Статья "С чего начинается Родина?..."в сборник материалов Международной научно-практической конференции"Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования" (16-17 апреля2024 года, г. Краснодар)-
статья
В статье представлена методическая разработка в виде рабочей программы по курсу внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью "С чего начинается Родина?"...
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 376.42
«С чего начинается Родина?»
Зейлингер Ольга Николаевна (E-mail: zeilinger@yandex.ru),
ГКОУ школа №8, г. Лабинск, Россия, воспитатель
Пояснительная записка.
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» разработана педагогом - Зейлингер О.Н., реализуется в специальной (коррекционной) школе №8 г. Лабинска Краснодарского края. Апробирована в школе с 2000 по 2024 учебные годы. Программа «С чего начинается Родина?» составлена с учетом возможностей и психофизического развития учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся по вариантам: В.1, В.2, В.83, В.84, СИПР. Реализуемая программа включает в себя 3 направления: «Моя семья», «Моя Родина», «Люби и знай свой край». По каждому из которых проводится комплекс специальных внеурочных мероприятий. Результатом является совместная работа в содружестве ребенок-родитель и практическое взаимодействие в рамках школа-семья-социум.
Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), социальная адаптация.
"Where does the Motherland begin?"
Zeilinger Olga Nikolaevna (E-mail: zeilinger@yandex.ru),
GKOU school No.8, Labinsk, Russia, mentor.
Explanatory note.
The work program on moral and patriotic education "Where does the Motherland begin?" was developed by the teacher, O.N. Zeilinger, and is being implemented in the special (correctional) school No. 8 in Labinsk, Krasnodar Territory. It was tested at school from 2000 to 2024 academic years. The program "Where does the Motherland begin?" It is compiled taking into account the capabilities and psychophysical development of students in grades 1-4 with mental retardation (intellectual disabilities) of students according to the options: V.1, V.2, V.83, V.84, SIPR. The implemented program includes 3 directions: "My family", "My Homeland", "Love and know your land". A set of special extracurricular activities is held for each of them. The result is joint work in the child-parent community and practical interaction within the framework of school-family-society.
Keywords: students with mental retardation (intellectual disabilities), social adaptation.
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д.С. Лихачев).
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре, малой Родине.
Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Школа – это период усвоения норм морали и социальных моделей поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И поэтому ему необходимо научиться жить в социуме, комфортно чувствовать себя, развиваться и совершенствоваться. Для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
По теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей с ОВЗ» работаю на протяжении нескольких лет. Воспитание у детей чувства патриотизма начинается прежде всего с любви к родной земле, с первых шагов формирую у ребят черты характера, которые помогут им стать гражданином общества, воспитываю любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, традициям, чувство гордости за достижения страны. Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру» подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включаться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно-полезной деятельности детей и взрослых.
Проблема нравственно-патриотического воспитания младших школьников с позиции изменений в общественном сознании остаётся главной в настоящее время.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена в соответствие: с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО); с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью, (далее ФГОСО УМ), где ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих младшему школьному возрасту видов деятельности.
Нормативно-правовой и документальной основой адаптированной дополнительной общеобразовательной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 79 Организация получения образования обучающихся с ОВЗ.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности»,
- Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- ФЗ РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. № 1026;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2023 г.;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена Постановлением правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493)
- - Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (01.01.2021 — 31.12.2026).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (01.01.2019 — 31.12.2024).
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа «С чего начинается Родина» предназначена для детей 7-11 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учитывает особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, с учетом особенностей региона проживания.
Программа построена с опорой на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (01.01.2021 — 31.12.2026) и определяет новые ориентиры и приоритеты в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к историческому прошлому Родины, родного края.
Особенностью программы является то, что авторская программа является средством формирования у учащихся патриотических чувств и развития духовности, которые необходимы для приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Программа предполагает комплексный подход в организации содержания и процесса освоения норм культуры истории края.
Программа реализуется в три этапа и рассчитана на курс начального обучения.
Программа реализуется по направлениям развития личности, определяемым ФАООП УО, через овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.
Ведущим видом деятельности является раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
В рамках Программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.
Реализация предполагаемой программы обусловлена принципами нравственно-патриотического воспитания:
- принцип коррекционной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция);
- принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству);
- принцип учёта региональных условий;
- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы);
- принцип интеграции (сотрудничество с родителями, библиотекой, музеем).
Цели, задачи Программы
Цель: формирование высоких нравственных качеств: основ духовности, гражданственности, всестороннего развития личности; воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Воспитание в детях чувства самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям, школе, городу, краю, России.
- Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умение применять полученные знания в соответствии с общечеловеческими нормами.
- Формирование бережного отношения к родной природе, всему живому.
- Привитие интереса, чувства уважения, толерантности к традициям народов Кубани и России.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, и разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация программы «С чего начинается Родина?» направлена на развитие нравственно-патриотического воспитания учащихся 1-4 классов и способствует адаптации в социуме.
Специфика особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) строится с учетом различных возрастных категорий обучающихся в связи со специфическими особенностями (обучение по вариантам: вариант 1, вариант 2, вариант 8.3, вариант 8.4, СИПР), задачами нравственно - патриотического и физического развития обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности воспитанников к жизни и деятельности в коллективе.
Сроки реализации Программы
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» рассчитана на весь курс начального образования и предполагает перспективное планирование мероприятий 1 раз в неделю. Режим обучение – 40 минут.
Количество часов, отведенных для занятий составляет – в 1 классе -33 часа, во 2-4 классах - 34 ч. Занятия проводятся во второй половине дня.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Принципы формирования Программы:
-Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования.
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.
- Принцип практической направленности.
-Принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений и понятий.
-Принцип непрерывности и преемственности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения.
- Принцип учета возрастных особенностей обучающихся.
- Принцип направленности на формирование деятельности, овладение всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
- Принцип целостности содержания образования.
- Принцип сотрудничества с семьей.
- Принцип успешности.
- Принцип природособразности и здоровьесбережения.
- Принцип личностно-ориентированного воспитания.
Подходы к реализацию Программы:
- Дифференцированный подход (предполагает учет особых образовательных потребностей, обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития).
- Деятельностный подход (организация доступной познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Формы и методы работы с детьми
- Воспитательные коррекционные занятии
- Устный журнал
- Дискуссии
- Беседы
- Рассказ
- Подвижные и ролевые игры
- Экскурсии, целевые прогулки, поездки
- Конкурсы, выставки
- Викторины
- Проведение совместных праздников с родителями
- Воспитательные спортивные соревнования
- Организация выставок, поделок
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
- Квест-игра
- Час знаний
- Презентация
- Урок-путешествие
- Дидактические игры
- Рассматривание рисунков, фотографий, показ слайдов
- Природоохранная акция
Формы организации нравственно-патриотической работы с детьми
- Коллективная форма.
- Групповая форма.
- Индивидуальна форма.
- Работа в парах.
Методы и приемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников
- Наглядный метод
- Метод показа
- Метод иллюстрированной наглядности
- Музыкальной сопровождение
- Словесный метод
- Практический метод (упражнения, трудовые действия)
- Игровой метод
- Концентрический метод
- Наблюдение
- Рассказ
- ИКТ
- Беседы
- Познавательная игра
Основные направления деятельности
Содержательная часть программы систематизирована по тематическим направлениям:
«Моя семья». Задача направления состоит в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя членом семьи, познакомить с родословной, с трудом родителей. Воспитание любви и уважения к близким людям, чувства благодарности и уважения к сотрудникам школы. Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
«Моя Родина». Тема направления призвана сформировать у младших школьников чувство любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне, городу. У ребёнка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. А также необходимо подвести ребёнка к пониманию, что город – частица Родины. Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
«Люби и знай свой край». Задача направления состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка любовь к флоре и фауне родного края, России. А также необходимо ребёнка научить любоваться природой и бережно относиться к ней. Помочь школьнику осознать себя жителем Кубани, России. Познакомить с праздниками и традициями кубанского казачества.
По каждому направлению программы проводится комплекс мероприятий. Следует подчеркнуть, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одному и тому же направлению лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же проблеме. Таким образом, дети ежемесячно погружаются в каждый из изучаемых направлений программы «С чего начинается Родина?».
Содержание Программы
Программа «С чего начинается Родина?» составлена с учетом возможностей учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровня их знаний и умений и состоит из 3-х направлений. Материал распределен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Темы из 3 направлений распределены на весь учебный год, в первом классе составляет 33 недели, а со второго по четвертый год обучения составляет 34 недели в год (4 часа в месяц). При планировании использовался линейно-концентрический способ построения учебного материала: темы направлений периодически меняют друг друга, расширяют, уточняют понятия, раскрывающие содержание направлений. Изложение материала, осуществляемое посредством линейно-концентрического метода позволяет один и тот же материал излагать несколько раз, но с элементами усложнения.
Теоретические сведения
Направление «Моя семья».
Занятия по этому направлению знакомят ребят с понятиями: семья, члены семьи, семейные отношения, родственные отношения, обязанности членов семьи. Формируют интерес к своей родословной. Способствуют усвоению учащимися общечеловеческих норм нравственных ценностей.
Направление «Моя Родина».
Занятия формируют представление о своем городе, как части России, об истории возникновения родного города, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях. Способствуют формированию патриотических чувств, закрепляют знание государственных символов страны, воспитывают любовь к родному краю, его жителям.
Направление «Люби и знай свой край».
Занятия по этому направлению систематизируют знания учащихся о природе родного края и страны, знакомят с растительным и животным миром города, края, природными богатствами России; с исчезающими видами растений и животных; воспитывают бережное отношение к природе и малой Родине через ее познание.
Практическая часть Программы
Реализация содержания Программы происходит через разнообразные формы организации деятельности младших школьников, направленные на практическое воплощение системы ценностей, нравственных поступков, действий (сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные, экскурсии, викторины, поездки, конкурсы, организуемые выставки предметы детского творчества, наибольший эмоциональный отклик вызывают - проведение совместных праздников с родителями, массовых мероприятий). Целевые прогулки и природоохранные акции-помогают ребятам в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию способствует развитию речи, мышления. Расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному дому, городу, к родному краю, России.
Ожидаемые результаты программы «С чего начинается Родина?»
В конце учебного года дети знают и называют:
- домашний адрес;
- место работы родителей, значимость их труда;
- свою нацию, русскую культуру, язык, традиции;
- место проживания, город, край;
- промышленность родного города и ее значимость;
- символику города и края;
- столицу нашей Родины - Москву, герб, флаг, гимн России,
- природу родного края, страны ее флору и фауну, природоохранительные
мероприятия;
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину, 5-6
народов, живущих на земле, их быт, традиции;
- что они являются жителями планеты Земля.
В результате работы дети испытывают все больше любовь и привязанность к родному дому - семье, матери, школе, городу, стране; дорожат своей семьей, домом, с удовольствием идут в школу.
Вывод: только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, школа, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Наглядные материалы
- государственная символика РФ и Краснодарского края;
- «Красная книга. «Животные», «Растения».
- глобус;
- альбомы, фотографии;
- физическая карта Краснодарского края;
- буклеты курортной зоны Краснодарского края;
- дидактические и наглядные пособия;
- кроссворды;
- игры: «Времена года», «Народы России и ближнего зарубежья»;
- «Явления природы».
- «Дикие звери».
Электронные пособия
Мультимедийные презентации:
1. «Времена года: Осень, Зима, Весна, Лето»
2. «Растения и животные осенью, зимой, весной, летом»
3. «Кавказский биосферный заповедник».
4. «Красная книга России».
5. Национальная одежда коренных народов».
6. «Символы края».
7. «Достопримечательности города».
8. «Здания и Памятники нашего города».
9. «Природа нашего края».
10. Аудиозаписи с песнями военных лет, звуками природы.
Материально-техническое обеспечение Программы
- ПК, программное обеспечение, экран проекционный, мультимедийный проектор, выход в Интернет, принтер с ксероксом, аудиомагнитофон.
Литература
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. № 1026 (приказ Министерства просвещения РФ от 24.11 2022. № 1026)
2. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». 01.01.2021 — 31.12.2026
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 01.01.2019 — 31.12.2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...
Сборник материалов международной научно-практической конференции г. Чебоксары 2013
"Проектирование физической подготовки занимающихся легкой атлетикой на основе дифференцированного подхода стр. 13-14 авторы С.В. Барскова, ст. преп; НГПУ, Е,Л. Григорьева ассистент НГПУ К. Минина ( г....
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
Духовно - нравственное воспитание через экскурсионную деятельность/ сборник материалов Международной научно - практической конференции. - Белгород, ИД "Белгород" НИУ "БелГУ". 2018. - 294 с.
Невозможно любить то, что не знаешь. Поэтому главная задача духовного краеведения – познакомить обучающихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее духовной истории, культуры, литера...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...
Единство образовательной и воспитательной среды в системе дополнительного образования/ГБУДО "БелОДДТ"электронный сборник материалов региональной научно - практической конференции "Наше наследие" 20 ноября 2020 года
Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал у обучающихся через историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. ...
Образование и культура 2020. Сборник материалов Международной научно-практической конференции
В данном сборнике опубликована статья "Изучение самоконтроля в общении учителей на занятиях по математике", автор Вазиева А.Р., Вазиева Ю.И....