Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса
рабочая программа

Цибульская Виктория Александровна

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространственных представлений, нечёткими дифференциациями согласных по твёрдости/ мягкости и звонкости/ глухости.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в следующих ошибках:

 - пропуски букв (гласных, согласных, в том числе в стечениях) в словах, слогах;

 - добавление лишних букв, слогов;

- перестановки букв, слогов;

 - не дописывание слов;

- слитное написание соседних слов (слитное написание предлога (союза) с последующим словом);

- раздельное написание частей входящих в состав слова (отделение приставки, раздельное написание сложных слов);

- пропуски слов, словосочетаний, предложений;

- нарушения в обозначении границ предложений ( отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).

Недоразвитие оптико – пространственных представлений проявляется в следующих признаках:

- недоразвитие зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете;

- недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико – пространственного анализа;

- нарушение дивергенции оптических образов букв (б/д, п\т, у\и, х\ж, о/а и т.д.).

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass.docx213.26 КБ

Предварительный просмотр:

E:\2.jpg

«Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложнёного оптическим и акустическим недоразвитием»

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространственных представлений, нечёткими дифференциациями согласных по твёрдости/ мягкости и звонкости/ глухости.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в следующих ошибках:

 - пропуски букв (гласных, согласных, в том числе в стечениях) в словах, слогах;

 - добавление лишних букв, слогов;

- перестановки букв, слогов;

 - не дописывание слов;

- слитное написание соседних слов (слитное написание предлога (союза) с последующим словом);

- раздельное написание частей входящих в состав слова (отделение приставки, раздельное написание сложных слов);

- пропуски слов, словосочетаний, предложений;

- нарушения в обозначении границ предложений ( отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).

Недоразвитие оптико – пространственных представлений проявляется в следующих признаках:

- недоразвитие зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете;

- недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико – пространственного анализа;

- нарушение дивергенции оптических образов букв (б/д, п\т, у\и, х\ж, о/а и т.д.).

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Планируемые результаты

1.Планируемые предметные результаты

 минимальный уровень

 - иметь представление о понятии «предложение»;

 - уметь видеть границы предложения;

 - различать гласные и согласные звуки;

- уметь выделять заданный звук в слове, определять его соседей;

- иметь представление о понятии «слог»;

- иметь представление о понятии «ударение»;

 - уметь определять ударный слог в двухсложных словах;

 - иметь представление о понятии «безударная гласная в корне слова»;

 - уметь подбирать проверочное слово для определения безударной гласной в корне слова;

 - различать в слоге, слове, словосочетании парные согласные;

- различать в слоге, слове, словосочетании оптически схожие гласные, согласные;

 - закрепить знания о частях речи.

достаточный уровень

 - проводить самостоятельно звуковой анализ и синтез слова;

 - различать на письме гласные первого и второго ряда;

 - самостоятельно проводить слоговой анализ слова;

 - Самостоятельно определять ударный слог в словах различного слогового состава;

 - совершенствовать навык морфемного анализа и синтеза;

 - дифференцировать кинетически сходные буквы, не путать на письме;

 - самостоятельно проводить анализ и синтез предложений;

 - различать парные (звонкие и глухие) согласные;

 - согласовывать существительное с другими частями речи при выполнении самостоятельных письменных работ.

2.Планируемые личностные результаты

-соблюдение традиций

-бережное отношение к родному языку

-умение адекватно оценивать свои силы

-умение понимать, что можно и чего нельзя

-умение пользоваться личными адаптивными средствами в различных ситуациях

-умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать запрос (вербально) или выразить просьбу жестами

-умение выстраивать добропорядочные отношения в коллективе сверстников

-умение работать в группе

-способность ориентироваться в устройстве школьной жизни

-умение ориентироваться в пространстве школы

-умение ориентироваться в расписании

-умение начать разговор

-умение поддержать разговор

-умение задать вопрос

-умение выразить свои намерения

-умение выразить пожелание

-умение выразить опасения

-умение завершить разговор

-умение корректно выразить отказ и недовольство

-умение выразить благодарность, сочувствие

-умение получать и уточнять информацию у собеседника

-владение культурными формами выражения своих чувств

-умение корректно привлечь к себе внимание

-умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях

-умение быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи

-осознание важности учёбы

-осознание того, для чего он учится

дружеские отношения

3. Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Коммуникативные учебные действия:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

II. Содержание  программы

Раздел работы

Содержание планирования

формы работы

виды работы

Звуковой анализ и синтез слова

Гласные буквы и звуки, их различие. Различение на письме гласных первого и второго ряда.

Согласные звуки и буквы, определение места звука, его соседей.

Дифференциация кинетически схожих букв.

Дифференциация оптически схожих букв.

Различение понятий «гласный» и «согласный» звук.

