Рабочая программа учителя -логопеда с детьми с ЗПР
рабочая программа
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционного курса Логопедические занятия для детей с ЗПР, Вариант 7.2 | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса: «Логопедические занятия» 2Г класс (АООП для детей с ЗПР, вариант 7.2) Учитель - логопед: Глотова Светлана Александровна |
Пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.2.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими логопедическими занятиями.
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час занятий, 34 учебные недели).
Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.
Форма проведения логопедических занятий - групповая. Длительность логопедических занятий 40 минут.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
8 | 8 | 9 | 9 | 34 |
Планируемые результаты коррекционной работы:
К концу первого блока логопедических занятий учащиеся овладевают умением анализировать звуковой состав слова, уточняют и закрепляют правильное произношение звуков. На этой основе они усваивают ряд грамматических понятий: «гласные и согласные звуки и буквы»; «парные звонкие и глухие согласные»; «твердые и мягкие согласные»; «двойные согласные»; «предложение»; «слово»; «слог»; «перенос слова по слогам».
Восполнение пробелов в развитии оптико-пространственного анализа и синтеза.
- Развитие зрительного и буквенного гнозиса.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).
- Формирование пространственного восприятия и представлений.
- Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
- Развитие зрительно-моторных координаций.
Планируемые результаты коррекционной работы:
К концу второго блока логопедических занятий учащиеся овладевают умением анализировать цвет, форму, размер и величину предметов и букв, дифференцировать расположение элементов букв, запоминать последовательность и количество предметов и букв, ориентироваться в схеме собственного тела и окружающем пространстве, дифференцировать правые и левые части предмета, различать оптически сходные буквы и проводить четкую фонематическую дифференцировку звуков, которые они обозначают.
Восполнение пробелов в области овладения лексической и грамматической сторонами речи.
- Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
- Развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
- Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Планируемые результаты коррекционной работы:
К концу третьего блока коррекционного обучения учащиеся накапливают опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Создаются оптимальные условия для уточнения ряда грамматических понятий и совершенствования (закрепления) знаний определенных правил правописания.
Восполнение пробелов в формировании связной речи
-Развитие навыков связного высказывания:
-Установление последовательности высказывания;
- Отбор языковых средств для построения высказывания;
- Совершенствование навыка строить и перестаивать предложения по заданным образцам.
Планируемые результаты коррекционной работы:
К концу четвертого блока у учащихся формируется:
- обобщенное представление о том, что предложение является смысловой и структурно-грамматической единицей;
- представления о порядке слов в предложении (способность устанавливать связь между словами);
- умение строить связные высказывания.
Основные задачи и направления работы оценочного этапа.
Оценка результативности коррекционной работы.
Оценка динамики работы с обучающимися.
Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы.
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника,
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы,
- ориентация на моральные нормы и их выполнение
- умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
В сфере метапредметных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность:
- принимать и сохранять учебную цель и задачу,
- планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане),
-контролировать и оценивать свои действия,
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-строить сообщения в устной и письменной форме
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь – текстов);
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно использовать прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой речи,
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Содержание
Речь. Предложение. Слово. Слова – предметы. Слова – действия. Слова – признаки. Звуки речи. Звук и буква.
Гласные и согласные звуки и буквы. Слог. Ударение. Слоговой состав слова.
Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Буквы П – Б, звуки П-Пь, Б-Бь. Буквы В – Ф, звуки В-Вь, Ф-Фь. Буквы Г – К, звуки Г-Гь, К-Кь. Буквы Д – Т, звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы С – З. Звуки С – Сь, З – Зь. Буквы и звуки Ш – Ж. Парные согласные.
Буквы Р – Л. Звуки Р – Рь, Л - Ль. Звуки и буквы С – Ш. Звуки и буквы З – Ж. Дифференциация С – Ц. Дифференциация Ч – Ц. Дифференциация Ч – Ть. Дифференциация согласных. Буквы и звуки Ш – Щ. Буквы Б – Д. Буквы П – Т. Буквы Л – М. Дифференциация согласных букв.
Оценка результативности коррекционной работы.
Календарно – тематическое планирование
№ | Темы занятий | Содержание коррекционной работы | Индивидуальные приёмы коррекционной работы с детьми с ЗПР (системное недоразвитие речи) | Дата план. | Дата факт. | |
1 четверть – 8 часов | ||||||
1 | Речь. Предложение. Слово | Понятие «речь устная, письменная». Функции речи. Дифференциация понятий «текст» и «предложение». Предложение – единица речи. Закрепить навык выделения предложения из текста. Связь слов в предложении. Правописание предложений. (Заглавная буква, точка). Интонационная законченность предложений. Дифференциация понятий «предложение» и «слово». Формировать навык определения количества и последовательности слов в предложении. Изменение смысла предложения в зависимости от перестановки слов. Деформированное предложение. | Использование условно - графической схемы предложения, предметных картинок. Использование графической схем слов (коротких полосок) | 04.09 | ||
2 | Слова - предметы | Живые, неживые предметы. Постановка вопроса. Формировать навыки образования форм единственного и множественного числа. | Использование полосок зелёного (живые) и синего (неживые) цвета | 11.09 | ||
3 | Слова - действия | Обучение постановке вопроса. Работа по словообразованию, словоизменению. Подбор действия к предмету. | Опора на сюжетные и предметные картинки. | 18.09 | ||
4 | Слова - признаки | Формировать умение практического употребления слов, обозначающих качество предмета. Постановка вопроса. Словоизменение слов, обозначающих признак предмета. Составление словосочетаний. Развитие умения согласования слов-предметов со словами-признаками. | Опора на сюжетные и предметные картинки. Развитие образного мышления. | 25.09 | ||
5 | Звуки речи. Звук и буква. Гласные и согласные звуки и буквы. | Органы речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. Уточнить и закрепить понятие о букве как о графическом образе звука. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Схемы звуков. Способы образования звуков. Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Выделение из слов гласных и согласных. Составление схем слов. Синтез слов. Попарное сравнение звучания и произношения акустически и артикуляционно сходных звуков. Развитие слухового внимания. | Формирование способа вычленения звука из слова – подчёркнутое его произнесение в слове. Развитие слухового внимания. Попарное сравнение звучания и произношения акустически и артикуляционно сходных звуков. Развитие слухового внимания. Использование условно – графической схемы звукового состава слова. Развитие слухового внимания. | 02.10 | ||
6 | Слог. | Слог - часть слова. Дифференциация понятий «слово» и «слог». Слогослияние. Деление слов на слоги. Графическое изображение слогов. Типы слогов. Графические схемы слогов: прямой или открытый, обратный или закрытый, слоги со стечением. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков. | Замена фишек, обозначающих гласные буквы, соответствующими печатными буквами (а. о, у, ы, и). Формирование навыка ориентира на гласную букву. Развитие фонематического восприятия. | 09.10 | ||
7 | Слог. | Анализ слов различной слоговой структуры. Слогообразующая роль гласных. Одно-, двух- и трёхсложные слова со стечением согласных, состоящие из открытых слогов. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Последовательность слогов в словах. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов. Графические схемы слов. Перенос слов по слогам, правила переноса. | Развитие звукового анализа и синтеза. Использование плана – алгоритма выполнения задания. Развитие слогового анализа и синтеза. Демонстрация действий. | 16.10 | ||
8 | Ударение. | Соотнесение ритмического рисунка со структурой слова. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласных. Ударная и безударная гласные. | Демонстрация действий. Развитие слухового внимания. | 23.10 | ||
2 четверть – 8 часов | ||||||
9 | Слоговой состав слова. | Самостоятельная работа. | Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. | 06.11 | ||
10 | Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. | Согласные твердые и мягкие, парные и непарные. Способы смягчения согласных на письме. Прямые слоги с гласными I и II ряда. Всегда твердые – Ж, Ш, Ц. Непарные мягкие – Ч, Щ, Й. | Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. | 13.11 | ||
11 | Твёрдые и мягкие согласные. | I способ смягчения согласных (с помощью гласных II ряда). Анализ слов-паронимов (вол –вёл). Практическое чтение пар слов с твердыми и мягкими согласными. Слоги и слова с твёрдыми и мягкими согласными. | Умение самостоятельно правильно воспроизводить звуки, близкие по своим акустическим и артикуляционным свойствам. | 20.11 | ||
12 | Твёрдые и мягкие согласные. | II способ смягчения согласных (с помощью буквы Ь). Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова. Развитие навыков фонематического анализа. Анализ слов-паронимов: мел - мель, угол - уголь, ел - ель… | Умение самостоятельно правильно воспроизводить звуки, близкие по своим акустическим и артикуляционным свойствам. Использование элементов кодирования. | 27.11 | ||
13 | Твёрдые и мягкие согласные. | Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Составление звуковых схем. Работа с деформированными предложениями. Звуковая мозаика. Разделительный мягкий знак. Обозначение 2-х звуков йотированными гласными после разделительного мягкого знака. | Дополнительная опора (камень, вата). Использование тактильных ощущений. Речевой образец. Альтернативный выбор. | 04.12 | ||
14 | Твёрдые и мягкие согласные. | Разделительный мягкий знак, составление звуковых схем. Дифференциация Ь смягчителя и Ь разделителя. Слуховой диктант. | Демонстрация действий. Поэлементная инструкция. Использование бланковых заданий. Использование вариативных вопросов. | 11.12 | ||
15 | Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Развитие кинестетических ощущений в работе голосовых связок. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа, синтеза. | Исключается механическая связь буквы и изолированно произнесённого звука. Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. | 18.12 | ||
16 | Буквы П – Б, звуки П-Пь, Б-Бь | Дифференциация П – Б, Пь - Бь изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Игра «Поймай звук в слове». Работа со словами – паронимами. «Доскажи словечко». Парные согласные П – Б на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Скороговорки. Загадки. Картинный диктант. | Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Использование слов – квазиомонимов, картинок на слова – квазиомонимы (палка – балка). | 25.12 | ||
3 четверть – 9 часов | ||||||
17 | Буквы В – Ф, звуки В-Вь, Ф-Фь | Дифференциация В – Ф, Вь - Фь изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибок подними». Рерфокарты. Парные согласные В – Ф на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Загадки. | Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Использование элементов кодирования. Использование планов – алгоритмов выполнения задания. | 15.01 | ||
18 | Буквы Г – К, звуки Г-Гь, К-Кь | Дифференциация Г – К, Гь - Кь изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Работа со словами – паронимами. Парные согласные Г – К на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Комментированное письмо. Загадки. Составление слов. | Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Поэлементная инструкция. | 22.01 | ||
19 | Буквы Д – Т, звуки Д-Дь, Т-Ть | Дифференциация Д – Т, Дь - Ть изолированно, в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Работа со словами – паронимами. Парные согласные Д – Т на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Слова – синонимы. Загадки. Кроссворд. | Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. | 29.01 | ||
20 | Буквы С – З. Звуки С – Сь, З – Зь. | Дифференциация С – З, Сь - Зь в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Цифровой ряд. «Доскажи словечко». Пословицы и поговорки. Перфокарты. Парные согласные С – З на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Единственное и множественное число существительных. | Использование опорных карточек. Демонстрация действий. | 12.02 | ||
21 | Буквы и звуки Ш - Ж | Дифференциация Ш - Ж в слогах, словах, предложениях и тестах. Работа со словами – паронимами. Правописание жи – ши. Слова, обозначающие профессии. Парные согласные Ш – Ж на конце слов и перед согласными. Подбор проверочных слов. Единственное и множественное число существительных. Рассказ с картинками. | Использование элементов кодирования. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Использование планов – алгоритмов выполнения задания. | 19.02 | ||
22 | Парные согласные | Проверочная работа. | Использование бланков. Опорных карточек. | 26.02 | ||
23 | Буквы Р – Л. Звуки Р – Рь, Л - Ль. | Дифференциация Р – Л, Рь - Ль в слогах, словах, предложениях и тестах. «Шифровальщики». Цифровой ряд. Загадки. Предложения с картинками. Ответы на вопросы. Кроссворд. | Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление опорных карточек. Вариативные вопросы. | 04.03 | ||
24 | Звуки и буквы С - Ш | Дифференциация С – Ш в слогах, словах, предложениях и тестах. «Шифровальщики». «Доскажи словечко». Чистоговорки. Зрительно – предупредительный диктант. | Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. Составление и использование опорных карточек. | 11.03 | ||
25 | Звуки и буквы З – Ж. | Дифференциация З – Ж в слогах, словах, предложениях и тестах. «Шифровальщики». Цифровой ряд. Загадки. Предложения с картинками. | Использование элементов кодирования. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. | 18.03 | ||
4 четверть – 9 часов | ||||||
26 | Дифференциация С – Ц. | Дифференциация С – Ц в слогах, словах, предложениях и тестах. Слоговые таблицы. Загадки. Составление словосочетаний по табличкам. Деформированные предложения. | Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. | 01.04 | ||
27 | Дифференциация Ц - Ч | Дифференциация Ц – Ч в слогах, словах, предложениях и тестах. «Гимнастика ума». Звуковая мозаика. Перфокарты. «Угадай-ка». Деформированные предложения. | Использование элементов мнемотехники. Слуховая дифференциация на фоне уточнения звуковой структуры слова. | 08.04 | ||
28 | Дифференциация Ч - Ть | Дифференциация Ч – Ть в слогах, словах, предложениях и тестах. «Шифровальщики». Цифровой ряд. Загадки. Предложения с картинками. | Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. | 15.04 | ||
29 | Дифференциация согласных. | Диктант. | Использование вариативных вопросов. | 22.04 | ||
30 | Буквы и звуки Ш – Щ. | Дифференциация звуков и букв Ш – Щ. «Эхо». «Поймай звук». Цифровой ряд. Зашумованные буквы. «Шифровальщики». Загадки. Чистоговорки. | Исключается механическая связь буквы и изолированно произнесённого звука. Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Дополнительная опора (камень, вата). Использование тактильных ощущений. | 29.04 | ||
31 | Буквы Б – Д. | Дифференциация букв Б – Д, сходных по написанию. Зашумованные буквы. Дописывание элементов букв. Загадки. Предложения с недописанными буквами Б – Д. | Использование элементов мнемотехники. Использование зрительных ориентиров. Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. | 06.05 | ||
32 | Буквы П - Т | Дифференциация букв П – Т, имеющих кинетическое сходство. Артикуляция звуков, «Опоры». Индивидуальные карточки. «Шифровальщики». Перфокарты. | Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Использование элементов мнемотехники, «опор». | 13.05 | ||
33 | Буквы Л - М | Дифференциация букв Л – М, сходных по количеству однородных элементов. «Шифровальщики». Пословицы. Исправление ошибок в тексте. | Опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. | 20.05 | ||
34 | Дифференциация согласных букв. Оценка результативности коррекционной работы. | Диктант. | Использование вариативных вопросов. | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС
Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...
"Как написать рабочую программу учителя-логопеда"
Презентация...
Рабочая программа учителя-логопеда с детьми ОВЗ 1 класс
Рабочая программа «Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся с ОНР в 1 классе» составлена в соответствии с основными положениями Проекта Федерального государственного образовател...