Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука
презентация к уроку по физике (9 класс) на тему
Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Целью урока являются:
- Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое колеблющееся тело является источником звука
- Сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой и неживой природе
- Развивать исследовательские навыки учащихся через виртуальный эксперимент
- Учить обобщать полученные экспериментальные данные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk1.zip | 692.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 9 классе (2 часа). Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Цели урока:
- Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое колеблющееся тело является источником звука
- Сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой и неживой природе
- Развивать исследовательские навыки учащихся через виртуальный эксперимент
- Учить обобщать полученные экспериментальные данные
Ход урока.
I.Организационный момент урока.
II.Проверка знаний учащихся: самостоятельная работа в 2-х вариантах.
В – 1 В - 2
1)Как называются колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени? А.поступательные Б.волна В.вечное движение Г.механические колебания. 2)Продольные волны -… 4)Волны набегают на берег, и каждые 10с береговую линию пересекают 4 волны. Какова скорость волны, если расстояние между их гребнями 8м? | 1)Колебание – это движение тела: А.из положения равновесия Б.по кривой траектории В.в вертикальной плоскости Г.обладающее той или иной степенью повторяемости во времени. 2)Поперечные волны -… 4)Волна с частотой колебаний 165 Гц распространяется со скоростью 330м/с. Чему равна длина волны? Период волны? |
III.Изучение нового материала:
Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье
И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!
…Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.
Стихотворение М. Ивенсена «Музыка».
Учитель. Среди разнообразных колебаний и волн, встречающихся в природе и технике, особо важное значение в жизни человека имеют звуковые колебания и волны, или звуки.
Наша речь состоит из следующих друг за другом звуков. Мы легко отличаем голос одного человека от голоса другого; различаем оттенки человеческого голоса: радость, грусть.
Раздел физики, изучающий звуковые явления, называется акустикой.
Что же является источником звука?
Учитель демонстрирует звучание различных тел:
- металлической линейки, зажатой в тиски,
- натянутой лески,
- игрушечного барабана,
- свистка,
- фужера, по которому постучали карандашом.
Учитель. Как вы думаете, почему мы слышали звуки этих различных тел? Что общего было в том, что они начали звучать? (Дети отвечают).
Итак, источник звука – это любое колеблющееся тело. Но тело может колебаться, а звук слышен не будет, например: возьмем бумажную салфетку или носовой платок за середину, будем поднимать и опускать. Их части колеблются под воздействием воздуха, а звука мы не слышим. Почему?
Звуковыми называют колебания, частота которых находится в диапазоне от 20 до 20 000Гц. Колебания, частота которых меньше 20Гц, называются инфразвуком; больше 20000 Гц – ультразвуком.
Границы звукового диапазона условны, т.к. зависят от возраста людей и индивидуальных особенностей их слухового аппарата. С возрастом верхняя граница понижается. Дети могут воспринимать звуки выше 20000 Гц».
Учитель. По форме и характеру звуковые колебания принято делить на три группы:
1)звуковые удары – возникают при выстреле, взрыве, электрической искре,
2)шумы – последовательность непериодических ударов (шум ветра в листьях, скрип, лязг железа,
3)музыкальные звуки (тоны) – вызываются периодическими колебаниями источников звуков (певцы, музыкальные инструменты).
Учитель. Продолжим изучение материала на втором уроке, а сейчас отдохните на перемене.
V.Изучение нового материала (продолжение):
на двух закопченных пластинках. Виды графиков даны на экране. - Что можно сказать о частотах колебаний этих камертонов? - Как вы думаете, эти камертоны будут издавать одинаковые звуки или разные? - 64Гц – низкая басовая нота, 1300Гц – верхняя сопрановая нота. Кому принадлежат эти голоса? - Верно: мужчине и женщине. Звуки их голосов отличаются высотой. Высота звука зависит от частоты. |
Учитель. Камертоны совершают гармонические колебания. Им присуща только одна частота. Звук камертона – чистый тон. Чистый тон – звук источника, совершающего колебания одной частоты. Звук от других источников – это совокупность гармонических колебаний разных частот, т.е. набор чистых тонов.
Основная частота – самая низкая частота сложного звука. Звук, соответствующий основной частоте, называется основным тоном. Высота сложного звука определяется высотой основного тона. Остальные тоны сложного звука называются обертонами. Частоты всех обертонов сложного звука в целое число раз больше частоты его основного тона.
Тембр звука – «окраска» звука, позволяющая отличить звук одного источника от звука другого источника: звук трубы от звука свирели, даже если у них одинаковые частоты.
Тембр голоса строго индивидуален. Во многих странах магнитофонная запись голоса является юридическим документом, подделать который невозможно.
Сила звука – величина, измеряемая количеством энергии, ежесекундно протекающей через площадку в 1м2, перпендикулярную к направлению звуковой волны.
Силе звука соответствует ощущение громкости, но эти понятия неравнозначные. Сила звука характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет, громкость – субъективное качество звука. От чего же зависят сила звука, следовательно, и громкость?
На рисунке (на экране) изображены тоны одинаковой частоты, но разной громкости. Громкость звука зависит от амплитуды колебаний. И как субъективное качество слухового ощущения зависит от длительности звука и индивидуальных особенностей слушателя. Человеческое ухо по-разному воспринимает звуки разной частоты: если амплитуды звуков одинаковые, более громкими нам кажутся звуки с частотами в пределах 1000 – 5000 Гц.
Единица громкости звука – сон. На практике громкость звука характеризуется уровнем громкости, который измеряют в фонах, иногда – в белах (децибелах).
На экране демонстрируется таблица:
Источник звука | Уровень интенсивности звука, дБ | Амплитуда звукового давления, Па |
Порог слышимости | 0 | 2·10-5 |
Очень тихий шепот | 20 | 2·10-4 |
Нормальный разговор | 60 | 2·10-2 |
Интенсивное уличное движение | 70 | |
Шум в салоне автомобиля (v = 100км/ч) | 75 | |
Поезд метро | 100 | 2 |
Рок-музыка в закрытом помещении | 120 | |
Реактивный самолет на расстоянии 30м (болевое ощущение) | 140 | 2·102 |
Механическое повреждение барабанной перепонки | 160 | 2·103 |
Систематическое воздействие на ухо человека звуков или шумов неблагоприятно отражается на его здоровье. У людей может проявляться шумовая болезнь: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышение артериального давления. (На кольцевой дороге ставят специальные звукогасящие щиты, запрещено подавать звуковые сигналы).
IV.Закрепление:
1)Вопросы к § 34,
2)Решение задач типа:
- объясните происхождение следующих звуков: а)жужжание насекомых, б)кваканье лягушек, в)стрекотание кузнечиков, г)шум леса;
- почему полет бабочки бесшумен?
- известно, что звук создается колеблющимся телом. Что же колеблется, когда человек говорит или поет, т.е. что является источником звука?
- наблюдали такое любопытное явление: муха свободно летала среди своих врагов – ос, и они не обращали на нее никакого внимания. Почему они так спокойно переносили в своем «обществе» присутствие мухи? (Это случай «звуковой мимикрии». Муха делала 150 взмахов крыльями в секунду, столько же, сколько взмахов делали и осы. Они принимали ее за «свою» и не убивали).
- приведите какие-либо доказательства в пользу того, что звуковая волна обладает энергией.
VII.Домашнее задание:
§ §34, 35, 36, упр.30, найти ответы на следующие вопросы (задания раздаются на карточках):
1) При обследовании больного врач часто постукивает по грудной клетке пациента или по собственному пальцу, прижатому к ней. Каким образом по характеру звуков врач может судить о состоянии внутренних органов больного?
2) Водяные жуки-вертячки, обитатели небольших прудов, двигаясь по поверхности воды, даже ночью ухитряются не сталкиваться друг с другом, избегать препятствий. Как они ориентируются в пространстве?
3) Наблюдая летом за пчелами, можно увидеть, что пчелы-сторожа, которые стоят у входа в улей, не обращают внимания на прилетающих рабочих пчел, но очень агрессивно реагируют на трутней, пролетающих рядом, хотя те имеют ту же окраску, форму и размеры тела. Каким образом пчелы-сторожа отличают рабочих пчел от трутней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Источники звука. Звуковые волны. Высота, громкость, тембр звука
План урока по физике в 9 классе ...
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...
9 класс Урок: Источники звука. Звуковые колебания.
Интегрированный урок физики, музыки и информатики.Цель урока:Познакомить учащихся с понятием "звук", характеристиками звука; научмит различать звуки по громкости, тембру, показать, как эти характерист...
Технологическая карта урока "Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука".
Технологическая карта урока физики в 9 классе....
Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".
Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...
Урок физики в 9 классе. Тема урока: «Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»
Урок физики в 9 классе. Тема урока:«Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики зв...
Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»
Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....