Рабочая программа учителя -логопеда с детьми с ЗПР
рабочая программа

Глотова Светлана Александровна

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и  направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционного курса:

«Логопедические занятия»  

2Г класс

(АООП для детей с ЗПР, вариант 7.2)

Учитель - логопед: Глотова Светлана Александровна

Пояснительная записка

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и  направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.2.

          Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими логопедическими  занятиями.
         Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час занятий, 34 учебные недели).      

        Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.

Форма проведения логопедических занятий - групповая. Длительность логопедических занятий 40 минут.

   

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

8

8

9

9

34


Планируемые результаты коррекционной работы:

К концу первого блока логопедических занятий учащиеся овладевают умением анализировать звуковой состав слова, уточняют и закрепляют правильное произношение звуков. На этой основе они усваивают ряд грамматических понятий: «гласные и согласные звуки и буквы»; «парные звонкие и глухие согласные»; «твердые и мягкие согласные»; «двойные согласные»; «предложение»; «слово»; «слог»; «перенос слова по слогам».

Восполнение пробелов в развитии оптико-пространственного анализа и синтеза.

- Развитие зрительного и буквенного гнозиса.

- Развитие зрительного анализа и синтеза.

- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).

- Формирование пространственного восприятия и представлений.

- Формирование  речевых   средств,  отражающих   зрительно-пространственные отношения.

- Развитие зрительно-моторных координаций.

Планируемые результаты коррекционной работы:

К концу второго блока логопедических занятий учащиеся овладевают умением анализировать цвет, форму, размер и величину предметов и букв, дифференцировать расположение элементов букв, запоминать последовательность и количество предметов и букв, ориентироваться в схеме собственного тела и окружающем пространстве, дифференцировать правые и левые части предмета, различать оптически сходные буквы и проводить четкую фонематическую дифференцировку звуков, которые они обозначают.

Восполнение пробелов в области овладения лексической и грамматической сторонами речи.

- Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

- Развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования.

- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.

- Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Планируемые результаты коррекционной работы:

К концу третьего блока коррекционного обучения учащиеся накапливают опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Создаются оптимальные условия для уточнения ряда грамматических понятий и совершенствования (закрепления) знаний определенных правил правописания.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

-Развитие навыков связного высказывания:

-Установление последовательности высказывания;

- Отбор языковых средств для построения высказывания;

- Совершенствование навыка строить и перестаивать предложения по заданным образцам.

Планируемые результаты коррекционной работы:

К концу четвертого блока у учащихся формируется:

- обобщенное представление о том, что предложение является смысловой и структурно-грамматической единицей;

- представления о порядке слов в предложении (способность устанавливать связь между словами);

- умение строить связные высказывания.

Основные задачи и направления работы оценочного этапа.

Оценка результативности коррекционной работы.

Оценка динамики работы с обучающимися.

Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы.

В результате  коррекционно-логопедического  воздействия  у  обучающихся  будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

-  внутренняя позиция школьника,

- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы,

- ориентация на моральные нормы и их выполнение

-  умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,

В сфере метапредметных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность:

-  принимать и сохранять учебную цель и задачу,

- планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане),

-контролировать и оценивать свои действия,

-вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

- использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-строить сообщения в устной и письменной форме

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь – текстов);

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- адекватно использовать прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой речи,

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Содержание

Речь. Предложение. Слово. Слова – предметы. Слова – действия. Слова – признаки. Звуки речи. Звук и буква.

Гласные и согласные звуки и буквы. Слог. Ударение. Слоговой состав слова.

Согласные звуки. Твёрдые  и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Буквы П – Б, звуки П-Пь, Б-Бь. Буквы В – Ф, звуки В-Вь, Ф-Фь. Буквы Г – К, звуки Г-Гь, К-Кь. Буквы Д – Т, звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы С – З. Звуки С – Сь, З – Зь. Буквы и звуки Ш – Ж. Парные согласные.

Буквы Р – Л. Звуки  Р – Рь, Л - Ль. Звуки и буквы С – Ш. Звуки и буквы З – Ж. Дифференциация С – Ц. Дифференциация Ч – Ц. Дифференциация Ч – Ть. Дифференциация согласных. Буквы и звуки Ш – Щ. Буквы Б – Д. Буквы П – Т. Буквы Л – М.  Дифференциация согласных букв.

Оценка результативности коррекционной работы.

Календарно – тематическое планирование

Темы занятий

Содержание коррекционной работы

Индивидуальные приёмы коррекционной работы с детьми с ЗПР (системное недоразвитие речи)

Дата план.

Дата факт.

1 четверть – 8 часов

1

Речь. Предложение.

Слово

Понятие «речь устная, письменная». Функции речи. Дифференциация понятий «текст» и «предложение». Предложение – единица речи. Закрепить навык выделения предложения из текста. Связь слов в предложении. Правописание предложений. (Заглавная буква, точка). Интонационная законченность предложений.

Дифференциация понятий «предложение» и «слово». Формировать навык определения количества и последовательности слов в предложении. Изменение смысла предложения в

зависимости от перестановки слов. Деформированное  предложение.

Использование условно  - графической схемы предложения, предметных картинок.

Использование графической схем слов (коротких полосок)

04.09

2

Слова - предметы

Живые, неживые предметы. Постановка вопроса. Формировать навыки образования форм единственного и множественного числа.

Использование полосок зелёного (живые) и синего (неживые) цвета

11.09

3

Слова - действия

Обучение постановке вопроса. Работа по словообразованию, словоизменению. Подбор

действия к предмету.

Опора на сюжетные и предметные картинки.

18.09

4

Слова - признаки

Формировать умение практического употребления слов, обозначающих качество предмета. Постановка вопроса. Словоизменение слов, обозначающих признак предмета. Составление

словосочетаний. Развитие умения согласования слов-предметов со словами-признаками.

Опора на сюжетные и предметные картинки. Развитие образного мышления.

25.09

5

Звуки речи. Звук и буква.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Органы речи. Дифференциация понятий «речевые» и

«неречевые» звуки. Уточнить и закрепить понятие о букве как о графическом образе звука. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Схемы звуков.

Способы образования звуков. Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Выделение из слов гласных и согласных. Составление схем слов. Синтез слов.

Попарное сравнение звучания и произношения акустически и артикуляционно сходных звуков. Развитие слухового внимания.

Формирование способа вычленения звука из слова – подчёркнутое его произнесение в слове. Развитие слухового внимания.

Попарное сравнение звучания и произношения акустически и артикуляционно сходных звуков. Развитие слухового внимания.

Использование условно – графической схемы звукового состава слова. Развитие слухового внимания.

02.10

6

Слог.

Слог - часть слова. Дифференциация понятий «слово» и «слог». Слогослияние. Деление слов на слоги. Графическое изображение слогов. Типы слогов. Графические схемы слогов: прямой или открытый, обратный или закрытый, слоги со стечением. Дифференциация открытых и закрытых

слогов, состоящих из одинаковых звуков.

Замена фишек, обозначающих гласные буквы, соответствующими печатными буквами (а. о, у, ы, и). Формирование навыка ориентира на гласную букву.

Развитие фонематического восприятия.

09.10

7

Слог.

Анализ слов различной слоговой структуры. Слогообразующая роль гласных. Одно-, двух- и трёхсложные слова со стечением согласных, состоящие из открытых слогов.  Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Последовательность слогов в словах. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов. Графические схемы слов. Перенос слов по слогам, правила переноса.

Развитие звукового анализа и синтеза. Использование плана – алгоритма выполнения задания. Развитие слогового анализа и синтеза. Демонстрация действий.

16.10

8

Ударение.

Соотнесение ритмического рисунка со структурой

слова.

Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и    слабая позиция гласных. Ударная и безударная гласные.

Демонстрация действий. Развитие слухового внимания.

23.10

2 четверть – 8 часов

9

Слоговой состав слова.

Самостоятельная работа.

Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

06.11

10

Согласные звуки. Твёрдые  и мягкие согласные.

Согласные твердые и мягкие, парные и непарные. Способы смягчения согласных на письме. Прямые слоги с гласными I и II ряда. Всегда твердые – Ж, Ш, Ц. Непарные мягкие – Ч, Щ, Й.

Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

13.11

11

Твёрдые  и мягкие согласные.

I способ смягчения согласных (с помощью гласных II ряда). Анализ слов-паронимов (вол –вёл). Практическое чтение пар слов с твердыми и мягкими согласными. Слоги и слова с твёрдыми и

мягкими согласными.

Умение самостоятельно правильно воспроизводить звуки, близкие по своим акустическим и артикуляционным свойствам.

20.11

12

Твёрдые и мягкие согласные.

II способ смягчения согласных (с помощью буквы Ь). Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова. Развитие навыков фонематического анализа. Анализ слов-паронимов: мел - мель,

угол - уголь, ел - ель…

Умение самостоятельно правильно воспроизводить звуки, близкие по своим акустическим и артикуляционным свойствам. Использование элементов кодирования.

27.11

13

Твёрдые и мягкие согласные.

Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Составление звуковых схем. Работа с деформированными предложениями. Звуковая мозаика. Разделительный  мягкий знак. Обозначение 2-х звуков йотированными гласными после разделительного мягкого знака.

Дополнительная опора (камень, вата). Использование тактильных ощущений. Речевой образец. Альтернативный выбор.

04.12

14

Твёрдые и мягкие согласные.

Разделительный  мягкий знак, составление звуковых схем.  Дифференциация Ь смягчителя и Ь разделителя. Слуховой диктант.

Демонстрация действий. Поэлементная инструкция. Использование бланковых заданий. Использование вариативных вопросов.

11.12

15

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Развитие кинестетических ощущений в работе голосовых связок. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания,  анализа, синтеза.

Исключается механическая связь буквы и изолированно произнесённого звука. Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями.

18.12

16

Буквы П – Б, звуки П-Пь, Б-Бь

Дифференциация П – Б, Пь - Бь изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Игра «Поймай звук в слове». Работа со словами – паронимами. «Доскажи словечко». Парные согласные П – Б на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Скороговорки. Загадки. Картинный диктант.

Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Использование слов – квазиомонимов, картинок на слова – квазиомонимы (палка – балка).

25.12

3 четверть – 9 часов

17

Буквы В – Ф, звуки В-Вь, Ф-Фь

Дифференциация В – Ф, Вь - Фь изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибок подними». Рерфокарты. Парные согласные В – Ф на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Загадки.

Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Использование элементов кодирования. Использование планов – алгоритмов выполнения задания.

15.01

18

Буквы Г – К, звуки Г-Гь, К-Кь

Дифференциация Г – К, Гь - Кь изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Работа со словами – паронимами. Парные согласные Г – К на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Комментированное письмо. Загадки. Составление слов.

Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Поэлементная инструкция.

22.01

19

Буквы Д – Т, звуки Д-Дь, Т-Ть

Дифференциация Д – Т, Дь - Ть изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Работа со словами – паронимами. Парные согласные Д – Т на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Слова – синонимы. Загадки. Кроссворд.

Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

29.01

20

Буквы С – З. Звуки С – Сь, З – Зь.

Дифференциация С – З, Сь - Зь в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Цифровой ряд. «Доскажи словечко». Пословицы и поговорки. Перфокарты. Парные согласные С – З на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Единственное и множественное число существительных.

Использование опорных карточек. Демонстрация действий.

12.02

21

Буквы и звуки Ш - Ж

Дифференциация Ш - Ж в слогах, словах, предложениях и тестах. Работа со словами – паронимами. Правописание жи – ши. Слова, обозначающие профессии.  Парные согласные Ш – Ж на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Единственное и множественное число существительных. Рассказ с картинками.

Использование элементов кодирования. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Использование планов – алгоритмов выполнения задания.

19.02

22

Парные согласные

Проверочная работа.

Использование бланков. Опорных карточек.

26.02

23

Буквы Р – Л. Звуки  Р – Рь, Л - Ль.

Дифференциация Р – Л, Рь - Ль в слогах, словах, предложениях и тестах.  «Шифровальщики». Цифровой ряд. Загадки. Предложения с картинками. Ответы на вопросы. Кроссворд.

Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление опорных карточек. Вариативные вопросы.

04.03

24

Звуки и буквы С - Ш

Дифференциация С – Ш в слогах, словах, предложениях и тестах.  «Шифровальщики». «Доскажи словечко». Чистоговорки. Зрительно – предупредительный диктант.

Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек.

11.03

25

Звуки и буквы З – Ж.

Дифференциация З – Ж в слогах, словах, предложениях и тестах.  «Шифровальщики». Цифровой ряд. Загадки. Предложения с картинками.

Использование элементов кодирования. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

18.03

4 четверть – 9 часов

26

Дифференциация С – Ц.

Дифференциация С – Ц в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Загадки. Составление словосочетаний по табличкам. Деформированные предложения.

Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

01.04

27

Дифференциация Ц - Ч

Дифференциация Ц – Ч в слогах, словах, предложениях и тестах. «Гимнастика ума». Звуковая мозаика. Перфокарты. «Угадай-ка». Деформированные предложения.

Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова.

08.04

28

Дифференциация Ч - Ть

Дифференциация Ч – Ть в слогах, словах, предложениях и тестах. «Шифровальщики». Цифровой ряд. Загадки. Предложения с картинками.

Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

15.04

29

Дифференциация согласных.

Диктант.

Использование вариативных вопросов.

22.04

30

Буквы и звуки Ш – Щ.

Дифференциация звуков и букв Ш – Щ. «Эхо». «Поймай звук». Цифровой ряд. Зашумованные буквы. «Шифровальщики». Загадки. Чистоговорки.

Исключается механическая связь буквы и изолированно произнесённого звука. Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Дополнительная опора (камень, вата). Использование тактильных ощущений.

29.04

31

Буквы Б – Д.

Дифференциация букв Б – Д, сходных по написанию. Зашумованные буквы. Дописывание элементов букв. Загадки. Предложения с недописанными буквами Б – Д.

Использование элементов мнемотехники. Использование зрительных ориентиров. Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

06.05

32

Буквы П - Т

Дифференциация букв П – Т, имеющих кинетическое сходство. Артикуляция звуков, «Опоры». Индивидуальные карточки. «Шифровальщики». Перфокарты.

Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Использование элементов мнемотехники, «опор».

13.05

33

Буквы Л - М

Дифференциация букв Л – М, сходных по количеству однородных элементов. «Шифровальщики». Пословицы. Исправление ошибок в тексте.

Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

20.05

34

Дифференциация согласных букв. Оценка результативности коррекционной работы.

Диктант.

Использование вариативных вопросов.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми ОВЗ 1 класс

Рабочая программа «Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся с ОНР в 1 классе»  составлена в соответствии с основными положениями Проекта Федерального государственного образовател...