Роль ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках реализации государственной пррграммы "Доступная среда" ( из опыта работы)
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ ( ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в физическом и ( или) психическом развитии . Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи ; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений ).
«Мы просто обязаны создать нормальную систему образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»
Информационно-коммуникационные технологии Цель : положительно воздействовать на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.
Значение использования ИКТ в работе с детьми с ОВЗ : активизация компенсаторных возможностей организма ребенка; визуализация акустических компонентов речи; комплектация учебного материала с учетом индивидуальных возможностей (двигательных, сенсорных, перцептивных ) и образовательных потребностей детей; расширение спектра невебральных заданий; повышение мотивации к логопедическим занятиям; экономия временных ресурсов.
Применение ИКТ в работе учителя-логопеда
Направления логопедической работы с использованием ИКТ
Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса
Логопедический тренажёр « Дэльфа – 142»
Работа по формированию правильного произношения Интерактивные игры и упражнения на дисках онлайн-центра детского развития « Мерсибо » Диагностика …
Работа по профилактике и коррекции дисграфии
Игры на развитие фонематического слуха Игры для развития высших психических функций: зрительное внимание память логика мышление
Интерактивные игры для развития общей моторики
РезниченкоТ.С ., Ларина О.Д. Логопедия. Упражнения, стихи, песни (А udio CD диски) Презентации – это авторские медиапродукты , которые могут создаваться по всем разделам коррекционной логопедической работы «Дифференциация предлогов и приставок» 2 класс Составила: Учитель-логопед Жукова С.Н.
Электронные физминутки для глаз
Ребята, берегите зрение!
Требования к организации занятий с использованием ИКТ: включать игры лучше к концу занятия; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут; периодичность – 2 раза в неделю; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах; противопоказания – эпилепсия.
Выводы: Использование ИКТ в работе учителя-логопеда повышает качество и работоспособность учащихся с ОВЗ. Компьютеризированные разработки позволяют повысить эффективность, темпы и качество логопедического занятия. Необходимо органически сочетать традиционные и компьютерные средства в коррекционно-логопедической работе. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка
Предварительный просмотр:
Роль ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках
реализации государственной программы «Доступная среда»
(из опыта работы)
учитель-логопед МОУ СОШ №1
им. А.С.Пушкина г. Ржева Тверской обл.
Жукова С.Н.
(слайд 1)
Все родители мечтают о том, что их ребенок вырастет, будет ходить в школу, добиваться во всем успехов. А есть ли перспективы у детей, которым здоровье не позволяет посещать обычную школу? Как правило, в массовых общеобразовательных школах таких ребят выводят на индивидуальное обучение, и педагоги приходят к ребенку домой, лишая его возможности полноценно общаться со сверстниками, участвовать в делах класса, научиться взаимодействовать с окружающими.
Таких детей называют «детьми с ограниченными возможностями здоровья»
(слайд 2)
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, дети с особыми образовательными потребностями.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии (вы их можете увидеть на слайде) В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка,( например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться , а некоторые только компенсироваться.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Об этом говорил Владимир Путин на встрече с координационным советом Общероссийского народного фронта и представителями организаций инвалидов.
(слайд 3)
С 2011 года в России стартовала масштабная государственная программа "Доступная среда" под девизом «Учимся жить вместе!», цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченным возможностями.
Настоящий этап развития системы образования характеризуется все более возрастающим по своим темпам процессом интенсификации различных видов деятельности. В связи с этим нам представляется, что будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения. (слайд 4)
Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся.
(слайд 5)
Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка. В основе такой компенсации лежит привлечение сохранных видов восприятия учащихся с ОВЗ и опора на различные психические функции в соответствии с учением П.К. Анохина о функциональных системах. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.
Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость.
(слайд 6)
ИКТ существенно облегчают процесс преподавания учебного материала и применяются на разных этапах коррекционной работы, в разных видах деятельности: при логопедическом обследовании, на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях, во внеурочной деятельности, в работе с родителями, для обмена опытом.
(слайд 7)
Направления работы учителя-логопеда: образовательная деятельность, коррекционная деятельность, внеурочная деятельность, работа с родителями.
(слайд 8)
ИКТ используются логопедом в работе со всеми субъектами образовательного процесса.
Наша школа вступила в программу «Доступная среда» в ноябре 2014 года. В данный момент в школе имеется два класса VII вида где обучается 17 детей с ОВЗ (ЗПР), и 5 детей-инвалидов. На выделенные средства в школе были оборудованы вход, пандусы в школьных коридорах, а также приобретено инновационное оборудование для создания доступной среды: для спортивного зала, кабинета психолога и логопедического кабинета.
(слайд 9)
Одним из приобретений стал логопедический тренажёр «Дельфа 142». Тренажёр представляет собой комплексные программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал.
40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение , текст. Предусмотрены разные уровни сложности в зависимости от возможностей ученика. Одновременно с логопедической работой можно осуществлять коррекцию восприятия, внимания и памяти. Мы работали раньше с этим тренажёром, но старая версия, работавшая от дискетки, устарела, поэтому новая версия «Дельфа 142» пришлась очень кстати.
(слайд 10)
Очень активно в своей работе я использую интерактивные игры и упражнения на дисках онлайн-центра детского развития «Мерсибо»
Набор игр "Логопедическая экспресс-диагностика" отлично подходит для обследования речи. Интерактивные игры и упражнения, выстроенные в определённой последовательности, помогают оценить уровень речевого развития ребёнка, быстро заполнить диагностическую карту и вызвать у ребёнка интерес к развивающим занятиям. Набор включает в себя 11 интерактивных игр, 5 комплектов с картинками, шаблон диагностической карты, образец заполнения шаблона.
Диск с набором игр «Звуковой калейдоскоп» я также использую для диагностического обследования, а также для проведения групповых и индивидуальных занятий. В набор входят 10 игр на развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа. Большинство игр содержат настройки, с помощью которых можно: выбирать нужные буквы и звуки, устанавливать длительность игры, ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Диск «Конструктор картинок» включает в себя более 500 изображений, которые содержатся в папках. Можно не только манипулировать картинками на экране, но и распечатывать их для настольно-наглядной деятельности.
С его помощью можно создать набор предметных картинок на «трудные» звуки, напечатать буквы, слоги и слова, создать сюжетные картины любой сложности.
Можно создавать такие материалы, которые удобно и эффективно использовать в своей работе, учитывая возраст, диагноз, степень сложности и особенности каждого учащегося. Огромный арсенал изображений предметов, фонов и символов (букв, знаков и цифр) позволяют пополнить копилку иллюстративных материалов теми пособиями, которые нужны именно для этого ребёнка.
(слайд 11)
Игры диска «Начинаю читать» сочетают в себе все задачи от анализа звукового состава слова до чтения трехсложных слов. Набор содержит 12 игр, направленных на обучение чтению, а также способствуют: знакомству с гласными, умению находить первый звук в слове , различению гласных и согласных, изучению алфавита, зрительному запоминанию образа слова, работе со слоговым составом слова. Меняя настройки к играм, можно значительно расширить круг задач.
Набор интерактивных игр диска «Работа над ошибками» - это интерактивный материал для занятий по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма. Игры отлично подходят для коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими проблемы с освоением грамоты.
В набор входят 13 игр на: исправление неправильных букв, запоминание их написания, исправление ошибок в словах, чтение по слогам в удобном темпе, запоминание словарных слов, выделение корней слов, работу с пропущенными буквами. С помощью виртуальных героев учащимся легче усвоить многие правила русского языка.
Ценность ещё в том, что можно отключить все дикторские инструкции, и логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.
(слайд 12)
На дисках «Мерсибо» очень много разнообразных развивающих игр: на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, на развитие высших психических функций,
(слайд 13)
на развитие мелкой и общей моторики и т.д.
(слайд 14)
Для автоматизации звуков хороши CD-диски Резниченко Т.С., Лариной О.Д.
На дисках подобран занимательный материал в увлекательной для ребенка форме для автоматизации различных групп звуков в словах, во фразе, в стихах и песнях.
Также для автоматизации и дифференциации звуков, для развития словарного запаса учащихся я активно использую электронную версию учебников «Произношение» 1-2 класс (Чиркиной Г.В., Российской Е.Н.) Эти учебники были закуплены при открытии первого речевого класса V вида в 2003 году. Наша школа – школа адаптивной модели с 1999 года, и на базе школы до 2014 года работали речевые классы. Но сейчас по объективным причинам остались только классы VII вида для детей с ЗПР.
(слайд 14)
Часто в своей работе учитель-логопед использует презентации как собственные, так и авторские (из локальной сети). Наглядность и красочность подачи материала очень привлекают детей. Это и видеоряды картинного материала, и презентации к занятиям, физминутки, гимнастика для глаз и др.
(слайд 15)
Вот один из примеров: слайд из презентации «Гимнастика для глаз» (слайд 16)
Но, несмотря на все плюсы использования ИКТ в логопедической работе, необходимо соблюдать определённые требования к организации занятий:
(слайд 17)
- включать игры лучше к концу занятия;
- продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут;
- периодичность – 2 раза в неделю;
- обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз;
- дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах;
- противопоказания – эпилепсия.
(слайд 18)
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда повышает качество обучения и работоспособность учащихся с ОВЗ
- Компьютеризированные разработки позволяют повысить эффективность, темпы и качество логопедического занятия.
- Необходимо органически сочетать традиционные и компьютерные средства в коррекционно-логопедической работе
- Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка
Сегодня использование ИКТ- неотъемлемая часть качественного образования.
Современный логопед должен в совершенстве владеть ИКТ технологиями и применять их в коррекционно-логопедической работе.
Программа «Доступная среда» является одной из масштабных и перспективных программ помощи детям с особыми возможностями здоровья и детям-инвалидам. И для реализации этой программы мы должны использовать все возможные средства, в том числе и компьютерные технологии.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
- Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17 .
- Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М.: Инфра-М, 2001
- М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.
- Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
- Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесс Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.
- Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.
- Ходченкова О.А. Использование ИТ в работе логопеда , www.iteach.ru.
- Интернет-ресурс: http://www.logozavr.ru/
- Интернет-ресурс: http://www.logoped.ru,http://www.defectolog.ru, http://www.zavuch.info).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обобщение и распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...
Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)
Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями...
"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)
quot;Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...