Характеристика современного этапа развития процесса обучения и воспитания лиц с нарушением зрения
статья на тему
На данный момент в России разработан Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности и образовательные потребности лиц с нарушением зрения учтены в стандартах для слепых и слабовидящих обучающихся. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями адаптированной основной общеобразовательной программы (далее — АООП) начального общего образования.
Стандарт для слепых имеет 4 варианта, содержащих дифференцированные требования к объему, содержанию, результатам освоения и условиям его реализации образовательной организацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика современного этапа развития процесса обучения и воспитания лиц с нарушением зрения
На данный момент в России разработан Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности и образовательные потребности лиц с нарушением зрения учтены в стандартах для слепых и слабовидящих обучающихся. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями адаптированной основной общеобразовательной программы (далее — АООП) начального общего образования.
Стандарт для слепых имеет 4 варианта, содержащих дифференцированные требования к объему, содержанию, результатам освоения и условиям его реализации образовательной организацией.
Стандарт 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.
Стандарт 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.
Стандарт 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.
Стандарт 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью получает образование с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных образовательных возможностей. Нормативный срок обучения 5 лет.
Стандарт для слабовидящих имеет 3 варианта:
Стандарт 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.
Стандарт 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.
Стандарт 4.3 предполагает, что слабовидящий обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.
АООП для слепых и слабовидящих детей-инвалидов дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида.
АООП включает в себя коррекционно-развивающую область, представленную следующими курсами:
Стандарт 3.2 — «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие осязания и мелкой моторики»; «Развитие коммуникативной деятельности».
Стандарт 4.2 — «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Развитие зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие коммуникативной деятельности».
Стандарт 3.3. — «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка».
Стандарт 4.3 — «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Социально-бытовая ориентировка и пространственная ориентировка».
Стандарт 3.4 — «Ритмика»; «Сенсорное развитие»; «Двигательное развитие»; «Предметно-практические действия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Основы пространственной ориентировки»; «Социально-коммуникативное развитие».
АООП может быть реализована как в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений, так и в условиях инклюзивного образования.
Таким образом, на современном этапе процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлен на удовлетворение особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся. Что, в свою очередь, должно привести к успешному освоению образовательной программы данной категорией детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества...
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе
Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения (с использованием современных технологий)Тема: «Зимняя картинка»
Конспект предназначен для проведения учителем-дефектологом(тифлопедагогом) занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения. Тема занятия "Зимняя картинка". Ко...
Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"
Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники об...
Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...
Методические рекомендации "Учет особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"
В методических рекомендациях представлена классификация детей с нарушением слуха, описаны особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, особые образовательные потребности детей с нар...