Доклад "Система работы со слабоуспевающими обучающимися по предметам обучения"
статья
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЛНР «Ирминская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
( доклад на педосвет)
Учитель: Бацанова Л.В.
2018-2019 учебный год
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения.
Основные причины неуспеваемости: влияния улицы, сверстников, проблемы, имеющиеся в семье, дефекты здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, пропуски занятий по болезни, прогулы, отсутствие устойчивой положительной мотивации.
Таким обучающимся, несомненно, нужна помощь, которая должна заключаться главным образом в формировании и развитии приемов познавательной деятельности.
Взаимосвязь типичных трудностей в обучении школьников и уровня их познавательных процессов.
- В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
- низкий уровень развития фонематического слуха;
- слабая концентрация внимания;
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления (показатель – управление мелкой моторикой рук);
- несформированность приемов самоконтроля;
- индивидуальные типологические особенности личности.
- Неразвитость орфографической зоркости.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
- низкий уровень объема распределения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
- слабое развитие фонематического слуха;
- причины: низкий уровень развития наглядно-действенного мышления.
- Испытывает трудности при чтении.
Причины:
- плохо развита артикуляция;
- низкий уровень восприятия;
- низкий уровень развития кратковременной памяти;
- низкий уровень переключения внимания;
- низкий уровень развития речи;
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
- низкий уровень развития общего интеллекта;
- низкий уровень развития произвольности.
- Невнимателен и рассеян.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень объёма внимания;
- низкий уровень концентрации и переключения внимания;
- преобладающая мотивация учения - игровая, низкий уровень мотивации.
- Испытывает трудности при решении орфографических задач.
Причины:
- низкий уровень развития общего интеллекта;
- низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;
- несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
- низкий уровень развития образного мышления.
- Испытывает трудности при пересказывании текста.
Причины:
- Несформированность умения планировать свои действия;
- Слабое развитие логического запоминания;
- низкий уровень речевого развития;
- низкий уровень развития образного мышления;
- низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации);
- заниженная самооценка.
- Неусидчив.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- индивидуально-типологические особенности.
- С трудом понимает объяснение с первого раза.
Причины:
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- слабая концентрация внимания;
- низкий уровень развития восприятия;
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень развития общего интеллекта.
- Постоянная грязь в тетради
Причины:
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- недостаточный объём внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти.
- Плохое знание правил.
Причины:
- низкий уровень развития памяти (кратковременной, долговременной);
- низкий уровень развития произвольности;
- слабая концентрация внимания;
- несформированность приемов учебной деятельности.
- Плохо списывает с доски.
Причины:
- несформированность предпосылок учебной деятельности;
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень переключения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы:
- Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
- При опросе слабоуспевающим школьникам даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться планом, больше времени готовиться к ответу у доски, работать по карте в паре с сильным учеником.
- Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.
-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
- Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах, отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в работе и указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в тетрадях, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.
Для повышения интереса к работе стараюсь включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь обучающихся с пониженной работоспособностью. Этой цели служат задания, основанные на ассоциативных связях, цель которых – научить детей не только приемам запоминания, но и отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.
В русском языке много правил, которые необходимо знать.
Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:
а) по «телефону» маме или товарищу;
б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;
в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;
г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:
«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам 8 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т.
д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».
Для укрепления зрительной памяти надо уметь «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные места.
Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти
1. Постарайтесь запомнить («сфотографируйте») как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу (в течение 1 минуты).
2. Запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1–2 минут).
Упражнения для тренировки памяти.
- Вставить пропущенную букву и написать правильно слово. В этот вариант попадают слова, которые уже показывались ранее.
- На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти.
- В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.
упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Здесь не обойтись без индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности задания. Провожу работу в паре (сильный - слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты, план - описание природной зоны, материка, государства. Кроссворды с картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, таблицы-помогайки, примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Большим интересом пользуются у учащихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила:
1.Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
2.Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3.Не торопите его, научитесь ждать.
4.Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую.
5.Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
6. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
8.Обобщение – главная составляющая любой методики.
9.Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы со слабоуспевающими обучающимися
Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы со слабоуспевающими обучающимися....
Работа со слабоуспевающими обучающимися.
Методы и приёмы работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися....
План работы со слабоуспевающими обучающимися
Материал по работе со слабоуспевающими обучающимися....
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими обучающимися по учебному предмету...
План работы со слабоуспевающими обучающимися при подготовки к ОГЭ к предмету обществознание
План работы со слабоуспевающими обучающимися при подготовки к ОГЭ к предмету обществознание...
План работы со слабоуспевающими обучающимися по предмету история России.
План работы со слабоуспевающими обучающимися по предмету история России....
План работы со слабоуспевающими обучающимися по предмету история России.
Педагоическая практика. План работы со слабоуспевающими обучающимися по предмету история России....