Система работы со слабоуспевающими обучающимися
консультация по биологии (7 класс) по теме

Золотарева Ирина Геннадьевна

Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы со слабоуспевающими обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slabouspevayushchie_sistema_raboty.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета

(анализ причин неуспеваемости обучающихся)

  1. Обучающийся__________________________________________________________ класс______ школа________
  1. Состояние здоровья:
  • Слабое
  • Удовлетворительное
  • Хорошее
  1. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы

обучения_______________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________

___________________________________________________________________

  1. Знание учеником критериев оценивания______________________________
  1. Понимание изучаемого материала на уроках
  • Умение концентрировать внимание_______________________________
  • Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
  • Умение повторить изложенное
  • Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
  1. Уровень развития учебных умений:
  • Чтение_______________________________________________________
  • Письмо_______________________________________________________
  • Счет_________________________________________________________
  • Речь_________________________________________________________
  • Понимание прочитанного_______________________________________
  • Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
  • Владение приемами развития памяти______________________________
  • Уровень ответов без конспектов__________________________________
  • Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Посещение дополнительных занятий:
  • По предметам__________________________________________________
  • Виды учебной деятельности  на занятиях___________________________
  • Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
  1. Выполнение домашних заданий:
  • Частота выполнения домашних занятий____________________________
  • Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
  • Последовательность выполнения домашних заданий_________________

_________________________________________________________________

  • виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________

_________________________________________________________________

  • виды помощи при выполнении домашнего задания___________________

Алгоритм работы классного руководителя с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися

  1. Определить причину неуспеваемости обучающегося через:
  • анкетирование;
  • беседу с психологом;
  • беседу с социальным педагогом;
  • посещение квартиры, где проживает ребенок, для выяснения социальных условий;
  • беседу с преподавателем, у которого обучающийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
  1. Вести контроль за:
  • посещением неуспевающего обучающегося у психолога (если такая помощь необходима);
  • успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
  1. Уведомлять еженедельно родителей и  завуча о результатах успеваемости обучающегося.
  2. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
  3.  Выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

        пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

        недостаточная домашняя подготовка

        низкие способности

        нежелание учиться

        недостаточная работа на уроке

        необъективность выставления оценки на уроке

        большой объем домашнего задания

        высокий уровень сложности материала

        другие причины

  1.  В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;

в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)

Неуважительными причинами считаются:

а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;

  1. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические)
  2.  В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке  классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
  3.  В случае  указания обучающимся или родителями на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

ЖУРНАЛ посещения семьи слабоуспевающих, неуспевающих обучающихся

Дата посещения

Цель посещения

Решение

Роспись родителей







































ЖУРНАЛ регистрации бесед со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися

Дата проведения

Цель беседы

Решение

Роспись обучающегося



































ЖУРНАЛ

работы с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих, неуспевающих обучающихся

Дата

Ф.И.О. учителя

Проблема

Принятые меры


































ОТЧЕТ

классного руководителя ____ класса по работе со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися за ___ четверть ___________ учебного года

Количество об-ся всего в классе

Количество слабоуспевающих об-ся

Посещения на дому

Проведение профилактических бесед

Связь с учителями-предметниками, контроль посещения доп. занятий по предметам

Результативность работы со с/у об-ся за прошедший месяц

Ф.И. с/у об-ся

Дата посещения

Ф.И. с/у об-ся

Дата проведения беседы

Ф.И.О. учителя-предметника

Предмет


































Классный руководитель                         Золотарева И.Г.

Организация деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими обучающимися и их родителями

1. Провести педагогическую диагностику (входной контроль) в начале года с целью выявления уровня обученности.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) в корректной форме.

5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ,   после чего провести повторный контроль знаний.

6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий, неуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

7. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

9. Учитель-предметник ведет следующую документацию: 

- график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на  учебный год;

- задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- индивидуальные тетради для дополнительных занятий;

- отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися, неуспевающими учащимися (сдается ежемесячно) по форме:

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы













































Памятка учителю- предметнику по работе со слабоуспевающими обучающимися

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими обучающимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. 

При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Не бывает "трудных" учеников, бывают "запущенные". Так как же им помочь преодолеть трудности обучения?Данная работа  предназначена в первую очередь для классного руководителя, который должен помо...

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Надеюсь, что практические выводы, сделанные на основе наблюдений на своих уроках и отраженные в данной статье смогут помочь учителям предметникам работать со сложной категорией учащихся в школе ...

Система работы со слабоуспевающими учащимися.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся в 9 классе является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагно...

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Работа со слабоуспевающими учащимися....

статья "Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики"

Краткая статья о том, как помочь слабоуспевающему ребенку...

Доклад "Система работы со слабоуспевающими обучающимися по предметам обучения"

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения....