Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"
консультация на тему
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Буюкли Оксана Павловна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСОВ «Родничок»,
г. Советский,
ХМАО-Югра
Консультация для родителей
"Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями
дошкольников с ОНР"
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ.
Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает
довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи. Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать,
постоянно ставя перед ребенком новые задачи.
Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би- ба-бо»), вашего ребенка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Начните отгадывание, с загадок, построенных на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводите загадки, содержащие метафору, т.е, такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»). Желательно при обучении отгадыванию загадок использовать наглядный материал. Сопровождайте отгадывание загадок с ребенком рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, ритмичность и плавность речи? ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Вы можете использовать потешки на протяжении всего дня, включая в различные режимные моменты; пробуждение, умывание, прием пищи и т.д.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем. Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить.
Список литературы:
- Антипова Ж.В. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2007 – 182с
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999 – 125с
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981 – 112с
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Соц.-полит. журн., 1994 – 96с
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976 – 127с
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи III уровня у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999 – 160с
- Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.
- Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968 – 367с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Консультация для педагогов на тему: " Сецифика работы учителя - логопеда в МБДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения"
Данный материал содержит информацию о том, какими дополнительными компетенциями должен владеть учитель - логопед, работающий в детском саду для детей с нарушением зрения, акцентирует внимание пе...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...