Статья "Индивидуальная работа на уроках математики"
статья
В статье описывается индивидуальная работа на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида для коррекции и развития познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota_na_urokah_matematiki.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Р.В.Мищенкова, учитель математики ГОУ Хохотуйской специальной коррекционной
общеобразовательной школы интернат
Индивидуальная работа на уроках математики.
Учителю коррекционной школы приходится иметь дело с детьми с интеллектуальной недостаточностью. У некоторых из них при той или иной степени интеллектуальной недостаточности имеются ещё различные отягчающие явления нарушения личности, неадекватное поведение, затруднения при выполнении самых простых заданий. Учителю важно понять особенности своих учеников, правильно оценить природу их дефектов. Это поможет ему найти приёмы воздействия на каждого ребёнка и повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.
Применительно к аномальным детям проблема воспитания активности и самостоятельности выступает как проблема коррекции дефекта и одновременно подготовки к жизни и труду в коллективе, требующие от них определённой самостоятельности. Поэтому развитие именно этого качества учащихся – одна из важнейших задач коррекционной школы. В ней ученик не только овладевает знаниями, приучается трудиться самостоятельно, но и готовится к активной жизни и работе в коллективе, учится самостоятельно решать различные вопросы, связанные с жизнью класса, школы, семьи. С этими умениями он должен выйти в самостоятельную жизнь, в трудовую деятельность. При работе с учащимися коррекционной школы основная задача состоит в том, чтобы развить у них способность к целенаправленной деятельности, т.к. только в деятельности формируется личность как здорового, так и аномального ребёнка, развивается его интеллект, интерес к учёбе, труду. При организации деятельности аномального ребёнка необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, его психологические особенности.
Перед современной педагогикой стоит проблема совершенствования методов обучения. Для коррекционной школы эта проблема особенно актуальна, т.к. стойкие и глубокие недостатки познавательной деятельности, выражающиеся в первую очередь в несовершенстве процессов обобщения, абстрагирования, анализа и синтеза, значительно ограничивают возможности усвоения знаний, как по объёму, так и по качеству. У детей с интеллектуальной недостаточностью значительно снижен интерес к учению, рассеянное внимание, большая отвлекаемость, неумение сосредоточиться, неусидчивость, слабая память.
Математика является одним из самых трудных предметов для учащихся данной школы. Поэтому преодоление возможного отрицательного отношения к связанным с ней трудностям, воспитание у учащихся интереса к математике является одним из условий успешного обучения, т.к. именно интерес обеспечивает прочность и глубину усвоения материала, содействует его пониманию и запоминанию и активизирует мышление.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывают привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца. Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
Индивидуальный подход к учащемуся означает направленность обучения и воспитания, которая учитывает индивидуальность школьника в целом и на этой основе создаёт оптимальные условия его учения и развития.
Успех в обучении математике во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Планируя индивидуальную работу на уроке, необходимо учитывать уровни развития познавательных процессов.
Например, уровень развития внимания. Это:
- Умение сосредоточить внимание на выполняемом задании
- Умение переключить внимание с одного задания на другое
- Умение видеть и исправлять ошибки в работе
Если ученики справляются с этим самостоятельно, то это высокий уровень внимания. Если справляются с помощью учителя, то средний уровень внимания. Если совсем не умеют, то низкий. С высоким уровнем восприятия детей мало. Во время самостоятельной работы можно успешно реализовать принцип индивидуального подхода: учащиеся получают задания с учётом их способностей и потенциальных возможностей (задания повышенной сложности и больше по объёму). Учащимся со средним (их большинство) и низким уровнем предлагаются задания для развития внимания: таблица Шульте, вычёркивание одинаковых букв, переставляем буквы – получаем числа, числа прячутся в предложениях и т.д.
Например:
- Зачеркни все буквы, встречающиеся более одного раза, а оставшиеся буквы соедини. Какое число получится?
