Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
план-конспект на тему
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-konspekt.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях ;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
- Дать развернутую характеристику звука Р;
- Развивать фонематическую базу;
• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
- Расширять словарный запас;
- Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
- Формировать правильное речевое дыхание;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением. Овладение грамматическими категориями словоизменения. развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Стимулировать речевую активность
- Оборудование: зеркало, мягкая игрушка "Тигренок", картинка с большой буквой Р, предметные картинки со звуком Р, профиль артикуляции звука [р], картинка-лабиринт, картинка «Слоговая ромашка» , "домики" и зелёный листик из бумаги.
Ход занятия.
Орг. момент.
Л. - Сегодня у нас не простое занятие. К нам пришли гости, с которыми ты уже успел познакомиться и один необычный гость. Кто это ты узнаешь отгадав загадку, слушай внимательно :
Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый.
Озорной, ну как котенок, а зовут его … (Тигренок)
У.- Правильно! Это тигрёнок, а вот и он сам.
Л.- Вова, скажи, Тигренок умеет рычать? (Да)
Конечно - р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня тоже будем закреплять произношение этого звука [р] , чтобы ты мог красиво и правильно проговаривать его в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет.
Он приготовил тебе много разных заданий.
Подготовительная часть.
Л. - Сначала надо подготовиться. Помнишь ли ты, что необходимо делать, чтобы чётко говорить?
У. - Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
Л. - Правильно, чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.
1. Развитие мелкой моторики. «Су-Джок» терапия.
Л. - 1. Давай помассируем наши ручки и пальчики, для этого мы возьмем су-Джок шарики, а наши гости могут к нам присоединиться!!!
Какой ты выбираешь - синий или красный?(выполняется массаж ладошек круговыми движениями, затем движения вверх-вниз)
2. А теперь берем массажные колечки и с их помощью сделаем массаж пальчиков, поочередно массируя пальчик о котором говорится в стишке
Ученик поочередно надевает массажные кольца на каждый палец ( поочередно на обеих руках, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
(Пока колечко положи перед собой, сначала мы будем загибать пальчики под счет)
Раз – два – три – четыре – пять, (загибание пальчиков поочередно под счет)
Вышли пальцы погулять,(сжать в кулачок, расправить)
Этот пальчик самый сильный,
(Теперь берем массажное колечко и надеваем на большой пальчик)
Самый толстый и большой. (массаж большого пальца)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.(указательный)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.(средний)
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.(безымянный)
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.(мизинец)
2. Развитие артикуляционной моторики.
Л. - Ну вот наши пальчики мы подготовили к работе. Теперь надо подготовить наш язычок для работы, чтобы он тоже стал сильным и ловким, для этого надо делать зарядку. Давай сделаем зарядку для язычка.
Индивидуальное зеркало
Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Хотя это нелегко, потянулся высоко. Опустился низко, к подбородку близко.(качели)
Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик. (катушка)
Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.(лошадка)
Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.(грибок)
А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет.(барабан)
Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас. (парус)
А теперь он развернулся, лёг и в трубочку свернулся.(трубочка)
Язычок у нас устал и немножко полежал. (лопатка)
Л.- Молодец Вова, ты хорошо потренировал свой язычок, теперь он точно готов к дальнейшей работе.
Основная часть.
1. Артикуляция звука
Л. - Для того ,чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы. Посмотрим на картинку (профиль артикуляции звука [р]) (на доске)
Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем, в бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем
Язычок наш задрожит, никуда не убежит.
Л. - А теперь порычим как тигры: р-р-р-р-р. Молодец. А теперь ты сам порычишь. Не забывай, что рот приоткрыт.
2. Характеристика звука -:
Л.- Вова скажи звук Р гласный или согласный?
У. -Звук [р] согласный , так как воздух встречает преграду – язык и зубы.
Л. - А еще какой звук [р]?
У.- Твердый, глухой, обозначается синим цветом.
Л. - Звуки мы слышим, а буквы мы видим. На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
- Давай на ладошке пропишем букву Р печатную, затем заглавную прописную, начинаем писать сверху вниз. Молодец!
3. Звук- развитие фонематического слуха.
Л.- Тигрёнок очень любит кататься на машине и участвовать в соревнованиях, но до машины сам не может добраться, ему нужна наша помощь. Давай тигренку поможем, а для этого необходимо провести тигренка по лабиринту до машинки. Дорога, предстоит трудная, поэтому будь внимательным, для этого возьми волшебную пуговку, прижми пальчиком и веди по дорожке, повторяя: звук «р-р-р-р-р».
- А потом, сделай тоже самое при помощи фломастера, повторяя: звук «р-р-р-р-р». Молодец!
- У тебя все получилось и тигренок остался довольным.
Игра «Поймай звук».
Л. - А сейчас поиграем в игру "Поймай звук" - я буду называть звуки , а ты внимательно слушай, тебе нужно ловить звук Р, чтобы он больше не терялся, лови его при помощи хлопков в ладоши.
: А, Б, К, Р, Р, О, У,П, Т, Р, В,Р, С, Р, Л, Р, Р.
- Молодец! Какой звук ты сейчас ловил? (Р)
4. Слоги автоматизация звука в слогах .
Л.- А ты знаешь, я чуть не забыла, ведь Тигрёнок принёс тебе свой любимый цветок , посмотри, что это за цветок?–
У. -Ромашка. Как ты догадался?
Л.- Только она не одна, их целых две. Посмотри, на другой нарисованы гласные буквы, назови их - А-О-У-Ы-Э
- Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. ( Воздух через нос, выдыхай через рот, щеки не надувай)
( в серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э. )
- С этой ромашкой тигрёнок поёт свои песенки, чтобы рычать ещё лучше. Давай попробуем спеть эти песенки, для этого проводи пальчиком от серединки к лепесткам и произноси слоги-песенки.
Л.- А сейчас перейдем к компьютеру и закрепим произношение слогов при помощи компьютера.
- Смотри на экран, нажимай на слоги, прослушивай. Затем нажмем на запись и ты проговоришь эти слоги самостоятельно, чтобы мы могли прослушать . (проговаривание и прослушивание слогов со звуком Р)
5. Физминутка "Снежок"
А сейчас давай отдохнем. Вова, скажи , на улице сегодня тепло или холодно? Какой месяц идёт? (ноябрь) - правильно, это последний осенний месяц, скоро начнется зима, но на улице уже много снега. Что можно сделать из снега? - правильно СНЕЖКИ, давай их полепим прямо сейчас!!!
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем -совсем не сладкий.
Раз - подкинем, Два - поймаем,
Три - уроним и сломаем.
Хорошо, садись на место.
6. Слово. Автоматизация зкуа Р в словах.
Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки, тигр -…, рог -…, рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…
Садись, Вова, молодец!
7. Задания.
Л.- Это еще не все задания, которые нам приготовил тигренок.
1. Предметные картинки со словами со звуком Р.
Посмотри , что изображено на картинке , постарайся произносить слова четко , громко выделяя голосом звук Р ( горох, ромашка, рак, радуга, сыр, жираф)
2. Теперь давай поиграем в игру «Что пропало?».
- Тебе надо угадать, какая картинка пропала? Сначала посмотри и назови картинки, которые видишь, запомни. Теперь закрывай глазки, а я уберу одну из картинок, ты угадываешь.
3. Разложи картинки по домикам, определим где стоит звук Р (в начале слова, в середине, в конце).
Внимательно посмотри, проговори , затем раскладывай и проговаривай в какой домик определяешь каждое слово. ( ракета, барабан, забор )
8. Итог занятия:
- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
Если звук Р не получается –
Очень часто казусы случаются:
Ты спрашиваешь: «Где берет»,
Тебе дают в кино билет!
Всё потому, что этот звук –
Труднейший среди звуков.
И стоит нам немало мук,
Чтоб стал он добрым другом.
- Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому чётко и правильно произносил звук [Р]. Сегодня мы с тигренком хотим подарить тебе подарки
1) Я вручаю тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружился со звуком [Р] и желаю тебе беречь эту дружбу, еще раскраску в виде буквы Р, которую раскрасишь в свободное время.
2) Тигрёнок тоже приготовил тебе подарок, свой портрет. Но у него не было карандашей и портрет не цветной, я думаю, ты сможешь раскрасишь его дома, и красивый воздушный шарик.
Благодарю за работу!
Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки, тигр -…, рог -…, рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях".
В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов, эффективно идет работа по автоматизации звуков....
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Тема: Звук [Р]Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, в слогахЗадачи:1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах.2. Развивать навык фонематического анализа.3. Закрепление понятие сл...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах
Тема: Звук [Л]Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.Задачи:Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах- формировать навыки согласования числительного с су...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [С] во фразе
Тема: Звук [С]Цель: Автоматизация звука [С] во фразеЗадачи:-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в слове, определение характеристики звука;-закрепить умение обр...