МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО
статья (11 класс)
Рассказывается об опыте работы школьного музея ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля Самарской области
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО
Лозовская Ольга Александровна
Афонина Тамара Дмитриевна
Директор ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля
Педагог доп. образования СП ДОД «Вдохновение»
ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля
Воспитание активного гражданина и патриота обновляющегося общества является сегодня одним из главных приоритетов государственной политики в сфере образования. ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля решает поставленную задачу посредством интеграции учебной и внеурочной деятельности, используя разнообразные методы и формы воспитания. На наш взгляд, эффективным средством формирования патриотических и гражданских чувств обучающихся является работа школьного музея.
Наш школьный музей с его разносторонней краеведческой и идейно – нравственной работой - хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и умная, добрая и содержательная. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во - первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во - вторых, материал для музея собирают все: школьники нынешнего поколения и те, кто был до них, учителя, родители и жители города. В– третьих, в музее, как нигде, переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним фотографии дорогих и близких людей на стенде, другим – история ВОВ, третьим -современная война, кто – то, замерев, изучает историю родного края. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В четвёртых, музей – это школа поиска, творчества и человеческого преображения.
Школьный музей «Времён связующая нить» выполняет важную задачу современной образовательной системы – оказание помощи и поддержки при вхождении школьников в мир социального опыта. Воспитательный процесс направлен на формирование у обучающихся новых жизненных установок. Мы воспитываем социально - активную личность, способную самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способную к сотрудничеству, отличающуюся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающую развитым чувством ответственности за свою судьбу, судьбу города и страны.
Фундаментальным условием эффективности работы школьного музея по формированию гражданских и патриотических качеств личности обучающихся является социокультурное партнёрство. Партнёрство с социумом города – это объединение ресурсов: интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно – досуговых, материально – технических, финансово – экономических. Каждый отдельный субъект социума - есть носитель определённых ценностей нашего общества. Объединённые общей социально - педагогической идеей, они стали востребованным ресурсом обучения и воспитания.
Рассмотрим подробнее роль каждого участника социально – педагогического партнёрства.
Семья- наиболее заинтересованный субъект социума в получении их ребёнком достойного воспитания, поэтому родители внесли большой вклад в создание и развитие музея, создав экспозицию «Быт жителей Кинеля вчера и сегодня», которая содержит предметы домашней утвари прошедших лет. Музейная комната «расцвела» от букетов на наволочках и скатертях, покрывалах и салфетках, изготовленных жительницами родного города. Рядом с экспозицией «Быт» находится стенд, посвящённый творчеству заслуженного художника России Ю. И. Филиппова, нашего земляка, запечатлевшего на своих полотнах кинельскую землю.
Посетители музея, любуясь красотой природы округа, ощущают душевную привязанность к родному краю.
Именно поэтому стали традиционными встречи с Кинельской поэтессой Л. А. Комаровой, в стихах которой Кинель, российский городок, предстаёт перед слушателями как «свежий воздуха глоток», наполненный любовью к родине.
Военкомат, ДОСААФ, всероссийская общественная организация ветеранов локальных боевых действий "Боевое братство". Партнёрство осуществляется под девизом «Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства».
В музее есть экспозиция «ЗащитникиОтечества». Она содержит воспоминания и подлинные фронтовые документы учителей школы - участников ВОВ, учеников школы – участников локальных боевых действий. Один из стендов содержит информацию о выпускнике Ефремове С. Н., погибшем при исполнении воинского долга в Афганистане. Ежегодно 15 февраля в музее проходят мероприятия, посвящённые памяти Сергея Николаевича, всех солдат и офицеров, погибших в теперь уже далёкой по времени войне. Накануне в музее проходят встречи с Героем Советского Союза Кучкиным Г. П и ветеранами афганских событий. Ученики школы рассказывают о своих достижениях в учёбе и спорте, о разрабатываемых ими социальных проектах, обещают хранить славные традиции защитников Родины.
Школьный музей – место встречи старшеклассников с представителями военного комиссариата Кинеля, с выпускниками школы, прошедшими службу в Российских вооружённых силах, скурсантами средних и высших военных заведений страны. Гости,отвечая на вопросы школьников, создают целостную картину современной армии как сложной составляющей российского государства. Каждый старшеклассник, который, заканчивая школу, планирует связать свою жизнь с армией, должен воспитать в себе дисциплинированность, трудолюбие, овладеть необходимыми знаниями.
25 мая 2016 года Главой городского округа Кинель Самарской области В. А. Чихиревым и командиром Крымской военно-морской базы капитаном Ι ранга Ю. С. Земским был подписано соглашение о развитии шефских связей и сотрудничестве между муниципальным образованием городской округ Кинель Самарской области и Крымской военно-морской базой Черноморского флота. В рамках этого соглашения в мае 2018 года был установлен памятник героям – черноморцам рядом с нашей школой.
В музее есть стенд с фотографиями противодиверсионного катера «Кинель», текст соглашения о развитии шефских связей и сотрудничестве между муниципальным образованием городской округ Кинель Самарской области и Крымской военно-морской базой Черноморского флота. Сейчас активисты музея с целью организации партнёрства с моряками - черноморцами наладили связь с родителями наших ребят - земляков, которые проходят службу в городе – герое Севастополе на военных морских судах.
Ветеранские организации предприятий города, предприятия города.
Яркими представителями этого субъекта социума города являются почётные граждане городского округа Кинель. Они встречаются в музее с учениками школы, где за круглым столом воспоминания о славном прошлом переплетаются с надеждами и желаниями молодых людей сохранить на родной земле жизнь, достойную будущих поколений. Эти встречи способствуют созданию проектов разной направленности. Проект «История старой фотографии» о первом почётном гражданине городского округа Кинель Кутикове М. М., именем которого названа одна из улиц, возник после встречи с почётным гражданином нашего города Богатовым А. И. Александр Иванович, рассказывая о себе, предоставил фотографии домашнего архива, среди которых оказалась фотография юноши в будёновке. Молодой человек на фото – Кутиков М. М. Проекты о Кутикове М. М., Богатове А. И. и других почётных гражданах Кинеля хранятся в музее школы.
Государственные и правоохранительные органы, молодёжные организации города.
Гражданин страны начинается с уважения законов своего государстваИменно поэтому формированию уважения к людям, которые работают в государственных, правоохранительных органах в музее школы уделяется большое внимание. В экспозиции о Полякове А.И., выпускнике школы 1954 года, собраны подлинные документы, фотографии, воспоминания Александра Ивановича, посвятившего жизнь борьбе с особо тяжкими преступлениями. В музее традиционными стали встречи старшеклассников с представителями прокуратуры, сотрудниками правоохранительных органонов города Кинеля, на которых обсуждаются вопросы, связанные с правовыми нормами существования общества. Для молодых людей, вступающих в жизнь такие встречи важны и необходимы.
Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Музей «Времен связующая нить» позволяет донести до умов и сердец школьников героические образы, высокие понятия, великие события отечественной истории. Он объединяет людей разных поколений, связанных воедино гражданственностью по отношению к государству и патриотизмом к Отчизне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)
В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...
Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"
Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.Отличительной чертой нашей программы явля...
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»
1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...
Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию....
МУЗЕЙ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО
в статье описывается опыт работы школьного музея "Времён связующая нить"...
Программа воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся 10 «А» класса «Ступени совершенства» на 2019-2020 уч. год
Как организовать процесс воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у старшеклассников.? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов...