Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции - 2017г.
статья на тему
"Организация коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osipova_nadezhda_vladimirovna.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова Надежда Владимировна
учитель-логопед I кв. категории
МКОУ Чумаковской школы- интернат
НСО, Куйбышевский район
с. Чумаково
Организация коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми.
Аутизм называют проблемой цивилизации, а аутичных детей называют «детьми дождя» или «детьми Снежной королевы». Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении, социальной адаптации и требуют специальной поддержки.
Важно помнить, что аутизм – это не болезнь, у которой есть начало и конец, и которую можно лечить с помощью лекарств, аутизм – это пожизненное нарушение психического здоровья. И «лечение» состоит из специального психолого-педагогического воздействия на ребенка.
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, большая часть таких детей признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми. Каждый серьезный шаг на этом пути доставляет огромную радость и удовлетворение ему и его близким.
Педагоги и родители должны учитывать специфические особенности ребенка, его непосредственные нужды, затруднения в тех или иных сферах развития, а также обладать методиками обучения, которые позволят ребенку пробрести новые навыки и эффективно обучаться в естественной среде. Всё это определяет необходимость создания специальных форм организации его школьного обучения. Безусловно, для таких детей необходимо создать особый подход к обучению, со своей программой психолого-педагогической коррекционной работы, соответствующей их особым нуждам, где сама организация среды, взаимодействия педагога и ребенка позволят максимально использовать, развить его способности к обучению и социальной адаптации. Для самого ребенка такая интеграция должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития. Успешное обучение ребенка по школьной программе и хорошая успеваемость не являются основной целью интеграции. Учиться считать, писать и читать можно и на надомном обучении. А общаться со сверстниками, адаптироваться к социуму и приобрести навыки общения, взаимодействия, дружеских отношений не представляется возможным на надомном обучении. Но для того, чтобы интеграция и обучение в среде сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь.
На уровне с новыми образовательными технологиями необходимо опираться на исследования таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и существующий опыт других ученых. При организации коррекционно - воспитательной работы необходимо опираться на принципы:
- принцип принятия ребенка
- принцип помощи (специально организованная помощь)
- принцип индивидуального подхода
- принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий
- принцип сотрудничества с семьей
Как бы мы красиво не говорили о подходах и принципах в работе с аутичными детьми, если каждый педагог не будет вкладывать в своего воспитанника частицу своей души и любви, то ничего не получиться. Педагог, как и родитель должен чувствовать ребенка "дождя" "сердцем". Чувствовать любое эмоциональное колебание и как профессионал уметь вовремя скорректировать поведение ребенка, направить в нужное русло. Планируя занятия, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. В работе использовать привычные для ребенка стериотипии в поведении, опираясь на них организовывать игровую обучающую деятельность. Если ребенок постоянно, что-то держит в руках, вертит, то можно использовать различные подручные и специализированные предметы для развития мелкой моторики, ориентира в пространстве, бытовой адаптации и т.д. Такая коррекционно-воспитательная работа с детьми в соответствии с названными принципами обеспечит наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого аутичного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
Проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению обучающихся с нарушением слуха на тему: "Я Петербуржец"....
Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
Из опыта работы....
Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Современное непрерывное образование и инновационное развитие" Том 2, 2018г.
quot;Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"
В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса в ОУ СПО»
В сборнике предоставлены материалы, которыми может воспользоваться каждый педагог в целях самообразования и самосовершенствования....
Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.
Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...
Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год
Каждый ребенок от рождения обладает неповторимым набором особых качеств - природными задатками. В тесном сотрудничестве родителей, педагога и, конечно же, самого ребенка ...