Восприятие в психологии (брошюра)
материал
брашюра на тему восприятие. восприятие что это, виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie.docx | 70.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие—процесс образного отражения действующих в данный момент на наши органы чувств, предметов и явлений. Оно возникает на базе ощущений. Отличие восприятий от ощущений выражается в их свойствах: предметности, целостности, константности, осмысленности. «... Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления — образы их», — писал В. И. Ленин. В восприятии всегда представлен предмет, явление (например: «свист» — ощущение, «свист снаряда» — восприятие).
Восприятие в системе психических явлений
Восприятие – познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности, в их целостности, единстве их свойств.
Функции восприятия: • Ориентационная – на основе пространственно-временного отражения предметного мира
• Коммуникативная – в процессе общения и отношений человека
•Познавательная
•Регулятивная
• Деятельская – важнейшая функция.
Классификация видов восприятия:
1. Простые восприятия – результат, которого является формирование одномодальных образов (зрительных, слуховых и т.д.) 2. Сложные – отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов
3. Специальные
• Восприятие пространства
• Восприятие времени
• Восприятие движения
• Восприятие человека человеком
Свойства восприятия:
1. Объем – свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать индивидуально ограниченное количество единиц и объектов восприятия.
2. Целостность – наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета, и однородностью, т.е. определенной формой.
3. Структурность – определяется 2 операциями: анализом и сравнением. Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.
4. Предметность – способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом. Это свойство формируется к 5 месяцам после рождения. На основе взаимодействия кожного, зрительного и других анализаторов. До 4-х месяцев после рождения у ребенка еще нет этого свойства, поэтому он не способен взять пальцами предмет, находящийся перед ним на близком расстоянии.
5. Константность – способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет. В разных положениях пространства, при разном освещении, а может быть и неосвещенный один и тот же предмет человек узнает при повторном восприятии, хотя в механизме каждого нового восприятия есть свои особенности и изменения.
6. Осмысленность – определение не только образов предмета или явления, но и значения, смысла, назначение и других смысловых характеристик воспринимаемых объектов.
7. Опперацепция – основная установка, через которую человек воспринимает и понимает окружающий мир.
8. Транспозиция – перенос на разные объекты восприятия общих для них признаков. Это свойство основано на трех операциях: анализ, синтез, обобщение.
9. Целенаправленность – свойство, определяемое степенью развития сознания.
Различия в развитии процесса восприятия у мужчин и женщин.
Женское начало призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т. е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Мужское же начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются как сверхталантливые, так и совершенно никчемные. Следовательно, можно предположить: особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.
Вывод
Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.
Восприятие в системе психических явлений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устойчивых психических процессов (восприятия. внимания. памяти. мышления) в ходе коррекционной работы педагога-психолога.
Выступление на педсовете...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Брошюра "Рекомендации для родителям. Игры на развитие фонематического восприятия"
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет фо...
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».
Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...
Открытое занятие педагога-психолога на тему развития слухового восприятия обучающихся с ОВЗ
Развитие слуха, памяти, воображения....