КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
план-конспект по теме
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи посредством развивающих технологий
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrov.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи посредством развивающих технологий
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Задачи
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составления из слогов слова и из слов - предложения;
Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
- Воспитание культуры межличностных отношений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз», Железнова Е. «Пальчиковые игры».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент:
Дети заходят в группу, встают полукругом.
- Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг. Слайд 2
Введение в тему занятия:
- Ребята, что это за звук?
- Ветер. Он все усиливается!
- Что это он принес?
- Письмо! Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта!
-Ребята, что такое остров?
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие. На чем мы можем отправиться на остров?
Отгадайте загадку:
На суше он родился
А на волнах морских сгодился.( на корабль)
Остров далеко, Поэтому мы должны хорошо подготовиться
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
СЛАЙД 5
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика) СЛАЙД 6
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
СЛАЙД 7
-Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!
Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...МИШКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что ...КИТ
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще...МЫШЬ
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ... ЖИРАФ
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... ВОЛК
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... СОЛОВЕЙ
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает ... КОРОВА
Над лесом солнца луч потух...
Крадётся царь зверей... ПЕТУХ!
- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).
Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)
-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].
- Молодцы! Ну, снова в путь! СЛАЙД 9
- Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК. СЛАЙД 10
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РЯ - РА — начинается игра.
РИ – РЫ - РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли
ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала
УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).
Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове?
- Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).
Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)
- Как обрадовались животные! Они весело запели! А нам пора плыть дальше, но послушаем их веселую песню и потренируем наши глазки!
«Электронная физминутка для глаз» И.А.Галкина СЛАЙД 13
- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы! (на экране появляется буква – В).
Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).
- Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это же крабы!
Пальчиковая гимнастика. (Железнова Е. «Пальчиковые игры»). ЗАПИСЬ
- Наш корабль причалил к берегу.
- Что это? Сундук.
- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.
- Какое слово получилось?
Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.
Ребят встречает Королева острова Правильной речи.
- Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка от жителей острова Красивой речи и их Королевы. Это воздушные шары. Я благодарю вас. Спасибо!
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе для детей и их родителей "Татьянин день"
Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки, обобщение и уточнение знаний, умений и навыков детей; умение слушать сверстников; чувство ответственности за свою команду; развивать...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: "Путешествие в цирк"
В данном конспекте представлено использование на логопедическом занятии компьютерной программы "Игры для Тигры"...
Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск
Цели занятия:1. Повторение букв.2. Закрепление навыка послогового чтения.3. Закрепление навыка звуко-буквенног...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»
Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1
Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2
Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Итоговое логопедическое занятие "Путешествие на Остров Правильной речи"
Занятие предназначено для старшей, подготовительной к школе групп. Включены задания по обучению грамоте, лексике и грамматике, на развитие внимания, памяти, мышления. К занятию предлагается презентаци...