Модифицированная программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта
рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой» (МОУ «СКоШ») | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | skosh@guostrj.ru | Тел/факс. 5-73-07 |
Модифицированная программа
логопедической работы с детьми,
овладевающими русским (неродным) языком,
обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта
Составила: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Коваленко Е.В.
Пояснительная записка
На сегодняшний день педагоги испытывают проблему в обучении детей, которые говорят только на родном языке и русского языка фактически не знают.
Для речевого развития детей данной категории характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизмы в связанных высказываниях и другие недочеты, обусловленные, прежде всего, ограниченной речевой практикой в сфере русского языка и двуязычием в общении с родителями.
В то же время существует категория школьников с неродным русским языком, у которых обнаруживаются специфические дефекты речи органического и функционального происхождения.
Для педагогов стало проблемой - как и чему учить детей, которые едва разговаривают на русском языке, а то и просто не владеют им. Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции?
Как правило, начинать необходимо с предварительного изучения способностей и возможностей обучающихся. Важную роль играют следующие факторы: двуязычен ли ребёнок с рождения 9один из родителей хорошо говорит по-русски); введён ли второй язык в 5-8 лет (такое усвоение отличается от усвоения на более поздних возрастных этапах); имеют ли дети возможность слушать и смотреть радио-и телепередачи, фильмы, читать книги на русском языке; живёт ли семья среди русского населения или в национальном сообществе.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно организовать совместное обучение этих детей из разных классов по группам с учётом вышеназванных факторов.
Изучив «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» авторы Чиркина Г.В., Лагутина А.В. и «Программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи», автор Чиркина Г.В., модифицируя, я разработала «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта».
Цели программы:
Образовательные – обучение детей способам усвоения общественного опыты, развитие познавательной активности, формирование положительного отношения к учёбе, чтобы помочь детям овладеть тем объёмом знаний и умений, который предусмотрен программой школы VIII вида.
Коррекционные – компенсация отставания в речевом развитии, накопление и увеличение словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего успешного продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Основные задачи:
- учить детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; существительное с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимение с существительным). Усвоение правила о раздельном написании предлогов со словами;
- научить произносить слова различной слоговой сложности;
- научить свободно пользоваться приобретёнными навыками в самостоятельной речи.
Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого этикета. Знакомство», «Семья», «Школа», «Магазин».
Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учётом речевых возможностей детей.
Схема изучения учебного материала:
1. Обследование с целью выявления состояния активного и пассивного словаря;
2. Увеличение объёма активного словаря посредством включения в речь словесных клише;
3. Введение в речь развернутых речевых высказываний;
4. Автоматизация, самостоятельное применение русскоязычных слов.
Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учетом речевых возможностей детей.
Программа реализуется в рамках логопедических занятий из расчёта
2 раза в неделю, 64 часа в год.
На занятиях используются как традиционные дидактические технологии, так и специальные коррекционные: личностно-ориентированные, ролевые и деловые игры, элементы ИКТ, имитационное моделирование.
Календарно-тематический план по курсу
«Обучение детей, овладевающих русским (неродным) языком».
I четверть – 16ч.
№ | Тема занятия | К-во час | Дата | Словарь |
1. | Понятие семьи. | 1ч. | Полное имя членов семьи. | |
2. | Родственные отношения. | 1 ч. | Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, тётя, дядя. | |
3. | Мама, папа. | 1ч. | Возраст, профессия. | |
4. | Брат, сестра. | 1ч. | Младший, старший, двоюродный. | |
5. | Дедушка, бабушка. | 1ч. | Папин, мамин, уважение, помощь. | |
6. | Тётя, дядя. | 1ч. | Мамин, папин. | |
7. | Дом, в котором я живу. Квартира. | 1ч. | Этажность, количество комнат. | |
8. | Наша улица. | 1ч. | Домашний адрес, телефон, имя собственное. | |
9. | Что мы делаем дома. | 1ч. | Спальня, кухня, детская, зал. | |
10. | Уборка квартиры. | 1ч. | Мебель, посуда, одежда. | |
11. | Досуг дома. | 1ч. | Отдых, учёба, чтение, игры. | |
12. | Игры и игрушки в доме. | 1ч. | Любимая, настольные игры, описание игрушек. | |
Примечание: | ||||
№ | Тема занятия | К-во час | Дата | Словарь |
II четверть – 16 ч. | ||||
Вежливые выражения речевого этикета. | 2ч. | Слова-приветствия, слова-прощания, слова благодарности. | ||
Культура поведения. | 2ч. | Дружелюбность, готовность идти на контакт. | ||
Вежливое приветствие взрослого. | 2ч. | Здравствуйте, до свидания, называние по и. о., Вы. | ||
Диалог. Умение отвечать на вопросы, задавать их. | 3ч. | Полные ответы на вопросы. | ||
Умение рассказать о себе. | 3ч. | Класс, увлечения, любимые предметы. | ||
Поведение во дворе. | 2ч. | Соседи. | ||
Дружба. | 2ч. | Доверие, помощь, общение, проведение досуга. | ||
Примечание: III четверть – 18 ч. | ||||
№ | Тема занятия | К-во Час | Дата | Словарь |
Школа. | 2ч. | Дорога в школу, адрес, директор, учитель, ученик. | ||
Школьные принадлежности. | 3ч. | Учебник, тетрадь, портфель, пенал, ручка, карандаш, краски, кисточка, фломастеры. | ||
Культурное поведение в школе. Общение с педагогами, сверстниками. | 3ч. | Слова-приветствия, прощания, просьба, ответы на занятиях. | ||
Поведение в столовой. | 2ч. | Посуда, поведение за столом. | ||
Дежурство в столовой. | 2ч. | Тряпка, посуда. | ||
Дежурство в классе. | 2ч. | Мел, доска, парта, цветы. | ||
Участие в школьных мероприятиях. | 2ч. | Праздник, стихотворение, песня, сценка. | ||
Каникулы. | 2ч. | Отдых, чтение, игры, улица. | ||
№ | Примечание: IV четверть-14 ч. Тема занятия | К-во час | Дата | Словарь |
Понятие магазин. | 2ч. | Продавец, покупатель, товар, цена, витрина, товар, ценник, деньги, сумма. | ||
Общение с продавцом. | 2ч. | Вежливые слова, умение выразить просьбу, покупка и расплата за товар. | ||
Продуктовый магазин. | 2ч. | Хлеб, молоко, яйца, крупы, конфеты, печенья, соки. | ||
Продовольственный магазин. | 2ч. | Одежда, обувь, книги, инструменты. | ||
Канцтовары. | 2ч. | Бумага, линейка, точилка, ластик, гуашь, кисточка. | ||
Хозяйственный магазин. | 2ч. | Инструменты, лампочка, ведро, кастрюля. | ||
Аптека. | 2ч. | Таблетки, градусник, капли. | ||
Примечание: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование элементов проблемного обучения и воспитания в практике специальной школы для детей с нарушениями интеллекта"
Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении в...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта
Дипломная работа по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...
Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Тема: А.Прокофьев «Бер...
Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).
Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации....
годовой план учителя-дефектолога специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
содержание планирования работы учителя-дефектолога на учебный год...
«Коррекция недостатков словарного запаса у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе».
Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ....