Открытый урок СБО на тему "Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила техники безопасности при работе на кухне" в 8-9 классах специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗ
план-конспект урока (9 класс)

Кузько Наталья Александровна

Конспект урока социально-бытовой ориентировки

в 8-9 классах

 для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

с применением здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока социально-бытовой ориентировки

в 8-9 классах

 для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

с применением здоровьесберегающих технологий

Тема: Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила техники безопасности при работе на кухне.

Цели: 1) дидактическая: обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о составе и значении пищи в жизни человека; ознакомить с санитарно-гигиеническими требованиями к приготовлению пищи и правилами безопасной работы на кухне;

             2) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления; развитие речи и активизация словаря;

             3) воспитательная: формирование интереса к изучаемому предмету и культуры здорового образа жизни через использование на уроке различного наглядного материала; воспитание аккуратности и опрятности в работе.

Оборудование: презентация «Здоровое питание», презентация «Бытовые кухонные приборы», материал для чтения, тетради, ручки, ноутбук.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I  Организационный момент. Эмоциональный настрой обучающихся.

В хорошо проветренный учебный кабинет входят обучающиеся, садятся за свои парты, их доброжелательно встречает учитель. В классе царит благоприятный психологический климат.

Учитель: Чтобы выглядеть здоровым, нужно сильно постараться.

 Заниматься чаще спортом, спать и правильно питаться.

 Ешьте овощи и фрукты, в них так много витаминов,

 Что полезно для здоровья и для сил необходимо.

 Не забудьте о петрушке, лишь она украсит блюдо.

 Что вы скажете подружке, если вдруг вам станет худо?

 Кто поможет организму, неужели медицина?

 Лишь здоровое питание - вот, что вам необходимо.

 Вы забудете надолго, что такое боль и слабость.

 Все, что нужно для здоровья - соблюдать диету, малость.

 Исключить из рациона все ненужные продукты.

 Кушать только порционно, пить водицу в промежутках.

 Чтобы выглядеть здоровым, соблюдайте гигиену.

 Вы увидите, как скоро вас настигнут перемены.

 Словно сокол воспарите вы над жизнью, и беда

 Обойдет вас стороною, и исчезнет навсегда.

Обучающиеся: Всякий раз, когда едим,
О здоровье думаем:
«Мне не нужен жирный крем,
Лучше я морковку съем».

Чтобы хворь нас не застала,
В зимний утренний денек,
В пищу, мы употребляем
Лук зеленый и чеснок.

В жизни нам необходимо  
Очень много витаминов.
Всех сейчас не перечесть,
Нужно нам их больше есть.

Учитель: Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

 

Ответ обучающихся: сегодня на уроке речь пойдёт о пище и её значении для здоровья человека.

Учитель. Цель нашего сегодняшнего урока: обобщить полученные вами знания о составе и значении пищи в жизни человека, сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований при приготовлении блюд, а также изучить безопасные приёмы работы на кухне.

Эти знания необходимы вам для того, чтобы воплощая свои кулинарные шедевры в жизнь, и чтобы пища укрепляла ваше здоровье, вы соблюдали элементарные правила санитарии и гигиены при её приготовлении и не забывали про технику безопасности,  когда работаете  на кухне.

Для того, чтобы мы сегодня на уроке плодотворно потрудились, выполним двигательное упражнение «Кончики ушей» (Думающая шапочка), которое способствует:

  • повышению внимания,
  • улучшению слуха и речи,
  • активизации памяти.

Итак, указательными и большими пальцами рук нежно тянем за края свои уши во внешнюю сторону, как будто мы хотим их распрямить. Начинаем с верхнего уха и идём вниз до мочки уха, а потом наоборот вверх под счёт 1,2,3,4,5… После 10-кратного потягивания ушей вы сможете лучше и внимательнее слушать.

При выполнении этого упражнения дотрагиваются до акупунктурных точек, которые стимулируют восприятие и понимание на слух. (Автор Эрих Баллингер «Учебная гимнастика».  В основе книги всемирно известная методика доктора П.Денисова, разработанная на основе традиционных западных и восточных систем физического воспитания с использованием точечного самомассажа. Комплексы незатейливых, но очень эффективных упражнений помогают обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лучше запоминать учебный материал, концентрировать внимание, снимать усталость после работы с учебником, стрессы после занятий.)

II  Актуализация опорных знаний

  1. Учитель: давайте вспомним, что же такое пища и каково её значение в жизни человека?

Ответы обучающихся: питание – одна из главнейших потребностей человека. Наряду с водой и воздухом пища постоянно необходима человеку для обеспечения жизнедеятельности. Чтобы надолго сохранить своё здоровье, нужно правильно питаться, знать питательную ценность и вкусовые качества продуктов.

Учитель: кроме того, пища – это источник энергии и строительного материала для нашего тела, которая обеспечивает работу органов, сокращение мышц, работу сердца и лёгких, движение крови. Организм человека растёт, развивается. Старые клетки отмирают, образуются новые. Восстанавливаются повреждённые ткани. Вещества, из которых строится тело, содержатся в пище.

  1. Учитель: какие питательные вещества необходимы организму человека?

Ответы обучающихся: человеческому организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

  1. Учитель: какой бывает пища?

Ответы обучающихся: человек питается разнообразной пищей, содержащей продукты растительного и животного происхождения.

РАБОТА С  ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»

  1. Учитель: в каких продуктах питания содержатся белки? (Слайд 4)

Ответы обучающихся: большинство продуктов питания содержат белок. Особенно богаты белком мясо, птица, рыба, яйца, молоко, горох, орехи. Полноценная пища обязательно должна содержать белок растительного и животного происхождения. В сутки человеку необходимо 100-120 граммов белковых веществ.

  1. Учитель: в каких продуктах содержатся жиры? (Слайд 6)

Ответы обучающихся: жиры обязательны для нашего организма. Они содержатся в молочных продуктах, яйцах. Особенно много жиров в растительных маслах, сливочном масле и животном жире. Пища должна содержать растительные и животные жиры. В сутки человеку достаточно 1-1,25 г жира на 1 кг массы тела.

  1. Учитель: в каких продуктах содержатся углеводы, и что вы можете рассказать о том, как в организм человека поступают вода и минеральные соли? (Слайд 5)

 Ответы обучающихся: много углеводов содержится в продуктах растительного происхождения. В пище человека чаще всего встречаются такие углеводы как  крахмал и сахар. Крахмалом богаты различные крупы, мука, картофель. Сахар содержится во фруктах, сахарной свёкле, моркови. Особенно полезен фруктовый сахар, он легко усваивается организмом. Богаты фруктовым сахаром мёд, фрукты, ягоды. В сутки человеку требуется 400 граммов крахмала и 100 граммов сахара. Избыток углеводов откладывается в печени и мышцах в виде животного крахмала – гликогена. Важно помнить: чрезмерное употребление углеводов приводит к отложению в организме жира.

Человек в сутки употребляет около 2-2,5 л воды (10-12 стаканов). Она попадает в организм в виде питья – 1 л, с пищей – 1 л и 200-300 мл образуется в организме. Водой богаты фрукты, овощи, молоко. Человек должен правильно пить. Полезно пить часто, понемногу, маленькими глотками. Много пить вредно. Обильное питьё отрицательно сказывается на работе почек и сердца.

Минеральные соли поступают в организм с пищей и водой. Все натуральные продукты -- фрукты, овощи, мясо, хлеб, яйца, крупы содержат минеральные соли. Из различных минеральных солей в пищу мы добавляем только поваренную соль: подсаливаем пищу. Суточное потребление соли человеком 10 граммов. Минеральные соли обеспечивают человеку прочность костей и зубов. Они входят в состав крови, желудочного сока.

  1. Учитель: что вы можете рассказать о витаминах? (Слайд 7)

Ответы обучающихся: витамины – это особые органические соединения, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма, хотя их потребность исчисляется только в миллиграммах. Витаминами богаты фрукты и овощи, печень, рыбий жир, мясо. Витамины бывают групп А, В, С, Д, Е.

Витамин А – влияет на рост и развитие организма, он содержится в печени трески, сливочном масле, моркови, помидорах. (Слайд 8)

Витамин В – влияет на работу мышечной и нервной систем; содержится в хлебе, фруктах, дрожжах. (Слайд 9)

Витамин  С – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям  и содержится в свежих овощах, фруктах, квашеной капусте. (Слайд 10; 11)

Витамин  Д – образуется в теле человека под влиянием солнечных лучей. Он очень важен для костей и зубов младенцев. (Слайд 12)

Витамин  Е  содержится в зелёном салате, луке, петрушке, растительных маслах и очень полезен для кожи. Считается витамином молодости и красоты. (Слайд 13)

  1. Учитель: мне хочется ко всему сказанному  вами добавить, что в жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание. Дневной рацион питания должен соответствовать потребностям организма. Важным условием рационального питания является соблюдение режима. Пищу следует принимать не менее 3-4 раз в день. Перерыв между приёмами пищи должен быть не более 4-5 часов. Питаться нужно в одни и те же часы, правильно распределяя дневной рацион:

1-й завтрак – 25%;

2-й завтрак – 15%;

обед – 45%;

ужин – 15% (за 2 часа до сна).

Принимаемая человеком пища должна быть вкусной, умеренно горячей, небольшого объёма, иметь приятный внешний вид и вызывать аппетит.

Физкультминутка

Выполнение упражнений «Колебания маятника» (Раскачивание центра тяжести) и «Выключатели света». (Э. Баллингер «Учебная гимнастика»).

Учитель комментирует.

 «Колебания маятника». Всем встать и выйти из-за парт. Скрестить ноги, верхняя часть туловища и руки свисают свободно. Раскачиваться нужно медленно далеко налево, потом направо, как маятник часов с кукушкой под счёт 1,2,3,4,5… Затем направо и налево под счёт 1,2,3,4,5…(10 раз)

«Выключатели света». Свои выключатели света находим у себя на лбу между бровями и тем местом, откуда начинают расти волосы. Очень нежно дотрагиваемся кончиками пальцев до этих точек, при этом закрываем глаза и расслабляемся под счёт 1,2,3,4,5…  

Данные упражнения не только помогли вам снять стресс и напряжение, расслабить уставшую во время сидения мускулатуру, но и оказали воздействие на равновесие и координацию тела, повышение внимания, зрительную память.

III  Сообщение новых знаний

Записи в тетради: дата.

Тема: Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила техники безопасности при работе на кухне.

Словарь: санитария, гигиена.

Санитария (от латинского слова sanitas – «здоровье») – это система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний.

Гигиена – наука о создании условий для сохранения и укрепления здоровья.  Гигиенические знания позволяют успешно бороться со многими болезнями, разрабатывать меры профилактики для сохранения здоровья.

Учитель. К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования - это прежде всего чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда пищу готовили на открытом огне очага, и теперь, в условиях высокой технической оснащённости домашнего хозяйства.

Уход за кухней довольно трудоёмок и сложен, потому что на ней сосредоточено много важных объектов. Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и правильно переработать, и электрическая или газовая плиты -- основное оборудование для тепловой обработки продуктов, и многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные технические приспособления и электроприборы.

Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, продуктах, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах важно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Ознакомимся с ними и будем в дальнейшем неукоснительно им следовать.

Чтение текста обучающимися по цепочке вслух

Чтобы пища укрепляла здоровье человека, необходимо соблюдать элементарные правила санитарии и гигиены при её приготовлении и хранении продуктов.

 1. Готовить пищу необходимо в специальной одежде.

 2. Приступая к приготовлению пищи, необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

 3. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.

 4. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты (мясо,      рыба, молоко, творог и др.) следует хранить в холодильнике. При его отсутствии покупать такие продукты следует только для однодневной потребности.

 5. Продукты и готовые блюда можно хранить не более определённого срока.

 6. Перед загрузкой в холодильную или в морозильную камеры все продукты заворачивают в пищевую плёнку.

 7. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией. Приготовленные блюда следует помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

8. Для разделки мяса, рыбы, нарезки овощей и хлеба нужно иметь отдельные разделочные доски, причём одну сторону доски следует использовать для разделки сырого мяса, а другую – для разделки варёного; одну сторону другой доски использовать для нарезки сырых овощей, а другую – для нарезки варёных.

9. Продукты перед их тепловой обработкой необходимо тщательно мыть, а овощи и фрукты, употребляемые в пищу в сыром виде обдавать кипятком или споласкивать тёплой кипячёной водой.

10. Продукты, готовые к употреблению должны храниться отдельно от сырых. Не рекомендуется долго хранить готовую пищу, так как в ней размножаются болезнетворные микробы. Употребление такой пищи может вызвать отравление. Особенно опасны в этом отношении рыбные блюда и блюда, приготовленные из рубленого мяса.

11. Нельзя хранить открытые консервы в жестяных банках.

12. Посуда, оборудование и помещение кухни должны быть всегда чистыми. Для пищевых отбросов на кухне необходимо иметь специальное ведро с крышкой, которая открывается нажимом ноги на педаль, находящуюся внизу ведра.

13.Чтобы мухи не проникали в помещение, на окно или форточку следует натянуть металлическую сетку или марлю.

Вопросы к прочитанному.

      1. Почему необходимо готовить пищу в специальной одежде?

  1. Почему скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике?
  2. Можно ли использовать одну и ту же разделочную доску для разделки сырого мяса, рыбы и хлеба одновременно? Почему?
  3. Почему следует истреблять мух и не позволять им находиться рядом с продуктами питания?

Гимнастика для глаз

Учитель. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее -- глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз -- против часовой стрелки.

После выполнения упражнения обучающимся полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

Чтение текста по цепочке вслух

Самое функциональное место в доме любого человека – это кухня. Воплощая свои кулинарные шедевры в жизнь, нельзя забывать о безопасности.

В ходе работы на кухне, чтобы избежать порезов рук, ожогов и других травм, необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности.

1. До зажигания газа нужно проветрить помещение.

2. Необходимо правильно зажигать горелки – зажечь спичку, поднести её к газовой горелке, открыть ручку крана газовой горелки. Лучше использовать специальные зажигалки.

3. Перед использованием духовки – проветрить её.

4. Нельзя оставлять нагревательные приборы без присмотра, так как это может привести к пожару.

5. Электроприборы следует ставить на асбестовые подставки.

6. Спираль электроплитки не должна выступать над краями нагревательного элемента и касаться посуды.

7. Шнуры электропроводов не должны иметь оголённых проводов.

8. Выключатели и штемпельные розетки должны быть исправными.

9. Нельзя допускать заливания газовых горелок и нагревательного элемента электроплитки кипящей жидкостью.

10. Включать и выключать электроприборы надо сухими руками, держась за вилку, а не за шнур.

11. Открывать бутылки, банки с консервами и компотами следует специальным ножом.

12. Нельзя подталкивать продукты в горловину мясорубки пальцами, для этого надо пользоваться деревянным пестиком.

13. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края; когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.

14. Брать горячую посуду следует кухонным полотенцем, а крышки кастрюль с кипящей жидкостью открывать от себя, чтобы капли горячей воды не попали на ноги.

15. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты следует осторожно.

16. Не рекомендуется использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

17. Работать только хорошо заточенным ножом; передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперёд, лезвием от себя.

Учитель. Бывает, что человек при работе на кухне допустил ошибки и порезал палец,  получил ожог паром или кипятком. Тогда ему необходимо оказать первую помощь.

При порезах:

  1. Промыть рану струёй кипячёной воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой или слабым бледно-розовым раствором марганцово-кислого калия.
  2. Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.
  3. Наложить стерильную повязку.
  4. Если рана глубокая или сильно загрязнённая, обратиться в травмпункт или поликлинику.

При ожогах паром или кипятком:

  1. Погрузить обожжённый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.
  2. Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.
  3. Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.
  4. Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лёд, касаться обожжённой поверхности руками, смазывать жиром или маслом.

Работа с тестом (подчеркнуть правильный ответ).

1. При включении и выключении электроприбора нужно браться:

  • за шнур;
  • за вилку;
  • можно за шнур, а можно за вилку.

2. Что необходимо сделать перед приготовлением пищи:

  • надеть чистый фартук и косынку;
  • убрать волосы;
  • надеть перчатки;
  • вымыть руки;
  • накрасить ногти;
  • надеть повседневную одежду.

3. Хранить продукты в холодильники можно:

  • сколько угодно;
  • не более суток;
  • определенное время по сроку годности.

4. Соотнеси название продукта с местом хранения и отметь стрелками:

Продукт

Место хранения

Рыба, мясо, фрукты

Подвал, погреб

Крупы, сахар

Холодильник

Овощи

Мешочки, пакеты

Консервы

Банки

5. При неправильном использовании инструментов можно:

  • испортить вкус еды;
  • получить порезы и травмы;
  • испортить внешний вид блюда.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ»

IV Подведение итогов

Учитель: сегодня на уроке социально-бытовой ориентировки мы с вами обобщили полученные знания о составе и значении пищи в жизни человека, познакомились с санитарно-гигиеническими требованиями к её приготовлению, а также изучили безопасные приёмы работы на кухне.

Если у вас есть ко мне вопросы, пожалуйста, задавайте!

Работа каждого из вас меня сегодня очень порадовала, все вы были активными, любознательными, много интересного рассказали мне о значении пищи, витаминах, выполняли во время урока различные упражнения, направленные на сохранение и укрепление вашего здоровья. Я всеми вами осталась довольна, поскольку наш сегодняшний урок проходил в атмосфере партнёрского сотрудничества, душевного комфорта и участия.

Итак, делаем вывод, чтобы пища приносила пользу нашему организму, была источником здоровья, силы, энергии и красоты – необходимо рационально питаться и соблюдать культуру питания.

Домашнее задание: подготовить небольшое устное сообщение о любом кухонном бытовом приборе и перечислить правила безопасной работы с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Тестовые проверочные работы по истории России для обучающихся 7 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Предлагаю авторские тесты по основным разделам курса истории 7 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида....

урок СБО в 7 классе специальной коррекционной школы VIII вида на тему: "Приготовление сырников".

Цели:  ·       Способствовать формированию  умений пользоваться литературой с рецептами приготовления кулинарных блюд·       Спосо...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....