Два, шесть, ил, шаль (двести)
Один, сев, линия, ус, сто, нуль (девять)
- Найди зашифрованное слово. Для этого измени порядок букв в следующих словах: СЯДЕТЬ, ТЫ РЕЧЕ, В СОН ОДЕТ Я, СЫЧ ЯТА, СЕСТЬ ТОШ.
- Найди числа, которые спрятаны в предложениях:
- Какие цифры получаются у Ленули самыми красивыми?
- Сколько мальчиков в классе Родиона имеет родинки на щеке?
- Сколько пчел однажды погнались за гномами?
Ученики с низким и средним уровнем развития мышления понимают объяснение нового материала лишь при организации индивидуального подхода при повторном и неоднократном объяснении. Учебное задание понимают лишь с помощью учителя и нерегулярно выполняют задания самостоятельно. Таким учащимся полезно давать задания с различными кодировками, зашифрованными пословицами и загадками, упражнения «продолжи ряд», «найди закономерность», «магические квадраты», обобщения и т.д.
Например:
Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Каждый раз после выполнения заданий нужно назвать признак, по которому проводилось сравнение.
- Чем похожи числа? 7 и 71; 77 и 17; 12 и 21?
- Сравните фигуры: треугольник и четырёхугольник; прямоугольник и квадрат.
- Сравните выражения: 7 – 2 и 9 – 4 ; 15 : 3 и 25 : 5
В процессе решения таких задач учащиеся учатся анализировать, находить общее.
Для коррекции и развития логического мышления я использую такие упражнения:
1. Продолжи ряд …5, 7, 9… …5, 6, 9, 10… …6, 12, 18…
2. Установить закономерность и вставить пропущенное число:
2 5 7 7 16 9
12 3 15 5 21 16
6 4 ? 9 ? 4
3.Найти массу яблок, если известно, что яблоко тяжелее лимона, но легче груши.
Груша – 230 г
Яблоко - ?
Лимон – 150 г
4.Исключить лишнее слово: плюс, минус, число, разделить, умножить.
Различные математические ребусы, кроссворды тоже хорошо подходят для развития логического мышления.
ПО100ВОЙ; 100ЛБ; ЛА100ЧКА и т.д.
Для коррекции аналитико-синтетической деятельности можно использовать следующие упражнения:
- Сложить из осколочных картинок целую.
- Сложить слова из кусочков, каждое слово написано своим цветом.
- Из города А в город В самолёт летит 80 минут, а обратно 1 ч. 20 мин. Почему?
- Взять по одному слогу из данных слов и получить математический термин:
чижик, слово (чи-сло);
клумба, нога, кружево, нива, пение (ум-но-же-ни-е)
деталь, лето, пони, енот(де-ле-ни-е)
- Придумать по одному слову, начинающихся с каждой буквы данного слова.
- Расшифровать тему урока по первым буквам слов
Очень хороши упражнения на обобщение:
- Назвать группу чисел одним словом: а) 2, 4, 7, 9, 6; б) 12, 18, 33, 65.
- Назвать группу предметов одним словом: а) треугольник, квадрат, круг; б) квадрат, прямоугольник, ромб.
3.Исключите лишнее число: а) 1, 10, 6 (решение разное); б) 25, 5, 36.
4.Исключи лишнее понятие: сумма, разность, произведение, слагаемое, частное.
Умение давать определение понятиям имеет огромное значение. Оно требуется ребёнку при изучении любого предмета.
Заполнить пропуски в определении:
- чётное число – это число…
- квадрат – это четырёхугольник…
Вставить нужные слова:
- Квадрат – это…, у которого все стороны равны.
Сформулировать определение:
- Ромб – это…
- Сумма – это..
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа имеет своё место.
- Дано множество чисел. Разбить это множество на 2 класса: 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53.(разные решения).
- На какие группы и по какому признаку можно разбить множество выражений:
4 х 9; 63 : 9; 36 : 9; 8 х 9; 18 : 9; 54 : 9.
5. На доске слова, выбрать и записать их в разные группы: деление, квадрат, сложение, треугольник, плюс, умножение, круг, вычитание, циркуль, линейка, карандаш.
6. Записаны различные меры, рассортировать их на группы: 1см, 1 т, 1 р, 1 кг, 1 ц, 1 м, 1 коп.
Для тренировок в последовательном выполнении различных действий полезно предусмотреть «счёт цепочкой», когда учащимся предлагается выполнить ряд вычислительных операций, называя только окончательный результат.
Какое животное очень любит водные процедуры?
39:1+56-5-80:1+3=
тигр-16
слон -13
обезьяна -8
Это прекрасный приём, позволяющий за небольшой промежуток времени решить достаточное число специально подобранных примеров. Он дисциплинирует мысль, развивает гибкость ума.
На каждом уроке проводится самостоятельная работа для формирования навыков счёта, вычислительных умений и навыков, а также для проверки усвоения изучаемой темы. Самостоятельная работа может быть в виде программированных заданий, тестовых заданий. В учебнике можно найти задания разной степени трудности и дифференцированно подойти к учащимся при организации их самостоятельной работы.
Многим детям трудно даётся усвоение программного материала по математике. Если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышаются их познавательные способности. С целью развития интереса к предмету, повышения познавательной активности и познавательных возможностей используются дидактические игры, числа из книги рекордов Гиннеса, различные интересные факты из жизни людей и животных. Через решение арифметических задач идёт подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности. С целью формирования элементов экономических знаний составлены задачи на расчёт платежей за коммунальные услуги, свет, на расчёт налогов.
Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать математическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Математика в коррекционной школе решает одну из важнейших специфических задач обучения детей с нарушением интеллекта, преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Развивая элементарное математическое мышление, она формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, синтез, анализ, развивает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Мы провели диагностику, цель которой выявить нарушения мыслительной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью. В нашей школе были обследованы дети 3 класса по методике определения уровня умственного развития детей школьного возраста.
Результаты диагностики мышления.
На основе анализа распределения индивидуальных данных были определены следующие уровни успешности.
После проведённой коррекционной работы были повторно обследованы эти же дети, но спустя 4 года, т.е. в 7 классе. Выявлены следующие результаты.
Значит, развивать высшие психические процессы, в том числе и мышление, у детей с интеллектуальной недостаточностью возможно. Применение современной технологии планирования и моделирования коррекционно-развивающих уроков математики, применение специальных упражнений по коррекции высших психических функций даёт положительную динамику развития. Повышается интерес к урокам математики, возрастает качество знаний и идёт подготовка детей к социальной адаптации в самостоятельной жизни.
Литература.
- «Чего на свете не бывает?» Под ред. Дьяченко О.М., Агаевой Е.Л.
- А.М. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»
- Дефектология №3 – 88 г. Статья А.Д.Виноградовой «Особенности образного мышления умственно-отсталых детей».
- Дефектология №5 – 89г. Статья Матасова «Некоторые особенности мышления учащихся вспомогательной школы».
- Дефектология №5-6 – 92 г. Статья Романенко О.В. «Изучение особенностей операционной стороны мышления»
- Е.Д.Худенко « Как научить ребёнка думать и говорить».
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
- Л.Ф.Тихомирова «Математика в начальной школе» (развивающие игры, задания, упражнения).
- Начальная школа №3 – 87 г., №3 – 89 г.
- «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития». Под ред. Б.П.Пузанова.М., 2003г.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно-отсталых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на уроках математики
Выступление на педагогическом совещании по теме:"Исследовательская работа на уроках математики "...
Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.
Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме "Квадратные уравнения"....
"О некоторых формах работы на уроках математики" ( из личного опыта работы ).
В этой статье описываются некоторые матодические приемы работы на уроках математики, которые повышают эффективность урока ....
Нестандартные формы работы на уроках математики. Разработка урока-сказки в 5 классе
В статье приведена разработка урока обобщения знаний уч-ся по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок сопровождается показом слайдов с фрагментами сказки....
Отчет по самообразованию учителя математики по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ»
Отчет по саообразованию учителя математики по теме " Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ"...
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...