РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Социально – бытовая ориентировка» группа профессионально - трудового обучения 1.1
рабочая программа (10 класс)
Данный материал будет полезен для учителей СБО. Рабочая программа структурирована, содержит описание учебного предмета по темам, показатели личностных и предметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sbo_1.1.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Социально – бытовая ориентировка»
группа профессионально - трудового обучения 1.1
Срок реализации – 2021 - 2022 учебный год
Разработчик:
Вавулина Н.В.,
учитель высшей квалификационной категории
|
|
г. Зеленогорск, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе адаптированной образовательной программы профессионально-трудового обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями КГБОУ «Зеленогорская школа - интернат».
Настоящая программа составлена для группы 1.1 профессионально-трудового обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий, особенностей познавательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Цель:
подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи:
формировать у детей с особыми образовательными потребностями знания и умения, способствующие социальной адаптации, безопасному поведению в социуме;
формировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.
расширять кругозор обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
развивать умения, связанные с решением бытовых экономических задач; личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
воспитывать положительное отношение к труду.
Особенностями преподавания курса «Социально-бытовая ориентировка» в группе профессионально – трудового обучения является приспособление обучающихся к жизни в условиях социальной среды, практическое применение знаний и умений, полученных из разных учебных предметов, на практике.
Программа курса учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа актуальна, т.к. интеграция лиц с интеллектуальными нарушениями в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву является высшей ступенью социально-трудовой и профессиональной адаптации.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При проведении уроков по СБО возможно деление классов на подгруппы. Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях обучающимся можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома.
Общая характеристика учебного предмета
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.
Данный курс построен по линейно-концентрическому принципу и основывается на теоретической и практической базе, которую получили обучающиеся при изучении курса СБО в 5-9 классах. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем.
Уроки социально – бытовой ориентировки формируют и совершенствуют у обучающихся необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса и т. д.
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
Материал программы по СБО тесно связан с программным материалом по предмету «Технология» (практические работы по уходу за одеждой) и расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета используются как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Особое внимание уделяется изучению правил техники безопасности, формированию умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыками обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Обучающиеся приучаются к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала является элементом каждого занятия.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования, результатами проектной деятельности. Практические навыки оцениваются по результатам выполнения практических работ. Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.
Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль над усвоением учебного материала, а именно:
текущий контроль: тест, устный опрос;
промежуточный контроль: тест, самостоятельные и практические работы;
обобщающие уроки по темам;
итоговый контроль: тесты по окончании каждой четверти и учебного года.
Требования к знаниям, умениям определены по темам, но для каждого ученика определяется уровень, приемы и форма обучения с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей, что способствует развитию личности в целом, и коррекции и тренировке отдельных функций ребенка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Социально – бытовая ориентировка» является частью предметной области «Обществознание» обязательной части учебного плана образования обучающихся групп профессионально – трудового обучения.
Программа рассчитана на 1 год обучения в соответствии с количеством часов, отведенных учебным планом школы: количество часов в неделю – 3 часа, общее количество часов – 102 ч.
Содержание учебного предмета в группе 1.1
Личная гигиена. Уход за кожей лица, тела, ног (повторение). Уход за волосами. Выбор прически (повторение). Бритье. Средства и принадлежности для бритья. Маникюр. Принадлежности, гигиенические средства для маникюра. Вредные привычки, их влияние на организм человека. Социальные последствия, к которым приводят вредные привычки. Способы борьбы с вредными привычками.
Одежда, обувь. Значение одежды в жизни человека. Стили одежды, мода (повторение). Значение ухода за одеждой и обувью (повторение). Особенности глажения фасонной одежды с учетом свойств ткани. Утюжка одежды. Ремонт детской одежды. Сроки носки одежды и обуви. Чистка обуви всех видов. Одежда и принадлежности для пеленания младенцев. Стирка, кипячение, утюжка пеленок.
Жилище. Мебель и оборудование детской комнаты. Санитарно-гигиенические требования к уборке детской комнаты. Бытовые приборы для уборки квартиры. Моющие средства, используемые при уборке квартиры. Последовательность уборки квартиры. Электроприборы для уборки квартиры.
Культура общения. Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания. Правила общения юношей и девушек, предупреждающие сексуальное насилие.
Семья. Основы семейных взаимоотношений. Семейные традиции. Распределение и выполнение семейных обязанностей. Организация досуга и отдыха в семье. Представление о будущей семье. Особенности детей грудного возраста. Необходимые вещи для младенца. Уход за грудным ребенком (купание, одевание, пеленание). Кормление грудного ребенка. Режим дня грудного ребенка. Необходимость посещения детского врача. Культура поведения в поликлинике.
Медицинская помощь. Страховой медицинский полис, порядок его получения, назначение. Листок нетрудоспособности, порядок его получения и предъявления по месту учебы или работы. Порядок записи на прием к врачу. Детская поликлиника. Платные медицинские услуги. Целители, знахари, экстрасенсы.
Торговля. Торговые предприятия и их назначение (повторение). Отделы продовольственного магазина. Правила для покупателей. Информация на упаковке товара.
Питание. Правильное питание - залог здоровья. Рацион питания. Пищевые вещества. Энергия пищи. Правила хранения продуктов. Меню на день, неделю. Смета расходов на продукты питания в соответствии с недельным меню. Полноценное питание детей и подростков. Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. Кухни разных народов. Русская кухня. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Правила пользования столовыми приборами. Культура поведения за столом.
Экономика домашнего хозяйства. Семейный бюджет. Источники семейного бюджета. Текущие расходы семьи и расходы на удовлетворение культурных потребностей семьи. Распределение бюджета семьи. Составление расходов бюджета семьи. Кредит. Банковские ссуды, их условия, их виды, порядок получения, льготы по налогообложению. Сбережения.
Транспорт. Водный транспорт, виды. Правила поведения на воде. Воздушный транспорт. Аэропорт, назначение. Правила поведения в самолете. Такси, виды, назначение. Культура общения пассажира с водителем.
Средства связи. Виды связи (повторение). Сотовая связь, назначение, стоимость услуг. Денежные переводы. Порядок получения пенсий на почте.
Предприятия бытового обслуживания. «Прокат», его назначение, виды услуг. Порядок обращения и получения вещи на прокат. Фирмы по ремонту квартир, порядок обращения.
Трудоустройство. Квалификационные характеристики рабочих специальностей. Анкета, резюме. Имидж молодого человека. Ярмарка вакансий. Агентства по подбору персонала. Поиск работы по телефону. Контракт, трудовое соглашение. Профессии, специальности для самостоятельного поиска работы. Трудоустройство выпускников. Краткая характеристика рабочих специальностей, получаемых в предлагаемых ПУ. Поступление в ПУ.
Учебно-тематический план
Группа 1.1
( 102 часа в год, 3 часа в неделю)
№ п/п | Наименование раздела и тем учебного предмета | Всего часов | В том числе на: | Формы текущей аттестации | |||
экскурсии | творческие работы | практические работы | контрольные работы | ||||
1. | Вводный урок | 1 | |||||
2. | Личная гигиена | 7 |
| 1 | |||
3. | Одежда и обувь | 8 | 3 | ||||
4. | Торговля | 4 | 1 | ||||
5. | Транспорт | 5 | |||||
6. | Семья | 10 | 1 | ||||
7. | Экономика домашнего хозяйства | 11 | 2 | ||||
8. | Средства связи | 4 | |||||
9. | Питание | 14 | 1 | 5 | |||
10. | Жилище | 8 | 3 | ||||
11. | Предприятия бытового обслуживания | 3 | |||||
12. | Культура общения | 3 | 1 | ||||
13. | Медицинская помощь | 6 | 1 | ||||
14. | Трудоустройство | 10 | 4 | 1 | |||
15. | Обобщающие уроки за четверть | 4 | |||||
16. | Контрольное тестирование | 4 | Т | ||||
Всего часов: | 102 | 4 | 4 | 16 |
Форма промежуточной аттестации – тестирование (Т).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающегося. К ним относятся:
- воспитание уважительного отношения к иному мнению;
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся группы 1.1.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Личная гигиена
Имеет представление: о вреде курения, наносимом здоровью курящих и окружающих их людей; о вредном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека; о социальных последствиях, к которым приводят вредные привычки. Объясняет способы борьбы с вредными привычками. Классифицирует средства и принадлежности для бритья. Одежда и обувь Объясняет: правила подбора одежды, обуви и аксессуаров; правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани. Знает сроки носки одежды и обуви с учетом их назначения и материальных возможностей. Называет необходимый набор одежды и принадлежностей для младенца. Объясняет правила стирки и кипячения пеленок. Жилище Объясняет: санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты; последовательность уборки квартиры; правила пользования бытовыми электроприборами для уборки квартиры. Классифицирует моющие средства для уборки детской комнаты, квартиры в полном объеме. Культура общения Рассказывает правила общения юношей и девушек, предупреждающие сексуальное насилие. Семья Объясняет основы семейных взаимоотношений. Составляет список необходимых вещей для младенца. Называет правила ухода за грудным ребенком; виды кормления и режим дня грудного ребенка. Называет необходимость посещения детского врача. Медицинская помощь Объясняет назначение страхового медицинского полиса, порядок его получения; Рассказывает назначение листка нетрудоспособности, порядок его получения и предъявления по месту работы и учебы. Знает порядок записи на прием к врачу. Называет назначение детской поликлиники. Торговля Объясняет назначение торговых предприятий. Знает отделы продовольственного магазина. Питание Различает пищевые вещества Называет: Бытовые приборы на кухне. Объясняет правила поведения за столом. Экономика домашнего хозяйства Имеет представление о кредитах, ссудах, налоговых льготах. Объясняет текущие расходы семьи и расходы на удовлетворение культурных потребностей семьи. Имеет представление о кредите, банковских ссудах условиях получения. Называет виды сбережений. Транспорт Называет: виды водного транспорта; правила поведения на воде; виды воздушного транспорта; правила поведения во время полета; виды такси; обязанности водителей и пассажиров. Средства связи Знает порядок оформления бланков телеграфного денежного перевода. Объясняет назначение сотовой связи. Различает виды денежных переводов. Рассказывает порядок получения пенсий на почте. Предприятия службы быта Называет: назначение, виды услуг фирм по ремонту квартир; порядок обращения и оформления заказа, получения вещи на прокат. Трудоустройство Называет правила написания автобиографии, резюме, заполнения анкет. Объясняет отличительные особенности деловой и рабочей одежды. Соблюдает правила поведения с коллегами по работе, с администрацией. Знает, что такое контракт (трудовое соглашение); свои права при составлении контракта; правила этикета при разговоре по телефону; правила трудоустройства выпускников. | Личная гигиена Рассказывает: о вреде курения, наносимом здоровью курящих и окружающих их людей; о вредном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека; о социальных последствиях, к которым приводят вредные привычки. Выполняет санитарно – гигиенические правила при бритье. Одежда и обувь Правильно подбирает одежду и обувь; выполняет утюжку одежды в зависимости от свойств ткани; стирает и кипятит пеленки. Жилище Производит еженедельную уборку квартиры. Пользуется бытовыми электроприборами и моющими средствами для уборки квартиры. Культура общения Соблюдает правила общения юношей и девушек, предупреждающие сексуальное насилие. Семья Организует досуг и отдых в семье. Имеет представление о будущей семье; образе жизни будущей мамы. Знает особенности детей грудного возраста. Ухаживает за грудным ребенком (купает, одевает, пеленает, кормит). Соблюдает культуру поведения в поликлинике. Медицинская помощь Получает страховой медицинский полис, листок нетрудоспособности и предъявляет по месту учебы или работы. Записывается на прием к врачу. Обращается в платные медицинские услуги. Торговля Знает назначение торговых предприятий. Знает отделы продовольственного магазина. Понимает информацию на упаковке товара. Питание Знает из чего состоит рацион питания. Составляет меню на день, неделю; смету расходов на продукты питания в соответствии с меню. Объясняет значение полноценного питания детей и подростков. Экономика домашнего хозяйства Составляет приблизительный план расходов бюджета семьи. Распределяет бюджет семьи. Оформляет кредит, банковские ссуды, сбережения. Транспорт Приобретает билет. Пользуется расписанием. Общается с водителем. Средства связи Оформляет отправление или получение телеграфного денежного перевода. Знает стоимость сотовой связи, оплачивает. Получает пенсию на почте. Предприятия службы быта Обращается с просьбой, вопросом к приемщику заказов. Берет вещи на прокат. Трудоустройство Пишет автобиографию, резюме. Подбирает деловую и рабочую одежду. Следит за своим внешним видом, за своей речью. Ориентируется на ярмарке вакансий. Проводит телефонный разговор с соблюдением правил этикета Подает документы на поступления в ПТУ. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Вигдорчик Е.А. «Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя», М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020 (внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия: «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Рубцова Г.Н. «Тетрадь по обслуживающему труду для подготовки к экзаменам» (для учащихся коррекционных школ VIII вида) АРКТИ, 2009.
- Галишникова Е.В., Зарубина О.А., Стахович Л.В. «Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ – интернатов. Советы на каждый день» - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016 (внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия: «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А. «Подготовка младшего обслуживающего персонала» учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология». Самара: Современные образовательные технологии, 2013.
- Львова С.А. «Справочник выпускника специальных (коррекционных) общеобразовательных школ» М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009»
- Рыжановская Л.Ю. Сборник игр и заданий по курсу «Основы управлениями личными финансами»: учебное пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. орг. 2 – е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020 (дополнительное образование. «Финансовая грамотность каждому»)
- Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. «Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе» М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014
- Субчева В.П. «Социально-бытовая ориентировка», учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013
- Щербакова А.М., Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, Москва, Владос, 2006
Телевизор, DVD проигрыватель, учебные диски, демонстрационные материалы.
Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, диагностические методики, игры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается компл...
Методический материал для проведения итоговой аттестации обучающихся по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Формы, методы и критерии оценивания индивидуальных достижений обучающихся освоения рабочей программы учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка»/...
Рабочая программа учебного предмета "Социально-бытовая ориентировка для 10-11 классов"
Программа разработана для классов с углубленной трудовой подготовкой....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 8 "б" класса
Специальный коррекционный курс в 8 «Б» классе по СБО (социально-бытовой ориентировке) направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на форми...
по учебному предмету "Социально-бытовая ориентировка" по теме: "Безопасное обращение с ножом", 9-11 класс (для обучающихся ОВЗ (интеллектуальные нарушения))
Задачи: учить безопасно обращаться с ножом во время приготовления пищи...
Тест по учебному предмету: социально-бытовая ориентировка 9 класс
Тест по учебному предмету: основы социальной жизни-9 класс...