индивидуальные,

групповые

занятия,

клуб «Смекалка»

Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске, ребусы

Слоговой анализ и синтез слова.

Понятие «слог», деление слов на слоги, выделение заданного слога.

Ударение. Ударный слог.

индивидуальные,

групповые

занятия,

клуб «Смекалка»

Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске

Профилактика дизорфографии.

Понятия об однокоренных словах. Безударная гласная в корне слова. Способы словоизменения, словообразования при помощи приставок и суффиксов. Правописание приставок и предлогов.

Сложные слова.

индивидуальные,

групповые

занятия,

клуб «Смекалка»

Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске, интерактивные игры

Работа над предложением и связной речью.

Словесный состав предложения.

Распространение предложения однородными членами.

Конструирование сложных предложений.

Использование обращений в речи.

Виды пересказов.

Развитие диалогической формы речи.

Работа с текстами различных видов.

План текста. Заголовок, тема и главная мысль.

Последовательный, краткий и выборочный пересказы.

Изложение текста по плану.

Составление рассказов на заданную тему или по сюжетной картинке.

индивидуальные,

групповые

занятия,

клуб «Смекалка»

Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске, написание творческих заданий

Неречевые процессы.

Развитие словесно-логического и образного мышления, долговременной памяти.

Развитие творческих способностей и познавательной активности, коммуникативных навыков.

индивидуальные,

групповые

занятия,

клуб «Смекалка»

интерактивные игры, лабиринты, дидактические игры

III. Календарно – тематическое планирование   по коррекции сложной дисграфии (дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная  оптическим и акустическим недоразвитием)

6 класс I группа

Наименование разделов и тем

Количество часов

календарные сроки

по плану

по факту

I четверть

 .

Обследование устной речи

2

04.09

07.09

 

Обследование письменной  речи

1

11.09

Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики.

1

14.09

1.

   Звуковой анализ и синтез слова

8

 

 Понятие о предложении.

2

18.09

21.09

 

 Гласные буквы и звуки, их различие.

2

25.09

28.09

Согласные буквы и звуки, определение места звука, его соседей.

2

02.10

05.10

 

Различение понятий гласный звук и согласный звук. Определение количества звуков в слове

2

09.10

12.10

2.

  Слоговой анализ и синтез слов. Твёрдые и мягкие гласные

12

Парные гласные, понятие слога, деление слов на слоги

2

16.10

19.10

Различение на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой

1

23.10

Различение на письме  а-я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я

1

26.10

часов за четверть:

16

II четверть

Различение на письме о-ё  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё

2

06.11

09.11

Различение на письме у-ю  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю

2

13.11

16.11

Различение на письме ы-и  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой и

2

20.11

23.11

Обозначение мягкости согласных буквой Ь (мягкий знак)

2

27.11

30.11

3.

   Ударение. Ударный слог.

Определение ударного слога в двухсложных, трехсложных, четырёхсложных словах.

2

04.12

07.12

Безударные гласные в корне слова.

2

11.12

14.12

4.

Совершенствование навыков  морфемного анализа и синтеза. Безударные гласные. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв.

16

Понятие об однокоренных словах. Безударные гласные в корне словах.

2

18.12

21.12

Обследование навыка чтения и письма

1

25.12

Игра «Космическое путешествие»

1

28.12

Часов за четверть:

16

III четверть

Состав слова. Как растут слова?

2

11.01

15.01

 Непроизносимая согласная в корне слова

2

18.01

22.01

Сложные слова. Различение оптически схожих букв а-о в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

2

25.01

20.01

Сложные слова. Различение оптически схожих букв У-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

2

01.02

05.02

Разбор слова по составу. Дифференциация написания букв с-э, З-Е

2

08.02

12.02

Упражнение в правописании приставок и предлогов

2

15.02

19.02

Суффиксальный способ образования слов. Разбор слова по составу

2

22.02

26.02

5.

Анализ и синтез предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв

13

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

1

01.03

Различение парных согласных с-з  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

05.03

Различение парных согласных б-п  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

08.03

Различение парных согласных д-т  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

12.03

Различение  оптически схожих  б-д в словах, словосочетаниях, предложениях

2

15.03

19.03

Занимательные игры со словами

1

22.03

Часов за четверть:

22

IV четверть

Различение  оптически схожих п-т в словах, словосочетаниях, предложениях

1

02.04

Различение парных согласных в-ф  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

05.04

Различение парных согласных  г-к в словах, словосочетаниях, предложениях

1

09.04

Различение парных согласных  ж- ш в словах, словосочетаниях, предложениях

1

11.04

Обобщающее занятие по дифференциации парных и непарных звонких/глухих согласных.

1

16.04

Различение  оптически схожих х-ж в словах, словосочетаниях, предложениях

1

19.04

Различение  оптически схожих л-м  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

23.04

6.

Части речи

5

Имя существительное. Склонение имен существительных. 

1

26.04

 Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных

1

30.04

 

 Глагол.

1

03.05

 

  Закрепление знаний о частях речи

2

07.05

10.05

Обследование устной речи

2

14.05

17.05

Обследование письменной  речи

1

21.05

 Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики.

1

24.05

Часов за четверть:

16

Часов за год:

68

Календарно – тематическое планирование   по коррекции сложной дисграфии (дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная  оптическим и акустическим недоразвитием)

6 класс II группа

Наименование разделов и тем

Количество часов

календарные сроки

по плану

по факту

I четверть

 .

Обследование устной речи

2

06.09

07.09

 

Обследование письменной  речи

1

13.09

Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики.

1

14.09

1.

   Звуковой анализ и синтез слова

8

 

 Понятие о предложении.

2

20.09

21.09

 

 Гласные буквы и звуки, их различие.

2

27.09

29.09

Согласные буквы и звуки, определение места звука, его соседей.

2

04.10

05.10

 

Различение понятий гласный звук и согласный звук. Определение количества звуков в слове

2

11.10

12.10

2.

  Слоговой анализ и синтез слов. Твёрдые и мягкие гласные

12

Парные гласные, понятие слога, деление слов на слоги

2

18.10

19.10

Различение на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой

1

25.10

Различение на письме  а-я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я

1

26.10

часов за четверть:

16

II четверть

Различение на письме о-ё  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё

2

08.11

09.11

Различение на письме у-ю  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю

2

15.11

16.11

Различение на письме ы-и  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой и

2

22.11

23.11

Обозначение мягкости согласных буквой Ь (мягкий знак)

2

29.11

30.11

3.

   Ударение. Ударный слог.

Определение ударного слога в двухсложных, трехсложных, четырёхсложных словах.

2

06.12

07.12

Безударные гласные в корне слова.

2

13.12

14.12

4.

Совершенствование навыков  морфемного анализа и синтеза. Безударные гласные. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв.

16

Понятие об однокоренных словах. Безударные гласные в корне слова.

2

20.12

21.12

Обследование навыка чтения и письма

1

27.12

Игра «Космическое путешествие»

1

28.12

Часов за четверть:

14

III четверть

 

 Состав слова. Как растут слова?

2

10.01

11.01

 Непроизносимая согласная в корне слова

2

17.01

18.01

Сложные слова. Различение оптически схожих букв а-о в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

2

24.01

25.01

Сложные слова. Различение оптически схожих букв У-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

2

31.01

01.02

Разбор слова по составу. Дифференциация написания букв с-э, З-Е

2

07.02

08.02

Упражнение в правописании приставок и предлогов

2

14.02

15.02

Суффиксальный способ образования слов. Разбор слова по составу

2

21.01

22.02

5.

Анализ и синтез предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв

12

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

1

28.02

Различение парных согласных с-з  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

01.03

Различение парных согласных б-п  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

07.03

Различение парных согласных д-т  в словах, словосочетаниях, предложениях

2

08.03

14.03

Различение  оптически схожих  б-д в словах, словосочетаниях, предложениях

2

15.03

21.03

Занимательные игры со словами

1

22.03

Часов за четверть:

22

IV четверть

Различение  оптически схожих п-т в словах, словосочетаниях, предложениях

1

04.04

Различение парных согласных в-ф  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

05.04

Различение парных согласных  г-к в словах, словосочетаниях, предложениях

1

11.04

Различение парных согласных  ж- ш в словах, словосочетаниях, предложениях

1

12.04

Обобщающее занятие по дифференциации парных и непарных звонких/глухих согласных.

1

18.04

Различение  оптически схожих х-ж в словах, словосочетаниях, предложениях

1

19.05

Различение  оптически схожих л-м  в словах, словосочетаниях, предложениях

1

25.04

6.

Части речи

5

Имя существительное. Склонение имен существительных. 

1

26.04

 Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных

1

02.05

 

 Глагол.

1

03.05

 

  Закрепление знаний о частях речи

2

09.05

10.05

Обследование устной речи

2

16.05

17.05

Обследование письменной  речи

1

23.05

 Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики.

1

24.05

Часов за четверть:

16

Часов за год:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование занятий по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Данное календарно-тематическое планирование по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза,  разработано для учеников старших классов (5-7)  коррекционной школы...

Содержание и приемы коррекционной работы при дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям в обучении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у ...

План-конспект фронтального логопедического занятия по дисграфии на почве языкового анализа и синтеза в 5 классе

Лексическая тема: Осень.Цель: Научить детей использовать в различных речевых ситуациях предложения, относящиеся к лексической теме «осень».Задачи:Образовательные:Развивать грамма...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...

Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию  учащихся....