Обобщённый материал по теме "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их социализация через занятия декоративно-прикладным творчеством"
опыты и эксперименты (7 класс) по теме
Данный материал представлен на методическом объединении педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ. СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ
«Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их социализация через занятия декоративно-прикладным творчеством».
(КОРРЕКЦИОННЫЙ КЛАСС)
Новоселецкая Ирина Алексеевна
педагог дополнительного образования
ст. Старовеличковская
2018 год
Аннотация
"Труд, творчество, талант" - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога доп. образования. Я выбрала свою дорогу к Мастерству, посвятив ее уникальной профессии.
Вот уже более 20 лет я постигаю успех творчества через самообразование. В моём объединении «Тестопластика» занимается более 50 детей.
Дети разные… Все они отличаются, как по возрастным особенностям, так и по физическим качествам.
Образно говоря, каждое творческое объединение можно представить в виде дерева, которое растет на почве и дает свои плоды. Плоды все разные и требуют к себе внимания и заботы. А каждый листик – это отдельный учащийся со своими мыслями, чувствами и поступками.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег
Педагог доп. образования - профессия особая, поскольку рядом с нами всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Нам, педагогам, всегда приходится быть на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение общаться. Современная образовательная ситуация требует от педагогов постоянного совершенствования знаний и умений. В процессе трудовой деятельности должна быть мотивация к развитию способностей, познавательно – ценностных интересов и повышение уровня профессионального мастерства.
Элементами педагогического мастерства являются:
- мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;
- мастерство убеждения;
- мастерство передачи знаний и формирование опыта деятельности;
- мастерство владения педагогической техникой.
«Чтобы быть хорошим педагогом нужно любить то, что преподаешь и любить того, кому преподаешь».
Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального роста.
С 2017 года на базе СОШ № 6 сформирован коррекционный класс. Это дети особенные имеющие отклонения в развитии с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями которым нужна комплексная система поддержки. Беседа с классным руководителем натолкнула меня на создание программы по работе с такой категорией детей. Началась работа: анализ группы, потребности, и возможности детей.
Цели и задачи опыта.
Цель: разработать модель развивающей среды в объединении «Тестопластика», осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями в группе.
Задачи:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;
- разработать программу коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение и привлечение детей к участию в мероприятиях как внутри объединения, так и дома детского творчества.
- разработать карту успеха каждому ребёнку.
Прогнозируемые результаты.
Разработка и внедрение в практику образовательного учреждения системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, имеющие особенности развития, должны стать не изолированной группой, а активными участниками жизнедеятельности в школе.
Формирование у обучающихся положительного отношения к обучению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей с особенностями в развитии в успешные виды деятельности (творческую, проектную, коммуникативную, трудовую и др.).
Положительные тенденции в профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями; в отношении к родителям обучающихся.
Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического развития.
Данный опыт может быть рекомендован, как воспитательная работа педагогам дополнительного образования или учителям школы работающими с коррекционными классами.
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА
Новоселецкой Ирины Алексеевны педагог дополнительного образования
Место работы: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества ст. Старовеличковской.
Образование: средне-специальное, Ленинградское педагогическое училище Краснодарского края, 1991 год, дошкольное воспитание.
Квалификация: воспитатель в дошкольных учреждениях.
Курсы повышения квалификации: «Организация инклюзивного образования инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательных организациях».(2018 год)
Стаж педагогической работы: 22 года.
Стаж работы в данной должности: 18 лет.
Стаж работы в данном учреждении: 18 лет.
Направление деятельности: декоративно - прикладное творчество.
Педагогическое кредо: «Всегда стараться зажечь огонёк в сердце ребёнка».
Достижения педагога: Грамота министерства образования и науки Краснодарского края отдел религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубаской Епархии 2015 год.
Грамота министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края 2017 год
Благодарность главы муниципального образования Калининский район 2018 год
Содержание.
- Введение.
- Актуальность, проблемы и новизна работы с детьми с ОВЗ……………………………………………………………….3 - 4
- Цели и задачи…………………………………………………….9-10
- Основная часть.
- Условия достижения результатов……………………………….11
- Этапы реализации проекта……………………………………….11
- Программа реализации …………………………………………12 -13
- Условия достижения ……………………………………………..14
- Ожидаемые результаты……………………………………………14
- Промежуточные результаты …………………………………….15
- Заключение………………………………………………………16 - 17
- Список литературы……………………………………………….18
- Введение.
Актуальность, проблемы и новизна работы с детьми с ОВЗ
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, – 70% к 2020 г.».
Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в образовательном учреждении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом их особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им знаний.
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.
Одним из актуальных вопросов в МБУ ДО ДДТ ст. Старовеличковской является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Это тот вид деятельности, чем занимаюсь я в творческом объединении «Тестопластика».
На момент работы с детьми из коррекционного класса на базе сош № 6, тогда был 7 класс (9 человек), это дети имеющие особые образовательные потребности (ОВЗ с умственной отсталостью разной степени).
В процессе работы было выявлено ряд конкретных проблем: задержка в развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы, слабая социализация в образовательном пространстве.
Для этого в начале учебного года я разработала программу «Тестопластика» для работы с детьми данной категории, включающая систему занятий, бесед о правилах общения, знакомство с семейными праздниками и традициями.
Новизна работы:
«Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве» - это новая перспектива обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ДО ДДТ ст. Старовеличковской.
Новизна заключается в тесном сотрудничестве педагог-ребёнок и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в которую входят следующие позиции:
- подбор программы для данной категории,
- формирование творческой компетентности детей с ОВЗ
- взаимодействие с классным руководителем школы,
- включение родителей в творческий процесс.
Цель и задачи опыта: приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству, разработать типовую модель развивающей среды в объединении «Тестопластика», осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями в группе.
Задачи:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;
- разработать программу коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение и привлечение детей к участию в мероприятиях как внутри объединения, так и дома детского творчества.
- разработать карту успеха каждому ребёнку.
- Описание опыта.
Круг основных активных участников:
Учащиеся с проблемами в развитии, их родители, учителя школы, социальный педагог, классный руководитель, администрация школы.
- Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Подготовительный: этап накопления ресурсов и подготовки.
Сентябрь 2017 г. – август 2018 г.
Организация проектирования:
- анализ существующего состояния, проблемы;
- планирование реализации основных направлений проекта;
- создание условий реализации программы;
- создание условий для взаимодействия педагог, классный руководитель и родители в работе с обучающимися с ОВЗ;
- формирование и деятельность творческого объединения «Тестопластика».
Основной: этап активных действий по реализации концептуальных идей. 2018-2019 года.
Реализация проекта.
- апробирование практической работы использование приемов, форм и видов деятельности, обеспечивающих комплексное развитие личности ребёнка;
- подтверждение теоретических положений через открытые занятия, мини выставки, выступления с опытом работы с данной категорией детей, участие в родительских собраниях демонстрация достижений ребёнка;
- подготовка методической и практической основы для реализации программы;
- развитие способности педагога переносить приобретённые знания и навыки в свою непосредственную повседневную педагогическую деятельность.
Заключительный. 2019 год.(май)
- анализ и систематизация материалов программы;
- оценка результатов реализации программы;
- распространение накопленного опыта в образовательных учреждениях района.
- Программа реализации.
№ п/п | Сроки проведения | Цель | Содержание деятельности | Продукт деятельности | |
1. | подготовительный: этап накопления. Сентябрь 2017 г. – август 2018 г. | Целью первого этапа является анализ существующей ситуации в обучении детей с проблемами в развитии, разработка программы, определение приоритетных направлений, основанных на педагогических идеях, подготовка условий для организации деятельности. |
2.Планирование работы второго года обучения программы «Тестопластика». 3.Организация курсов повышения квалификации дистанционных курсов; курсов повышения квалификации ИРО | 1.дополнительная общеобраз. программа «Тестопаластика» Рекомендации родителям. План воспитательной работы. удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации | |
2. | Основной этап активных действий по реализации концептуальных идей. 2018-2019 года. | Цель второго этапа - реализация программы «Тестопластика» внесение коррективов в план работы. | Организация образовательной системы | ||
Образовательный блок реализация программы «Тестопластика» | |||||
| |||||
Коррекционно-развивающий блок | |||||
5. Деятельность по организации воспитательных мероприятий. | |||||
Здоровьесберегающий блок | |||||
1.Создание печатных материалов, памяток. (Приложение№2) 2. Методические разработки. (Приложение № 3) 3.Создание памятки для детей, родителей и педагогов. (Приложение №2) | |||||
Воспитательный блок
| |||||
3. | Заключительный этап. 2019 год. | Целью является обобщение позитивного опыта реализации программы «Тестопластика» | Анализ и систематизация материалов. Представление результатов на педагогическом совете. (Приложение № 1) | Протокол педагогического совета, печатные публикации, методические разработки \ занятий, программы сопровождения детей с ОВЗ. |
- Условия достижения результатов.
Достижение цели и решение задач возможно при создании следующих условий:
ознакомление педагога с содержанием, технологиями построения коррекционного образовательного процесса через систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
сотрудничество с классным руководителем школы;
создание в школе эффективного социального сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии;
взаимодействие всех участников образовательного процесса.
- Ожидаемые результаты:
- получение дополнительного образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
- формирование творческой активности ребёнка.
Показатели и критерии эффективности реализации.
Стабильность или повышение количественных и качественных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.
Показатели творческой адаптации обучающихся.
Показатели уровня познавательной и коммуникативной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога: прошедшими переподготовку или получившие специальное образование;
- Промежуточные результаты.
В результате реализации программы у детей с ОВЗ повысился уровень мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством, развивается творческие способности, формируется самостоятельность, активность и уважительное отношение друг к другу.
Наблюдается динамика развития детей с ОВЗ из 9 человек:
- 6 человек показывают положительную динамику в развитии способности;
- 2 ребёнка научились устанавливать межличностные взаимоотношения, владеть коммуникативными способами в общении, стремление к сотрудничеству;
- 1 ребёнка повысилась способность слушать собеседника, контролировать процесс общения.
III. Заключение.
Как показывают наблюдения, активное участие детей в работе творческого объединения, положительно влияет на многие факторы и их развития, что способствуют всестороннему развиватию ребенка. Благодаря занятиям в объединении «Тестопластика» у детей с ОВЗ формируется опыт социальных навыков поведения. Ребята стали чувствовать себя комфортнее в кругу сверстников, возросло преобладание позитивного настроения в объединении и школе, формируется активная социально-психологическая позиция.
Родители детей с ОВЗ отмечают преимущества инклюзивного образования, так как считают, что дети лучше подготовлены к условиям реальной жизни, лучше осознают и признают свои слабые и сильные стороны, умеют анализировать, высказывать своё мнение.
Родители удовлетворены качеством оказываемых услуг,
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях:
- по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:
баланс знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
- по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:
триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
- по отношению к педагогу –инклюзивного класса:
принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
- по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ:
адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
IV. Литературы.
1. Г.К. Селевко. Воспитательные технологии. М.: 2005
2. О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. Управление современной школой. – Ростов-на-Дону, Изд-во «Учитель»2006 год Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997г.
3. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- Екатеринбург, 2003г. (серия «Психология детства: Практикум»).
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1997г.
Кривцова С.В. Как научиться слушать друг друга.- Педология: новый век, 2001г. №4.
5. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка: Книга для детей и их родителей.- М., 1995г.
6. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М., 2002г.
7. Подлиняев О.Л. Эффективная память: Учеб. пособие.- Иркутск, 2006г.
8. Снайдерс М. Ребёнок как личность.- М., 1997г.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/14/2_2.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/24/picture-258738-1369417785.jpg)
Приемы работы по освоению элементарных математических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере занятия «Веселая математика»)
Данная презентация использована для представления опыта работы на Педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/02/picture-795037-1464816043.jpg)
Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях.
В этой статье представлено обобщение опыта работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются основные этапы работы по формированию сенс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549112-1418408584.jpg)
Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»
Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721688-1449472489.jpg)
Материал опыта работы по теме «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»
В данном материале изложен опыт работы педагога с разнообразными техникам. Использование различных техник работы позволяет привлечь детей для занятий в творческом объединении " Декупа...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов с ограниченными возможностями здоровья.(ОВЗ)
Учебно-методические пособия...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/23/picture-1308539-1684815104.jpg)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1351783-1664987877.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...