Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ
консультация
Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_organizatsiya_pomoshchi_roditelyam_detey_s_ovz.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
Организация помощи родителям детей с ОВЗ
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Направления воспитательной работы:
- Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
- Поддержка и повышение социального статуса семей
- Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
- Оптимизация детско-родительских отношений
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
1. Индивидуальные формы работы.
Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
2. Коллективные формы взаимодействия.
Общие родительские собрания.
- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- Решение организационных вопросов;
- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Групповые родительские собрания.
- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- Решение текущих организационных вопросов.
“День открытых дверей”.
-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
- Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
- Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.
- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Задачи педагога - музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей"
Педагогическое сотрудничество в музыкальном развитии ребёнка выдвигает определённые требования, предъявляемые к педагогу-музыканту, воспитателю, родителям....
Консультация для педагогов_Организация занятий по физической культуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Методические рекомендации для молодых педагогов...
Консультация для педагогов "Работа с родителями аутичного ребёнка"
Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не толь...
Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»
Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия. Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...
Принципы организации консультационной психологической помощи родителям детей, нуждающихся в прохождении ПМПК
В рамках работы представлена характеристика этапов принятия диагноза родителями детей, нуждающихся в прохождении ПМПК, а также советы по работе с родителями таких детей...
Консультация для педагогов «Организация подвижных игр в зимний период»
Консультация для педагогов «Организация подвижных игр в зимний период»...
Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО."
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования....