Доклад "Система работы со слабоуспевающими обучающимися по предметам обучения"
статья
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЛНР «Ирминская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
( доклад на педосвет)
Учитель: Бацанова Л.В.
2018-2019 учебный год
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения.
Основные причины неуспеваемости: влияния улицы, сверстников, проблемы, имеющиеся в семье, дефекты здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, пропуски занятий по болезни, прогулы, отсутствие устойчивой положительной мотивации.
Таким обучающимся, несомненно, нужна помощь, которая должна заключаться главным образом в формировании и развитии приемов познавательной деятельности.
Взаимосвязь типичных трудностей в обучении школьников и уровня их познавательных процессов.
- В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
- низкий уровень развития фонематического слуха;
- слабая концентрация внимания;
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления (показатель – управление мелкой моторикой рук);
- несформированность приемов самоконтроля;
- индивидуальные типологические особенности личности.
- Неразвитость орфографической зоркости.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
- низкий уровень объема распределения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
- слабое развитие фонематического слуха;
- причины: низкий уровень развития наглядно-действенного мышления.
- Испытывает трудности при чтении.
Причины:
- плохо развита артикуляция;
- низкий уровень восприятия;
- низкий уровень развития кратковременной памяти;
- низкий уровень переключения внимания;
- низкий уровень развития речи;
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
- низкий уровень развития общего интеллекта;
- низкий уровень развития произвольности.
- Невнимателен и рассеян.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень объёма внимания;
- низкий уровень концентрации и переключения внимания;
- преобладающая мотивация учения - игровая, низкий уровень мотивации.
- Испытывает трудности при решении орфографических задач.
Причины:
- низкий уровень развития общего интеллекта;
- низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;
- несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
- низкий уровень развития образного мышления.
- Испытывает трудности при пересказывании текста.
Причины:
- Несформированность умения планировать свои действия;
- Слабое развитие логического запоминания;
- низкий уровень речевого развития;
- низкий уровень развития образного мышления;
- низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации);
- заниженная самооценка.
- Неусидчив.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- индивидуально-типологические особенности.
- С трудом понимает объяснение с первого раза.
Причины:
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- слабая концентрация внимания;
- низкий уровень развития восприятия;
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень развития общего интеллекта.
- Постоянная грязь в тетради
Причины:
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- недостаточный объём внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти.
- Плохое знание правил.
Причины:
- низкий уровень развития памяти (кратковременной, долговременной);
- низкий уровень развития произвольности;
- слабая концентрация внимания;
- несформированность приемов учебной деятельности.
- Плохо списывает с доски.
Причины:
- несформированность предпосылок учебной деятельности;
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень переключения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы:
- Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
- При опросе слабоуспевающим школьникам даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться планом, больше времени готовиться к ответу у доски, работать по карте в паре с сильным учеником.
- Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.
-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
- Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах, отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в работе и указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в тетрадях, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.
Для повышения интереса к работе стараюсь включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь обучающихся с пониженной работоспособностью. Этой цели служат задания, основанные на ассоциативных связях, цель которых – научить детей не только приемам запоминания, но и отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.
В русском языке много правил, которые необходимо знать.
Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:
а) по «телефону» маме или товарищу;
б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;
в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;
г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:
«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам 8 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т.
д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».
Для укрепления зрительной памяти надо уметь «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные места.
Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти
1. Постарайтесь запомнить («сфотографируйте») как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу (в течение 1 минуты).
2. Запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1–2 минут).
Упражнения для тренировки памяти.
- Вставить пропущенную букву и написать правильно слово. В этот вариант попадают слова, которые уже показывались ранее.
- На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти.
- В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.
упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Здесь не обойтись без индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности задания. Провожу работу в паре (сильный - слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты, план - описание природной зоны, материка, государства. Кроссворды с картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, таблицы-помогайки, примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Большим интересом пользуются у учащихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила:
1.Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
2.Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3.Не торопите его, научитесь ждать.
4.Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую.
5.Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
6. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
8.Обобщение – главная составляющая любой методики.
9.Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы со слабоуспевающими обучающимися
Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы со слабоуспевающими обучающимися....
Работа со слабоуспевающими обучающимися.
Методы и приёмы работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися....
План работы со слабоуспевающими обучающимися
Материал по работе со слабоуспевающими обучающимися....
Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех
Выступление на методическом совете на тему "Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех"...
Работа со слабоуспевающими обучающимися
Цели:1) Выполнение Закона «Об образовании».2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.Задачи:1) Создать условия для успешного усво...
Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися по подготовке к ОГЭ
Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается с...
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету...