Материал опыта работы по теме «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»
опыты и эксперименты
В данном материале изложен опыт работы педагога с разнообразными техникам. Использование различных техник работы позволяет привлечь детей для занятий в творческом объединении " Декупаж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_e.kotlo_.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Котло Эвелина Юрьевна
Калининский район ст. Старовеличковская
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ ст. Старовеличковской
Star.ddt@mail.ru
«Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации
творческого процесса»
Тезисы выступления:
- Творчество как один из основных факторов развития личности ребёнка.
- Использование техник лепки из различных материалов, декупаж, валяние в работе с детьми.
- Эффективность и результативность работы.
Демонстрация презентации во время выступления: (Слайд № 1).
Я являюсь педагогом дополнительного образования дома детского творчества ст. Старовеличковской МО Калининский район. Направление моей работы декоративно-прикладное творчество: лепка из различного материала, декупаж и валяние. (слайд №2) Поэтому тема моего выступления так и называется: «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение детства им удалось создать несколько действенных образов, но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Н.П. Сакулина.
Творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития способностей ребёнка. Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано. С первых лет жизни ребёнок бессознательно тянется по всему яркому и привлекательному, радуется когда видит блестящие игрушки, красочные цветы. Всё это вызывает у него чувство удовлетворения, заинтересованности. Слово «хорошо» рано входит в жизнь ребёнка. Не обладая в достаточной мере навыками устной речи, чтения и рисования, маленькие дети предпочитают художественный способ самовыражения. Который выступает для них способом адаптации к окружающему миру и способом общения с ним. Именно поэтому я использую в работе для развития творческих способностей детей различные техники декоративно-прикладного творчества: лепка из различных материалов, декупаж, валяние. Я заметила, что это процесс естественный и высокоэффективный. Очень важно поддерживать и поощрять ребёнка в самом начале его творческого пути и сказать первую формулу образования: «Всё ты можешь!» Первое поощрение требует продолжения. Ребёнок подрастает, а вместе с тем «расцветёт» и его опыт, необходимость познавать мир и самого себя. Главное при этом чтобы ребёнок как можно реже слышал слово «нет», которое гасит огонёк познания. Запрет для ребёнка – это тормоза, которые останавливает энергию развития, познания и творчества. Педагогам и родителям надо уметь дарить похвалу авансом, быть не равнодушными к любому проявлению творчества. «Таланты воспитываются поощрениями». (В. Освальд)- это надо помнить.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей. Наблюдая за ними я заметила, что результат в приобретении ими знаний и умений, навыков в декоративно-прикладном творчестве неплохой, дети работая в технике лепки, декупаж, валяние, проявляют не поддельный интерес, осваивают приёмы и способы работы.
Актуальность темы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Я считаю, что именно таких творчески активных людей должны воспитывать педагоги.
(слайд № 3) Цель моей работы: развитие креативных способностей способствующие повышению творческой активности, при изучении разнообразных техник декоративно- прикладного творчества.
Перед собой поставила следующие задачи:
- изучить различные современные техники и материалы декоративно-прикладного творчества;
- выявить их влияние на развитие личности ребёнка;
- познакомить детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами;
-воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус;
Затем построила следующий алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техники которая включает в себя следующие этапы: (слайд № 4)
1 этап знакомство с художественной техникой;
2 этап упражнения в художественной технике;
3 этап самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
Все мы понимаем что, успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приёмы использует педагог, чтобы довести до детей определённое содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности и инициативы.
Сейчас я хочу рассказать кратко о техниках которые использую в работе с детьми
(Слайд № 5) Лепка – пожалуй, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времён. В современное время лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к творческой деятельности. Работа в технике лепка одна из самых увлекательных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. (Слайд № 6) Лепка имеет важное значение, развивая мелкую моторику, пространственное мышление, формирует понятие о цвете, форме предметов. Благотворно влияет на нервную систему в целом. В своей работе я используя различный материал, это пластилин, солёное тесто, «холодный фарфор» и глина (полимерная глина). Каждый материал по своему составу разный, поэтому и подход к процессу работы особенный. Разнообразие материалов открывает новые грани талантов, даёт множество новых возможностей. (Слайд № 7) На занятиях дети с большим удовольствием лепят как отдельные фигурки, украшения, статуэтки, так и сюжетные композиции. В результате чего уже с раннего школьного возраста развивается детская фантазия.
