Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса
рабочая программа
В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространственных представлений, нечёткими дифференциациями согласных по твёрдости/ мягкости и звонкости/ глухости.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в следующих ошибках:
- пропуски букв (гласных, согласных, в том числе в стечениях) в словах, слогах;
- добавление лишних букв, слогов;
- перестановки букв, слогов;
- не дописывание слов;
- слитное написание соседних слов (слитное написание предлога (союза) с последующим словом);
- раздельное написание частей входящих в состав слова (отделение приставки, раздельное написание сложных слов);
- пропуски слов, словосочетаний, предложений;
- нарушения в обозначении границ предложений ( отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).
Недоразвитие оптико – пространственных представлений проявляется в следующих признаках:
- недоразвитие зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете;
- недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико – пространственного анализа;
- нарушение дивергенции оптических образов букв (б/д, п\т, у\и, х\ж, о/а и т.д.).
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass.docx | 213.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложнёного оптическим и акустическим недоразвитием»
В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространственных представлений, нечёткими дифференциациями согласных по твёрдости/ мягкости и звонкости/ глухости.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в следующих ошибках:
- пропуски букв (гласных, согласных, в том числе в стечениях) в словах, слогах;
- добавление лишних букв, слогов;
- перестановки букв, слогов;
- не дописывание слов;
- слитное написание соседних слов (слитное написание предлога (союза) с последующим словом);
- раздельное написание частей входящих в состав слова (отделение приставки, раздельное написание сложных слов);
- пропуски слов, словосочетаний, предложений;
- нарушения в обозначении границ предложений ( отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).
Недоразвитие оптико – пространственных представлений проявляется в следующих признаках:
- недоразвитие зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете;
- недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико – пространственного анализа;
- нарушение дивергенции оптических образов букв (б/д, п\т, у\и, х\ж, о/а и т.д.).
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Планируемые результаты
1.Планируемые предметные результаты
минимальный уровень
- иметь представление о понятии «предложение»;
- уметь видеть границы предложения;
- различать гласные и согласные звуки;
- уметь выделять заданный звук в слове, определять его соседей;
- иметь представление о понятии «слог»;
- иметь представление о понятии «ударение»;
- уметь определять ударный слог в двухсложных словах;
- иметь представление о понятии «безударная гласная в корне слова»;
- уметь подбирать проверочное слово для определения безударной гласной в корне слова;
- различать в слоге, слове, словосочетании парные согласные;
- различать в слоге, слове, словосочетании оптически схожие гласные, согласные;
- закрепить знания о частях речи.
достаточный уровень
- проводить самостоятельно звуковой анализ и синтез слова;
- различать на письме гласные первого и второго ряда;
- самостоятельно проводить слоговой анализ слова;
- Самостоятельно определять ударный слог в словах различного слогового состава;
- совершенствовать навык морфемного анализа и синтеза;
- дифференцировать кинетически сходные буквы, не путать на письме;
- самостоятельно проводить анализ и синтез предложений;
- различать парные (звонкие и глухие) согласные;
- согласовывать существительное с другими частями речи при выполнении самостоятельных письменных работ.
