Методика экспериментального исследования особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью
статья
Разработка содержания и методики проведения экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей рисования по воображению умственно отсталых учащихся специальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика экспериментального исследования особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью
Цель: выявление особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью.
Задачи:
1. Изучить уровни сформированности рисования по воображению у учащихся;
2. Разработать методические рекомендации по обучению младших школьников рисованию по воображению.
Методика и содержание экспериментального исследования:
В ходе эксперимента используются следующие методы: анализ документов, качественный и количественный анализ полученных данных.
Обследование учащихся проходит в индивидуальном и групповом порядке. Полученные результаты фиксируются в протоколах, что позволяет в дальнейшем выявить и охарактеризовать уровни сформированности рисования по воображению у школьников с умственной отсталостью.
В экспериментальной работе необходимо:
- Определить уровни сформированности предметного рисования по воображению.
- Исследовать уровни сформированности умений рисовать по воображению орнаменты.
- Изучить уровни сформированности сюжетного рисования по воображению.
В процессе проведения эксперимента проводится наблюдение по следующим показателям:
- понимание задания (задание понимается, сохраняется в памяти до конца выполнения; задание понимается, ребенок труднее входит в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы; задание теряется; принимается общая цель задания, элементы задания; обследуемый не сохраняет до конца задания даже легкие правила; стихийная активность, задание не усвоено);
- интерес к заданию (испытывает большой интерес и с радостью принимается за работу; испытывает некоторый интерес, но не испытывает удовольствия от создания рисунка; выполняет задания нехотя, не испытывает интереса; не испытывает интереса и не выполняет задание);
- использование воображения (быстро генерирует идеи, создает новые образы; медленно придумывает, что изобразить, но рисует довольно оригинальные вещи; не прибегает к творческому воображению, рисует примитивные и стереотипные образы, к которым привык; отказывается рисовать, ссылаясь на недостаток идей и умений).
Констатирующий эксперимент состоит из четырех серий заданий.
1 серия Предметное рисование по воображению | 2 серия Рисование орнаментов по воображению | 3 серия Сюжетное рисование по воображению | 4 серия Самостоятельное рисование по воображению |
Задание 1. «Дорисуй картинку» | Задание 4. «Укрась бабочку» | Задание 6. «Иллюстрация к стихотворению» | Задание 7. «Полет фантазии» |
Задание 2. «Несуществующее животное» | Задание 5 Придумай орнамент из заданных элементов | ||
Задание3. «Закончи рисунок» (методика Е.П. Торренса ) |
Первая серия
«Предметное рисование по воображению»
Задание 1. Дорисуй картинку.
Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность распознать и воссоздать образ знакомого предмета.
Оборудование: картинки с незаконченным изображением предмета (Приложение),карандаши или фломастеры.
Инструкция: детям предлагается незаконченное изображение предмета. Далее следует просьба назвать этот предмет. В случае неудачи, детям оказывается помощь. После того, как предмет был назван, детям предлагается дорисовать картинку.
Обработка результатов:
10 баллов - учащийся самостоятельно распознал предмет, правильно его дорисовал.
8-9 баллов - учащийся самостоятельно распознал предмет, но дорисовал не совсем точно.
5 - 7 баллов - учащийся распознал предмет с помощью подсказок, дорисовал с большим количеством неточностей.
1-4 балла - учащийся с трудом распознал или не смог распознать предмет даже с подсказками. Дорисовал предмет неправильно.
0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог ни распознать, ни дорисовать предмет.
Задание 2. Несуществующее животное.
Цель: определить уровень сформированности творческого воображения, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.
Оборудование: бумага, карандаши или фломастеры.
Инструкция: учитель просит детей нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее имя.
Обработка результатов:
10 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то оригинальное и необычное, можно сделать вывод о богатстве воображения. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунка.
8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, но образы и детали проработаны не очень тщательно.
5 - 7 баллов - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное, но добавил некоторые новые элементы. Неплохо проработаны детали и образы.
1-4 балла - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное. Нельзя сказать, что был использован творческий подход. Слабо проработаны детали и образы.
0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.
Задание 3. Закончи рисунок (методика Е.П. Торренса )
Цель: определить уровень творческого воображения и умения переключаться с одной идеи на другую, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.
Оборудование: таблица с 10-ю различными линиями(Приложение), карандаши или фломастеры.
Инструкция: детям предлагается дорисовать 10 различных линий до определенного образа, предмета, картинки.
Обработка результатов:
10 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то оригинальное и необычное, можно сделать вывод о богатстве воображения. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунков.
8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, но образы и детали проработаны не очень тщательно.
5 - 7 баллов - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное, но добавил некоторые новые элементы. Неплохо проработаны детали и образы.
1-4 балла - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное. Нельзя сказать, что был использован творческий подход. Слабо проработаны детали и образы.
0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.
Вторая серия
«Рисование орнаментов по воображению»
Задание 4. Укрась бабочку.
Цель: определить уровень сформированности умений раскрашивать орнамент по воображению, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.
Оборудование: картинки с силуэтом бабочек (Приложение) , карандаши или фломастеры.
Инструкция: учитель предлагает детям украсить бабочку на свой вкус, сделать ее "самой красивой".
Обработка результатов:
10 баллов - учащийся украсил бабочку множеством элементов, использовал много разных цветов, причудливые и оригинальные формы.
8-9 баллов - учащийся украсил бабочку несколькими деталями, использовал несколько цветов, но элементы нельзя назвать необычными.
5 - 7 баллов - учащийся украсил бабочку парой деталей, использовал мало цветов.
1-4 балла - учащийся просто заштриховал бабочку одним или несколькими цветами, не придумал никаких узоров.
0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.
Задание 5. Придумай орнамент из заданных элементов.
Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность комбинировать элементы
Оборудование: образцы элементов орнамента (Приложение), карандаши или фломастеры.
Инструкция: учитель предлагает детям придумать орнамент из заданных геометрических фигур и нарисовать его.
Обработка результатов:
10 баллов - использованы все фигуры при рисовании орнамента.
8-9 баллов –использована большая часть фигур, из них получился орнамент.
5 - 7 баллов –использована либо меньшая часть фигур, они расположены в хаотичном порядке.
1-4 балла – использовано мало фигур, они располагаются хаотично.
0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.
Третья серия
«Сюжетное рисование по воображению»
Задание 6. Иллюстрация к стихотворению.
Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность представить воспринятое на слух описание (воссоздающее воображение), способность реализовать задуманное.
Оборудование: предварительно прочтенное и разобранное на уроке чтениястихотворение о весне (Приложение), бумага, карандаши или фломастеры.
Инструкция: учитель предлагает детям послушать стихотворение, вместе с учителем разбирается сложившаяся в стихотворении картина. Детям предлагается ее нарисовать.
Обработка результатов:
10 баллов - учащийся придумал и нарисовал картину по мотивам стихотворения, добавил что-то оригинальное и необычное, "украсил" свой рисунок. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунка.
8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал картину по мотивам стихотворения, но образы и детали проработаны не очень тщательно.
5 - 7 баллов - учащийся нарисовал что-то схожее со стихотворением, но ограничился парой образов, плохо их проработал.
1-4 балла - учащийся нарисовал что-то не очень схожее со стихотворением. Слабо проработаны детали и образы.
0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.
Четвертая серия
«Самостоятельное рисование по воображению»
Задание 7. Полет фантазии
Цель: определить уровень сформированности творческого воображения, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.
Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: ребенку предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 5-10 минут.
Обработка результатов:
10 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то оригинальное и необычное, можно сделать вывод о богатстве воображения. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунка.
8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, но образы и детали проработаны не очень тщательно.
5 -7 баллов - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное, но добавил некоторые новые элементы. Неплохо проработаны детали и образы.
1-4 балла - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное. Нельзя сказать, что был использован творческий подход. Слабо проработаны детали и образы.
0 баллов- учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.
С учетом данных критериев и оценочной шкалы, определены следующие уровни сформированности рисования по воображению по отдельным заданиям:
0 уровень – 0 баллов
1 уровень (очень низкий) – 1-4 баллов
2 уровень(низкий) – 5-7 баллов
3 уровень (средний) –8-9 баллов
4 уровень (высокий) – 10 баллов
Приложение
Задания констатирующего эксперимента
Задание 1. Дорисуй картинку.
Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность распознать и воссоздать образ знакомого предмета.
Оборудование: картинки с незаконченным изображением предмета, карандаши или фломастеры.
Задание 3. Закончи рисунок (методика Е.П. Торренса )
Цель: определить уровень творческого воображения и умения переключаться с одной идеи на другую, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.
Оборудование: таблица с 10-ю различными линиями, карандаши или фломастеры.
Задание 4. Укрась бабочку.
Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.
Оборудование: картинки с силуэтом бабочек, карандаши или фломастеры.
Задание 5. Придумай орнамент из заданных элементов.
Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность комбинировать элементы
Оборудование: образцы элементов орнамента, карандаши или фломастеры.
Задание 6. Иллюстрация к стихотворению
Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность представить воспринятое на слух описание (воссоздающее воображение), способность реализовать задуманное.
Оборудование: предварительно прочтенное и разобранное на уроке чтения стихотворение о весне, бумага, карандаши или фломастеры.
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед -
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью
Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...
Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.
Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспрои...
Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью
В статье содержится информация об особенностях организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...
Особенности учебно-познавательной деятельности младшего школьника с умственной отсталостью.
Младший школьный возраст ознаменуется непосредственно переходом ребенка к систематическому школьному обучению.При начале обучения в школе в корне изменяется социальная ситуация развития ребенка. Он ст...
Статья "Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью"
Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...
Особенности развития лексики у школьников с умственной отсталостью.
Лексика умственно отсталых детей отличается скудным словарным запасом и неточностью употребления слов. Объем их пассивного словаря преобладает над активным, структура значения слов не выстроена....
Особенности психологической адаптации школьников с умственной отсталостью.
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется нео...