по здоровьесбережению "Трудные звуки"
проект на тему
Актуальностью данной темы является оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанника, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.
В ходе подготовки проекта мною были выделены традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zdorovesberezheniyu.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2
с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район
Республики Башкортостан
Проектная работа «Трудные звуки»
по использованию здоровьесберегающих
технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников
в условиях логопедического пункта
Автор: учитель – логопед
Ишмуратова Гульнара Ахатовна
Стерлибашево 2018 год
I. Информационная часть проекта.
1. Наименование проекта: «Трудные звуки» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников в условиях логопедического пункта;
2. Участники проекта: воспитанники зачисленные на логопедический пункт ДОУ, родители (законные представители), учитель-логопед.
3. Срок реализации проекта: сентябрь 2017 года по май 2018 года.
II. Содержательная часть проекта.
Введение
ФГОС дошкольного образования предъявляет следующие требования по здоровьесберегающим технологиям, прежде всего это укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Поэтому актуальностью данной темы является оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанника, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.
В ходе подготовки проекта мною были выделены традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Объект - здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда по коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет - использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда по коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель проекта - создание условий для развития и коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования – если применять инновационные и здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
Задачи :
• повысить уровень знаний учителя-логопеда ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи воспитанников; внедрить их в этапы проекта, в различные режимные моменты;
• создать условия для развития речи у воспитанников дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях;
• привлечь родителей (законных представителей) для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи воспитанников.
Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:
• ухудшение экологической обстановки,
• ухудшение здоровья воспитанников,
• неблагоприятная речевая среда.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературы;
• теоритический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
• диагностические методы.
Ожидаемые результаты:
- правильное речевое дыхание у воспитанников;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у воспитанников;
- улучшение соматического здоровья воспитанников, посещающих логопедический пункт;
- использование родителями (законными предствителями) и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с воспитанниками.
Логопедический проект «Трудные звуки» осуществляется в несколько этапов.
Этапы проекта «Трудные звуки»
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе проведено теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для данного проекта подбирался в течение 2017, 2018 гг..
На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны игры и пособия по здоровьесберегающим технологиям, были созданы различные картотеки. А также с 1-15 сентября 2018 года – было проведено экспериментальное изучение моторной и фонематической стороны речи воспитанников, зачисленных на логопункт учреждения.
2 этап – экспериментально- практический.
Экспериментальная работа по применению нетрадиционных и современных здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи со старшими дошкольниками проводилась на базе логопункта МБДОУ д/с №2 с. Стерлибашево в 2017-2018 учебном году – проектная работа «Трудные звуки».
Основная часть проектной работы «Трудные звуки». В течение года воспитанники занимались по рабочей программе по коррекции и развитию речи, а также по программе идивидуальной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи с учётом программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Работу по развитию моторики и фонетики с использованием здоровьесберегающих технологий проводила в ходе индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде дидактических игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитанников, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям (законным представителям) по развитию речи, моторики и фонетической стороны речи.
Основная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю по 15-25 минут в зависимости от возраста воспитанника. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта “Трудные звуки” состоит в развитии произносительных умений и навыков у воспитанников через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вследствие этого уже в ходе данного проекта в него были внесены соответствующие необходимые изменения.
Проект «Трудные звуки» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.
Таблица
Образовательная область по ФГОС | Мероприятия проекта |
Речевое развитие, познавательное развитие | 1. Организованная образовательная деятельность по коррекции фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий ( 1-2 раза в неделю); 2. Индивидуально - подгрупповая организованная образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта). |
Физическое развитие | Здоровьесберегающие технологии: 1. мышечная релаксация; 2. дыхательная гимнастика; 3. массаж, самомассаж; 4. артикуляционная гимнастика; 5. речевое дыхание; 6. гимнастика для глаз; 7. пальчиковая гимнастика. |
Физическое развитие, речевое развитие | Здоровьесберегающие технологии: 1. пальчиковые гимнастики; 2. физкультурные минутки; 3. логоритмика; 4. песочная терапия; 5. нетрадиционные методы коррекции. |
Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие | 1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания; 2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков; 3. игры на развитие фонематического слуха; 4. игры на развитие слухового внимания. |
Художественно- эстетическое развитие, речевое развитие | 1. Театрально - игровая деятельность; 2. Сказка-терапия; 3. Пальчиковый театр; 4. Фольклорная терапия; 5. Куклотерапия. |
Методологическая база педагогического опыта. Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
•научности
•системности
•доступности материала
•наглядности
•сознательности и активности
•прочности обучения
•индивидуализации
Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:
1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.
