Формирование экономической грамотности старшеклассников на факультативных занятиях курса "Этика и психология семейной жизни"
статья (9 класс)

Кузько Наталья Александровна

Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экономической грамотности старшеклассников на занятиях курса «Этика и психология семейной жизни»

Кузько Н.А., учитель ГБПОУ АО

«Астраханский губернский техникум»

Семья – это первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.

Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
     Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
 
          Курс рассчитан на 2 года (10-11 классы) и имеет следующую структуру.
     В первом разделе
“Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. 
     Задача второго раздела
“Психология личности” состоит в том, чтобы дать обучающимся с ОВЗ представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях. 
     Третий раздел
“Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения. 
     Раздел
“Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи. 
     В разделе “
Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей. 
     В завершающем курс разделе “
Семья и дети” рассматриваются темы о незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания. 
     Моя задача как      педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей. 

В разделе «Основные ценности семьи» рассматриваются темы, благодаря которым я могу на своих уроках формировать экономическую грамотность старшеклассников как необходимое направление по обеспечению качества обучения и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество.

Поскольку семья является ячейкой общества, она связана с трудом. Труд для семьи служит источником материального благосостояния.

 Чтобы семейная экономика хорошо работала, а семейная экономика – это наука о повседневной жизни семьи, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами.

Объясняю обучающимся, что под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-нибудь другую деятельность. Все эти полученные средства составляют совокупный доход.

Расход – это затраты на питание, одежду, транспорт, на оплату услуг, ремонт, содержание каких-либо изделий и др.

Бюджет семьи – это структура всех её расходов и доходов за определённый период времени (месяц, год).

Основные задачи семейной экономики:

  • умение разобраться со своими потребностями,
  • выбрать эффективные средства для их удовлетворения,
  • разумно организовать семейный труд,
  • рассчитать расход денег и времени,
  • знать цену трудовой копейке.

Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное; и чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен трудиться.

Существуют рациональные (разумные) и псевдопотребности (ложные). Удовлетворение ложных потребностей приносит человеку только вред, Это потребность в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерное употребление сладкого. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде и т.п. Духовные – это общение, чтение художественной литературы, посещение театров, кино, музея и др.

Выполняемая семьей экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов.

 А экономическая функция семьи сводится к следующему:

  1. ведение домашнего хозяйства;
  2. накопление семейного имущества и обеспечение его наследования;
  3. финансовая деятельность (умение правильно рассчитать семейный бюджет);
  4. участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности);
  5. подготовка детей к труду, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.

Веду на занятиях беседу с обучающимися.

  1. Что вы знаете о доходах своей семьи?
  2. Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода?
  3. На что расходуются деньги в вашей семье?
  4. Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете? Что входит в эти расходы?

Практическая работа 1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт… А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.

2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.

3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пенсия по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.

Выполняем практическую работу, составляем таблицу.

Семейный бюджет

Доходы семьи

Расходы семьи

  • Заработная плата трудоспособных членов семьи.
  • Пенсия по старости, пенсия по потере кормильца, стипендии, детские пособия, пособия по безработице.
  • Источники доходов школьников: индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт радио-видеоаппаратуры); коммерческая деятельность (продажа газет, журналов); оказание услуг (присмотр за ребёнком, помощь пенсионерам и инвалидам).
  • Доходы от предпринимательской деятельности.
  • Доходы от приусадебного хозяйства.
  • Доходы от других источников (ценные бумаги, сбережения, сдача в аренду недвижимости).

  • Обязательные платежи (налоги, оплата коммунальных услуг, кредитов и т.д.).
  • Расходы на питание.
  • Покупки предметов первой необходимости.
  • Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель и т.д.).
  • Расходы на транспорт, связь, интернет.
  • Расходы на культурные потребности (театр, кино, цирк и т.д.).
  • Другие расходы.

Отмечаю, что семейный бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам --  это бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

На занятиях мы часто затрагиваем вопросы о резервах экономии в быту, т.к. экономить – значит блюсти, сберегать, уменьшать расходы, сокращать издержки, не давать ничему пропадать даром, быть бережливым хозяином.

На чём же можно экономить?

Возможные резервы экономии в быту:

  • умение шить, вязать, ухаживать за вещами,
  • делать заготовки на зиму,
  • производить мелкий ремонт квартиры,
  • правильно совершать покупки,
  • экономно относиться к продуктам,
  • беречь электроэнергию, воду, тепло.

Экономить семейный бюджет необходимо. Ведь домашняя экономика служит основанием, на котором крепится вся экономика в целом. Как спланировать семейный бюджет? Вопрос остаётся открытым. Первый закон семейной экономики -- бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей. Если нарушается баланс, значит не просто расстраивается семейная экономика – разлаживается вся семейная жизнь, неизбежны ссоры, неудовлетворённость, затяжные конфликты.

Второй закон – планирование, учёт, контроль и организованность – взаимосвязанные составные семейного бюджета.

Третий закон – бюджет создаётся всеми членами семьи, всеми планируется и реализуется.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Практическая работа.

  1. Составить меню на 1 день согласно суточной потребности людей в Ккал

 (~ 2800ккал).

  1. Подсчитать стоимость продуктов питания на 1 члена семьи в день.
  2. Подсчитать стоимость продуктов питания на всех членов семьи в день

( 3 человека).

  1. Подсчитать расходы на питание всех членов семьи за 1 месяц (примерно).
  2. Составить таблицу.

Расходы на питание

Меню на 1 день

Ккал

Сумма на 1 день

Сумма на 1 месяц

Завтрак

  • каша
  • кофе
  • бутерброд

370

150

360

8 руб.

3р.50к.

4 руб.

120 руб. х количество членов семьи

120 х 3= 360 руб.

360 руб. х на

30 дней= 10800 руб.

Обед

  • щи
  • гуляш
  • макароны
  • кисель

230

350

330

150

10 руб.

15 руб.

2р.50к.

4р.50к.

Полдник

  • блинчики с творогом

650

12 руб.

Ужин

  • пельмени
  • чай с сахаром

350

60

10 руб.

50 коп.

Итого:

2891

120 руб.

10800 руб.

Следует отметить, что практика показывает — многим старшеклассникам с ОВЗ занятия по предмету помогли стать более вдумчивыми, рассудительными, экономными, бережливыми в повседневной жизни, в обращении с личными вещами, деньгами, заработком. Обучающиеся признавались, что теперь, отправляясь в магазин, они стараются тщательно обдумывать расходование денег, контролировать траты с помощью калькулятора, выбирать необходимые и полезные товары, приобретать то, за чем пришли, избегать случайных покупок. Воспитанники отметили, что уже сейчас используют знания, полученные на занятиях, и высоко оценили практическое значение предмета.

        На вопрос «Что нового вы узнали, изучая экономику на наших занятиях по «Этике и психологии семейной жизни»? --от детей были получены следующие ответы: «Нужно всегда делать выбор и от чего-то отказываться», «Надо много подсчитывать, чтобы тебя не обманули, чтобы не остаться в проигрыше», «Если не привыкнешь экономить, то будет трудно жить», «Надо много работать, чтобы лучше жить» и т. д. Как видим, в процессе изучения новой дисциплины обучающиеся почерпнули много полезных жизненных установок.

 Итак, на своих занятиях по «Этике и психологии семейной жизни» я формирую   экономическую грамотность старшеклассников и тем самым обеспечиваю необходимое направление по обеспечению качества обучения, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество. Кроме того, в данном курсе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык, литература, валеология, СБО, ОБЖ, а также с другими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права.

В заключение хочется обратить внимание на очевидную целесообразность и практическую полезность курса “Этика и психология семейной жизни”.

Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобного курса у обучающихся с ОВЗ целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи.

Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое.

Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Формирование экономической грамотности старшеклассников на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Педагогический проект ориентирован на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и был реализован на уроках математики и во внеурочной деятельности...

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Презентация на тему "Позиции в общении" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Почему люди ссорятсяТрансактный анализ Э. Берна Родитель-Ребенок-ВзрослыйТестСамостоятельная работа на определение позиции в общении...

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...

Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...