Рабочая программа учителя-логопеда с детьми ОВЗ 1 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа «Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся с ОНР в 1 классе» составлена в соответствии с основными положениями Проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ. Частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, имеющих диагноз “ОНР” из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., “Организация логопедической работы в школе”. - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с. (Логопед в школе)
Программа предназначена для детей, имеющих к началу обучения низкий уровень готовности (по результатам усвоения программ дошкольного образования и итогам психолого-педагогической диагностики), обучающихся, которые нуждаются в специально созданных условиях обучения, показавших низкий уровень усвоения программы в первом классе и переведенных решением психолого-медико-педагогической комиссии в школу для обучающихся с ОВЗ. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического (психологического) развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_1_kl_fgos.docx | 189.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты–Мансийского автономного округа–Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» на заседании методического совета Руководитель методического совета КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Протокол №___ от «___»______2014г. Руководитель методического совета ____________Степанова О.Ю. | «Согласовано» Зам.директора по УВР КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ___________Рыбчук Т.А. «____»___________2014 г. | «Утверждено» Директор КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _____________ Энзель М.П. приказ № ____ от «____»______2014г. |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда с учащимися 1 класса школы VII вида.
«Профилактика дислексии и дисграфии у учащихся с ОНР в 1 классе»
учитель-логопед высшей квалификационной категории:
Замятина Татьяна Юрьевна
учебный год: 2014 – 2015
г.Урай
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся с ОНР в 1 классе» составлена в соответствии с основными положениями Проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ. Частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, имеющих диагноз “ОНР” из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., “Организация логопедической работы в школе”. - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с. (Логопед в школе)
Программа предназначена для детей, имеющих к началу обучения низкий уровень готовности (по результатам усвоения программ дошкольного образования и итогам психолого-педагогической диагностики), обучающихся, которые нуждаются в специально созданных условиях обучения, показавших низкий уровень усвоения программы в первом классе и переведенных решением психолого-медико-педагогической комиссии в специальную (коррекционную) школу VII вида. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического (психологического) развития.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Обучение грамоте.
Задачи:
1. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи.
2. Развитие фонематических процессов (звукового анализа и синтеза).
3. Формирование связной речи как средства и формы мыслительной деятельности.
- Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности.
- Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины)
4. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи в процессе практической
деятельности, без отрыва от реальной действительности.
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей навыков активного использования различных способов словообразования;
- уточнение используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
5. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
6. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков.
8. Расширение кругозора.
9. Привитие любви к русской речи, к родному языку.
При построении программы учитывались следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
- принцип системно-деятельностного подхода;
- принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
- принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
- принцип практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
- принцип комплексности (система занятий построена на межпредметных связях)
Устранение дефекта речи помогает ребенку реабилитироваться в социуме, почувствовать силу своих возможностей к реализации своего интеллектуального и творческого потенциала через проектную деятельность.
Логопедическое сопровождение, организованное посредством данной программы, предполагает проведение комплексных занятий, с учетом реализации межпредметных связей:
- Изодеятельность. (Рисуем мир, в котором мы живем.)
- Технология. (Учимся трудиться. Сделаем мир, в котором живем, прекраснее!)
- Этническая деятельность. (Учимся беречь мир, в котором мы живем!)
- Театрализованная деятельность (Учимся жить в социуме!)
- Художественная литература (Учимся слушать и анализировать родную речь)
- Математика (Учимся использовать и считать звуки, буквы, геом. фигуры и т.д.)
Метапредметными результатами изучения курса «Профилактики дисграфии и дислексии в 1-м классе» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта);
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя-логопеда;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя-логопеда;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем-логопедом плану;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: карандаш, цветные карандаши, ручку и т.д.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем-логопедом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
- способность характеризовать собственные знания, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (подгруппы);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать звуки, буквы, предложения;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять предложения, рассказы схемы слов и предложений моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- проявлять познавательный интерес к речевому высказыванию (устному и письменному);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; действовать по правилу и образцу, под руководством учителя-логопеда, с возрастающей долей самостоятельности;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя-логопеда, товарищей по классу на уроках, во время игр, практических действий, на экскурсиях;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
7. «Проект Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (приложение к приказу Минобразования России от 2013 г.)
8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44)
Исходной теоретической и методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е.Левиной (о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального образования), В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.
Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.
Структура курса
Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР и ЗПР 1 класса, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на один год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе (2-3 занятия в неделю), 66-99 часов в год. Количество проведенных занятий будет зависеть от тяжести речевого дефекта и динамики усвоения учебного материала. Учитель-логопед может увеличивать количество часов на данную тему до полного усвоения ребенком материала.
Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие
Сохранней всего бывает звукопроизношение: не все дети имеют нарушения в произношении звуков; количество детей с нарушениями звукопроизношения примерно такое же, как в популяции. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков (более двух третей от всех звуковых нарушений). Встречаются сигматизмы, чаще межзубное произнесение с, з, ц.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы. Это связано с недостаточностью в развитии фонематических процессов. У большинства детей рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только, два слога. Плохо ориентируются дети и при различении слов-паронимов, то есть слов, отличающихся одним звуком.
Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием собственно фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей, что впоследствии приводит к дисграфии.
Звуковой анализ слова
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый легкий вид; выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением: аист, окунь, утка. Нередко нужно прибегать к утрированному произнесению слова с усилением голоса на выделяемом звуке, чтобы добиться ответа. Встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак, кот, суп, сыр и т. д.).
Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (сум-ка). Трудно детям «оторвать» согласный от гласного в начале слова, если этот согласный взрывной (к, г). В данном случае тоже выделяют слог (ко-ты). Таким образом, одной из характерных ошибок первоклассников, испытывающих трудности формирования письма, при проведении звукового анализа является подмена его слоговым анализом.
Слоговой анализ слова
Но и при выполнении слогового анализа слова у детей тоже встречается много ошибок. Им, в первую очередь, трудно различить понятия «слог» и «звук», так как оба они обозначаются как «часть слова». Следующая трудность при расчленении слова на слоги состоит в том, что некоторые сонорные звуки (л', н', м', р', й) воспринимаются ими как слогообразующие, так как могут произноситься с призвуком гласного звука. В таком случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру-ль, так же как и ко-нь, ча-й и т.д.
Много ошибок допускают первоклассники при делении слов на слоги, если в слове оказывается два гласных звука рядом: например, в слове «аист» они не выделяют два слога.
Словарный запас
Поступающие в первый класс дети рассматриваемой группы обладают бедным и малодифференцированным словарным запасом. При назывании картинок, подобранных по определенным темам (цветы, деревья, посуда, одежда и т. д.), смешивают названия сходных предметов, называя блюдце тарелкой, чашку - кружкой, майку - рубашкой и т. д.. Первоклассники неуверенно пользуются словами-обобщениями, смешивают их (овощи-фрукты, одежда-обувь, ягоды-фрукты). Им трудно выполнить и задание на перечисление объектов, входящих в понятие более широкого объема: назвать, какие знает ягоды, цветы, фрукты и т. д. В основном, дети называют не более одного-двух предметов. Выполняя задание назвать детенышей животных, затрудняются в тех случаях, когда слова являются не однокоренными (собака - щенок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, корова - теленок, овца - ягненок).
Они обнаруживают недифференцированность и глагольного словаря: часто называют одним словом различные действия, совершаемые разными субъектами: человек ходит, черепаха ходит, конь ходит, белка ходит. Крайне мало в речи первоклассников прилагательных. Даже прилагательные, обозначающие цвет, представлены несколькими словами: белый, черный, красный, зеленый, синий. Нет четких названий при обозначении оттенков цветов: «Это не красный, а чуть красный (розовый)». Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные ограничиваются парой «большой - маленький».
Еще одна категория слов, плохо усвоенная детьми с речевым недоразвитием - слова-названия деталей предметов одежды, частей тела животных: кузов, кабина, руль у машины; рукав, манжеты, воротник у платья; панцирь, хобот, клюв.
Приведенные факты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о неспособности актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.
Бедность словаря детей с нарушением речи обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».
Грамматический строй и связная речь
Устная речь первоклассников с общим недоразвитием речи характеризуется тем, что они в основном правильно изменяют имена существительные по падежам, согласовывают прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это кажущееся отсутствие ошибок связано, в первую очередь, с тем, что в речи детей мало прилагательных, безударные окончания произносятся неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребенку. При попытках же пересказа текста, составления рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Появляются ошибки не только в управлении, то есть использовании падежных форм, но и в согласовании. Характерной ошибкой является опускание предлогов, особенно предлога в: «Живу Урае». Наблюдается смешение предлогов в и на в винительном и предложном падежах, предлогов с и из в родительном падеже, над и под в творительном падеже, под и из-под («под столом - из-под стола» воспроизводится как «под столом - под стола». Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм дают именительный и родительный падежи множественного числа, объективно трудные для различения всех вариантов окончаний и детям с нормальным речевым развитием.
Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения. Ребенок и не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. В какой-то мере такой низкий уровень развития связной речи обусловлен пробелами в воспитании и обучении в дошкольном детстве, а также социальной запущенностью. Известно, что связная речь развивается только при обучении.
Письменная речь
Письмо
Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся не готовый к обучению в школе ребенок, остаются непреодолёнными и в 1 классе. Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа: выделение первого звука, нахождение места звука, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова), а также последовательный звукобуквенный анализ слов типа кот. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с мягким знаком на конце и в середине слова, с йотированными гласными я, е, ё, к в начале слова или после гласных и ь и ъ.
В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в первом массовом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:
пропуски гласных букв в середине слова;
недописывание гласных букв на конце слова;
пропуски слогов;
перестановки букв;
вставка лишних букв;
персеверации.
Кроме данной группы ошибок, в письменных работах первоклассников с несформированностью навыков письма встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Постоянная замена одной буквы другой встречается не часто, обычно дети смешивают буквы (то есть наряду с ошибочным написанием бывает правильное, а также происходит двойная замена: то с на ш, то ш на с, например).
Причины таких замен и смешений разные. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки:
смешение глухих и звонких согласных п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж, в-ф;
смешение свистящих и шипящих согласных с-ш, з-ж
смешение аффрикат ч-ц, ч-щ, щ-с;
смешение лабиализованных гласных е-ю;
смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв а-я, о-е, у-ю, ы-и.
Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому сходству:
смешение гласных букв о-а, стоящих под ударением;
смешение строчных букв б-д, п-т, х-ж, л-м, н-ю, и-у, ч-ъ;
смешение прописных букв г-р.
Такие замены и смешения вызваны близостью элементов сравниваемых графем и, главное, тем, что их написание начинается одинаково. Контроль за двигательным актом во время письма должны осуществлять зрительный и кинестетический анализаторы. Но у младших школьников, не овладевших навыком письма должным образом, кинестезии еще не играют главной роли в предупреждении ошибок. Поэтому, написав первый элемент буквы, ребенок может далее ошибочно выбрать последующий элемент (и-у, б-д) или неправильно передать количество однородных элементов (л-м, п-т). Причиной таких ошибок И. Н. Садовникова считает неправомерное введение безотрывного письма с первых недель первого класса.
Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.
Чтение
К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие не знают некоторых букв, медленно, по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки, то есть переходы на соседнюю строчку. При чтении вслух отмечается наличие литеральных (буквенных), а иногда вербальных (словесных) замен, создается впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок.
Программа построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Содержание программы
Логопедическая работа направлена на осуществление коррекции устной и письменной речи. Специфика коррекционной деятельности будет зависеть с одной стороны, от речевого развития школьника и структуры его речевого дефекта, с другой – от психологических особенностей. Нарушения речи этой категории учащихся носят в основном системный характер, они затрагивают фонетико–фонематическую сторону речи, лексико–грамматический строй и связную речь. Логопедическое воздействие будет направлено на речевую систему в целом, включая работу над развитием психических процессов.
Содержание логопедических занятий организуется с учетом:
- «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» - А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой 1996 г., в котором раскрываются основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией;
- «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2;
- программно-методических материалов коррекционно-развивающего обучения начальной школы (составитель С.Г.Шевченко 1998 г.).
Содержание работы условно делится на несколько этапов. В течение коррекционного этапа осуществляется работа по преодолению нарушений письменной речи. Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях: на фонетическом (фонетико-фонематическом), лексико - грамматическом и синтаксическом уровнях. Учитель-логопед вправе выбирать или менять направления коррекционного обучения, опираясь на особенности восприятия учащегося с учетом основных видов ошибок; определять количество часов для повторения; исключать, добавлять, заменять темы логопедических занятий, при необходимости.
Диагностический этап.
Обследование письменной и устной речи учащихся. (Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. — М., 2002.)
Уточнение пространственно – временных представлений, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Результаты обследования фиксируются в протоколах обследования устной и письменной речи учащихся. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Коррекционный этап.
I) Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1) Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
2) Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии, необходимо приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты).
Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь даётся понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по артикуляторно-акустическим признакам.
II. Коррекционная работа на лексическом уровне.
Работа на лексическом уровне включает следующие направления:
-количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
-качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
-на лексическом уровне проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Знакомство с явлениями синонимии и антонимии слов. Знакомство с понятием «родственное слово». Отработка умения подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
-Знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.
-Уточнение сформированности языкового анализа и синтеза (представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги). Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание уделяется выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
III. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Логопедическая работа на этом уровне включает в себя следующие направления:
Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.
Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде. Активно вводится работа на уровне словосочетаний (выделение в тексте, составление, анализ).
Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.
Итоговый этап (обследование).
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка письменной речи учащихся, результаты заносятся в протоколы.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:
Учащиеся должны знать:
конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.
Учащиеся должны уметь:
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
отличать гласные звуки и буквы от согласных;
распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
пересказывать несложные тексты.
Логопедическое сопровождение
носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы:
- частично-поисковый;
- моделирование, конструирование;
- наглядные методы.
Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6-8 летнего возраста.
Работа с материалами различной фактуры, плотности, требует различной обработки, как посредством инструментария, так и без него, что приводит к развитию мелкой моторики рук. Другими словами, развитие речи на занятиях тесно связано с развитием мелкой моторики, что обусловлено, прежде всего, на физиологическом уровне, поэтому ведет к положительному результату в коррекционной работе.
В ходе выполнения заданий дети учатся программировать не только свою деятельность, но и свои высказывания, а также учатся распространять их, грамматически и логически правильно оформлять, пополнять и активизировать словарь, развивать коммуникативные навыки.
Логопедические занятия расширяют кругозор: знакомят с профессиями в ходе практической деятельности: без отрыва от реальной жизни, т. е дети “примеряют” на себя профессиональные образы. Развивают навыки ведения учебного монолога и диалога.
Красной строкой на логопедических занятиях проходит этнокультурное воспитание, через работу по проекту «Северные напевы»: ненавязчиво, кратко, интригующе, что и заставляет задуматься с детских лет над сохранением уникального мира, в котором мы живем.
Организация работы по программе.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 1– 4 обучающихся. Основными формами работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 40 минут, на индивидуальное занятие – 20 – 25 минут учебного времени. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Программа рассчитана на 33 учебные недели. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю, общая продолжительность их по программе может составлять от 66 до 99 часов. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и скорости усвоения материала детьми. В программе предложено перспективное и примерное календарно-тематическое планирование по годам обучения. Внесение изменений в такой план будет зависеть от степени тяжести речевых нарушений и уровня успешности детей. Темы могут повторяться или исключаться из плана на усмотрение учителя-логопеда по результатам логопедической работы. При необходимости курс коррекционно-развивающих занятий повторяется.
Методы коррекционной работы:
- методы повышения познавательной активности (анализ, сравнения, моделирование, вопросы, повторения, решение логических задач, экспериментирование);
- методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным материалом, создание ситуации творческого поиска, развитие готовности восприятия материала);
- методы повышения эмоциональной активности (элементы новизны, драматизация, воображение ситуаций, придумывание стихотворений, загадок);
- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм деятельности, постановка системы перспектив: ближней, средней и дальней);
- методы развития творчества, творческих качеств (мотивирование деятельности детей, проблемные задачи и ситуации, прогнозирование, предположения, догадка, творческие задания, дискуссии, создание креативного поля);
Система оценки и достижения планируемых результатов.
В качестве контроля проводится проверка письменной и устной речи (входная и итоговая диагностики). Результаты заносятся в протоколы обследования, динамика отражается в сводных таблицах.
Реализация коррекционно-развивающей работы ведется в соответствии с перспективным и календарно – тематическим планированием.
Календарно-тематическое планирование составляется на группу учащихся с учетом идентичности видов нарушений.
Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях, автоматизация и введение исправленного звука в спонтанную речь проводится и на групповых занятиях.
План работы по звукопроизношению
№ | Тема занятий | Задачи этапа | Используемая литература |
I | Подготовка артикуляционного аппарата. | 1.Знакомство с органами речи. 2.Развитие артикуляционного аппарата. 3.Работа над просодической стороной речи. | Профили, Г.В.Дедюхина «Логопедический массаж», Т.В.Будённая «Логопедическая гимнастика», Г.Н.Градусов «Путешествие в страну звуков». |
II | Постановка звука «з`» | 1.Формирование правильного уклада органов речи. 2.Развитие иннервации мышц языка, губ. 3.Работа над просодической стороной речи (дыхание). | Л.С.Волкова «Логопедия», О.В.Правдина «Логопедия», Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии». |
III | Автоматизация звука «з`». 1.Изолированно в играх и упражнениях 2.В прямых слогах зя, зё. 3.В обратных слогах узь, езь, азь, озь, изь . 4.Во всех позициях в словах. 5.В предложении. 6.В связном тексте. 7.В свободной речи. | 1.Отработка правильного произношения звука. 2.Развитие фонематического слуха. 3.Развитие артикуляционной моторики. 4.Развитие мелкой моторики. 5.Развитие просодической стороны речи. | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко -Серия «Домашняя тетрадь», Е.А.Пожеленко «Волшебный мир звуков и слов», Л.Г.Парамонова «Упражнения для развития речи», В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции», В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми», В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем», В.Волина «Игры в рифмы». |
IV | Дифференциация (в зависимости от нарушений у ребёнка). -В слогах. -В словах. -В предложении. -В связном тексте. | 1.Развитие фонематического восприятия. 2.Закрепление навыков артикуляторно-акустических дифференцировок. | Г.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно», Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить», В.Волина «Русский язык», Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», П.Д.Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР». |
Работа над звуком «з»
№ | Тема занятий | Задачи этапа | Используемая литература |
I | Подготовка артикуляционного аппарата. | 1.Знакомство с органами речи. 2.Развитие артикуляционного аппарата. 3.Работа над просодической стороной речи. | Профили, Г.В.Дедюхина «Логопедический массаж», Т.В.Будённая «Логопедическая гимнастика», Г.Н.Градусов «Путешествие в страну звуков». |
II | Постановка звука «з» | 1.Формирование правильного уклада органов речи. 2.Развитие иннервации мышц языка, губ. 3.Работа над просодической стороной речи (дыхание).
| Л.С.Волкова «Логопедия», О.В.Правдина «Логопедия», Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии». |
III | Автоматизация звука «з». 1.Изолированно в играх и упражнениях. 2.В прямых слогах за, зо… 3.В обратных слогах уз, ез, аз, оз, из . 4.Во всех позициях в словах. 5.В предложении. 6.В связном тексте. 7.В свободной речи. | 1.Отработка правильного произношения звука. 2.Развитие фонематического слуха. 3.Развитие артикуляционной моторики. 4.Развитие мелкой моторики. 5.Развитие просодической стороны речи. | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко -Серия «Домашняя тетрадь», Е.А.Пожеленко «Волшебный мир звуков и слов», Л.Г.Парамонова «Упражнения для развития речи», В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции», В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми», В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем», В.Волина «Игры в рифмы». |
IV | Дифференциация (в зависимости от нарушений у ребёнка). -В слогах. -В словах. -В предложении. -В связном тексте. | 1.Развитие фонематического восприятия. 2.Закрепление навыков артикуляторно-акустических дифференцировок. | Г.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно», Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить», В.Волина «Русский язык», Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», П.Д.Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР». |
План работы над постановкой звука «р`»
№ | Тема занятий | Задачи этапа | Используемая литература |
I | Подготовка артикуляционного аппарата. | 1.Знакомство с органами речи. 2.Развитие артикуляционного аппарата. 3.Работа над просодической стороной речи (сила выдыхаемой воздушной струи). | Профили, Г.В.Дедюхина «Логопедический массаж», Т.В.Будённая «Логопедическая гимнастика», Г.Н.Градусов «Путешествие в страну звуков». |
II | Постановка звука «р`» | 1.Формирование правильного уклада органов речи. 2.Развитие иннервации мышц языка, губ, щёк. 3.Работа над просодической стороной речи (дыхание).
| Л.С.Волкова «Логопедия», О.В.Правдина «Логопедия», Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии». Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говори правильно». |
III | Автоматизация звука «р`». 1.Изолированно в играх и упражнениях. 2.В слогах типа: тря, трё, три, трю, тре. 3. В прямых слогах ря, рё, рю, ри, ре. 4. В обратных слогах урь, ерь, арь, орь, ирь . 5.Во всех позициях в словах. 6.В предложении. 7.В связном тексте. 8.В свободной речи. | 1.Отработка правильного произношения звука. 2.Развитие фонематического слуха. 3.Развитие артикуляционной моторики. 4.Развитие мелкой моторики. 5.Развитие просодической стороны речи. | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко -Серия «Домашняя тетрадь», Е.А.Пожеленко «Волшебный мир звуков и слов», Л.Г.Парамонова «Упражнения для развития речи», В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции», В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми», В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем», В.Волина «Игры в рифмы». О.Д.Ларина «Говори правильно». |
IV | Дифференциация (в зависимости от нарушений у ребёнка). -В изолированном произношении звуков. -В слогах. -В словах. -В предложении. -В связном тексте. | 1.Развитие фонематического восприятия. 2.Закрепление навыков артикуляторно-акустических дифференцировок. | Г.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно», Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить», В.Волина «Русский язык», Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», П.Д.Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР». |
Работа над звуком «ш»
№ | Этапы занятий | Задачи этапа | Используемая литература |
I | Подготовка артикуляционного аппарата. | 1.Знакомство с органами речи. 2.Развитие артикуляционного аппарата. 3.Работа над просодической стороной речи. | Профили, Г.В.Дедюхина «Логопедический массаж», Т.В.Будённая «Логопедическая гимнастика», Г.Н.Градусов «Путешествие в страну звуков». |
II | Постановка звука «ш» | 1.Формирование правильного уклада органов речи. 2.Развитие иннервации мышц языка, губ.
| Л.С.Волкова «Логопедия», О.В.Правдина «Логопедия», Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии». |
III | Автоматизация звука «ш». 1.Изолированно в играх и упражнениях. 2. В обратных слогах уш, еш с ударным слогом, без ударения на слоге. 3. В прямых слогах ша, шо, шу, шэ, ши. 4.Во всех позициях в словах. 5.В предложении. 6.В связном тексте. 7.В свободной речи. | 1.Отработка правильного произношения звука. 2.Развитие фонематического слуха. 3.Развитие артикуляционной моторики. 4.Развитие мелкой моторики. 5.Развитие просодической стороны речи. | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко -Серия «Домашняя тетрадь», Е.А.Пожеленко «Волшебный мир звуков и слов», Л.Г.Парамонова «Упражнения для развития речи», В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции», В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми», В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем», В.Волина «Игры в рифмы». |
IV | Дифференциация (в зависимости от нарушений у ребёнка). -В изолированном произношении звуков. -В слогах. -В словах. -В предложении. -В связном тексте. | 1.Развитие фонематического восприятия. 2.Закрепление навыков артикуляторно-акустических дифференцировок. | Г.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно», Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить», В.Волина «Русский язык», Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», П.Д.Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР». |
Работа над звуком «щ»
№ | Этапы занятий | Задачи этапа | Используемая литература |
I | Подготовка артикуляционного аппарата. | 1.Знакомство с органами речи. 2.Развитие артикуляционного аппарата. 3.Работа над просодической стороной речи. | Профили, Г.В.Дедюхина «Логопедический массаж», Т.В.Будённая «Логопедическая гимнастика», Г.Н.Градусов «Путешествие в страну звуков». |
II | Постановка звука «щ» | 1.Формирование правильного уклада органов речи. 2.Развитие иннервации мышц языка, губ, щёк.
| Л.С.Волкова «Логопедия», О.В.Правдина «Логопедия», Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии». |
III | Автоматизация звука «щ». 1.Изолированно в играх и упражнениях. 2. В обратных слогах ущ, ещ с ударным слогом, без ударения на слоге. 3. В прямых слогах ща, що, щу, ще, щи. 4.Во всех позициях в словах. 5.В предложении. 6.В связном тексте. 7.В свободной речи. | 1.Отработка правильного произношения звука. 2.Развитие фонематического слуха. 3.Развитие артикуляционной моторики. 4.Развитие мелкой моторики. 5.Развитие просодической стороны речи. | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко -Серия «Домашняя тетрадь», Е.А.Пожеленко «Волшебный мир звуков и слов», Л.Г.Парамонова «Упражнения для развития речи», В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции», В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми», В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем», В.Волина «Игры в рифмы». |
IV | Дифференциация (в зависимости от нарушений у ребёнка). -В изолированном произношении звуков. -В слогах. -В словах. -В предложении. -В связном тексте. | 1.Развитие фонематического восприятия. 2.Закрепление навыков артикуляторно-акустических дифференцировок. | Г.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно», Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить», В.Волина «Русский язык», Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», П.Д.Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР». |
Перспективное планирование по профилактике дисграфии и дислексии.
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
Сентябрь | |||
1. | Общее понятие о речи. Речь устная и письменная. | ||
2. | Слово (слово – предмет, слово действие, слово – признак). Предложение. Схема предложения. | ||
3. | Деление предложений на слова. Схема предложения. Составление предложений по схеме. | ||
4. | Деление слова на слоги. Схема деления слов на слоги. (ма / ма) | ||
5. | Понятие об ударении. Ударение в словах. | ||
6. | Неречевые звуки. Звуки в речи. Звуки гласные и согласные. | ||
7. | Артикуляционный аппарат. Звуки гласные и согласные. Обозначение гласных и согласных на схеме. | ||
8. | Схема звукового анализа. Звуки гласные и согласные, Дифференциация звуков | ||
Октябрь | |||
1. | Гласный звук «а». Буквы «А, а». Схемы – обозначение. | ||
2. | Гласный звук «о». Буквы «О, о». Схемы – обозначение. | ||
3. | Гласный звук «и». Буквы «И, и». Схемы – обозначение. | ||
4. | Гласный звук «ы». Буква «ы». Схемы – обозначение. | ||
5. | Гласные звуки «а, о, и, ы». Буквы «а, о, и, ы». | ||
6. | Гласный звук «у». Буквы «У, у». Схемы – обозначение. | ||
7. | Согласные звуки «н, нь». Буквы «Н, н». Схема. Чтение и составление твердых и мягких слогов. | ||
8. | Согласные звуки «с, сь». Буквы «С, с». Схема. Чтение и составление твердых и мягких слогов. | ||
9. | Согласные звуки «к, кь». Буквы «К, к». Схема. Чтение и составление твердых и мягких слогов. | ||
Ноябрь | |||
1. | Согласные звуки «т, ть». Буквы «Т, т». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление слов. Звуковой анализ, схема. | ||
2. | Согласные звуки «л, ль». Буквы «Л, л». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
3. | Согласные звуки «р, рь». Буквы «Р, р». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
4. | Дифференциация звуков «р-л, рь-ль». Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
5. | Согласные звуки «в, вь». Буквы «В, в». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
6. | Буква «Ё, ё» (йотированная гласная). Показатель мягкости согласных. | ||
7. | Согласные звуки «п, пь». Буквы «П, п». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
8. | Согласные звуки «м, мь». Буквы «М, м». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
Декабрь | |||
1. | Согласные звуки «з, зь». Буквы «З, з». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление и чтение слов. Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
2. | Дифференциация звуков «с-з, сь-зь» (парные согласные). Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
3. | Согласные звуки «б, бь». Буквы «Б, б». Чтение и составление твердых и мягких слогов. Составление и чтение слов. Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
4. | Дифференциация звуков «п-б, пь-бь»» (парные согласные). Составление и чтение слов. Звуковой анализ, схема. | ||
5. | Согласные звуки «д, дь». Буквы «Д, д». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
6. | Дифференциация звуков «т-д, ть-дь»» (парные согласные). Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
7. | Буква «Я, я» (йотированная гласная). Показатель мягкости согласных. | ||
8. | Повторение гласных-согласных. Звуковой анализ и синтез слов. Различение понятий «предложение – слово». Схема предложения, определение количества слов в предложении, их порядок. | ||
Январь | |||
1. | Согласные звуки «г, гь». Буквы «Г, г». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
2. | Дифференциация звуков «к-г, кь-гь»» (парные согласные). Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
3. | Звук «ч». Буквы «Ч, ч». Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
4. | Буква «ь» - для обозначения мягкости согласных. | ||
5. | Буква «ь» - для обозначения мягкости на конце и в середине слова. | ||
6. | Звук «ш». Буквы «Ш, ш». Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
7. | Звук «ж». Буквы «Ж, ж». Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
Февраль | |||
1. | Дифференциация звуков «ш-ж»» (парные согласные). Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
2. | Буква «Ё, ё» (йотированная гласная). | ||
3. | Буква «Ё, ё» (йотированная гласная). Обозначение мягкого согласного. | ||
4. | Звук «й». Буква «й». | ||
5. | Согласные звуки «х, хь». Буквы «Х, х». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
6. | Буква «Ю, ю» (йотированная гласная). | ||
7. | Буква «Ю, ю» (йотированная гласная). Обозначение мягкого согласного. | ||
Март | |||
1. | Звук «ц». Буквы «Ц, ц». Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
2. | Звук «Э». Буквы «Э, э». Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
3. | Звук «щ». Буквы «Щ, щ» (ча – ща, чу – щу). Составление и чтение слов, предложений. Звуковой анализ, схема. | ||
4. | Согласные звуки «ф, фь». Буквы «Ф, ф». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
5. | Буквы «ь», «ъ». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
6. | Разделительный «ь». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
7. | Разделительный «ь». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
8. | Разделительный «ь» и «ъ». Составление и чтение слов, предложений Звуковой анализ и синтез, схема. | ||
Апрель | |||
1. | Гласные первого и второго ряда: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. | ||
2. | Парные согласные: п-б, т-д, к-г, в-ф, с-з, ш-ж (глухие звонкие). | ||
3. | Алфавит (работа со словарем, справочником). | ||
4. | Работа с текстом. Читать, пересказывать. | ||
5. | Работа с текстом. Читать, пересказывать. | ||
6. | Экскурсия в читальный зал, библиотеку. | ||
7. | Чтение текста. Пересказ. | ||
8. | Путешествие в страну «Читалия». | ||
Май | |||
1. | Составление творческого рассказа «я – школьник». | ||
2. | Поэтический праздник «Здравствуй, весна!» | ||
3. | Игра «Поле чудес» - на тему «Весна» | ||
4. | Итоговая диагностика | ||
5. | Итоговая диагностика | ||
6. | Итоговая диагностика |
Календарно-тематическое планирование
Список литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 160 с.
- Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов»;
- Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать»;
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно – развивающего обучения/ По. Ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002. – 240 с.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 112 с.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб.: «Речь», 2006. – 180 с.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1991.
- Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999 – 95 с.
- Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: Справ.-метод, пособие. М., 2005.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – групповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: «Гном – Пресс», 1998 -136с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. М.: «Гном – Пресс», 1999 - 128с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс обследование Фонематического слуха и готовности к звуковому анализу. М.: «Гном – Пресс», 1996 - 16с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.
- Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
- Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
- Логопедия в школе: Практический опыт./ Под. Ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 368 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.
- Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.
- Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.
- Методы обследования речи детей: / Под общей редакцией профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
- Новикова Е.В. «Речевые профили»;
- Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. / Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 144 с.
- Основы логопедической работы с детьми / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
- Павлушкова Н.Н., Харитонова Р.И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 152 с.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. СПб., 2001.
- Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2001.
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»;
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 121 с.
- Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»;
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1980.
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. — М., 2002.
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению.- СПб.: «Детство – Пресс», 2007. – 188 с.
- Худенко ЕД. Требования к планированию и анализу коррекционно-развивающих уроков // Развитие и коррекция. 1998. Вып. 2.
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студ. пед. училищ. М., 2002.
- Ястребова А.В., Спирова А.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1996.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Рабочая программа учителя -логопеда с детьми с ЗПР
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, пол...
Рабочая программа учителя логопеда для детей с СНР 1(подготовительный ) класс
Рабочая программа разработана для работы учителя-логопеда коррекционной школы....
рабочая программа учителя -логопеда легкая умственная отсталость 5 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 5 класса и 7классов на основе ФГОС О УО вариант 1Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающи...
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...