Программа личного вклада учителя музыки в совершенствование методов обучения и воспитания
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Школа №24»
Программа
Личного вклада учителя музыки в совершенствование
методов обучения и воспитания
Выполнила: Учитель музыки
1 квалификационной категории
Кожанова Александра Владимировна
Смоленск 2020
Введение
В настоящее время актуальными в образовательном процессе являются использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и самостоятельно приходить к какому-либо результату. Это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современные ученики должны :
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,
- умело применять знания на практике,
- самостоятельно критически мыслить,
- уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
- грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Сложившаяся ситуация требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, принципиально изменяет деятельность преподавателя, реализующего новый стандарт.
Перед каждым учителем, возникла проблема – преврашения традиционного обучения, направленного на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития творчески мыслящей личности обучающихся.
Ученики в новых условиях должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Урок музыки всегда был не совсем стандартным уроком. Но использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить излишнее однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровье-сбережения.
Передо мной как перед педагогом встал ряд вопросов. Каким образом нужно строить процесс обучения, чтобы дети активно включались в работу? Какие приёмы и методы можно использовать при этом? Как организовать деятельность детей с применением проблемных ситуаций? Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным практическим заданием? Как сформировать интерес к предмету у ребёнка?
Приём активизации познавательной деятельности.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Чаще всего я использую следующие ситуации, имеющие активизирующий эффект:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Технологии ИКТ
Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Урок с использованием ИКТ всегда наглядный, красочный, информативный, экономит время учителя и ученика.
На помощь учителю приходят цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это объекты, предназначенные для образовательных целей, представленные в цифровом (электронном) виде, доступные для использования.
Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю сама или пользуюсь специальными сайтами.
В своей работе я использую:
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.);
Звуковые фонограммы песен («плюсовки» и «минусовки»);
Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения).
Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.
Результаты:
-сохранение здоровья обучающихся;
-повышение качества образовательного процесса:
-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;
-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков.
Игровые технологии
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Об обучающей функции игры уже давно известно. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность обучающихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность. Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу. Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем обучающимся независимо от их индивидуальных особенностей.
Во время игры происходит свободное общение обучающихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе.
Для обучающихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор.
Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости, независимая оценка качества образования.
Воспитательные технологии -реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие детей во внеурочных, внешкольных и культурно-массовых мероприятиях.
Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения
обобщения);
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Технология коммуникативного обучения.
Проектные методы обучения.
В своей работе широко использует метод защиты проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Результат: Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Результаты использования современных образовательных технологий
технология | уровень использования | результат использования технологий |
Активизация познавательной деятельности | Активное использование | Формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса |
Личностно-ориентированное обучение | Методические приёмы. Отдельные компоненты | Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности . |
Здоровьесберегающие технологии | Отдельные компоненты | Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Игровые технологии | Методические приемы | Создает благоприятную атмосферу на уроке. Способствует раскрытию таланта каждого ученика. Способствует более свободному общению учеников с учителем. Сплочение коллектива. |
Исследовательские методы обучения | Методические приёмы | Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; |
Информационно-коммуникационные технологии | Отдельные компоненты | - Создание и грамотное оформление творческих работ. - подготовка презентаций, - участие в сообществах по интересам, - участие в онлайн конкурсах, |
Проектные методы обучения | Методические приёмы | Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов. |
Для качественного использования методов и приемов мною пройдены курсы повышения квалификации по темам:
- Курсы повышения квалификации «ФГОС СОО: индивидуальные проекты школьников как средство достижения метапредметных результатов» 36 часов «Институт развития образования Забайкальского края» №48242 2019год
- Курсы повышения квалификации «Интеграция урочной и внеурочной деятельности на уроках музыки, ИЗО, как механизм реализации ФГОС» 24 часа ГАУ ДПО СОИРО № 50735 21.02.2019
- Курсы повышения квалификации «Достижение планируемых результатов обучающихся по предметам музыка, ИЗО и технология на уроке основного общего образования» 72 часа ГАУ ДПО СОИРО №57747 26.02.2020
- Выступление с обобщением своего педагогического опыта по теме «Проектная деятельность на уроках музыки» ГАУ ДПО СОИРО 26.02.2020
- Выступление на педагогическом совете по теме «Проектная деятельность на уроках музыки» МБОУ «СШ №24» 28.12.2019
- У меня есть свой персональный мини сайт в Социальной сети работников образования.
- Диплом 1 место № ЛЕ1 – 2283 за работу «Организация вокально – хоровой работы с детьми на уроках музыки и внеурочной деятельности» номинация Методические разработка педагогов 21.12.2016
- Подготовка и проведение праздника, посвященного Международному женскому дню «Моя прекрасная мама» ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения РФ г. Смоленска 05.03.2020
- Открытые уроки в рамках предметной недели «Искусство» МБОУ «СШ №24» январь 2020.
Изучена литература:
1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна,
2. Пряжников Н.С. «Курс общей психологии», «Психологический смысл труда»,
3. Леонов Н.И. «Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях».
Изучены методики: Емельянова В.В., Стрельниковой А.Н., Огороднова Д.Е.
Работаю над темой самообразования:
«Метод проекта на уроках иузыки»
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку учащихся способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Сегодня всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую инфор...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Программа«Личный вклад педагога в совершенствованиеметодов обучения и воспитания»...
Программа Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания на уроках географии
Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора на уроках географии Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и ...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы ФГОС.Цель моей педагогической деяте...