Методика экспериментального исследования особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью
статья

Чихачева Анастасия Алексеевна

Разработка содержания и методики проведения экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей рисования по воображению умственно отсталых учащихся специальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика экспериментального исследования особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью

Цель: выявление особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью.

        Задачи:

        1. Изучить уровни сформированности рисования по воображению у учащихся;

        2. Разработать методические рекомендации по обучению младших школьников рисованию по воображению.

Методика и содержание экспериментального исследования:

В ходе эксперимента используются следующие методы: анализ документов, качественный и количественный анализ полученных данных.

     Обследование учащихся проходит в индивидуальном и групповом порядке. Полученные результаты  фиксируются в протоколах, что позволяет в дальнейшем выявить и охарактеризовать уровни сформированности рисования по воображению у школьников с умственной отсталостью.

     В экспериментальной работе необходимо:

  1. Определить уровни сформированности предметного рисования по воображению.
  2. Исследовать уровни сформированности умений рисовать по воображению орнаменты.
  3. Изучить уровни сформированности сюжетного рисования по воображению.

        В процессе проведения эксперимента проводится наблюдение по следующим показателям:

        - понимание задания (задание понимается, сохраняется в памяти до конца выполнения; задание понимается, ребенок труднее входит в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы; задание теряется; принимается общая цель задания, элементы задания; обследуемый не сохраняет до конца задания даже легкие правила; стихийная активность, задание не усвоено);

        - интерес к заданию (испытывает большой интерес и с радостью принимается за работу; испытывает некоторый интерес, но не испытывает удовольствия от создания рисунка; выполняет задания нехотя, не испытывает интереса; не испытывает интереса и не выполняет задание);

        - использование воображения (быстро генерирует идеи, создает новые образы; медленно придумывает, что изобразить, но рисует довольно оригинальные вещи; не прибегает к творческому воображению, рисует примитивные и стереотипные образы, к которым привык; отказывается рисовать, ссылаясь на недостаток идей и умений).

        

Констатирующий эксперимент состоит из  четырех серий  заданий.

1 серия

Предметное рисование по воображению

2 серия

Рисование орнаментов по воображению

3 серия

Сюжетное рисование по воображению

4 серия

Самостоятельное рисование по воображению

Задание 1.

«Дорисуй картинку»

Задание 4. «Укрась бабочку»

Задание 6. «Иллюстрация

к стихотворению»

Задание 7.

«Полет фантазии»

Задание 2. «Несуществующее животное»

Задание 5

Придумай орнамент из заданных элементов

Задание3.

«Закончи рисунок» (методика

Е.П. Торренса )

Первая серия

«Предметное рисование по воображению»

Задание 1.  Дорисуй картинку.

Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность распознать и воссоздать образ знакомого предмета.

Оборудование: картинки с незаконченным изображением предмета (Приложение),карандаши или фломастеры.

Инструкция: детям предлагается незаконченное изображение предмета. Далее следует просьба назвать этот предмет. В случае неудачи, детям оказывается помощь. После того, как предмет был назван, детям предлагается дорисовать картинку.

Обработка результатов:

10 баллов - учащийся самостоятельно распознал предмет, правильно его дорисовал.

8-9 баллов - учащийся самостоятельно распознал предмет, но дорисовал не совсем точно.

5 - 7 баллов - учащийся распознал предмет с помощью подсказок, дорисовал с большим количеством неточностей.

1-4 балла - учащийся с трудом распознал или не смог распознать предмет даже с подсказками. Дорисовал предмет неправильно.

0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог ни распознать, ни дорисовать предмет.

Задание 2. Несуществующее животное.

Цель: определить уровень сформированности творческого воображения, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.

Оборудование: бумага, карандаши или фломастеры.

Инструкция: учитель просит детей         нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее имя.

Обработка результатов:

10 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то оригинальное и необычное, можно сделать вывод о богатстве воображения. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунка.

8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, но образы и детали проработаны не очень тщательно.

5 - 7 баллов - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное, но добавил некоторые новые элементы. Неплохо проработаны детали и образы.

1-4 балла - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное. Нельзя сказать, что был использован творческий подход. Слабо проработаны детали и образы.

0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.

Задание 3.  Закончи рисунок (методика  Е.П.  Торренса )

Цель: определить уровень творческого воображения и умения переключаться с одной идеи на другую, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.

Оборудование: таблица с 10-ю различными линиями(Приложение), карандаши или фломастеры.

Инструкция:  детям  предлагается  дорисовать  10  различных  линий  до  определенного  образа,  предмета,  картинки.

Обработка результатов:

10 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то оригинальное и необычное, можно сделать вывод о богатстве воображения. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунков.

8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, но образы и детали проработаны не очень тщательно.

5 - 7 баллов - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное, но добавил некоторые новые элементы. Неплохо проработаны детали и образы.

1-4 балла - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное. Нельзя сказать, что был использован творческий подход. Слабо проработаны детали и образы.

0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.

Вторая серия

«Рисование орнаментов по воображению»

Задание 4. Укрась бабочку.

Цель: определить уровень сформированности умений раскрашивать орнамент по воображению, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.

Оборудование: картинки с силуэтом бабочек (Приложение) , карандаши или фломастеры.

Инструкция: учитель предлагает детям украсить бабочку на свой вкус, сделать ее "самой красивой".

Обработка результатов:

10 баллов - учащийся украсил бабочку множеством элементов, использовал много разных цветов, причудливые и оригинальные формы.

8-9 баллов - учащийся украсил бабочку несколькими деталями, использовал несколько цветов, но элементы нельзя назвать необычными.

5 - 7 баллов - учащийся украсил бабочку парой деталей, использовал мало цветов.

1-4 балла - учащийся просто заштриховал бабочку одним или несколькими цветами, не придумал никаких узоров.

0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.

Задание 5.  Придумай орнамент из заданных элементов.

Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность комбинировать элементы

Оборудование: образцы элементов орнамента (Приложение), карандаши или фломастеры.

Инструкция: учитель предлагает детям придумать орнамент из заданных геометрических фигур и нарисовать его.

Обработка результатов:

10 баллов - использованы все фигуры при рисовании орнамента.

8-9 баллов –использована большая часть фигур, из них получился орнамент.

5 - 7 баллов –использована либо меньшая часть фигур, они расположены в хаотичном порядке.

1-4 балла – использовано мало фигур, они располагаются хаотично.

0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.

Третья серия

«Сюжетное рисование по воображению»

Задание 6. Иллюстрация к стихотворению.

Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность представить воспринятое на слух описание (воссоздающее воображение), способность реализовать задуманное.

Оборудование: предварительно прочтенное и разобранное на уроке чтениястихотворение о весне (Приложение), бумага, карандаши или фломастеры.

Инструкция: учитель предлагает детям послушать стихотворение, вместе с учителем разбирается сложившаяся в стихотворении картина. Детям предлагается ее нарисовать.

Обработка результатов:

10 баллов - учащийся придумал и нарисовал картину по мотивам стихотворения, добавил что-то оригинальное и необычное, "украсил" свой рисунок. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунка.

8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал картину по мотивам стихотворения, но образы и детали проработаны не очень тщательно.

5 - 7 баллов - учащийся нарисовал что-то схожее со стихотворением, но ограничился парой образов, плохо их проработал.

1-4 балла - учащийся нарисовал что-то не очень схожее со стихотворением. Слабо проработаны детали и образы.

0 баллов - учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.

Четвертая серия  

«Самостоятельное рисование по воображению»

Задание 7. Полет фантазии

Цель: определить уровень сформированности  творческого воображения, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: ребенку предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 5-10 минут.

 Обработка результатов:

10 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то оригинальное и необычное, можно сделать вывод о богатстве воображения. Ребенок тщательно проработал образы и детали рисунка.

8-9 баллов - учащийся придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, но образы и детали проработаны не очень тщательно.

5 -7 баллов - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное, но добавил некоторые новые элементы. Неплохо проработаны детали и образы.

        1-4 балла - учащийся нарисовал что-то неоригинальное, заурядное. Нельзя сказать, что был использован творческий подход. Слабо проработаны детали и образы.

0 баллов- учащийся отказался выполнять задание, либо не смог его выполнить.

        С учетом данных критериев и оценочной шкалы, определены следующие уровни сформированности рисования по воображению по отдельным заданиям:

0 уровень – 0 баллов

1 уровень (очень низкий) – 1-4 баллов

2 уровень(низкий) – 5-7 баллов

3 уровень (средний) –8-9 баллов

4 уровень (высокий) – 10 баллов

Приложение

Задания констатирующего эксперимента

        Задание 1.  Дорисуй картинку.

Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность распознать и воссоздать образ знакомого предмета.

Оборудование: картинки с незаконченным изображением предмета, карандаши или фломастеры.

                                   dorisuy_polovinku131.gif

Задание 3.  Закончи рисунок (методика  Е.П.  Торренса )

Цель: определить уровень творческого воображения и умения переключаться с одной идеи на другую, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.test-torrens.jpg

Оборудование: таблица с 10-ю различными линиями, карандаши или фломастеры. 

                        

        Задание 4. Укрась бабочку.

Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность фантазировать, способность перенести задуманное на бумагу.

Оборудование: картинки с силуэтом бабочек, карандаши или фломастеры.

1365576932_1-hablon-babochki.jpg

Задание 5.  Придумай орнамент из заданных элементов.

Цель:  определить уровень сформированности воображения, оценить способность комбинировать элементы

Оборудование: образцы элементов орнамента, карандаши или фломастеры.

        

        

        Задание 6. Иллюстрация к стихотворению

Цель: определить уровень сформированности воображения, оценить способность представить воспринятое на слух описание (воссоздающее воображение), способность реализовать задуманное.

Оборудование: предварительно прочтенное и разобранное на уроке чтения стихотворение о весне, бумага, карандаши или фломастеры.

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед -

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью

   Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...

Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться опре­деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспрои...

Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью

В статье содержится информация об особенностях организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Особенности учебно-познавательной деятельности младшего школьника с умственной отсталостью.

Младший школьный возраст ознаменуется непосредственно переходом ребенка к систематическому школьному обучению.При начале обучения в школе в корне изменяется социальная ситуация развития ребенка. Он ст...

Статья "Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью"

Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Особенности развития лексики у школьников с умственной отсталостью.

Лексика умственно отсталых детей отличается скудным словарным запасом и неточностью употребления слов. Объем их пассивного словаря преобладает над активным, структура значения слов не выстроена....

Особенности психологической адаптации школьников с умственной отсталостью.

В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется нео...