Урок чтения 7 класс школа 8 вида на тему "И.А.Крылов "Кукушка и Петух"
план-конспект урока (7 класс)
Урок ориентирован на активизацию памяти, мышления путем различных видов деятельности. отбор учебного материала проведён с учетом возрастных и личностных особенностей детей, на основании принципа динамичности восприятия, развития и коррекции высших психических функций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Иван Крылов «Кукушка и Петух»
Цель: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Задачи:
Образовательные: проследить характер героев басни и на основе этого выделить главную мысль басни (мораль);
Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать зрительную память в ходе выполнения упражнений, мыслительную деятельность и речь, развивать навык ориентирования в тексте;
Воспитательные: формировать нетерпимое отношение к лести, воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: учебник, портрет И.А.Крылова, карточки с характеристикой персонажей; картинки с изображением персонажей басни, басня в исполнении актёра В.Гафта, физминутка, презентация
Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети, поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь на меня все посмотрели, улыбнулись.
Коррекционное упражнение. Сядет тот, кто вспомнит, какие произведения мы с вами уже изучили. Молодцы.
Сели правильно, спины выпрямили.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу и гостям много приятных мгновений. Я верю в вас.
II. Повторение пройденного материала
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
О ком эти строки?
В какой семье родился И.А.Крылов?
Какое образование он получил?
Почему он должен был так рано начать работать?
Кем он работал, когда был ребенком?
Взрослым человеком?
Кто такой И.А. Крылов?
Кто такой баснописец?
Что такое басня?
Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Где заключен главный смысл басни?
Что же такое мораль?
А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова.
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела…» «Стрекоза и Муравей»
«Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона…» «Слон и Моська»
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…» «Лебедь, Щука и Рак»
«Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит…» «Ворона и Лисица»
Молодцы! Вы показали себя хорошими знатоками басен. А теперь давайте немного с вами отдохнём.
Динамическая пауза
Ребята, какое сейчас время года? (осень)
Если я назову признаки осени, то вы топаете ногами, если нет, то нужно похлопать.
Собирают грибы. Цветёт черёмуха. Опадают листья. Ярко светит солнце. Тает снег.
Убирают урожай. Поливают огурцы. Улетают птицы. Идёт снег.
Молодцы, отдохнули немного?
ІІІ. Сообщение темы и целей урока
Посмотрите на картинки. Догадайтесь, как называется эта басня? На уроке мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух", найдём в ней мораль – узнаем, чему учит нас эта басня, и будем работать над её выразительным чтением.
ІV. Изучение нового материала
1. Первичное знакомство с басней
Сейчас вы прослушаете басню в исполнении артиста Валентина Гафта.
Назовите всех персонажей басни.
Назовите главных героев басни
Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга?
2. Словарная работа
В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными, т.е. подберём к ним синонимы.
Ребята, давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы?
Куманёк – крёстный отец
Отколь – откуда
Невелички – маленькие
Райская птица – очень красивая
Ссылаюсь – указываю
Протяжно – длительно
Божусь – клянусь.
Промолвил - сказал
3. Дыхательная гимнастика.
Подготовимся к выразительному чтению басни.
Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза
Надуваем шар (ш-ш-ш), спускаем (с-с-с)
Подуйте на свечку на маленькую
Подуйте на свечку большую.
Как жужжит пчела (ж-ж-ж).
4.Чтение «Буксир» (парная работа)
5. Чтение басни хорошо читающими учениками.
Физминутка
6. Беседа по содержанию басни.
Мы прочитали басню. Попробуем пояснить мораль этой басни, но прежде, давайте попробуем описать внешний вид Кукушки. Какая она?
Она действительно так поёт, как говорит Петух? Зачитайте!
А Петух, он действительно поёт, как говорит Кукушка? Зачитайте!
Для чего так Кукушка расхваливала Петуха?
А Петух для чего хвалит Кукушку?
Правду ли сказал Петух Кукушке?
Как его можно назвать?
Прочитайте определение этому слову.
Лесть - преувеличенное или ложное восхваление кого-либо, чьих-либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду. Где лесть, там и хитрость.
А кто в басне не льстит, не хочет угодить, а говорит правду?
А что сказал об их пении Воробей? Зачитайте!
В каких строчках заключена главная мысль басни?
В чём её мораль?
7. Дифференцированная работа
Найдем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1уровень Найди в тексте слова "петушок", "кукушечка", "куманёк", "голосок", "невелички", "птички".
2 уровень Найди слова с суффиксами -ок-, -ечк-, -ичк-, -к-.
3 уровень Найди слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Почему их так много в этой басне?
8. Составление характеристики героев.(групповая работа)
У меня есть несколько карточек, с помощью которых мы могли бы дать характеристику героям басни Крылова. Задание: найдите и назовите слова, которые охарактеризовали бы Петуха – 1 группа; Кукушку – 2 группа. (Дети при помощи карточек находят слова и выставляют их на доске).
Можно ли воспользоваться этими же словами, чтобы дать характеристику Воробью? А какие вы бы подобрали слова для характеристики Воробья?
Петух | Кукушка | Воробей |
честолюбив | честолюбива | мудрый |
глуп | глупа | откровенный |
легковерен | самолюбива | честный |
самолюбив | недогадлива | |
недогадлив |
|
Итак, что же осуждается в басне, какие человеческие качества?
Физминутка для глаз
9. Чтение по ролям
Прочитаем басню по ролям. Старайтесь голосом передавать характеры героев.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
V. Итог урока
Ну, а чтобы и я вынесла из нашего урока положительные эмоции, постарайтесь правильно ответить на мои вопросы:
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Давайте вспомним, что такое басня?
Назовите главных героев басни
Какой герой басни вам понравился и почему?
Что такое мораль?
Чему учит басня?
Ребята, кто сегодня был самым активным на уроке?
Ребята, кто сегодня на уроке лучше всех читал по ролям?
За что вы себя можете похвалить? А одноклассников?
Оценивание
Ну что ж, я довольна, а закончить урок я бы хотела словами В. Г. Белинского «Кто может вполне изучить русский язык, тот должен познакомиться с баснями Крылова».
Домашнее задание - читать басню по ролям, нарисовать рисунок по содержанию басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по чтению 2 класс (школа 2 вида)
учреждения 2 вида...
Рабочая программа предмета «Чтение» для 3 класса школы І вида (ЗПР) на 2012-2013 учебный год
Данный курс разработан для обучающихся, имеющих - тугоухость III-IV степени, глухоту - задержку психического развития - грубое недоразвитие речи...
Реализация проекта "Школа - наш общий дом" в начальных классов школы I вида
В статье освещены этапы работы по подготовке к празднованию юбилея школы...
Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам"
Урок- презентация в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из факта...
Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме: "Виды треугольников по сторонам"
Урок- презентация в 5 классе школы VIII вида по теме:" Виды треугольников по сторонам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из фа...
Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»
Урок в коррекционной школе I-II вида5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...