучающихся с нарушением интеллекта всех возрастов важно включать их в различные виды деятельности. Так, Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения: «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности обучающиеся вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.
Многолетний опыт моей работы показал, что систематическая и углубленная работа по нравственному воспитанию помогает преодолеть особые трудности в развитии личности обучающихся с нарушением интеллекта.
Совершенствование традиционных форм и использование инновационных методик и технологий позволяет создавать в школе воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения обучающихся воспитанников с ОВЗ, что в дальнейшем позволит им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития. На уроках в школе-интернате №1 звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности, гордости за родной край, любовь к природе.
Перспективы:
Задачи на 2019-2022 учебные годы ставлю следующие:
для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки:
∙ подбирать музыкальный репертуар для детей, в котором в легкой и доступной для восприятия форме было заключено содержание, способное нравственно образовывать и воспитывать ребенка;
∙ использовать на уроках художественное творчество, поэтическое слово, выразительное чтение и рассказ на ту или иную музыку;
∙ регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением;
∙ проводить музыкальные спектакли, праздники;
∙ обращаться к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, фольклорно-музыкальному наследию;
∙ знакомится с обрядовым и духовным календарем, включать в репертуар произведения православной тематики.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка, 1956.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / под ред. Г.Ф. Кумариной. — М.: «Академия», 2003.
3. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. — М.: «Просвещение», 1997.
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.
5. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы - М.: Просвещение, 1984.
6. Рожков, А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. — М.: «Питер», 2000.
7. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г.В. Фадина - Балашов: Николаев, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личный план самообразования
Для повышения качества работы я составила личный план. Повышение качества обучения и воспитания – важнейшая задача школьного образования, поставленная Основными направлениям...
Личный план профессионального образования учителя
Все что я наметила в своей будущей работе!...
Личный план самообразования
Личный план самообразования...
Личный план самообразования.
Цели самообразования...
личный план самообразования учителя географии и химии
Индивидуальный (личный) план самообразования содержит в себе пояснительную записку, методическую тему школы и мою тему самообразования "Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках"...
Программа личного вклада учителя музыки в совершенствование методов обучения и воспитания
Программа...
Профессиональное портфолио Заяц Галина Константиновна
Описание опыта работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуаотными нарушениями)...