Следующая техника Декупаж.
Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Это старинная техника, в наши дни снова вошла в моду. (слайд №8) Декупаж от французского слова «вырезать» представляет собой вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи. Декупаж это искусство декорирования различного вида поверхности(бумага, картон, стекло, дерево, пластик, металл, пеноплекс и многое другое). С помощью этой техники можно до неузнаваемости преобразить цветочные горшки, вазы, стаканы, рамки для фотографии, обычную коробку сделать праздничной, подарочной. Существует различные виды декупажа: прямой(классический), обратный, художественный(дымчатый), объёмный (3D декупаж) декопатч(лоскутный).
(слайд № 9) Своей целью на занятиях ставлю: Развитие креативных способностей учащихся в области декоративно-прикладного творчества.
- Воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к данной технике.
Задачи:
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- закрепление и расширение знаний и умений в технике Декупаж;
- мотивировать творческую деятельность учащихся,
Хочу обратить внимание на виды техник, которые чаще использую в работе с детьми:
(слайд №10) Прямой или классический декупаж– является базовой и наиболее распространённой техникой, которая лежит в основе остальных
(слайд №11) Обратный декупаж –обычно применяют для декорирования прозрачных стеклянных поверхностей. В этом случае рисунок клеится на обратную сторону стекла.
(Слайд №12) Объёмный декупаж - предполагает использование специальной пасты, кусочков ткани или натуральных материалов.
(слайд №13) В данный момент мы с детьми осваиваем, изучаем, применяем современный строительный материал такой как пеноплекс. Который органично вписывается в систему работы (слайд № 14)
С точки зрения педагогической практики «декупаж» является интересной, креативной и модной техникой среди детей.( слайд № 15) Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие творческого потенциала. Декупаж привлекает относительной простотой и разнообразием эффектов. Из множества видов ребёнок всегда может выбрать наиболее ему подходящий.
Следующая техника которую я применяю это Валяние.
(Слайд № 16) Валяние(фелтинг, фильцевание). Felt(английское слово)- [сущ.]войлок, фетр(глагол) валять шерсть, сбивать войлок. Это старинная техника. Сама увлекаясь валянием из шерсти, мне захотелось научить своих ребят этому ремеслу. Существует различные виды – сухое и мокрое валяние. (слайд № 17) Мокрое валяние – это валяние руками с помощью воды и мыла. Сухое – с помощью специальных игл. (слайд № 18) С детьми предпочитаю использовать мокрое валяние. Отдельно хочется отметить лечебные воздействия валяния на человека. Волокна шерсти мягко массируют точки наших ладоней и пальцев, а это области как известно отвечают за правильную работу всего организма.(слайд №19) К тому же процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее воздействие на организм. Шерсть экологический продукт, мягкий и пластичный материал, детям с ним работать очень легко. Занятия валянием помогает научиться сосредоточиться и сконцентрироваться. А результат работы оставляет только положительные эмоции, не говоря о радости которую приносят готовые работы.
(слайд №20) Детям очень нравится Живопись шерстью - это особый способ выражения своих эмоций, настроения, создания собственного шедевра без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной овечьей шерсти. Составление картин из шерсти развивает у детей воображение, мелкую моторику, развивает пластику рук и пальцев. Ребята, взяв в руки приятную на ощупь, разноцветную на вид прядь шерсти получают удовольствие. (слайд № 21) Дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия, разбираться в законах композиции, особенностях цветоведения, осваивая историю через способы и традиции войлоковаляния. В детских руках рождаются самые разные поделки: броши, бусы, цветы и сюжетные картины.
