Коррекционно-психологическое занятие "Храбрый паровозик"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Конспект занятия для школьников начальной школы для коррекции тревожности и страхов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hrabryyparovozik.docx | 427.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект сказкотерапевтического занятия с обучающимися 3-5 классов с расстройствами аутистического спектра.
Сказка «Храбрый паровозик».
ЦЕЛЬ: снижение тревожности, коррекция страхов, развитие коммуникативных навыков.
ЗАДАЧИ:
- Обогащение коммуникативного опыта в различных ситуациях общения.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Развитие диалогической речи (умение развернуто отвечать на вопросы).
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие активного творческого воображения и графомоторных навыков.
- Развитие выразительности эмоций и поведения.
- Создание эмоционально положительного настроя у участников занятия.
- Сплочение коллектива на основе совместной деятельности.
Возраст и категория участников: обучающиеся 3-5 классов с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями.
Оборудование:
- Музыка для релаксации.
- Один лист формата А4 для каждого участника.
- Цветные карандаши, фломастеры, шерсть, краски.
Часть занятия | Вид задания |
I. Организационный момент | - Приветствие - Составление правил группы - Упражнение «Градусник настроения» - Разминка «Канон» |
II. Основная часть | - Введение в сказку - Упражнение «Паровоз» - Продолжение сказки - Упражнение «Солнце. Туча» - Коллективное арт-терапевтическое упражнение «В заколдованном лесу» |
III. Итог | - Окончание сказки - Анализ сказки. Обсуждение. - Упражнение «Градусник настроения» - Завершение занятия. |
Приветствие
Педагог-психолог приветствует детей на занятии. Если участники не знакомы друг с другом, проводится процедура знакомства. Каждый ребенок пишет свое имя на небольшом листе бумаги и с помощью бэйджика прикрепляет его на груди.
Составление правил группы
Под руководством психолога группа знакомится (если группа уже знакомилась, то закрепляет) с правилами поведения на занятии:
- внимательно слушать всех участников группы
- не перебивать, когда кто-то говорит
- вести себя спокойно.
(С опорой на пиктограммы. Приложение 1)
Упражнение «Градусник настроения»
Участники по очереди говорят, какой цвет их эмоционального состояния на данный момент, используя шкалу «Градусника настроения». (Приложение 1)
Разминка «Канон»
Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди.
Психолог: Отлично! Мы построились. Теперь слушайте внимательно. Когда я хлопну в ладоши, первый человек в нашей цепочке поднимает вверх правую руку; услышав второй хлопок, руку поднимает стоящий за ним.
Когда правую руку поднимут все дети, они начинают поднимать левую руку.
Введение в сказку
Психолог: Сегодня мы с вами послушаем сказку про храбрый паровозик. Итак, готовы? Слушайте.
Жил на свете маленький паровозик. Был он совсем-совсем как большой: и дверцы у него были, чтоб заходить, и окошки, чтобы в них смотреть, и колёса, чтоб быстро ехать, только не было у него пассажиров. А паровозику этому очень-очень хотелось возить людей. «Все паровозы пассажиров возят, и я могу», - подумал маленький паровозик и поехал на остановку.
Упражнение «Паровоз»
Психолог: Ребята, давайте поможем нашему паровозику добраться до остановки?
Дети выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или плечи того, кто стоит впереди).
Психолог: Отлично! Все закрывают глаза, кроме первых – вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Задача первых – аккуратно, молча везти «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с ними; задача остальных – максимально «прислушаться» к стоящему впереди, повторяя все его движения.
По команде психолога дети останавливаются, первый встает в конец «паровоза», снова продолжается движение, пока все не побудут в роли ведущего и ведомого.
Продолжение сказки
Психолог:
Решил паровозик поехать на остановку. Встал на рельсы. Едет и видит, что дорога уходит в густой дремучий лес! Остановился паровозик и стало ему страшно. Дрожит он и боится через лес ехать. Не видел никогда паровозик такой темный лес. Что в этом лесу?
Упражнение «Солнце. Туча»
Психолог: Куда приехал наш паровозик? Правильно – в лес. В лесу много деревьев. Солнце выглядывает редко. Часто набегают серые тучи и становится совсем темно. Давайте поиграем в игру! На один хлопок нужно подпрыгнуть и сказать «солнце», на два хлопка – сесть на корточки и произнести «туча».
Дети свободно передвигаются по комнате под музыку пока не услышат условный сигнал.
Коллективное арт-терапевтическое упражнение «В заколдованном лесу»
Психолог: Паровозику страшно, он не решается ехать через лес. Как вы думаете, что такого страшного увидел в лесу наш герой? Давайте попробуем нарисовать это?
Дети вместе с помощью психолога изображают лес, используя различные материалы (краски, карандаши, шерсть, цветную бумагу). Каждый ребенок по возможности должен высказаться о том, чего мог испугаться в лесу паровозик.
Психолог: Действительно, получилось очень страшно! Давайте поможем паровозику проехать через такой лес? Что же нужно сделать? Попробуем из страшного сделать веселое! Теперь давайте переделаем этот лес.
Участники украшают лес бантиками, цветочками, бабочками, игрушками. Можно нарисовать воздушный шарик, конфеты на ветвях деревьев. Пугающих персонажей можно одеть в нарядный веселый костюм. Важно, чтобы каждый ребенок принял участие в трансформации страшного рисунка.
Психолог: Замечательно! Ребята, а что мы еще можем сделать, чтобы паровоз был храбрый и не боялся ехать через лес? Можно сделать ему большие и прочные колеса, чтобы он был быстрым. Крепкие вагоны, чтобы ему не были страшны дождь и ветер.
Рисунок выполняется совместно. Дети рисуют паровоз вместе с педагогом. Каждый ребенок должен принять участие.
Окончание сказки
Психолог:
Паровозик посмотрел на лес, и он не казался ему больше таким страшным. Он уверенно поехал через деревья, много интересного повстречал он на своем пути. А когда выбрался из леса, то увидел впереди остановку, на которой уже ждали пассажиры, чтобы отправиться в путь на храбром паровозике.
Анализ сказки «Храбрый паровозик»
Психолог предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.
1. О ком эта сказка?
2. Кто главный герой этой сказки?
3. Куда хотел поехать паровозик?
4. Что встретилось ему на пути?
5. Что мы сделали, чтобы паровозик стал храбрым?
6. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Обсуждение занятия
Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось.
Упражнение «Градусник настроения»
Участники по очереди говорят, изменился ли цвет их эмоционального состояния после занятия, используя шкалу «Градусника настроения». Если да, то объясняют почему.
Завершение занятия
Психолог: Пожалуйста, встаньте в круг. Давайте поблагодарим друг друга за занятие. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо». Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго участника и говорит: «Спасибо».
Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки. Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.
Приложение 1
Пиктограммы «Правила поведения»
«Градусник настроения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие на музыкальном паровозике»
Главной целью занятия является: создание условий для формирования у детей привычки к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность. Задачи которые ставятся для реализации пост...
Коррекционно-психологические игры и упражнения для детей с агрессивным поведением.
Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая приятна и близка каждому ребенку. В игре легко выв...
Коррекционно - психологическая программа «Снижения уровня тревожности, повышения самооценки, работа по страхам».
Коррекционно - психологическая программа для детей и подростков....
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Основы коммуникации» для обучающихся с НОДА и умеренной, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития 6.4 (вариант 2) 5-12 классы
Общение - условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Решающи...
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для детей ОВЗ, «Путешествие в страну мирного атома».
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для детей ОВЗ, «Путешествие в страну мирного атома»....