Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
статья на тему

Проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению обучающихся с нарушением слуха на тему: "Я Петербуржец".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2015.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический анализ индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Тема занятия выбрана с учётом года обучения и развития ученика. Занятие построено методически грамотно, все этапы соблюдены. Цель первой части занятия – упражнения в словесном ударении и дифференциация произносительных  навыков звуком П-М. Педагог работала над ритмической структурой двух- и трёхсложных слов. При этом учении тренировался в умении находить нужный ритм, правильно его отхлопывать и проговаривать. Дифференциация звуков проведена на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. Педагог умело провела этап развития фонематического слуха. При работе с профилем были закреплены понятия звонкого и глухого звука. Ученик звуки проговаривал правильно во всех позициях. Педагог постоянно следила за произношением ученика, исправляла, добивалась не только правильного произношения звуков , но и соблюдения словесного ударения и правила орфоэпии “Безударное О произносится как А”.  Корнеева О.Ф. очень скурпулёзно подбирает речевой материал, выдерживая принципы доступности, насыщенности, целесообразности,  последовательности с постепенным усложнением. Дозировка материала, соответствует  возможностям ученика. Речевой материал оформлен грамотно.  Отвечает эстетическим требованиям. Во второй части занятия учитель работала над воспроизведением учеником речевого материала разговорно-обиходного характера, с уроков математики и развития речи. Все задания  ученик выполнял безошибочно. При ответах педагог следила за речью ученика. Добиваясь и на данном этапе выполнения поставленных задач.  Речь педагога разговорной громкости, эмоциональна, выразительна. Установки четкие, краткие. Отношение к ребенку доброжелательное, педагог поощряла ученика за каждое правильно выполненное задание.  

Выводы и предложения:

  1. Намеченные задачи занятия выполнены.
  2. Ученик активен и заинтересован занятием.
  3. Учителю при работе на этапе формирование речевого слуха соблюдать рабочее расстояние.

Тема занятия:

  1. Словесное ударение.
  2. Дифференциация звуков «П-М».
  3. Пестрый материал.

Цель занятия.

  • Дифференциация звуков  "П-М"
  • Различение,  на слух речевого программного  материала с общеобразовательных уроков и вопросов обиходно-разговорного характера.

Задачи:

Обучающие:

  • добиться четкого произнесения звуков  П-М;
  • дифференцировать  правильное произношение звуков П-М    

                изолированно, во всех позициях в слогах, словах и предложениях

  • развивать навыки   восприятия  на слух программного материала;
  • развивать слуховое восприятие в условиях нестандартной ситуации;
  • добиваться правильного словесного ударения в различных словах;
  • соблюдать правила орфоэпии по надстрочным знакам.

Коррекционно-развивающие:

  • содействовать реабилитации личности ребенка;
  • развитие навыков самоконтроля за соблюдением словесного ударения;
  • развивать слуховое внимание, память, воображение и мышление.

Воспитательные: 

  • формировать положительную мотивацию на занятия;
  • воспитывать интерес и желание активно работать над исправлением собственной речи.
  • создавать условия для формирования учебных навыков.

Оборудование:

  • таблички (труднопроизносимые слова);
  • презентация урока;
  • таблички со словами для составления слов  и предложений;
  • профили звуков П-М;
  • зеркало;
  • экран.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа над словесным ударением.
  3. Работа с профилями.
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Изолированное произношение звуков П-М.
  6. Чтение слогов и слов.
  7. Вставка  в текст нужных букв.
  8. Закончи предложения по картинкам.
  9. Составь предложения по картинке
  10. РСВ . Пестрый материал.
  11. Работа без ЗУА.
  12. Итог занятия.

Ход занятия.

I. Организация начала занятия.

-Здравствуй Соня.

-Здравствуйте.

- Как ты  слышишь?

-Я слышу хорошо.  

-Сегодня на занятии мы будем: слушать, думать, хорошо говорить.

-Повтори, что мы будем делать?

-Мы будем слушать, думать, хорошо говорить.

II. Словесное ударение.

-Соня, прочитай ритм, и отхлопай его. 

ТА та

таТА

ТАтата

таТАта

татаТА

-  Найди ритм слов. (Учитель за экраном читает слова). Ученик находит ритм.

 Парта, моет-ТАта,  Лимон, альбом - таТА,   Яблоко -ТАтата,

Полина, капуста таТАта, помидор, молоко-татаТА.                                                                                                                           

   III. Работа с профилями.

-Сегодня мы будем говорить звуки П-М.

-Покажи где нос? Где губы?

-Посмотри на профили звуков П-М.

-Это звук П.  При звуке П нет голоса, воздух идет через рот.

 -Скажи П П П

 -Это звук М. При звуке  М есть голос, воздух идет через нос.

-М____________

-Запомни  звуки П-М отличаются тем, что при звуке М воздух идет через нос, а при звуке П воздух идет через рот. При звуке М- есть голос, а при звуке П- голоса нет.

                                                                                            

IV. Развитие фонематического слуха.

Соня ,я буду говорить слова, когда ты услышишь звук П подними табличку с буквой П(пэ)Б услышишь звук М подними табличку с буквой М(эм).

 доМ, Мак, Парта, Пол, Моет, тоП,  шуМ, ПаПа, МаМа, Полина, лиМон, Морковь, каПуста, ПоМогает, Помидор.

V. Изолированное произношение звуком П-М

П- голоса нет (рука), струя, слух, зеркало

-Скажи сама П-П-П

М- голос есть, струя, рука, слух, зеркало

-Скажи сама М____________

VI. Чтение слогов, слов.

ПА-МА                                          ПАРТА-МАК

ПО-МО                                          ПОЛ-МОЕТ

                                                                             

АПА-АМА                                      ПАПА-МАМА

ОП-ОМ                                           ТОП-ДОМ

УП-УМ                                            СУП-ШУМ

VII. Вставь нужные буквы П или М. Прочитай предложения.

Вот  до... . Это ...олина .    Вот ...ол.                               

     

VIII.  Посмотри на  картинки и закончи предложения. 

Вот мой ...(дом). Мама моет  (пол ). Полина...(помогает).

IX. Составь предложение по картинке.

   Мама моет пол. Полина помогает.

                         

 II. часть          Развитие слухового восприятия.

X. Пестрый материал.

 

Посадить ученика на рабочее расстояние.

-Соня слушай внимательно. Повторяй за мной.

-Как тебя зовут?

-Соня.

-Как твоя фамилия?

-Москвито.

-Сколько тебе лет?

-Восемь.

-К одному прибавить пять будет....

-Шесть.

-От пяти отнять два будет...

-Какое число я пропустила -один два....четыре пять

-Какое  число я пропустила пять четыре три ... один

-Покажи овощи- капуста, морковь, помидор, лук.

-Покажи фрукты- банан, лимон, груша, яблоко.

-Послушай что лишнее. Лук, морковь, лимон, капуста.

-Что лишнее-Банан, груша, помидор, яблоко.

  XI. Работа без ЗУА.

-Сними аппараты. Слушай внимательно. Повтори.

        

-  Вот мой дом. Мама моет пол. Банан, груша, яблоко.

XII. Итог занятия:

- Ты сегодня отлично поработала, спасибо тебе! Теперь, ты всегда, будешь хорошо говорить, звуки  П -М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции - 2017г.

quot;Организация коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми"...

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"

В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса в ОУ СПО»

В сборнике предоставлены материалы, которыми может воспользоваться каждый педагог в целях самообразования и самосовершенствования....

Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...

Диалог Культур-2020 Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

В данном сборнике опубликована статья "САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И МАКИАВЕЛЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ", автор Вазиева А.Р., Вазиева Ю.И....