Консультация для педагогов "Вовлечение родителей имеющих детей с "ОВЗ" в проектную деятельность ДОУ.
консультация по теме

Решетнева Татьяна Геннадьевна

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вовлечение родителей имеющих детей с ОВЗ в проектную деятельность ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями в системе образования роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

(ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.

 (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ.

И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям и.т.д. Работая с детьми имеющими ЗПР, наряду с общими трудностями, мы сталкиваемся также  со специфическими проблемами в работе с родителями. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья,   изменяет весь ход жизни семьи. Признание у ребёнка дефектов развития почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние.

Психологи выделяют 4 фазы психологического состояния родителей в процессе становления их  позиции к такому ребёнку.

  • Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.
  • Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
  • Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка.
  • Четвёртая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

О том, что ребёнок нетипичный, родители часто узнают при поступлении его в школу, или при обследовании на ПМПК. Это известие часто является для родных и близких как «удар обухом». Родители не замечали явных отставаний в развитии ребёнка, успокаивая себя тем, что всё обойдётся, «подрастёт - поумнеет», и рекомендации об изменении программы обучения или учебного заведения звучат для них как приговор.

 Можно выделить ещё две проблемы, которые также вносят определённые трудности в работу с родителями:

1. Занятость родителей, которые по объективным причинам не могут эффективно взаимодействовать с педагогами ДОУ, так как занятость на работе им это не позволяет. Особенно эта проблема обостряется в отношении мам, которые воспитывают детей одни.

2. Длительность прибивания ребёнка в группе варьирует от года до трех лет, это очень небольшой период времени, за который выстроить партнерские отношения со всеми родителями достаточно трудно, особенно учитывая их занятость.

При организации помощи семьям с детьми с ОВЗ необходимо изучать позиции и личностные особенности родителей и активно включать их в процесс коррекции и реабилитации. Для того чтобы как можно легче и быстрее вовлечь родителей в этот процесс и  установить с ними доверительные и партнёрские отношения  специалисты нашего ДОУ, учителя – дефектологи, воспитатели разрабатывают и применяют в работе разнообразные формы сотрудничества с родителями. Одной из таких форм сотрудничества является проектная деятельность.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Мы должны привлечь родителей к созданию для дошкольников с ЗПР стимулирующую их развитие среду.         Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, выставки, развлечения раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный и образовательный процессы, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проектов, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. 

Работа над проектами в группе компенсирующей направленности имеет свои особенности, непосредственно связанные с особенностями развития детей с ЗПР (низкая познавательная активность, нарушения со стороны эмоционально – волевой сферы, бедность представлений об окружающих предметах и явлениях, различные речевые нарушения и.т.д.)  В процессе работы над проектом необходимо научить родителей понимать и учитывать данные особенности,  «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в  проект, при этом стараться не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Для каждого проекта разрабатывается не только план работы с детьми и мероприятия, но и план работы по вовлечению родителей  в проектную деятельность ДОУ.

Нами было выделено 4 направления:

  1. Информационно – аналитическое направление

 Цель - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей.

Проведенное анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи» позволило выделить три группы родителей:

Родители – активные участники, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – сторонние наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

  1. Познавательное направление  

 Цель -  обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания, психологических особенностей развития детей с ЗПР.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (учителя – дефектологи, учитель - логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

  1. Наглядно – информационное направление

Цель - информационно – просветительская работа с родителями.

Оформляются многочисленные родительские уголки, папки – передвижки, семейный и групповые альбомы, фотовыставки и т.д.

  1. Досуговое направление  

     Цель – вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование представления о культурно – досуговой деятельности в детском саду.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

    Работа на проектами стимулирует родителей, вдохновляет их. Они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

    В результате,  родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность

Литература:1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - Издательство «Баллас» 2013.2. Исследовательская и проектная деятельнос...

Консультации для родителей имеющих детей с "ОВЗ".

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка. Воспитание ребенка - инвалида не должно пугать своей сложностью. Главное это то, чтобы ребенок не чувств...

Консультации учителя -логопеда для родителей, имеющих детей - инвалидов, детей с ОВЗ, ТНР

Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Консультация для родителей, имеющих детей – левшей

Консультация для родителей, имеющих детей – левшей...

Консультации для родителей , имеющих детей с ОВЗ

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Методические рекомендации родителям имеющим детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Методические рекомендации родителям имеющим детей-инвалидов и детей с ОВЗ...