Консультация для педагогов на тему «АУТИЧНЫЕ ДЕТИ»
консультация
Цель: Помочь педагогам научиться понимать детей с аутистическим спектром.
Задачи:
- Познакомить педагогов с термином «Что такое “аутизм”?»;
- Рассказать, как помочь аутичному ребенку;
- Работа с родителями аутичного ребенка;
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми;
- Формировать умения педагогов играть с аутичными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autisty.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему
«АУТИЧНЫЕ ДЕТИ»
Цель: Помочь педагогам научиться понимать детей с аутистическим спектром.
Задачи:
- Познакомить педагогов с термином «Что такое “аутизм”?»;
- Рассказать, как помочь аутичному ребенку;
- Работа с родителями аутичного ребенка;
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми;
- Формировать умения педагогов играть с аутичными детьми.
- Что такое “аутизм”?
“Аутичность — (от греческого — сам) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний”.
Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:
- речь и коммуникация;
- социальное взаимодействие;
- воображение, эмоциональная сфера.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
- Как помочь аутичному ребенку
Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо “идти за ребенком”, гибко подходить к построению и проведению каждого занятия с такими детьми. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным — тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
Главная задача педагога — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
- Работа с родителями аутичного ребенка
Многие мамы и папы, услышав диагноз, ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.
Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Избегать переутомления ребенка.
- Как играть с аутичными детьми
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками.
Приложение
Подвижные игры
“Рукавички” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
Игры за партами
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения, например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Штанга”, “Винт”, “Водопад” и др.
Упражнения на релаксацию и дыхание
“Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
“Штанга” Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
“Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
“А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить нескоПрограмма работы с родителями ребенка с ОВЗ.
Наиболее близкие люди, которые окружают детей – это, конечно, их родители. Перед ними стоит очень важная задача – вырастить и воспитать ребенка. У родителей детей с аутизмом эта задача усложняется во много раз. Им необходимо помочь такому ребенку адаптироваться во внешнем мире. Поэтому, в первую очередь, нужно информировать родителей об этом заболевании и призывать их к трезвому пониманию ситуации, а не к панике.
Признаки синдрома Аспергера обычно распознаются у детей в возрасте шести лет и старше. Они:
- трудно заводят друзей;
- испытывают трудности в чтении или в невербальном общении, например при помощи мимики;
- не понимают того, что у других есть мысли и чувства, отличные от их собственных;
- навязчиво сосредоточены на узких интересах, например на запоминании расписания электричек;
- неловки в движениях;
- с трудом отказываются от привычек, особенно если перемены происходят неожиданно;
- используют механические, словно у робота, обороты речи.
Даже у «нормальных» детей подобные черты поведения могут проявляться – но лишь время от времени. Напротив, симптомы аутизма или синдрома Аспергера устойчивы и истощают психику ребенка.
Каждодневная жизнь аутичных детей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информация об аутизме и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше и больше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание того факта, что родители не ответственны за недуг своих детей.
Памятка для родителей детей – аутистов
1. Будете последовательны. Родителям важно помнить, что ребенку нужно время для адаптации. Вам необходимо быть « на одной волне «с психологам, дефектологами которые работают с Вашим ребенком . Родители должны знать что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными. Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие (например, не залазить на холодильник), то он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, если сами взрослые будет их придерживаться (есть только на кухне, разуваться в прихожей и тд).
2.Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и тд обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутину дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовят заранее.
3.Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение. Это называют положительным подкреплением желаемого поведения.
4. Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться. Эту зону можно выделить каким либо визуально понятным ребенку образом ( цветом пола, разметкой границы зоны цветным скотчем). При этом Вам надо предварительно убедиться , что там нет потенциально опасных предметов которыми ребенок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.
5.Ребенок остается ребенком. Всегда помните что Ваш ребенок будет не только учиться , но и играть как и все дети. Заранее продувайте как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.
6. Изучите сенсорные особенности ребенка. Многие дети с аутизмом могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки, свет, прикосновения. Выясните что из них неприятны Вашему ребенку, а что наоборот его успокаивает. Зная это Вы заранее сможете предотвращать ситуацию когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок неосознанно даст негативную реакцию.
7. Приступая к лечению знайте, что нет единого метода лечения который помогал бы всем. Каждый ребенок уникален, у каждого есть свои сильные стороны и свои слабые места. К сожалению аутизм неизлечим и нет лекарства которое бы устранило причины его появления у ребенка. Лекарства только облегчают симптомы аутизма, облегчают усвоение знаний. Только грамотно подобранные программы ежедневных занятий по 25 -40 часов в неделю принесут ему пользу и адаптируют в обществе. Чаще это программа поведенческой терапии, развития речи, сенсорная интеграция, кинезиотерапия и др.
Советы родителям детей с аутизмом
1. Коррекционная работа с ребенком - аутистом требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.
2. Относитесь к ребенку с предельным вниманием, следите за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, мимикой, жестами. Догадаться о переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок – аутист, возможно только по случайной фразе, единичному возгласу, мимолетному движению.
3. Помните, что ребенок – аутист постоянно нуждается в визуальной поддержке, поэтому при отработке навыков самообслуживания используйте пооперационные карты (подробные пошаговые инструкции или картинки).
4. При общении с ребенком четко произносите все слова. Называя предметы, показывая их.
5. Постарайтесь понять, насколько трудно вашему сыну или дочери жить в этом мире. Учитесь терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое слово и жест ребенка.
6. Даже если вам кажется, что малыш никак не реагирует на ваши старания и слова, все равно как можно больше говорите с ним. Облекайте в слова все его действия и возможные переживания.
7. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные разъяснения помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих. Стереотипы, которые формируются у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность и повышают уверенность в себе.
8. Помните, что соблюдение режима дня – одно из важнейших условий успешной адаптации ребенка. Режим дня помогает малышу чувствовать себя в безопасности. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности повседневные процедуры: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д. Разместите на стене изображение основных действий, предусмотренных режимом дня, в виде пиктограмм.
9. Отведите для одежды ребенка специальное место. Всегда складывайте одежду в одной и той же последовательности.
10. В ванной перед зеркалом разложите принадлежности для умывания.
11. Создавайте и поддерживайте семейные ритуалы (прогулка, чаепитие, совместное чтение и т.д.).
12. Помните, что ребенок – аутист крайне консервативен – любое, даже небольшое изменение в режиме, обстановке, одежде, может вызвать сильную отрицательную реакцию.
13. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, спектаклей и т.д.).
Игры для развития речи аутичного ребенка
1. Начальная имитация звуков
Когда ребенок спонтанно произносит звук, взрослый копирует его и налаживает «беседу» так, чтобы звук повторял¬я ими поочередно. Каждый раз после повторения звука малышом взрослый поглаживает его, чтобы сообщить, как он хорошо подражает. Время от времени взрослый повторяет различные звуки, которые ребенок издавал в прошлом. Когда малыш начинает проявлять радость при подражании звукам, взрослый позволяет ему копировать только определенный из них, а затем переходит к другому простому звуку, чтобы выяснить, повторяет ли ребенок звуки взрослого.
2. Подражание звукам
Взрослый садится в кресло и усаживает ребенка на колени лицом к себе. Крепко удерживая малыша, 4 раза подбрасывает его на коленях, повторяя при этом ритмично «бум-бум-бум-бум!». За¬тем, слегка наклонив малыша назад и сразу же вернув его в прежнюю позу, говорит «гуп». После нескольких таких повторений подбрасывания замедляются. Взрослый наблюдает за ребенком, произносит ли тот звук «гуп», чтобы возобновить игру. Если малыш ничего не говорит, то взрослый показывает, что он должен повторить этот звук, касаясь рукой его губ и указывая на губы взрослого. Если ребенок и на это не реагирует, взрослый продолжает свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа малыша. Ждать следует несколько секунд, а затем взрослый произносит звук сам, касаясь при этом губ ребенка и показывая, что он должен также произнести этот звук. Игра повторяется каждый день.
3. Первые звуки
Сесть с ребенком за стол. В центр поставить банку с мыльной пеной. Взрослый выдувает мыльные пузыри и при лопании каждого четко произносит «хлоп», наблюдая, проявляет ли ребенок интерес к пузырям и шуму. Если он охотно наблюдает за действиями взрослого, то целесообразно продолжать делать пузыри и даже взять палец ребенка и проткнуть им пузырь, чтобы тот лопнул. Взрослый подражает каждому звуку ребенка, а также повторяет «хлоп». Если малыша не интересуют эти действия, то нужно попытаться привлечь его внимание ко рту взрослого, показывая ему, как произносится звук. Затем помочь ребенку сложить губы так, чтобы получился аналогичный звук. Упражнение повторяется длительно и часто, пока ребенок сам не начнет произносить звук. Он поощряется после каждой удачи.
4. Восклицания
Во время игры с мячом, взрослый роняет его и восклицает: «О-о!» Повторяет много раз оба действия (роняет мяч и произносит: «О-о!»), добиваясь, чтобы малыш ему подражал. Если необходимо, то взрослый придает рту ребенка форму «О». Если тот вместе со взрослым начал восклицать «О-о!», то, бросив мяч, следует подождать, чтобы проверить, правильно ли ребенок издает восклицание самостоятельно. Следует хвалить его, если звук произносится правильно. Затем малыша обучают протяжному произношению «О-о-о-о!» для выражения удивления. Для этого ему показывают любимую игрушку или лакомство и удивленно произносят: «О-о-о-о!» Пусть он воскликнет так же, прежде чем получит это. В течение дня создаются такие ситуации, в которых ребенок будет применять полученные знания. Если он издает другой звук, то взрослый, повторив его пару раз, снова возвращается к звуку «О-о-о-о!».
5. Первые слова
Мама усаживает ребенка на колени лицом к лицу и, указывая на себя, говорит: «Мама». Затем подносит руку ребенка к своему лицу и повторяет еще раз: «Мама». Каждую попытку ребенка повторить слово «мама» поощряют, добиваясь
более четкого его произношения. Так же поступают со словами «баба», «папа». Затем более удобными являются слова «би-би» (машина), «ку-ка» (кукла). Называемые предметы всегда должны быть рядом, чтобы малыш мог соотнести слово с предметом. Обучая первым словам, взрослый выбирает лишь те, которые состоят из одного или двух слогов, звучащих идентично. Желательно, чтобы начальные звуки были простыми, легкими в произношении.
6. Отзовись на свое имя
Чтобы научить ребенка узнавать свое имя, нужно несколько раз в день называть его по имени громким, но спокойным голосом. Если при этом малыш смотрит на взрослого, то ему дают небольшое вознаграждение. Если же он не реагирует, то переходят в поле его зрения и снова повторяют имя. Хвалят малыша каждый раз, когда он повернет к взрослому голову. Если ребенок начинает реагировать на свое имя, то целесообразно разговаривать, постепенно увеличивая расстояние между ним и взрослым. Это упражнение рекомендуется выполнять постоянно, например при кормлении, в процессе игры и т. д.
7. Кто это?
К двум годам малыш может научиться называть свое имя, некоторые предметы и действия. После этого его учат соотносить имя с самим собой. Подойдя с ребенком к зеркалу, показывают его отражение и многократно повторяют его имя. Когда ребенок покажет на себя и свое отражение, нужно сказать: «Кто это? — Это...» — и назвать лишь первый звук его имени. Если же малыш сделает попытку сам его произнести, назвать имя полностью, не забывая хвалить за каждую попытку. Научить ребенка называть свое имя будет намного легче, если создавать такие условия, в которых он имел бы возможность и необходимость делать это.
Например, члены семьи, сидящие за столом, называют по очереди свои имена и одновременно показывают на себя. Малыш, подражая взрослым, должен будет сделать так же. В случае необходимости, можно оказать ему в этом помощь.
8. Назови членов твоей семьи
Показать фотокарточку ребенку. Если он посмотрит на сфотографированного человека, сказать: «Мама. Это мама. Саша, кто это? Это...» (пусть ребенок сам скажет). Если ребенку трудно, указать ему на свои губы, медленно повторяя слово. Затем помочь малышу произнести это слово, составив рукой взрослого губы ребенка соответственно слову. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не назовет слово минимум пять раз. Добавив вторую фотокарточку, действуют с ней аналогично. Затем показывают малышу то одну, то другую фотокарточку, добиваясь правильного называния не менее пяти раз. После этого показывают на реального человека и опять задают вопрос. Если ребенок усвоил имена двоих членов семьи, можно переходить к именам других членов семьи. Многократно спрашивают у ребенка имя того, кого он видит, и имя самого ребенка.
9. Назови лакомства
Расположить лакомства так, чтобы ребенок их видел, и спросить: «Коля, что можно есть?» Четко подчеркнуть слово «есть». Если малыш показывает нужное, сказать: «Хорошо, Коля, что это?» Несколько раз назвать продукт, а ребенок должен повторить название. Если ему трудно произнести все слово, пусть скажет неполное. Через некоторое время он будет говорить лучше. Если же ребенок найдет не все, привлечь его внимание к оставшимся лакомствам.
10. Назови действие
Сесть с ребенком за стол и показать ему картинку, на которой изображен человек, выполняющий хорошо различимое простое действие, например, бегущий или идущий. Обращаясь к малышу: «Смотри, Андрей, человек бежит!» — подчеркивать слово, выражающее действие, чтобы он понял и увидел, о чем идет речь. Важно повторять предложение «Человек бежит» много раз, подчеркивая глагол. Затем спросить: «Андрей, что делает человек?» Поощрять ребенка сразу же, как только он попытается сказать слово «бежит» или «бежать». Таким же образом следует проводить работу и с другими картинками, иллюстрирующими простые, четко различимые действия, например «сидеть, спать, бежать, прыгать». Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, стоит следить за четкостью проговаривания нужного слова, использовать любую возможность для его закрепления. Например, если ребенок бежит по комнате спросить его: «Что делает Андрей?» или «Андрей, тебе нравится бегать?» Если ребенок увидел человека, проходящего около дома, покажите на него и спроси¬те: «Что делает человек? — Идет!» Изучать рекомендуется не более двух-трех слов, постепенно доводя их количество до пяти, не забывая повторять все слова, которые изучались ранее. Так расширяется словарный запас ребенка.
Использование мультимедийных средств
в работе с детьми с ОВЗ и их родителями..
Информационные технологии в 21 веке постоянно совершенствуются и в то же время становятся всё более доступными.
Педагогу в современном мире очень нелегко сохранять свой высокий профессиональный уровень без использования этих технологий. Недаром одним из основных критериев оценки профессионализма при аттестации является владение современными образовательными технологиями, включающими в себя, в том числе, и использование компьютера.
Учителя – дефектологи, работающие с детьми с особыми возможностями здоровья, также не отказываются от различного рода инноваций в профессии.
Работа с детьми – аутистами является одним из самых сложных направлений в коррекционном обучении. Как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем вероятнее, что ребенок сможет овладеть некоторыми учебными навыками, умением слушать и понимать инструкции учителя.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В современных условиях деятельности ОУ приоритетным направлением является взаимодействие с семьей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях и помочь в понимании его индивидуальных особенностей.
Сегодня очень многие родители плотно заняты на работе, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.
Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников.
В любом школьном учреждении наиболее распространенными остаются коллективные формы взаимодействия педагога с родителями (проведение родительских собраний, обучающих семинаров, Университета для родителей). Педагогами и психологами используются также групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы. Использование средств мультимедиа в организации взаимодействия учителей - дефектологов с родителями позволяет привлекать больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:
- применение программы Power Point;
- организация on-line взаимодействия.
Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям мы, педагоги, получаем возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях . Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом, родителями лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше.
Используя интерес аутичного ребенка к изображениям на экране компьютера, я создала цикл презентаций по разным лексическим темам, стараясь сделать презентации яркими для восприятия и доступными для понимания. Во время ознакомления с новой темой или во время обобщающего занятия по теме мы обязательно просматриваем с ребенком презентацию.
Презентации озвучиваются учителем. Дети лучше реагируют на знакомый голос. В то же время при повторном просмотре я добиваясь самостоятельных высказываний ребёнка.
Для аналогичных целей создаются презентации по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений.
Родители зачастую испытывают затруднения в организации развивающих домашних занятий, недостаточно информированы о конкретных методах и приемах работы с детьми и испытывают дефицит времени для консультирования у специалистов.
Поэтому в работе с родителями используются следующие задачи:
- создание условий для оказания информационной помощи для родителей в доступной и удобной форме;
- обучение родителей различным методам и приемам работы с детьми;
- обеспечение преемственной связи между образовательным учреждением и семьей.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия учителя и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагоги используют в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в коррекционно-образовательном процессе.
лько раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Вовлечение родителей имеющих детей с "ОВЗ" в проектную деятельность ДОУ.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ....
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в ОУ"
Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в общеобразовательной школе....
Консультация для педагогов "Адаптация к обучению детей с ОВЗ в ОУ"
Адаптация к обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе...
Консультация для педагогов Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подраст...
Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ
Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ...
Консультация для педагогов"Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"
Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку....
Консультация для педагогов. Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста.
Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста...