Программа коррекционно-развивающих занятий по пескотерапии "Песочные фантазии" для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа по психологии
Программа для обучающихся 1-4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_peskoterapii_1-4_kl.doc | 79.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий по пескотерапии
«Песочные фантазии»
Для обучающихся 1- 4 класса
Пояснительная записка
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.
Игра c песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.
Программа «Песочные фантазии» нацелена на общее развитие ребёнка, в том числе возможность развития эмоционально- волевой сферы, содержит задания творческих видов деятельности с использованием песка и предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Пескотерапия рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей и подростков творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель : Раскрытие индивидуальности и обеспечение социальной успешности каждого ребёнка.
Задачи:
Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
2. Развивать тактильную чувствительность.
3. Развивать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкую моторику.
4. Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
5. Развивать коммуникативные навыки ребёнка.
6. Разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.
7. Релаксация, снятие мышечной напряжённости.
Программа рассчитана на 5-7 занятий по 40 минут.
Оптимальное количество участников - 4 человека.
Оборудование
Психологическая песочница (планшет для рисования песком).
Песок кварцевый натуральный.
Емкость с водой.
Противопоказания
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
эпилепсия или шизофрения;
ребенок с очень высоким уровнем тревожности,
аллергия на пыль и мелкие частицы,
легочные заболевания,
кожные заболевания и порезы на руках.
Принципы организации пескотерапии
Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей ребёнка.
Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.
Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребёнка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущении (модальностей).
Структура занятий
Часть 1. Вводная. Цель – настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая. Основные цели: подведение итога занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии.
Методы и приёмы работы
Наглядные (показ образца, пример, помощь).
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение образов).
Способы рисования песком
Психолог предлагает детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся.
Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами.
Руки могут работать и как «бульдозер», разгребая песок вокруг.
Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нём.
Для изображений можно использовать кулачок или указательный палец.
Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки.
Осваивать новый способ рисования песком путём отсечения лишнего.
Ожидаемые результаты:
- умение владеть различными приемами работы с сухим песком;
– умение создавать композиции и сюжеты на песке;
– устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- развитие мелкой моторики рук;
- творческие способности и фантазия;
–улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора и словарного запаса.
Тематическое планирование
1 занятие. Здравствуй, песок!
Цели, задачи
Знакомство детей с песком, его свойствами; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
Практическая деятельность
Песочный дождик (медленно или быстро сыпать песок из своего кулака, на свою ладонь или взрослого, глаза можно закрыть).
Необыкновенные следы (медведи – надавливать кулачками, зайцы – кончиками пальцев в разных направлениях, ползут змейки, бегут жучки-паучки, крокозябла – дети создают следы сами)
Узоры на песке (пальцами, ребром ладони, кулаком)Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2 занятие. Чуткие руки
Цели, задачи: Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка
Практическая деятельность
Найди отличие. Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Волшебные превращения. Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.
3 занятие. Солнечные лучики
Цели, задачи
Развитие сплоченности детей, мелкой моторики, пробуждение интереса, стимуляция внимания;
Практическая деятельность
Цветные острова (групповая). Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.
Буквы. Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.
4 занятие. Узоры на песке
Цели, задачи
Учить детей рисовать свое настроение на песке ,развивать воображение
Практическая деятельность
Змейка. Цель: снять эмоциональное напряжение. Задача: выразить свое отношение, показав это в игре
Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.
5 занятие. Радуга
Цели, задачи
Закрепление представлений об окружающем мире; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие речи, памяти, мышления.
Практическая деятельность
Точка, точка, запятая. Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка. Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик – получился человечек. Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка..
Угадай на ощупь. Это упражнение направлено на развитие мышления и моторики рук ребёнка. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время прячет в песок игрушку/камень/шишку/ракушку... Задача ребёнка найти в песке предмет и отгадать на ощупь, что это. Затем участники игры меняются ролями
6 занятие. Мир из песка
Цели, задачи
«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Практическая деятельность
Мы создаем мир. Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Педагог показывает способы построения в песочнице живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий)
7 занятие. Глаза в глаза
Цели, задачи
Обучение выстраиванию композиции на песке по образцу; развитие внимания, связанного с координацией движений
Практическая деятельность
Мы едем в гости. Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику.
VII.Список литературы
Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, «Речь», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)
Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии ...