консультация для родителей "Причины задержки развития речи"
консультация на тему
Материалы дянной консультации предназначены для родителей детей раннего дошкольного возраста. Статья содержит рекомендации по организации работы родителей в домашних условиях с неговорящим ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_zaderzhki_razvitiya_rechi.docx | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Я очень рада приветствовать Вас.
Надеюсь, что информация, которую я размещаю здесь,
будет для Вас полезна.
Подготовила Жаднова Ю.В., учитель-логопед ЦДиК.
Причины задержки развития речи
Назову 10 основных причин речевой задержки:
1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.
2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.
3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.
4. Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.
7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!
Что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша?
1. Примерно к 3 месяцам ребенок должен активно "гулить", а в 6-7 месяцев у него появляется лепет, с 8 месяцев у ребенка появляются лепетные слова, он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.
3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
4. Если в 1,5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?).
5. Если в 1.5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).
6. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т.д.)
7. Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
8. Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.
9. Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
10. Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.
11. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.
Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, разрешатся сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатологу, психологу, дефектологу, логопеду, лор-врачу, а иногда и психиатру). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.
Активно играйте с ним в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребенком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.
Мотивируйте! Не останавливайтесь! Не отчаивайтесь! А главное, не запускайте ситуацию, ведь потом может быть поздно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Особенности развития речи младших школьников»
Во время консультации «Особенности развития речи младших школьников» учитель-логопед знакомит родителей с важностью правильного развития речи для формирования полноцен...
консультация для родителей "нормы развития речи для детей 3-4 года"
консультация для родителей...
консультация для родителей "нормы развития речи для детей 4-5 года"
консультация для родителей...
Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников.
Речь -как средство общения....
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...
Консультация для родителей "Причины задержки развития речи у детей"
В данной статье раскрыты причины, которые приводят к задержке речевого развития у детей....
Консультация «Использование мнемотаблицы в развитии речи детей»
Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...