Презентация на тему "Позиции в общении" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
презентация к уроку по психологии (10 класс) на тему
Почему люди ссорятся
Трансактный анализ Э. Берна Родитель-Ребенок-Взрослый
Тест
Самостоятельная работа на определение позиции в общении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitsii_v_obshchenii.rar | 525.84 КБ |
Подписи к слайдам:
ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ
Почему люди ссорятся?
1. Не понимают друг друга.2. Пытаются судить о человеке, как о себе самом: “Я бы…”3. Есть идеальное представление о человеке, а если он изменился в чем-то, то мы его уже не хотим видеть таким.4. Когда пытаются учить друг друга.5. Когда хотят обидеть друг друга. 5. Когда позиции не совпадают.
Трансактный анализ Э. Берна
РОДИТЕЛЬЯ – которое говорит нам, что мы должны делать, как должны себя вести. Это Я – все знающее, все оценивающее, с сознанием собственного превосходства и с правом всех судить и карать. Но еще оно связано со знанием, мудростью, со способностью к покровительству, к защите слабого, с милосердием.
Трансактный анализ Э. Берна
РЕБЕНОКЯ – которое несет в себе раскованность, импульсивность, непринужденность, фантазии, любопытство, творческие порывы и одновременно такие стороны, как беспомощность, неуверенность, несдержанность, наивность и пугливость.
Трансактный анализ Э. Берна
ВЗРОСЛЫЙЯ – голос разума, оно несет в себе такие стороны взрослого, как расчетливость и рационализм, трезвость и взвешенность оценок, четкий контроль за своими действиями, осознанность стремлений, уверенность в себе.
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.5. Меня провести нелегко.6. Мне бы понравилось быть воспитателем.7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.9. Каждый должен выполнять свой долг.10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.16. Я – увлекающийся человек.17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.18. Мои взгляды непоколебимы.19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно сумму баллов:
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – “дитя”);2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – “взрослый”);3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – “родитель”).
РОДИТЕЛЬ
Вербальные признаки – слова и выражения типа: должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут);оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный , бедняга, умница, превосходный, способный.
РОДИТЕЛЬ
Обращение:Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).
РОДИТЕЛЬ
Поведенческие (невербальные) признаки:указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке;авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута),тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
РЕБЕНОК
Вербальные признаки: восклицания: вот те на!, ух ты!, Боже!, черт возьми!; слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю;обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть;самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
РЕБЕНОК
Обращение:Вы – Ты (со мной обращаются на Ты, я обращаюсь на Вы);Ты – Ты.
РЕБЕНОК
Поведенческие (невербальные) признаки:непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
ВЗРОСЛЫЙ
Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение,используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
ВЗРОСЛЫЙ
Обращение:Вы – Вы (со мной обращаются на Вы и я обращаюсь на Вы);Ты – Ты.
ВЗРОСЛЫЙ
Поведенческие (невербальные) признаки:поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано;естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
Здоровой и целостной личности надо всего три эго-состояния:
"Взрослый" нужен для решения возникающих проблем. Он помогает нам эффективно справляться с трудностями жизни. Чтобы вписываться в законы общества, нам необходим набор правил, отраженный в нашем "Родителе". В состоянии "Ребенка" мы находим доступ к детской непосредственности, интуиции, творческому потенциалу.Если упростить, то получиться: "Когда я мыслю - я Взрослый, когда я чувствую - я Ребенок, когда я оцениваю - я Родитель".
РОДИТЕЛЬ
«Контролирующий Родитель» Позитивное проявление - дает ребенку защиту, открывает перспективы, даёт рекомендации как жить. Негативное проявление - назидает, предполагает послушание, ограничивает, командует, контролирует. Считает, что прав только он.«Заботливый Родитель» Позитивное проявление - стимулирует, поддерживает, вдохновляет, усиливает потенциал человека. Негативное проявление - гиперопекает, делает за человека то, что он и сам может сделать.
РЕБЕНОК
«Адаптивный ребенок»Воспитанный, послушный, дисциплинированный, но безынициативный, "запуганный".«Свободный ребенок» Раскрепощенный, делает то, что хочет, поведение спонтанное, непосредственный и творческий.«Бунтующий ребенок»Непослушный, грубый, часто идет на конфликт и многое делает наоборот. С ним тяжело договориться.
ВЗРОСЛЫЙ
Делает логические умозаключения, принимает ответственные решения, воплощает свои идеи в жизнь.
Пример №1.
Муж жене: "Ужасно устал. Сделай мне горячего чая".Жена (обнимая мужа): "Уже несу, дорогой. А что тебе еще приготовить?"
Пример №2.
Муж жене: "Ужасно устал. Сделай мне горячего чая".Жена (резким голосом): "Я тоже сегодня вымоталась, но я же не прошу у тебя чай. Сделай сам".
Пример №3.
- Не подскажете, который час?- Сейчас без четверти двенадцать.
Пример №4.
- Опаздывая, вы подрываете свой авторитет.- Я понимаю и сделаю необходимые выводы.
Пример №5.
- Как вам не стыдно опаздывать?!- Извините, я больше не буду.
Пример №6.
Мужчина пытается сделать покупку без очереди. Другой, стоящий в очереди, требует: "Встаньте в очередь!" Тот отвечает: "Ты стоишь - и стой!"
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание №1.
- Я не понимаю, как можно носить такие штаны! Это просто ужас!- А мне нравятся только такие!
Задание №2.
- Мама, ты не видела, где моя кофта?- Видела. Она на стуле в большой комнате.
Задание №3.
- Мама, ты не видела, где моя кофта? - Вечно ты все теряешь!
Задание №4.
- Почему ты опоздал?- У меня сломался будильник.
Задание №5.
На переговорах одна сторона - другой: - "Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери".- "Нет, это вы виноваты, задержав предоплату".
Задание №6.
Муж пришел домой с опозданием на 3 часа и с запахом спиртного. Дома были в это время жена и теща. Жена: "Сережа, что случилось?«Муж: "Потом объясню". Теща: "Ты где это шлялся?" Зять: "Это наша семья. Мы разберемся без посторонней помощи".
Задание №7.
Ученик (с обидой): "А за что вы мне поставили тройку?«Учитель: "Ты забыл, что квадратный корень имеет и значение со знаком минус"
Задание №8.
Одна из сотрудниц обращается к другой:- "Может, сбегаем посмотрим сериал, пока начальства нет?" - "Давай".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
Формирование экономической грамотности старшеклассников на факультативных занятиях курса "Этика и психология семейной жизни"
Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье...
презентация к уроку этики и психологии семейной жизни в 11 классе школы для обучающихся с ОВЗ по теме "Молодые родители: кто они?"
Данная презентанция может использоваться в рамках изучения раздела "Ребенок в семье" по учебному предмету "Этика и психология семейной жизни" в 11 классе. Это первый урок изучения ...