Опыт моей педагогической работы показывает, что изучая и применяя различные техники и материалы с которыми работают дети, позволяют им более широко раскрыть свои творческие способности (лепить, декорировать, валять). Каждая из этих техник – это маленькая игра. (слайд № 22) Дети увлекаются и подталкивают меня на поиск и применение новых техник в работе. Поэтому начинаю изучать и использовать новые техники и материалы с группой первого года обучения, затем усложняю и совершенствую с группами второго года обучения. И на мой взгляд мы с детьми достигаем отличных результатов.
Дети не просто лепят, валяют, декорируют, с интересом и увлечением, они учатся придавать изделию креативность с успехом осваивая все сенсорные этапы: цвет, форму, размер, фактуру, что развивает мелкую моторику пальцев рук.
Изучение различных техник и материалов показывает, что эта работа:
- способствует снятию детских страхов и не уверенности в себе;
- развивает уверенность в свои творческие возможности;
- развивает пространственное мышление;
- учит ребёнка свободно выражать свой замысел;
- побуждает к творческим поискам и решениям;
- учит работать с различными материалами;
- развивает чувство композиции ритма, колорита, цвет восприятия, чувства фактурности и объёмности.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Детская фантазия рождается в игре, поэтому я соединяю усвоение нового материала с разнообразными игровыми приёмами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Кроме того на занятиях использую игровые моменты: пальчиковые игры, игры на воображение. В процессе работы звучит музыка, что создаёт благоприятный микроклимат. Всё это помогает не допустить в творческий процесс однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Эта работа не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность в течении всего времени, отведённого на выполнения задания.
Вообще считаю, что чем разнообразнее материалы, тем интереснее с ними работать. У детей возникают новые идеи, они начинают экспериментировать, одним словом творить. Изучение и владение различными техниками, способствуют интенсивному развитию декоративно художественного творчества.
(слайд № 23) Результативность учащихся творческого объединения с каждым годом растёт: в 2015-2016 уч.году 2 победителя в краевых конкурсах, 2016 -2017 - 3 победителя в краевых конкурсах. Сама имею Грамоты за подготовку призеров в краевых конкурсах декоративно- прикладного творчества, Благодарственное письмо за развитие творческих способностей детей Главы администрации МО Калининский район.
(слайд № 24) Обмен опыта является одним из важных направление моей работы. Я провожу творческие мастерские для воспитателей детского сада, мастер-классы для педагогов дополнительного образования района и края, организую персональные выставки, участвую в семинарах. Размещаю материалы из личного опыта используя интернет- ресурсы: на личном мини сайте www.kotlo-evelina-yurevna.ru, а так же на сайте учреждения
В результате использованного опыта я пришла к выводу, что использование разнообразных техник повышает мотивацию ребёнка к выбранному виду деятельности. А создание ситуации успеха на занятиях декоративно- прикладным творчеством способствует достижению высоких результатов, появляется уверенность в собственные силы. Выполняя творческие задания, ребёнок находит средства самовыражения которые присущи ему самому.
(слайд № 25) Далеко не каждый может стать профессиональным скульптором, декоратором и дизайнером, но каждый может научится замечать вокруг себя красоту, реагировать на неё душевным порывом, продолжать её в в своей душе, мыслях действиях и творениях. Нужно помнить, что мы занимаемся с детьми творчеством не ради конечного результата, а ради процесса, в котором происходит воспитание раскрытие, развитие и познание.
Список литературы
1. Ганова, Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. В. Ганова ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1996. –16 с.
2. Игнатьева А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02: / А.В. Игнатьева ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1998. – 260 с.
3. Комаров Т.С. Детское художественное творчество.-М.: Мозаика – синтез, 2005.120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».
В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...
Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....
Обобщение опыта работы по теме: « Вклад уроков математики в развитии творчества».
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.Главное в педагогике...
Обобщение опыты работы по теме "Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"
Обобщение педагогического опыты по теме "Декоративно -прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"...
из опыта работы Бариновой Л.В.руководителя кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Главная идея моего опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей. Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь ...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Публичное представление педагогического опыта «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»
Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, разви...