2.Планируемые личностные результаты
-соблюдение традиций
-бережное отношение к родному языку
-умение адекватно оценивать свои силы
-умение понимать, что можно и чего нельзя
-умение пользоваться личными адаптивными средствами в различных ситуациях
-умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать запрос (вербально) или выразить просьбу жестами
-умение выстраивать добропорядочные отношения в коллективе сверстников
-умение работать в группе
-способность ориентироваться в устройстве школьной жизни
-умение ориентироваться в пространстве школы
-умение ориентироваться в расписании
-умение начать разговор
-умение поддержать разговор
-умение задать вопрос
-умение выразить свои намерения
-умение выразить пожелание
-умение выразить опасения
-умение завершить разговор
-умение корректно выразить отказ и недовольство
-умение выразить благодарность, сочувствие
-умение получать и уточнять информацию у собеседника
-владение культурными формами выражения своих чувств
-умение корректно привлечь к себе внимание
-умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях
-умение быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи
-осознание важности учёбы
-осознание того, для чего он учится
дружеские отношения
3. Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
Коммуникативные учебные действия:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II. Содержание программы
Раздел работы | Содержание планирования | формы работы | виды работы |
Звуковой анализ и синтез слова | Гласные буквы и звуки, их различие. Различение на письме гласных первого и второго ряда. Согласные звуки и буквы, определение места звука, его соседей. Дифференциация кинетически схожих букв. Дифференциация оптически схожих букв. Различение понятий «гласный» и «согласный» звук. | индивидуальные, групповые занятия, клуб «Смекалка» | Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске, ребусы |
Слоговой анализ и синтез слова. | Понятие «слог», деление слов на слоги, выделение заданного слога. Ударение. Ударный слог. | индивидуальные, групповые занятия, клуб «Смекалка» | Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске |
Профилактика дизорфографии. | Понятия об однокоренных словах. Безударная гласная в корне слова. Способы словоизменения, словообразования при помощи приставок и суффиксов. Правописание приставок и предлогов. Сложные слова. | индивидуальные, групповые занятия, клуб «Смекалка» | Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске, интерактивные игры |
Работа над предложением и связной речью. | Словесный состав предложения. Распространение предложения однородными членами. Конструирование сложных предложений. Использование обращений в речи. Виды пересказов. Развитие диалогической формы речи. Работа с текстами различных видов. План текста. Заголовок, тема и главная мысль. Последовательный, краткий и выборочный пересказы. Изложение текста по плану. Составление рассказов на заданную тему или по сюжетной картинке. | индивидуальные, групповые занятия, клуб «Смекалка» | Д/и, упражнения, работа с карточками, схемами, кроссворды, филлворд, запись на доске, написание творческих заданий |
Неречевые процессы. | Развитие словесно-логического и образного мышления, долговременной памяти. Развитие творческих способностей и познавательной активности, коммуникативных навыков. | индивидуальные, групповые занятия, клуб «Смекалка» | интерактивные игры, лабиринты, дидактические игры |
III. Календарно – тематическое планирование по коррекции сложной дисграфии (дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная оптическим и акустическим недоразвитием)
6 класс I группа
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | календарные сроки | |
по плану | по факту | |||
I четверть | ||||
. | Обследование устной речи | 2 | 04.09 07.09 | |
| Обследование письменной речи | 1 | 11.09 | |
Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики. | 1 | 14.09 | ||
1. | Звуковой анализ и синтез слова | 8 | ||
| Понятие о предложении. | 2 | 18.09 21.09 | |
| Гласные буквы и звуки, их различие. | 2 | 25.09 28.09 | |
Согласные буквы и звуки, определение места звука, его соседей. | 2 | 02.10 05.10 | ||
| Различение понятий гласный звук и согласный звук. Определение количества звуков в слове | 2 | 09.10 12.10 | |
2. | Слоговой анализ и синтез слов. Твёрдые и мягкие гласные | 12 | ||
Парные гласные, понятие слога, деление слов на слоги | 2 | 16.10 19.10 | ||
Различение на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой | 1 | 23.10 | ||
Различение на письме а-я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я | 1 | 26.10 | ||
часов за четверть: | 16 | |||
II четверть | ||||
