Формирование экономической грамотности старшеклассников на факультативных занятиях курса "Этика и психология семейной жизни"
статья (9 класс)
Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экономической грамотности старшеклассников на занятиях курса «Этика и психология семейной жизни»
Кузько Н.А., учитель ГБПОУ АО
«Астраханский губернский техникум»
Семья – это первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.
Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Курс рассчитан на 2 года (10-11 классы) и имеет следующую структуру.
В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать обучающимся с ОВЗ представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения.
Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.
В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы о незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.
Моя задача как педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.
В разделе «Основные ценности семьи» рассматриваются темы, благодаря которым я могу на своих уроках формировать экономическую грамотность старшеклассников как необходимое направление по обеспечению качества обучения и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество.
Поскольку семья является ячейкой общества, она связана с трудом. Труд для семьи служит источником материального благосостояния.
Чтобы семейная экономика хорошо работала, а семейная экономика – это наука о повседневной жизни семьи, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами.
Объясняю обучающимся, что под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-нибудь другую деятельность. Все эти полученные средства составляют совокупный доход.
Расход – это затраты на питание, одежду, транспорт, на оплату услуг, ремонт, содержание каких-либо изделий и др.
Бюджет семьи – это структура всех её расходов и доходов за определённый период времени (месяц, год).
Основные задачи семейной экономики:
- умение разобраться со своими потребностями,
- выбрать эффективные средства для их удовлетворения,
- разумно организовать семейный труд,
- рассчитать расход денег и времени,
- знать цену трудовой копейке.
Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное; и чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен трудиться.
Существуют рациональные (разумные) и псевдопотребности (ложные). Удовлетворение ложных потребностей приносит человеку только вред, Это потребность в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерное употребление сладкого. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде и т.п. Духовные – это общение, чтение художественной литературы, посещение театров, кино, музея и др.
Выполняемая семьей экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов.
А экономическая функция семьи сводится к следующему:
- ведение домашнего хозяйства;
- накопление семейного имущества и обеспечение его наследования;
- финансовая деятельность (умение правильно рассчитать семейный бюджет);
- участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности);
- подготовка детей к труду, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.
Веду на занятиях беседу с обучающимися.
- Что вы знаете о доходах своей семьи?
- Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода?
- На что расходуются деньги в вашей семье?
- Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете? Что входит в эти расходы?
Практическая работа 1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт… А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.
2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.
3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пенсия по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.
Выполняем практическую работу, составляем таблицу.
Семейный бюджет
Доходы семьи | Расходы семьи |
|
|
Отмечаю, что семейный бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам -- это бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
На занятиях мы часто затрагиваем вопросы о резервах экономии в быту, т.к. экономить – значит блюсти, сберегать, уменьшать расходы, сокращать издержки, не давать ничему пропадать даром, быть бережливым хозяином.
На чём же можно экономить?
Возможные резервы экономии в быту:
- умение шить, вязать, ухаживать за вещами,
- делать заготовки на зиму,
- производить мелкий ремонт квартиры,
- правильно совершать покупки,
- экономно относиться к продуктам,
- беречь электроэнергию, воду, тепло.
Экономить семейный бюджет необходимо. Ведь домашняя экономика служит основанием, на котором крепится вся экономика в целом. Как спланировать семейный бюджет? Вопрос остаётся открытым. Первый закон семейной экономики -- бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей. Если нарушается баланс, значит не просто расстраивается семейная экономика – разлаживается вся семейная жизнь, неизбежны ссоры, неудовлетворённость, затяжные конфликты.
Второй закон – планирование, учёт, контроль и организованность – взаимосвязанные составные семейного бюджета.
Третий закон – бюджет создаётся всеми членами семьи, всеми планируется и реализуется.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.
Практическая работа.
- Составить меню на 1 день согласно суточной потребности людей в Ккал
(~ 2800ккал).
- Подсчитать стоимость продуктов питания на 1 члена семьи в день.
- Подсчитать стоимость продуктов питания на всех членов семьи в день
( 3 человека).
- Подсчитать расходы на питание всех членов семьи за 1 месяц (примерно).
- Составить таблицу.
Расходы на питание
Меню на 1 день | Ккал | Сумма на 1 день | Сумма на 1 месяц |
Завтрак
| 370 150 360 | 8 руб. 3р.50к. 4 руб. | 120 руб. х количество членов семьи 120 х 3= 360 руб. 360 руб. х на 30 дней= 10800 руб. |
Обед
| 230 350 330 150 | 10 руб. 15 руб. 2р.50к. 4р.50к. | |
Полдник
| 650 | 12 руб. | |
Ужин
| 350 60 | 10 руб. 50 коп. | |
Итого: | 2891 | 120 руб. | 10800 руб. |
Следует отметить, что практика показывает — многим старшеклассникам с ОВЗ занятия по предмету помогли стать более вдумчивыми, рассудительными, экономными, бережливыми в повседневной жизни, в обращении с личными вещами, деньгами, заработком. Обучающиеся признавались, что теперь, отправляясь в магазин, они стараются тщательно обдумывать расходование денег, контролировать траты с помощью калькулятора, выбирать необходимые и полезные товары, приобретать то, за чем пришли, избегать случайных покупок. Воспитанники отметили, что уже сейчас используют знания, полученные на занятиях, и высоко оценили практическое значение предмета.
На вопрос «Что нового вы узнали, изучая экономику на наших занятиях по «Этике и психологии семейной жизни»? --от детей были получены следующие ответы: «Нужно всегда делать выбор и от чего-то отказываться», «Надо много подсчитывать, чтобы тебя не обманули, чтобы не остаться в проигрыше», «Если не привыкнешь экономить, то будет трудно жить», «Надо много работать, чтобы лучше жить» и т. д. Как видим, в процессе изучения новой дисциплины обучающиеся почерпнули много полезных жизненных установок.
Итак, на своих занятиях по «Этике и психологии семейной жизни» я формирую экономическую грамотность старшеклассников и тем самым обеспечиваю необходимое направление по обеспечению качества обучения, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество. Кроме того, в данном курсе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык, литература, валеология, СБО, ОБЖ, а также с другими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права.
В заключение хочется обратить внимание на очевидную целесообразность и практическую полезность курса “Этика и психология семейной жизни”.
Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобного курса у обучающихся с ОВЗ целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи.
Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое.
Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: "Формирование экономической грамотности старшеклассников на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Педагогический проект ориентирован на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и был реализован на уроках математики и во внеурочной деятельности...
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
Презентация на тему "Позиции в общении" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Почему люди ссорятсяТрансактный анализ Э. Берна Родитель-Ребенок-ВзрослыйТестСамостоятельная работа на определение позиции в общении...
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...
Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...