КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
план-конспект по теме

Бижова Оксана Анатольевна

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи посредством развивающих технологий

 

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи посредством развивающих технологий

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».  

  Задачи 

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составления  из слогов слова и из слов - предложения;

Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;

Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

  • Воспитание культуры межличностных отношений.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Наглядный  (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);  
  • Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз», Железнова Е. «Пальчиковые игры».

     ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент:  

Дети заходят в группу, встают полукругом.

- Поздоровайтесь с гостями,

  Улыбнитесь всем вокруг,

  Руку дайте другу слева

  И скорей вставайте в круг.                       Слайд 2

Введение в тему занятия:

- Ребята, что это за звук?

- Ветер. Он все усиливается!

- Что это он принес?

- Письмо! Давайте прочитаем!

- “Помогите!  На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил  все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить!  Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

Королева Правильной речи.

- Здесь приложена карта!

-Ребята, что такое остров?

-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем  твердые согласные звуки?

- Каким цветом мы обозначаем  мягкие согласные звуки?

- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие. На чем мы можем отправиться на остров?

Отгадайте загадку:

На суше он родился

А на волнах морских сгодился.( на корабль)

Остров далеко, Поэтому мы должны хорошо подготовиться

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

СЛАЙД 5

Помоги нам, ветерок,

Паруса надуй, дружок!

- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика)                                         СЛАЙД 6

                           

Воздух свежий мы вдыхаем

 Руки к солнцу поднимаем

 Выдохнули, опустили

 И ещё раз повторили.

СЛАЙД 7

-Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!

Кукарекает спросонок

Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...МИШКА

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что ...КИТ

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще...МЫШЬ

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду ... ЖИРАФ

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый ... ВОЛК

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать ... СОЛОВЕЙ

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает ... КОРОВА

Над лесом солнца луч потух...

Крадётся царь зверей... ПЕТУХ!

- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)

-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук  [Зь].

- Молодцы! Ну, снова в путь!                                                                 СЛАЙД 9

- Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК.                                       СЛАЙД 10

 -Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.

РА – РЯ - РА — начинается игра.

РИ – РЫ - РИ – чисто говори

ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли

ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала

УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.

ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.

ЖУ – ЗУ - ЖУ -  я со звуками дружу.

ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.

БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.

РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.

- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)

- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.

Я  ДАЮ ЗАДАНИЕ  ВАМ:

ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!

СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...

ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!

ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.

-  Сколько слогов в слове?

- Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)

- Как обрадовались животные! Они весело запели! А нам пора плыть дальше, но  послушаем их веселую песню и потренируем наши глазки!

                          «Электронная физминутка для глаз» И.А.Галкина                  СЛАЙД 13

- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

- Назовите предложение. Сколько слов в предложении?  Назовите первое слово, второе, третье…

- Молодцы! (на экране появляется буква – В).

Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).

-  Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это  же крабы!

                     Пальчиковая гимнастика. (Железнова Е. «Пальчиковые игры»).           ЗАПИСЬ

-  Наш корабль причалил к берегу.

- Что это? Сундук.

- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.

- Какое слово получилось?

Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.

- Сколько букв в слове?

- Сколько звуков в слове?

- Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.

Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»

- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).

- Каким символом его обозначим?

- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.

Ребят встречает Королева острова Правильной речи.

- Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады   освобождению. Благодарят вас за помощь.

- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.

- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?

- Какое задание показалось самым трудным?  

- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка от жителей острова Красивой речи и их Королевы. Это воздушные шары. Я благодарю вас. Спасибо!

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе для детей и их родителей "Татьянин день"

Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки, обобщение и уточнение знаний, умений и навыков детей; умение слушать сверстников; чувство ответственности за свою команду; развивать...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: "Путешествие в цирк"

В данном конспекте представлено использование на логопедическом занятии компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск

Цели занятия:1.      Повторение букв.2.      Закрепление навыка послогового чтения.3.      Закрепление навыка звуко-буквенног...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»

Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1

Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2

Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Итоговое логопедическое занятие "Путешествие на Остров Правильной речи"

Занятие предназначено для старшей, подготовительной к школе групп. Включены задания по обучению грамоте, лексике и грамматике, на развитие внимания, памяти, мышления. К занятию предлагается презентаци...