Различение на письме о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё | 2 | 06.11 09.11 | ||
Различение на письме у-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю | 2 | 13.11 16.11 | ||
Различение на письме ы-и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой и | 2 | 20.11 23.11 | ||
Обозначение мягкости согласных буквой Ь (мягкий знак) | 2 | 27.11 30.11 | ||
3. | Ударение. Ударный слог. | |||
Определение ударного слога в двухсложных, трехсложных, четырёхсложных словах. | 2 | 04.12 07.12 | ||
Безударные гласные в корне слова. | 2 | 11.12 14.12 | ||
4. | Совершенствование навыков морфемного анализа и синтеза. Безударные гласные. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв. | 16 | ||
Понятие об однокоренных словах. Безударные гласные в корне словах. | 2 | 18.12 21.12 | ||
Обследование навыка чтения и письма | 1 | 25.12 | ||
Игра «Космическое путешествие» | 1 | 28.12 | ||
Часов за четверть: | 16 | |||
III четверть | ||||
Состав слова. Как растут слова? | 2 | 11.01 15.01 | ||
Непроизносимая согласная в корне слова | 2 | 18.01 22.01 | ||
Сложные слова. Различение оптически схожих букв а-о в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях | 2 | 25.01 20.01 | ||
Сложные слова. Различение оптически схожих букв У-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях | 2 | 01.02 05.02 | ||
Разбор слова по составу. Дифференциация написания букв с-э, З-Е | 2 | 08.02 12.02 | ||
Упражнение в правописании приставок и предлогов | 2 | 15.02 19.02 | ||
Суффиксальный способ образования слов. Разбор слова по составу | 2 | 22.02 26.02 | ||
5. | Анализ и синтез предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв | 13 | ||
Парные и непарные звонкие и глухие согласные | 1 | 01.03 | ||
Различение парных согласных с-з в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 05.03 | ||
Различение парных согласных б-п в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 08.03 | ||
Различение парных согласных д-т в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 12.03 | ||
Различение оптически схожих б-д в словах, словосочетаниях, предложениях | 2 | 15.03 19.03 | ||
Занимательные игры со словами | 1 | 22.03 | ||
Часов за четверть: | 22 | |||
IV четверть | ||||
Различение оптически схожих п-т в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 02.04 | ||
Различение парных согласных в-ф в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 05.04 | ||
Различение парных согласных г-к в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 09.04 | ||
Различение парных согласных ж- ш в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 11.04 | ||
Обобщающее занятие по дифференциации парных и непарных звонких/глухих согласных. | 1 | 16.04 | ||
Различение оптически схожих х-ж в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 19.04 | ||
Различение оптически схожих л-м в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 23.04 | ||
6. | Части речи | 5 | ||
Имя существительное. Склонение имен существительных. | 1 | 26.04 | ||
Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных | 1 | 30.04 | ||
| Глагол. | 1 | 03.05 | |
| Закрепление знаний о частях речи | 2 | 07.05 10.05 | |
Обследование устной речи | 2 | 14.05 17.05 | ||
Обследование письменной речи | 1 | 21.05 | ||
Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики. | 1 | 24.05 | ||
Часов за четверть: | 16 | |||
Часов за год: | 68 |
Календарно – тематическое планирование по коррекции сложной дисграфии (дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная оптическим и акустическим недоразвитием)
6 класс II группа
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | календарные сроки | |
по плану | по факту | |||
I четверть | ||||
. | Обследование устной речи | 2 | 06.09 07.09 | |
| Обследование письменной речи | 1 | 13.09 | |
Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики. | 1 | 14.09 | ||
1. | Звуковой анализ и синтез слова | 8 | ||
| Понятие о предложении. | 2 | 20.09 21.09 | |
| Гласные буквы и звуки, их различие. | 2 | 27.09 29.09 | |
Согласные буквы и звуки, определение места звука, его соседей. | 2 | 04.10 05.10 | ||
| Различение понятий гласный звук и согласный звук. Определение количества звуков в слове | 2 | 11.10 12.10 | |
2. | Слоговой анализ и синтез слов. Твёрдые и мягкие гласные | 12 | ||
Парные гласные, понятие слога, деление слов на слоги | 2 | 18.10 19.10 | ||
Различение на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой | 1 | 25.10 | ||
Различение на письме а-я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я | 1 | 26.10 | ||
часов за четверть: | 16 | |||
II четверть | ||||
Различение на письме о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё | 2 | 08.11 09.11 | ||
