Доклад "Система работы со слабоуспевающими обучающимися по предметам обучения"
статья

Бацанова Лариса Владимировна

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЛНР «Ирминская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

( доклад на педосвет)

Учитель: Бацанова Л.В.

2018-2019 учебный год

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. 

Существуют дети, относящиеся к  группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения.

Основные причины неуспеваемости: влияния улицы, сверстников, проблемы, имеющиеся в семье, дефекты здоровья школьников,  низкое развитие интеллекта, пропуски занятий по болезни, прогулы, отсутствие устойчивой положительной мотивации.

Таким обучающимся, несомненно, нужна помощь, которая должна заключаться главным образом в формировании и развитии приемов познавательной деятельности.

Взаимосвязь типичных трудностей в обучении школьников и уровня их познавательных процессов.

  1. В письменных работах пропускает буквы.

Причины:

  • низкий уровень развития фонематического слуха;
  • слабая концентрация внимания;
  • низкий уровень развития наглядно-действенного мышления (показатель – управление мелкой моторикой рук);
  • несформированность приемов самоконтроля;
  • индивидуальные типологические особенности личности.
  1. Неразвитость орфографической зоркости.

Причины:

  • низкий уровень развития произвольности;
  • несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  • низкий уровень объема распределения внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
  • слабое развитие фонематического слуха;
  • причины: низкий уровень развития наглядно-действенного мышления.
  1. Испытывает трудности при чтении.

Причины:

  • плохо развита артикуляция;
  • низкий уровень восприятия;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • низкий уровень переключения внимания;
  • низкий уровень развития речи;
  • низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • низкий уровень развития общего интеллекта;
  • низкий уровень развития произвольности.
  1. Невнимателен и рассеян.

Причины:

  • низкий уровень развития произвольности;
  • низкий уровень объёма внимания;
  • низкий уровень концентрации и переключения внимания;
  • преобладающая мотивация учения - игровая, низкий уровень мотивации.
  1. Испытывает трудности при решении орфографических задач.

Причины:

  • низкий уровень развития общего интеллекта;
  • низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;
  • несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
  • низкий уровень развития образного мышления.
  1. Испытывает трудности при пересказывании текста.

Причины:

  • Несформированность умения планировать свои действия;
  • Слабое развитие логического запоминания;
  • низкий уровень речевого развития;
  • низкий уровень развития образного мышления;
  • низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации);
  • заниженная самооценка.
  1. Неусидчив.

Причины:

  • низкий уровень развития произвольности;
  •  индивидуально-типологические особенности.
  1. С трудом понимает объяснение с первого раза.

Причины:

  • несформированность приёмов учебной деятельности;
  • слабая концентрация внимания;
  • низкий уровень развития восприятия;
  • низкий уровень развития произвольности;
  • низкий уровень развития общего интеллекта.
  1. Постоянная грязь в тетради

Причины:

  • низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • несформированность приёмов учебной деятельности;
  • недостаточный объём внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти.
  1. Плохое знание правил.

Причины:

  • низкий уровень развития памяти (кратковременной, долговременной);
  • низкий уровень развития произвольности;
  • слабая концентрация внимания;
  • несформированность приемов учебной деятельности.
  1. Плохо списывает с доски.

Причины:

  • несформированность предпосылок учебной деятельности;
  • низкий уровень развития произвольности;
  • низкий уровень переключения внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

В своей практике  на уроках в работе  с неуспевающими детьми  применяю такие методические приемы:

- Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.

- При опросе  слабоуспевающим  школьникам даю примерный план ответа, разрешаю  пользоваться планом,   больше времени готовиться к ответу у доски,  работать по карте в паре с сильным учеником.

- Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

- Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.

- Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в  изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

- В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах,   отмечаю положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в  работе   и  указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в тетрадях, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.

Для повышения интереса к работе стараюсь включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь обучающихся с пониженной работоспособностью. Этой цели служат задания, основанные на ассоциативных связях, цель  которых – научить детей не только приемам запоминания, но и отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика. 

В русском языке много правил, которые необходимо знать. 

Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил. 
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях: 

а) по «телефону» маме или товарищу; 

б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем; 

в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.; 

г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость: 
«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам 8 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т. 

д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор. 

В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено». 

Для укрепления зрительной памяти надо уметь «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные места.

Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти

1. Постарайтесь запомнить («сфотографируйте») как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу (в течение 1 минуты).

2. Запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1–2 минут).

Упражнения для тренировки памяти.

  1. Вставить пропущенную букву и написать правильно слово. В этот вариант попадают слова, которые уже показывались ранее.
  2. На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти.
  3. В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.

упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

     Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Здесь не обойтись без индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности  задания. Провожу работу в паре (сильный - слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты, план - описание    природной  зоны, материка, государства. Кроссворды с картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, таблицы-помогайки, примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д.    

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Большим интересом пользуются у  учащихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке.  

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила:

1.Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.

2.Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.

3.Не торопите его, научитесь ждать.

4.Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую.

5.Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.

6.  Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

7.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.

8.Обобщение – главная составляющая любой методики.

9.Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.

10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

          В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха: 

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы со слабоуспевающими обучающимися

Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы со слабоуспевающими обучающимися....

Работа со слабоуспевающими обучающимися.

Методы и приёмы работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися....

План работы со слабоуспевающими обучающимися

Материал   по  работе  со  слабоуспевающими  обучающимися....

Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех

Выступление на методическом совете на тему "Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех"...

Работа со слабоуспевающими обучающимися

Цели:1) Выполнение Закона «Об образовании».2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.Задачи:1) Создать  условия для успешного усво...

Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися по подготовке к ОГЭ

Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается с...

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету...