Рабочая программа предмета «Чтение» для 3 класса школы І вида (ЗПР) на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по теме
Данный курс разработан для обучающихся, имеющих
- тугоухость III-IV степени, глухоту
- задержку психического развития
- грубое недоразвитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_murmanskoy_oblasti.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное областное образовательное учреждение «Мурманская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 I-IV вида»
РАССМОТРЕНО методическим объединением педагогов №______ от ______________ | ПРИНЯТО педагогическим советом школы №______ от ______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________Е.Н. Садовская «_____»_______200_ г. |
Рабочая программа
предмета «Чтение»
для 3 и 4 класса школы І вида (ЗПР)
на 2012-2014 учебный год
Составитель: Шуваева Н. И. учитель высшей квалификационной категории |
Мурманск
2012
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебно-тематическое планирование
- Содержание учебного курса
- Организация контроля знаний
- Учебно-методический комплекс и дополнительная
литература
Пояснительная записка.
Статус документа | Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе следующих нормативных документов:
|
Вид рабочей программы | Специальная (коррекционная) общеобразовательная программа, школа I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития). |
Особенности учащихся, для которых разрабатывается данная программа. | Данный курс разработан для обучающихся, имеющих - тугоухость III-IV степени, глухоту - задержку психического развития - грубое недоразвитие речи |
Образовательная область | Язык |
Основные положения. |
Чтение является одним из разделов содержания работы по русскому языку в 1-IV классе (наряду с письмом и развитием речи). Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития неслышащего ученика. В обучение чтению включаются следующие направления работы: - навыки чтения; - работа над текстом и формирование речевых умений; - ориентировка в книге. Рабочая программа включает в себя: - учебно-тематическое планирование, где предложено часовое распределение изучаемого материала по разделам; - содержательную часть предмета по тематическому принципу изучения учебного материала; - распределение контроля за ЗУН учащихся в течение учебного года. УМК представлен литературой для учащихся и учителя. |
Цели курса. |
|
Задачи курса: | - обучение сознательному, выразительному, правильному и беглому чтению вслух и про себя; - формирование умений полноценно воспринимать произведение, осмысливая его в целом; - развитие устной речи, логического мышления детей; - нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие ребенка средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле; - формирование интереса к книгам, к самостоятельному чтению и выбору книг. - овладение первоначальными навыками работы с учебными и художественными текстами. |
Коррекционная направленность курса. | Уроки чтения формируют, закрепляют, совершенствуют знания, полученные в процессе наблюдений над окружающей действительностью, обогащают новыми сведениями о жизни, способствуют развитию логического мышления. |
Место предмета в учебном плане. | Согласно федеральному базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для образовательных учреждений I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития) на чтение и развитие речи в 3классе отводится 136 ч в год из расчета 4 ч в неделю, Рабочая программа рассчитана на 136 часов в 3-м классе при 4-часовой недельной нагрузке . |
Изменения, которые внесены в примерную программу. |
В связи с крайне ограниченным словарным запасом учащихся выделено большее количество часов на работу над текстом. |
Реализация национально-регионального компонента |
Региональный компонент представлен текстами «Полярный день», «На Северный полюс», «Хозяин Арктики» (учебник «Чтение 3кл.» авт.Граш Н.Е.), а также адаптированными текстами из учебной книги «Мой Мурманск» (авт. Дранишников В.В. и др.) |
Используемые технологии, методы и формы работы. | Методы и приемы, характерные для формирования речевой деятельности: - направленность на развитие учащихся, - связь с деятельностью, - усиление коммуникативной направленности, - формирование умственной деятельности, - дифференцированный подход к учащимся. Использование дактильной речи и приемов фонетической ритмики при работе над технической стороной процесса чтения. |
Межпредметные связи, преемственность | Обучение чтению осуществляется: -на специальных уроках (развитие речи, чтения и развития речи) -в процессе обучения всем учебным предметам, особенно ППО; -на занятиях по ознакомлению с окружающим миром; -в условиях организованной воспитательной работы (внеклассное чтение); -в часы индивидуальных занятий. Предусмотрено сквозное планирование лексических тем уроков чтения с уроками развития речи и ОСОМ. |
Требования к планируемым результатам. | Результаты обучения представлены в программных требованиях к уровню подготовки по чтению и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие начальную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс начальной школы. Эти требования структурированы по компоненту: «уметь». |
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса по предмету. | По окончании ступени начального общего образования по курсу «Чтение» учащиеся должны уметь: - выразительно читать текст, читать вслух целыми словами, соблюдать правила орфоэпии (с помощью учителя), соблюдать паузы между предложениями и частями предложения, выделять важные по смыслу слова; - делить текст на части, выделять главную мысль; - составлять план рассказа (с помощью учителя); - передавать содержание с помощью зарисовки и плана; - отвечать кратко и полно, устно и письменно на вопросы по тексту; - оценивать поступки действующих лиц. |
Оценка знаний и умений учащихся. | Чтение оценивается с точки зрения его техники (правильность, беглость, выразительность) и понимания прочитанного. При проверке знаний и умений учитель выставляет общую оценку за технику чтения и понимание текста. Система оценки качества знаний и умений учащихся – традиционная четырехбалльная. Критерии к оценке техники чтения: «5» - за осмысленное, плавное чтение целыми словами, соблюдая словесное и логическое ударение, смысловые паузы; не допуская грубых замен звуков, перестановки слогов. «4» - допущена 1-2 ошибки (звукопроизношение, замена, перестановка, неправильное ударение в слове, логич.ударение, пауза в конце предложения) «3» - чтение неплавное (скандированное) 4-5 ошибок (неправильное звукопроизношение, замены, пропуски), неправильное ударение в словах, не всегда соблюдает паузу в конце предложения. «2» - не владеет техникой чтения для данного класса, допускает 8-10 ошибок в чтении слов, предложений. Критерии к оценке понимания прочитанного: «5» - правильно понимает текст, передает его содержание (устно или письм); правильно самостоятельно отвечает на вопросы(устно или письменно), умеет самостоятельно выделять основную мысль текста, делить текст на смысловые част, озаглавливать их. «4» - неточно передает содержание текста, допускает 2-3 ошибки; затрудняется самостоятельно отвечать на вопрос; неточно формулирует основную мысль текста, допускает ошибки при делении текста на части. «3» - только с помощью учителя передает содержание текста, отвечает на вопросы; допускает 4-5 ошибок при передаче содержания (нарушает последовательность, грубые аграмматизмы). «2» - слабые умения по всем вышеуказанным пунктам, допуская при этом 8-10 ошибок. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов или тем | Всего часов (гос. примерная программа) | Всего часов (рабочая программа) |
3 класс | 136 | 136 | |
Классное чтение 133 | |||
1 | Тема: летние каникулы | Не указано. | 13 |
2 | Тема: осень. | 19 | |
3 | Тема: что такое хорошо и что такое плохо. | 12 | |
4 | Тема: зима | 26 | |
5 | Тема: 8 Марта | 10 | |
6 | Тема: весна. | 14 | |
7 | Тема: День Победы. | 7 | |
8 | Тема: наш край. | 8 | |
9 | Тема: животные. | 10 | |
10 | Темы по усмотрению учителя. | 13 | |
11 | (из них наизусть) | ( 10 ) | |
12 | Контрольный урок | 2 | |
13 | Проверка техники чтения | 1 | |
|
|
Содержание
учебного предмета «Чтение»
Колич. час. |
Содержание учебного предмета | Требования к уровню подготовки учащихся по предмету. |
136 3 класс | ||
Навыки чтения: осмысленное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам). Соблюдение пауз на запятой в простом распространенном предложении с однородными членами, в сложном предложении. Умение прочитать текст, слово с соблюдением графических знаков, с правильным ударением, с соблюдением норм орфоэпии, указанных учителем. Соблюдать при чтении логическое ударение (после разбора содержания, по образцу учителя). Работа над текстом и формирование речевых умений. Читать небольшие рассказы с четко выраженными событиями, сказки, стихотворения. Выполнять задания: - подбирать к тексту картинки; -находить в тексте предложения, отрывки, соответствующие иллюстрациям, своим ответам на вопросы учителя; - располагать картинки по порядку (при помощи учителя), подбирать к ним части текста; - изображать содержание рассказа (отдельных предложений) в рисунках, подписывать свои рисунки предложениями из текста; -делить текст на части путем соотнесения с иллюстрациями, схематическими рисунками; -воспроизводить содержание прочитанного по картинному плану, схемат.рисункам. - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста(словами, предложениями из текста); - выделять из текста слова, предложения для характеристики действующих лиц, природы, предметов; -понимать значение новых слов исходя из контекста, из выполнения соответствующих действий, подбора предметов, замены слов сходными по значению. Придумывание предложений с новыми словами. - Заучивать стихотворения наизусть. Ориентировка в книге: знакомство с оглавлением книги. Определение номера страницы по названию текста. | По окончанию 3 класса учащиеся должны: Читать осмысленно, правильно, плавно вслух целыми словами с соблюдением пауз. Чтение знакомых слов с ударением и соблюдением норм орфоэпии, незнакомых – по надстрочному знаку. Понимать содержание прочитанного текста с помощью учителя, передавать последовательность событий с помощью зарисовок, воспроизводить содержание по картинному плану. Заучивать стихотворения наизусть. Уметь находить номер страницы по названию текста. |
Организация контроля знаний.
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | сроки |
3-й класс, 2012 – 2013 учебный год | ||||
1 | Контрольный урок за 1-е полугодие | Называние действующих лиц, расположение иллюстраций по порядку. Находить в тексте предложения, отрывки, соответствующие иллюстрациям | 2-я четв. | |
2 | Проверка техники чтения. | 3 –я четв. | ||
3 | Контрольный урок за 2-е полугодие | Письменные ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста (словами, предложениями из текста); | 4-я четв. |
Учебно-методический комплекс и другая дополнительная литература
№ п\п | Авторы, составители | Название учебно-методического издания | Рекомендации Минобрнауки РФ (для учебников) | Годы издания | Издательство |
Для обучающихся: | |||||
1 | Граш Н.Е Быкова Л.М. Никитина М.И. | Чтение Учебник для 3 кл. СКОУ I вида | Допущено Минобрнауки РФ | 2006 | Москва «Владос» |
2 | Красильникова О.А. | Чтение и развитие речи. Учебник для 2 кл. СКОУ II вида | Допущено Минобрнауки РФ | 2007 | Москва «Просвещение» |
3 | Дранишников В.В. и др. | Мой Мурманск. Учебная книга для нач.кл. Мурманска | Рекомендовано комитетом по образованию администрации Мурманска | 1997 | Мурманск |
Для учителя: | |||||
1 | Под ред. Л.М.Быковой | Методика преподавания русского языка в школе глухих | Допущено Минобрна РФ | 2002 | Москва Владос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Моу "Курьяновская начальная школа - детский сад" на 2012-2013 учебный год.
Задачи работы учителей на учебный год: 1. Совершенствование урока на основе интенсификации и оптимизации использования технологий личностно – ориентированного обучения. 2. 2. Совершенствование мони...
Рабочая программа по технологии для 5-11 классов за 2012-2013 учебный год
рабочая программа по технологии...
Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...
Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2012-2013 учебный год
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...
Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...
Рабочая программа по швейному делу для 9 класса на 2012-2013 учебный год
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...