Различение на письме у-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю | 2 | 15.11 16.11 | ||
Различение на письме ы-и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой и | 2 | 22.11 23.11 | ||
Обозначение мягкости согласных буквой Ь (мягкий знак) | 2 | 29.11 30.11 | ||
3. | Ударение. Ударный слог. | |||
Определение ударного слога в двухсложных, трехсложных, четырёхсложных словах. | 2 | 06.12 07.12 | ||
Безударные гласные в корне слова. | 2 | 13.12 14.12 | ||
4. | Совершенствование навыков морфемного анализа и синтеза. Безударные гласные. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв. | 16 | ||
Понятие об однокоренных словах. Безударные гласные в корне слова. | 2 | 20.12 21.12 | ||
Обследование навыка чтения и письма | 1 | 27.12 | ||
Игра «Космическое путешествие» | 1 | 28.12 | ||
Часов за четверть: | 14 | |||
III четверть | ||||
| Состав слова. Как растут слова? | 2 | 10.01 11.01 | |
Непроизносимая согласная в корне слова | 2 | 17.01 18.01 | ||
Сложные слова. Различение оптически схожих букв а-о в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях | 2 | 24.01 25.01 | ||
Сложные слова. Различение оптически схожих букв У-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях | 2 | 31.01 01.02 | ||
Разбор слова по составу. Дифференциация написания букв с-э, З-Е | 2 | 07.02 08.02 | ||
Упражнение в правописании приставок и предлогов | 2 | 14.02 15.02 | ||
Суффиксальный способ образования слов. Разбор слова по составу | 2 | 21.01 22.02 | ||
5. | Анализ и синтез предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв | 12 | ||
Парные и непарные звонкие и глухие согласные | 1 | 28.02 | ||
Различение парных согласных с-з в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 01.03 | ||
Различение парных согласных б-п в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 07.03 | ||
Различение парных согласных д-т в словах, словосочетаниях, предложениях | 2 | 08.03 14.03 | ||
Различение оптически схожих б-д в словах, словосочетаниях, предложениях | 2 | 15.03 21.03 | ||
Занимательные игры со словами | 1 | 22.03 | ||
Часов за четверть: | 22 | |||
IV четверть | ||||
Различение оптически схожих п-т в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 04.04 | ||
Различение парных согласных в-ф в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 05.04 | ||
Различение парных согласных г-к в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 11.04 | ||
Различение парных согласных ж- ш в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 12.04 | ||
Обобщающее занятие по дифференциации парных и непарных звонких/глухих согласных. | 1 | 18.04 | ||
Различение оптически схожих х-ж в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 19.05 | ||
Различение оптически схожих л-м в словах, словосочетаниях, предложениях | 1 | 25.04 | ||
6. | Части речи | 5 | ||
Имя существительное. Склонение имен существительных. | 1 | 26.04 | ||
Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных | 1 | 02.05 | ||
| Глагол. | 1 | 03.05 | |
| Закрепление знаний о частях речи | 2 | 09.05 10.05 | |
Обследование устной речи | 2 | 16.05 17.05 | ||
Обследование письменной речи | 1 | 23.05 | ||
Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики. | 1 | 24.05 | ||
Часов за четверть: | 16 | |||
Часов за год: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование занятий по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
Данное календарно-тематическое планирование по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, разработано для учеников старших классов (5-7) коррекционной школы...
План работы, по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза (60 часов)
Дисграфия...
Содержание и приемы коррекционной работы при дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.
Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям в обучении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у ...
План-конспект фронтального логопедического занятия по дисграфии на почве языкового анализа и синтеза в 5 классе
Лексическая тема: Осень.Цель: Научить детей использовать в различных речевых ситуациях предложения, относящиеся к лексической теме «осень».Задачи:Образовательные:Развивать грамма...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Индивидуальное тематическое планирование по коррекции письменной речи №2 ( дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза).
Планирование индивидуальной логопедической работы по коррекции письменной речи....
Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза
Развитие языкового анализа и синтеза, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию учащихся....