2 этап - постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.
3 этап - автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь воспитанника.
4 этап - дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. На каждом этапе решаются следующие задачи:
1. .Развитие просодической стороны речи
• Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
• Формировать навык мягкого голосоведения.
• Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию учителя - логопеда).
• Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
2. Коррекция произносительной стороны речи
• Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
• Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
• Сформировать правильные уклады нарушенных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
3. Работа над слоговой структурой слова
• Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
• Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
•Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
• Сформировать понятие слог (часть слов) и умение оперировать этим понятием. 4. Совершенствование фонематических представлений
• Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
• Научить выделять из ряда звуков гласные звуков.
• Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
• Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
• Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начало слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]- [н],[п]-[т],[б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
• Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.
Перспективный план коррекционной работы на учебный год с воспитанниками, имеющими нарушения речи.
Месяц | Этап коррекционной работы | Сенсомоторика |
Сентябрь | Речевое обследование | Диагностика моторных и фонетических навыков |
Октябрь | Подготовительный этап | 1. Сказка “О веселом язычке” 2. Самомассаж. 3. Дыхательная гимнастика 4. Речевое дыхание 5. Психогимнастика 6. Пальчиковая гимнастика 7. Сенсорный материал (шумовые игрушки) |
Ноябрь | Этап постановки | 1. Дыхательная гимнастика 2. Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т.д.) 5. Массаж пальцев рук |
Декабрь | Этап автоматизации | 1. Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: “Насос”, “Шар” и т.д. 2. Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков 3. Пальчиковая гимнастика 4. Массаж пальцев рук |
Январь | Этап автоматизации звуков | 1. Чистоговорки 2. Пальчиковая гимнастика 3. Артикуляционная гимнастика по мере необходимости. 4. Игры на развитие слухового внимания. 5. Логопедическая ритмика 6.Нетрадиционные методы коррекции |
Февраль | Этап автоматизации | 1. Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия и т. д. 2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 3. Упражнения с мячом 4. Игры на развитие мелкой моторики 5.Нетрадиционные методы коррекции. |
Март | Этап дифференциации звуков | 1. Пальчиковые игры и драматизация сказок 2. Игры с мячом, Телеграф, Слоговые дорожки, Цепочки слов и т. д. 3. Физминутки 4.Нетрадиционные методы коррекции. |
Апрель | Этап дифференциации звуков | 1. Пальчиковые игры 2. Дыхательная гимнастика 3. Физминутки 4. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия 5. Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения |
Апрель – Май | Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи | 1. Дыхательная гимнастика 2. Подвижные игры и упражнения 3. Инсценирование сказок. 4. Логопедическая ритмика. 5.Нетрадиционные методы коррекции. |
Май | Речевое обследование | Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков |
В неделю один раз была проведена кружковая работа «Веселый язычок», с использованием здоровьесберегающих технологий.
Перспективный план индивидуально - подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения
№ | Тема | Количество часов |
1. | Подготовка и постановка звука. | 10 |
2. | Постановка и автоматизация / с / | 8 |
3. | Постановка и автоматизация / з / | 3 |
4. | Постановка и автоматизация / ц / | 4 |
5. | Дифференциация / с – ц / | 4 |
6. | Постановка и автоматизация / с’ / | 7 |
7. | Постановка и автоматизация / з’ / | 8 |
8. | Дифференциация /c - з /, / с’ – з’ / | 4 |
9. | Постановка и автоматизация /ш / | 7 |
10. | Дифференциация / с – ш / | 6 |
11. | Постановка и автоматизация / л / | 16 |
12. | Постановка и автоматизация / л’/ | 14 |
13. | Постановка и автоматизация / ж / | 4 |
14. | Дифференциация / ж – ш , / ж – з / | 3 |
15. | Постановка и автоматизация / р / | 19 |
16. | Постановка и автоматизация / р’ / | 7 |
17. | Дифференциация / р – л / | 2 |
18. | Постановка и автоматизация / ч / | 8 |
19. | Дифференциация / ч – с’ /, / ч – т’/ | 2 |
20. | Постановка и автоматизация / щ / | 4 |
21. | Дифференциация / ч – щ – с’ – т’ / | 2 |
22. | Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах | 8 |
Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.
Инновационные здоровьесберегающие технологии.
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи воспитанников в условиях логопункта ДОУ.
Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность воспитанника, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной. На индивидуальных занятиях была проведена работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого воспитанника, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются воспитанниками легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я проводила с детьми, призвано поднимать им настроение, вызывать положительные эмоции. Мною были подобраны и систематизированы различные игры и игровые упражнения, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
•формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
1. В оргмомент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика и нетрадиционные методы коррекции.
3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.
4. На занятиях использовались инновационные технологии - компьютерные технологии, многофункциональные упражнения Улитка, Полянка, Лабиринт, Ступеньки, Узоры.
5. Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
• снять усталость и напряжение;
• внести эмоциональный заряд;
• совершенствовать общую моторику;
• вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение воспитанников. Физминутка проводится и в форме психофизической гимнастики.
7. Была проведена работа над усвоением лексико-грамматического строя.
8. Были предложены задания на словотворчество, на фонематическое представление.
9. Были предусмотрены задания на коррекцию психофизических функций;
- чтение диалогов по ролям;
- обыгрывание различных ситуаций.
10. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.
11. Использовались логоритмические упражнения.
12. Значительное место занимали фольклорная терапия, сказка - терапия, куклотерапия и т. д.
13. Проводилась гимнастика для глаз.
14. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний было использовано ароматерапия.
15. Было применено улыбкотерапия. Очень важна на занятии улыбка учителя - логопеда и улыбка самого воспитанника. Если воспитанник улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность воспитанника в результате постоянной тренировки улыбки.
16. Также на занятиях был использован инновационный метод - наглядное моделирование, который позволяет воспитаннику зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, воспитанник сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у воспитанников собственных произносительных навыков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно “речевая задача” не стоит над воспитанником, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения. С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии и нетрадиционные методы коррекции.
3 этап – заключительный.
Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
Выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. при применении инновационных здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Использование здоровьесберегающих технологий ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений.
В результате проведения логопедического проекта «Трудные звуки» у всех воспитанников наблюдалась положительная динамика в развитии моторики и фонетической стороны речи. Динамика обучения показала, что применение здоровьесберегающих технологий является эффективным.
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшилось соматическое состояние воспитанников. Они стали более активными, общительными, эмоциональными, стали с удовольствием участвовать в мероприятиях ДОУ.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
В сентябре 2017 года у 6 воспитанников были нарушены свистящие звуки, у 9 – шипящие, у 3 воспитанников – звуки Л, Ль, у 15 – звуки Р, Рь.
В мае 2018 – свистящие звуки поставлены у 4 детей, шипящие у 7-ых, у 2 воспитанников – звуки Л,Ль, а звуки Р, Рь у 13 воспитанников.
Список литературы
1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - С-П.: «Детство», 1999
3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, - М.: ВЛАДОС, 1998
6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004
7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998
10. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / София Давыдовна Забрамная, Юлия Александровна костенкова. - М.: В.Секачев, 2001
11. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- М.: «Гном-Пресс», 1999
13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002 14.
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
15. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
16. Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е.А. Пожиленко // Дефектология. - 1995. - No 3.
17. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
18. Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
19. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М., 2008
21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999
22. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003
Интернет-ресурсы:
- http://logopeddoma.ru/publ/master_klass/master_klass_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rabote_uchitelja_logopeda/8-1-0-190
- http://domlogo.ru/str/02_logopedam.php?str=zdorovesberegajushhie-tehnologii.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...
Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]
Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....
Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука
Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...
Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"
Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....