План-конспект НОД "Звук ш. Буква Ш" в подготовительной группе
план-конспект

Журавлева Ольга Александровна

Цель. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

Учитель-логопед МКДОУ «Д/с № 30»: Журавлёва О. А.

Тема. Звук [ш]. Буква Ш.

Цель:

Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

  • продолжать учить выделять  звук [ш] в слове.
  • закреплять  графическое написание буквы.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую и общую моторику,
  • развивать фонематический слух,
  • продолжать развивать навык звуко-слогового анализа и синтеза,
  • развивать грамматический строй речи,
  • развивать связную речь,
  • продолжать развивать навык анализа предложения,
  • обогащать и активизировать словарь по лексической теме,
  • развивать правильное восприятие графического написания буквы.
  • закреплять навыки ориентировки в пространстве.

3. Воспитательная:

  • воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции,
  • воспитывать умение слушать товарищей.

Лексика:

  • слова со звуком [ш].
  • слова по лексической теме «Мебель».

Оборудование: касса букв, пеналы со звуко-слоговыми схемами (по количеству детей),  магнитная доска, магниты, листочки с заданиями (по количеству детей), простые карандаши (по количеству детей), презентация «В гостях у Маши», проектор, экран, ноутбук,  лазерная указка.

План:

I. Организационный момент.

  • Артикуляционная гимнастика
  • Упражнение на дыхание.

II. Основная часть.

  • Характеристика звука. Связь звука с буквой.
  • Проговаривание звука в слогах.
  • Определение позиции звука.
  • Игра «Найди и опиши» (пространственная ориентировка на листе бумаги, подбор эпитетов к заданному слову).
  • Звуко-буквенный анализ слова «шкаф».
  • Координация движения и речи.
  • Составление предложений. Составление схемы предложения.
  • Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Печатание. Игра «Допечатай букву».
  • Чтение. Упражнение «Составь  слово».

III. Подведение итогов.

  • Обобщение знаний.

Ход занятия:

Этап

Содержание

Слова педагога

Предполагаемые ответы

и действия детей

I

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Что мы пожелаем нашим гостям?

-Закройте, пожалуйста,  глаза, кто услышит своё имя, открывает глаза и садится на стул.

- Все готовы? Начинаем.

Жила-была девочка. Озорная-преозорная, любопытная-прелюбопытная, в общем, настоящая шалунья. Из-за этого   с ней происходили   разные забавные истории.    Вы узнали эту девочку? Как её зовут?

-Сегодня мы пойдём в гости к Маше.

Артикуляционная гимнастика.

Утром Маша проснулась, потянулась, улыбнулась солнышку, и почистила зубы, прополоскала рот и отправилась пить чай. Налила чай в чашечку, взяла блинчик, пожевала его, обмакнула  в варенье и съела.

Упражнение на дыхание.

После завтрака  Маша взяла воздушный шар и стала его надувать. И вдруг услышала «Ш-Ш-Ш». Она посмотрела на шарик и увидела маленькую дырочку.

-  Сначала дырочка была маленькая «Ш-Ш-Ш» (шёпотом), потом больше и больше (громче).

-Произнесите и вы этот звук.

 -Доброе утро!

- Маша

Упр. «Улыбка», Упр. «Чистим зубы»

Поочерёдное надувание щёк.

Упр. «Чашечка», упр. «Блинчик», упр. «Накажем непослушный язычок»,

упр. «Вкусное варенье».

Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом пальцы принимают форму шара.

 «Воздух» выходит,  и пальцы принимают исходное положение.

II

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Основная часть.

1. Характеристика звука.

- Кто мне скажет, что это за звук?

2.Проговаривание звука в слогах.

Маше очень понравился  звук, [ш] и она стала вспоминать, где она его раньше слышала.

Может быть, так шуршат мышки:

ША-ШО-ШИ  (девочки)

ШУ-ШО-ШЭ  (мальчики)

АШ-ОШ-ИШ  девочки)

ИШ-АШ-ОШ (мальчики)

ШТА-ШТО-ШТУ  (все вместе)

3. Связь звука с буквой.

В какой букве живёт звук [ш]?  

На что похожа буква Ш.

Нарисуем букву глазками.

4. Определение позиции звука.

-Маша такая шалунья – любит всё разбрасывать. Даже у вас под кассами что-то лежит. А мы  с вами разложим предметы по порядку  в этот шкаф. У нашего шкафа 3 отделения - это начало, середина и конец слова.

-Молодцы, справились с заданием!

4. Ориентировка в пространстве. Упражнение «Найди и опиши».

На экране мебель: вешалка, ширма, кушетка, шкаф. После правильного ответа на вопрос, соответствующая картинка исчезает.

-  Ребята, Маша подбирает себе новую мебель, поможем ей выбрать?

- Что мы видим  в правом  нижнем углу?

- Кушетка какая?

- Что  находится в левом  верхнем углу?

- Ширма  какая?

- Что изображено в левом  нижнем углу?

- Вешалка какая?

- Что  в левом верхнем углу экрана?

- Шкаф какой?

- Посмотрите, Маша очень довольна.

5. Координация движения и речи.

- Мебель новую купили,  теперь займёмся уборкой.

Будем Маше помогать,

Будем  всюду убирать,

И под шкафом, и за шкафом,

И в шкафу и на шкафу.

Мы не  любим  пыли. Фу!

6. Звуко-буквенный  анализ слова «ШКАФ»

- Произнесите слово «шкаф» по звукам.

- Посчитайте, сколько звуков в этом слове?

- Какой первый звук?

- Какой последний звук?

- Назовите  согласные звуки по порядку.

- Назовите гласные звуки. Сколько слогов в этом слове? Почему в слове шкаф один слог?

-Выложите  схему слова «шкаф»,

(на экране – схема, обратить внимание на слог слияния, звуки вне слияния)

- Выкладываем из букв. Хором читаем слово.

Убираем буквы и символы на место.

7. Составление предложений. Повторение понятия «предлог». Схема предложения.

Составьте предложение со словом «шкаф».

Перед тем, как выложить схему, вспомните правила предложения.

- Выложите схему  предложения. 

- Сколько слов   в предложении?

- Какое первое слово в предложении?

- Какое последнее слово в предложении?

- Какое  короткое слово вы  услышали?

- Как оно называется?

9.Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук  

- У Маши теперь столько мебели и новой и старой. Пересчитаем всю мебель.

Мебель мы начнём считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали,

Десять пальчиков зажали!

10. Печатание. Игра «Допечатай букву»

- Маша села печатать буквы, но не допечатала и бросила листочки с буквами. Предлагаю вам допечатать буквы.

11.  Чтение. Упражнение «Расшифруй слово».

Если вы расшифруете слова, то узнаете любимое блюдо, любимую игру и лучшего друга Маши.

Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, обозначается синим цветом.

Проговаривают слоговые дорожки.

Звук [ш] живёт в букве Ш.

Буква Ш совсем простая,      Словно шкаф стоит прямая.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

В правом нижнем углу кушетка.

Кушетка мягкая, новая  и т.д.

В левом верхнем углу ширма.

Ширма красивая, светлая, и т.д.

В левом нижнем углу вешалка.  

Вешалка, деревянная, розовая  и т.д.

В левом верхнем углу шкаф.

Шкаф зелёный, новый и т.д.

Хлопки.

Имитация движений в соответствии с текстом.

Хлопки.

- [ш], [к], [а], [ф]

- 4 звука

- [ш]

- [ф]

- [ш], [к], [ф]

- [а]. 1 слог.

Правило. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Выполняют задание

Дети составляют предложения.

В предложении все слова дружат.

Слова в предложении пишутся отдельно.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

В конце предложения ставится точка.

Выкладывают схему.

Показывают ладошки обеих рук.

Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.

 Разжимают кулачки и показывают ладошки.

Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

Дети выполняют задание.

Дети составляют слова, читают их.

III

Слайд 16

Итог занятия.

- Ребята, чему мы сегодня научили Машу? Чем помогли?

- Вы молодцы!

- Подойдите ко мне, попрощайтесь с гостями.

Ответы детей

Обучение грамоте Звук [ш] и буква Ш чтение русский язык Интернет урок дошкольник 1 класс

http://logoped18.ru/logopedist/yakovleva-svetlana/uznayu-bukvy-sh-6.gifОбучение грамоте Звук [ш] и буква Ш чтение русский язык Интернет урок дошкольник 1 класс


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс детско-родительских поделок "Живые буквы" в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Представленное положение о конкурсе детско-родительских поделок "Живые буквы" рекомендуется учителям-логопедам для проведения аналогичных конкурсов в конце учебного года по итогам коррекционной работы...

Тема: “Звук [р]. Буква “Р” (подготовительная группа).

Тема. Звук [р]. Буква Р.Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.Задачи::1). Уточнить правильную артикуляцию звука [р];2). Учить выделять звук [р] из слов, давать егохарактеристику;3). Закрепи...

План - конспект гимнастики после дневного сна в подготовительной группе

Образовательная область: Физическое развитиеЗадачи:Оздоровительные: Укрепить опорно - двигательный аппарат. Создать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупредить утомляем...

План-конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе

Образовательная область: «Физическое развитие»Тема: «Веселые ежики»Цель: укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей. Задачи:Оздоровительные: формировать ...

Конспект занятия по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ЗВУКИ В-ВЬ. БУКВА В.(Подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе ЗВУКИ В-ВЬ. БУКВА В....

Конспект занятия по обучению грамоте ЗВУК Ц. БУКВА Ц.(подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте в подготовитеьной групппе. ЗВУК Ц. БУКВА Ц....

Конспект занятия по обучению грамоте ЗВУК Ц. БУКВА Ц.(подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте в подготовитеьной групппе. ЗВУК Ц. БУКВА Ц....