Конспект занятия по пескотерапии
план-конспект

Александрова Татьяна Васильевна

Путешествие по родному краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по песочной игровой терапии
Тема: «Путешествие по родному краю»

 

Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

Задачи:

- познакомить детей с природой родного края;

- развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

- развивать связную речь детей через рассказы о природе;

- развивать эмоционально-волевую сферу детей;

- воспитывать умение играть дружно, выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию.

Материалы: песочница - деревянный ящик с сухим песком, игрушка – пароход, штурвал, фуражка капитана, матросские бескозырки, игрушка – Мальчик Югорка, игрушки для песочной игротерапии (животные, птицы, растения, ягоды, грибы), магнитофон.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог-психолог встречает детей под спокойную, приятную музыку.

Педагог-психолог - Ребята, как же я рада вас видеть, вместе со мной вас встречает мальчик Югорка! Югорка приглашает нас в увлекательное путешествие в песочную страну. И в этом нам поможет Югорка, давайте произнесем заклинание:

"Югорка ты нам помоги,

В страну песочную волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

К волшебной стране путь покажи"

2.Основная часть

- Вот мы и очутились в песочной сказочной стране! (дети встают вокруг песочницы).

Игра «Капитан и матросы»

-Россия – это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. По-другому этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уникальным уголком является наша малая родина – Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра. Югра – край рек и озер. Почему наш округ уникальный? Попробуйте ответить на этот вопрос после нашего путешествия.

Я предлагаю всем отправиться в путешествие на пароходе. Обратите внимание, какая большая полноводная река проходит через весь ландшафт, на этой реке живем мы с вами и называется эта река –ОБЬ. Давайте выберем капитана, который будет управлять нашим пароходом. Капитану нужны матросы смелые и отважные. А еще, чтобы наш  пароход пошел по реке нужно произнести волшебные слова:

 Вода – чудесный дар природы,

Живой, текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трёх важных ипостасях.

То ручейком, то речкой вьётся,

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой.

То обретает легкость пара:

Была – и вдруг её не стало.

(Капитан берет в руки штурвал, матросы занимают место за капитаном. Капитан отдает команду: «Сниматься с якоря, полный в перед»).

Югорка: «Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна своими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. На этой земле растут щедрые  леса, в которых затаились дикие животные, растекаются чистые полноводные реки, где живут разные виды рыб».

Упражнение « Мир растений»

И первая остановка – это удивительный мир растений нашего края. Природа края – это живая,  чувствительная, очень сложная система, где ощутим даже самый тихий наш шаг. От каждого из нас зависит, что оставим мы будущим поколениям.  «Не наследи!» - кричит нам лес. Вспомните, о чём

вы говорили на уроках. Из уже пройденного можно сделать вывод, что в природе всё целесообразно, всё для чего-то нужно и всё имеет свою причину. Природой нужно не управлять, а учиться у не мудрости. Лес для народов Севера священен. Ханты считают, что «деревья – друзья, деревья – пища, деревья – красота, деревья – вчера и сегодня, деревья – много зим наперёд». Ханты и манси обожествляют кедр, лиственницу, ель или сосну, если они старые, искорёженные или с несколькими

верхушками.

Посмотрите, ребята, кто то уже похозяйничал и  вырвал все деревья, ягоды и грибы. Наша задача восстановить красоту природы (возле  песочницы дети находят ягоды, грибы, растения дети расставляют их на поляне в песочнице).

Молодцы вы все справились с заданием. А мы на нашем пароходе отправляемся дальше путешествовать.

Упражнение « Животный мир»

Следующая наша остановка. Заповедник «Юганский» – это особый природный объект, который представляет исключительный интерес, как для специалистов-биологов, так и для любителей путешествий и природы. Его отличают уникальные природные ландшафты, наличие редких представителей животного и растительного мира, самобытный уклад жизни и природопользования местных жителей, проживающих вблизи его границ.

Восемь видов птиц, обитающих в заповеднике, занесены в Красную книгу России: черный аист, орлан-белохвост, беркут, скопа отмечаются на гнездовании, а кречет, краснозобая казарка, пискулька и сапсан только на пролете. Встречаются также редкие птицы: филин, чернозобая гагара, серый журавль, черный коршун, ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник, лебедь- кликун, черный стриж. .

Территории заповедника находятся далеко от крупных населенных пунктов – в малонаселенной местности, поэтому дикие животные чувствуют себя в безопасности. Пока Юганский заповедник остается едва ли не единственным в Среднем Приобье уголком и находится он в самом сердце Югры.

Ребята, посмотрите сколько разных птиц  у нас есть, давайте разместим их в нашем заповеднике. (Дети находят птиц и животных, которые водятся в лесах Югры). Молодцы!

Наше путешествие по заповеднику продолжается.

Животный мир Югры богат и разнообразен; представляет собой смешение типично таёжных, относительно северных обитателей тундры: бурый медведь, волк, лиса, песец, заяц, ондатра, еж, олени и многие другие, а  азиатский бобр и особо охраняемые территории Югорского края. (дети находят животных и располагают в заповеднике).

Упражнение « Ловись рыбка»

Следующая остановка.  Уникальный подводный мир. Издавна на Оби было развито рыболовство. Так, в конце XIX века в сети рыболовов попадали окунь, ёрш, бычок, подкаменщик, щука, налим, моксун, сырок, щокур, пыжьян, нельма, хариус, кужма, таймень, карась, пескарь, плотва, чебак, елец, гольяны, голец, щипок, осётр, стерлядь, минога и другие виды рыб. Рыбалка в этих краях незабываема. В водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, тугун, сиг, пелядь. Объектами промысла являются в основном частиковые: судак, щука, язь, налим, лещ, елец, плотва, карась, окунь. Обь в основном протекает по лесостепной местности, в определенных частях может делиться на притоки, образовывать долины, заливы и даже менять направление. (дети с помощью магнитной удочки и рыбок наловили рыбы).

- Вот и походит к концу наше путешествие по родному краю. Капитан встать за штурвал, команда стройся, идем в обратный путь.

(По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками и садятся на стулья).

3. Итог .

Педагог: - Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?

Дети: - Путешествовали по родному краю.

Педагог: - Что нового узнали? Давайте ответим на вопрос, почему наш округ уникальный?

Дети: Наш округ богат разной растительностью, животными, птицами в наших реках и озерах водится много разной рыбы.

Ритуал "выхода" из Песочной страны

"В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам увереннее стать помог!"

Результаты занятий по песочной терапии:

Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка . Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка.

На занятии дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир и делать это бесконечно приятно.

Хорошо развивается мелкая моторика рук, движения пальчиками становятся более ловкими и дифференцированнными.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти ребенку решение и выход из сложившейся ситуации

Прекрасно помогает песочная терапия в развитии речи. Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.

Используемая литература:

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия, Петропавловск, 2010 – 74 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игра с песком. Практикум по песочной терапии – Спб : Речь, 2015 – 256 с.



Предварительный просмотр:

Викторина для начальных классов

«В гостях у сказки»

Учитель: Александрова Т.В.
Цель: уточнение, обобщение и систематизация знаний о русских народных сказках. 

Задачи:
- развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь, эмоциональную сферу;
- формировать ответственность, умение работать в группе и самостоятельно.
Оборудование:
- выставка книг-сказок, сказочные предметы (аленький цветочек, зеркальце, игла, мочалка, туфелька, горошина, стрела, яйцо, шапка), детские рисунки по сказкам, карточки.

Ход викторины:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир сказок.
С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь…
Сказки - это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии.
Что такое сказка? Сказка - это произведение устного народного творчества, повествование, выдумка, вымысел иногда с участием волшебных сил.
Ребята, какие сказки вы знаете?
(Ответы детей).

Ребята, а моим помощником на викторине будет…кто?

Отгадайте загадку: Мальчик с Азбукой под мышкой — деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. (Буратино)

Под музыку одноименной сказки появляется Буратино.

1. «Дополни имя»  (работа по карточкам).
Делим обучающихся на две группы: первая группа находит и озвучивает  первое слово имени сказочного героя, вторая группа продолжает.

Иван - Царевич
Кощей –
Бессмертный
Василиса –
Премудрая
Карабас -
Барабас
Елена -
Прекрасная
Сестрица -
Алёнушка
Братец –
Иванушка
Крошечка -
Хаврошечка
Змей –
Горыныч

2. «Собери картинку» и назови сказку.

( Работа в группах) «Репка» и «Колобок»

3. «Волшебные предметы-помощники»

1)Этот предмет помощник мужественных героев многих русских сказок, мечта любого воина. Это оружие  помогает победить в любом бою.  (Мечь-кладенец)

2) Волшебный предмет, который в любое время и в любой момент может накормить и напоить хозяина, достаточно развернуть ее и сказать волшебные слова… (Скатерть-самобранка)

3) Что, по-вашему, в сказках является воздушным транспортом? (Ковер-самолет)

4) Что, по-вашему, в сказках является наземным транспортом, с помощью которого герои быстро передвигаются ? (Сапоги-скороходы)

5) А что в сказках является телевизором? (Серебряное блюдечко и золотое яблочко)

4. Конкурс «Телеграмма».

(обучающиеся читают телеграммы и отгадывают автора телеграммы.)

Дорогие гости, помогите! Сейчас меня съест лиса. (колобок)

 Всё закончилось благополучно, только сломал весь теремок. (медведь)

Очень расстроена, пекла, пекла. Студила. А он убежал.(бабка) 

Спасите! Наш дом развалил медведь.(звери из теремка)

 Помогите найти мышонка, репку не вытянуть (кошка)

 От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок) 

5. «Сказочные предметы»

В волшебном мешке находятся разные сказочные предметы. По описанию предмета отгадайте, что же находится в сундуке.
1. С помощью этого предмета, можно шить самые разные вещи, а можно даже  убить Кощея-Бессмертного.
(Игла)
2. Если эту вещь надеть на голову, вас никто не увидит.
(Шапка – невидимка)
3. Дед  плачет, баба плачет, а во всем виновата  маленькая мышка?
(Золотое яичко)
4. Всю ночь принцесса не могла заснуть, потому что она ей мешала спать?
(Горошина)
5. Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее.
(Зеркальце)
6. Вещь, которую съел крокодил? Как называется сказка?
(Мочалка. «Мойдодыр»)
7. А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки?
(Стрела)
8. Она потеряла её на балу?
(Туфелька)

Молодцы, ребята! Спасибо вам, вы активно работали в командах, отвечали на вопросы, показали свои знания и умения. Викторина помогла нам попасть в мир добрых сказок, которые помогают нам быть добрыми, справедливыми и уметь найти выход из любой ситуации!
Подведение итогов.
Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....