Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи
консультация
Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме
«Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи»
Речь – важнейший показатель психического развития ребёнка. Её своевременное поэтапное формирование в раннем дошкольном возрасте способствует овладению ребёнком всеми средствами родного языка на следующих возрастных периодах его жизни.
В настоящее время дети растут с дефицитом внимания, большое внимание матери уделяют общению на сайтах, читая, какое питание необходимо, где купить подгузники. Напротив, уделяя менее внимания персональному общению с ребёнком, у него формируется задержка в развитии.
Чтобы обеспечить профилактику задержки речевого развития у своего ребёнка, своевременно обратиться за помощью медицинских специалистов, психолого-педагогической помощью родителям важно знать о характеристике доречевого и речевого этапов первых трёх лет жизни ребёнка.
1-й год жизни ребёнка, доречевой этап.
Появлению активной речи у ребёнка предшествует доречевой этап её формирования (от рождения до 1 года).
В этот период отмечается развитие фонематического (речевого) слуха, развитие понимания значения слов, развитие предречевых вокализаций.
Развитие предречевых вокализаций в первый год жизни характеризуется следующими особенностями:
-«вскрики» (громкие и эмоционально насыщенные),
-«гуканье» (короткие согласные звуки (речевые звуки) типа «кхх», «хм» - кряхтение, как медвежонок),
-«гуление» (с 4-х месяцев) – протяжные мелодичные звуки, напоминающие пение птиц, бульканье водички (здесь еще не угадывается особенности речи, характерной для родного языка национальностей родителей),
-«лепет» (после 6 месяцев) – появление отдельных звуков и слогов,
-«лепетное говорение» (ближе к году) – произнесение слогов, коротких слов в едином потоке с жестами, мимикой (здесь уже угадывается мелодика и ритмика звуков родного языка родителей)
Достижения к концу 1-го года жизни:
-ребёнок проявляет внимание к речи взрослого;
-ребёнок подражает речи взрослого;
-ребёнок устанавливает элементарную связь между предметом и его обозначенным словом, что проявляется в поиске нахождения предмета по просьбе взрослого и в названии некоторых предметов;
-ребёнок по собственной инициативе осмысленно произносит несколько слов (как минимум у первого - 3-5 слов, как максимум у второго – более 50), в этих случаях нельзя сказать, что первый отстаёт в развитии, а второй опережает, главное, это есть, небольшой запас слов здесь не рассматривается как нарушение речи).
В этом периоде нужно не «сюсюкать», а ласково разговаривать с ребёнком с поглаживаниями, улыбкой, использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, играть и комментировать действия, соблюдая интонационный рисунок родной речи. Не использовать вводные слова «типа» и т.п., нецензурные слова.
2-й год жизни ребёнка, этап формирования автономной речи.
Речь ребёнка в данном возрасте мало похожа на речь взрослого, отличается от речи взрослого по фонетическому строению. Это слова, которые мало похожи или совсем не похожи на слова родного языка.
Автономная речь - речь для самого себя.
В речи ребёнка появляются «осколки», «обрывки» («па» - «упала», «абаля» - яблоко); звукоподражательные слова «аф-аф» - собака, «мя» - кошка); слова, совершенно не похожие на слова взрослого («ика» - шарф, «агида» - рыбий жир»).
Автономная речь отличается с точки зрения семантики. Слова ребёнка многозначны, т.е. относятся не к одному, а ряду предметов (например, «уа» - и «утка», и «жидкость»).
Автономная речь всегда привязана к ситуации. Слова ребёнка выделяют нечто важное для него в наглядной ситуации, указывают на определённый предмет именно в данной ситуации. Поэтому взрослый может понять ребёнка, если находится с ним в определённой ситуации.
Автономная речь является эмоционально насыщенной, она передаёт эмоциональную реакцию ребёнка на ситуацию.
Этот этап - подготовка ребёнка к обычной речи. Нужно разговаривать с ребёнком, вовлекать в общение с ребёнком предметы быта и обозначать их общеупотребительными словами («машина едет», «мальчик играет»). Можно попросить ребёнка что-то повторить.
Достижения к концу 2-го года жизни ребёнка:
-хорошее понимание речи;
-увеличение словарного запаса до 300-400 слов (скачкообразный шаг), особенно одарённые используют около 600 слов;
-первичное освоение речи не только в её коммуникативной функции, но и обобщающей функции речи (появление обобщения – «подвинь стул» - не только тот, на котором он сидит; «дай чашку» и т.д.);
-сначала используются слова в функции предложения («гулять»); затем появляются двусловные предложения («мама, ням-ням»); затем появляются предложения, составленные более чем из двух слов, включающие имя ребёнка («Миня миль учки» - «Митя мыл ручки», дети в этом возрасте смягчают согласные);
-согласуют глаголы 3-его лица единственного числа настоящего времени с существительными («кука пить» - «кукла спит»);
-используют формы некоторых падежей;
-в речи появляются первое лицо глаголов и местоимение «Я»;
-используют глаголы в повелительном наклонении;
-ребёнок правильно произносит почти все гласные и ряд согласных.
В целом речь аграмматична, плохо используют предлоги, союзы, окончания.
Первые два года речь ребёнка развивается по подражанию. Родителям необходимо играть с ребёнком, вместе рассматривать книжки, просить ребёнка повторять слова.
Если к 2-м годам ребёнок говорит мало слов или предложение из одного слова, а не двусловное, за следующий период (от 2-х до 3-х лет жизни) ребёнок делает гигантский шаг.
Достижения к концу 3-го года жизни ребёнка:
-ребёнок хорошо понимает не отдельное слово и предложение, а несколько предложений, связанных по смыслу (а это способ воспроизведения художественных текстов);
-в собственной речи ребёнок отражает свой собственный опыт и знания о предметах и действиях с ними, но и отношение к ним, свои переживания и чувства (элементарные оценки);
-речь используется как основное средство общения;
-в словаре ребёнка появляются обобщающие слова бытовой тематики, а также слова с оценочным значением;
-отсутствуют аграмматизмы (за 1 год!), характерные для двухлетнего ребёнка, ребёнок интуитивно осваивает грамматику родного языка;
-совершенствуется звукопроизношение, но по-прежнему в речи отсутствуют шипящие и сонорные;
-происходит дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;
-формируется регулирующая функция речи, что проявляется в способности ребёнка под влиянием инструкции взрослого не только начать, но и затормозить какое-либо действие, что создаёт предпосылки для освоения правил поведения;
-в процессе общения со взрослым развивается описательная речь в рамках предмета (его цвет, форма, величина);
-формируются навыки слушания и понимания художественных текстов по возрасту; ребёнок может рассказывать, договаривая за взрослым.
Почему ребёнок может долго не говорить или говорить очень плохо к концу 3-го года жизни.
1.Органические причины: недоразвитие и нарушение деятельности мозга, возникающие в период внутриутробного развития, в период родов и сразу после родов.
2.Психоневрологические причины: умственная отсталость, нарушение памяти и других психических функций.
3.Функциональные: отклонения в соотношении процессов возбуждения и торможения.
4.Социально-психологические причины:
-дефицит общения со взрослым;
-неадекватность формы общения возрасту ребёнка;
-избыточное понимание взрослыми автономной речи ребёнка, невербальных проявлений ребёнком;
-активное использование взрослыми детского языка;
-ограниченность жизненных впечатлений у ребёнка;
-неправильная речь родителей.
Учитель-логопед казенного общеобразовательного учреждения «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» С.Ю.Фатеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/19/picture-342150-1395223686.jpg)
Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни
Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/28/picture-409234-1727494109.jpg)
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА
Какие причины вызывают задержку речевого развития у детей? Какова помощь родителей по формированию речевой деятельности ребёнка?...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-534748-1416588951.jpg)
консультация для родителей "Причины задержки развития речи"
Материалы дянной консультации предназначены для родителей детей раннего дошкольного возраста. Статья содержит рекомендации по организации работы родителей в домашних условиях с неговорящим ребен...
Особенности развития речи. Значение поддерживающей коммуникации в формировании речи ребёнка с синдромом Дауна.
Развеиваем мифы о детях с синдромом Дауна. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудня...
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-864314-1481290602.jpg)
Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни
В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Консультация для родителей "Причины задержки развития речи у детей"
В данной статье раскрыты причины, которые приводят к задержке речевого развития у детей....