Методическая разработка урока по теме: "Органы чувств - окно в большой мир".
методическая разработка (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_organy_chuvstv.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Органы чувств – окно в большой мир».
Учитель ГБОУ школы №613 Московского района Санкт-Петербурга
Жерело Любовь Валентиновна.
Тема: «Органы чувств – окно в большой мир».
Цели:
- закрепить и обобщить знания и навыки учащихся об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о гигиене органов чувств, которые помогут им адаптироваться в социальной среде;
- повторить и закрепить знания о цвете, форме, размере предметов;
- содействовать развитию логического мышления.
Задачи: после урока учащиеся смогут:
- показать и назвать части тела и органы чувств человека;
- применять в повседневной жизни знания и навыки по свойствам и гигиене органов чувств, полученные на уроке;
- узнавать и различать по вкусу и запаху предметы и продукты питания.
Оборудование: мультимедийная система с презентацией «Органы чувств», магнитола, диск с мелодией И.Крутого «Когда я закрываю глаза», учебник Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 2 класс. – М.: АРКТИ, 2003. – 120с.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд 1 – Добро пожаловать к нам на урок!
- Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на урок! Давайте поздороваемся с ними!
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
(Дети встают возле своих парт.)
- Здравствуйте – ты скажешь человеку,
Здравствуй – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет!
- Здравствуйте, наши гости, здравствуйте, ребята, будьте здоровы!
- Ребята, сегодня утром почтальон принёс в наш класс письмо. Давайте его откроем и посмотрим, что в нём.
Итак, письмо нам прислал мальчик Серёжа, помогла написать письмо Серёже мама. Вот фотография Серёжи.
Что же он нам пишет:
«Ребята, здравствуйте! Меня зовут Серёжа, мне 6 лет. В следующем году я иду в школу, в 1 класс. Но я очень часто болею. Я очень хочу учиться в школе, и не хочу пропускать уроки по болезни. Помогите мне, пожалуйста. Вы ведь уже учитесь в 6 классе. Расскажите, что нужно делать, чтобы не болеть. Очень жду от Вас письмо с ответом».
- Ребята, мальчику Серёже нужна наша помощь.
- Поможем ему?
- Да.
- Мы поздоровались, пожелали друг другу здоровья.
- А здоровы мы тогда, когда здоровы все наши органы, все части нашего тела.
- Ребята, а давайте вспомним, какие части тела человека мы знаем.
- Повторение знаний о частях тела человека.
Слайд 2 – Части тела человека.
- Наше тело устроено так: сверху – голова, затем – шея и туловище. У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги.
(Дети по просьбе учителя по очереди выходят к доске и показывают части тела).
Одновременно с этим учитель просит открыть учебник, где закладка, и пальчиком показывать части тела там.
Слайд 3 – Ребята подняли руки вверх.
- Ребята, посмотрите на картинку. Что делают мальчики и девочки на картинке?
- Мальчики и девочки подняли руки вверх.
- Покажите, где у вас руки? Давайте поднимем свои руки вверх также, как ребята на картинке.
- Сколько всего рук у человека? Считаем – 1, 2. Две руки, или пара рук.
- Сколько ног у человека? Считаем – 1, 2. Две ноги, или пара ног.
- У нас 2 ноги и 2 руки. Чего больше – рук или ног? (2 ноги и 2 руки – рук и ног одинаковое количество.)
- Потопали ножками под партой.
- Молодцы!
- Покажите, где у вас голова? Сколько у нас голов? (Одна голова.)
- Для чего нам нужны руки? (Руками мы пишем, несём сумку, держим ложку во время еды, готовим еду, убираемся дома – всё это помогают нам делать наши руки.)
- Для чего нам нужны ноги? Что мы делаем с помощью ног? (С помощью ног мы ходим, прыгаем, бегаем.)
- Ребята, что бы мы с вами делали, если бы у нас не было рук и ног. Руки и ноги – это большие наши помощники.
- Кроме рук и ног у нас есть ещё помощники. Послушайте, что это за помощники.
Учитель читает стихотворение:
Есть 5 помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- О каких пяти помощниках говорится в стихотворении? (- В стихотворении говорится об органах чувств.)
- Повторение и обобщение знаний об органах чувств и гигиене органов чувств.
Слайд 4 – Органы чувств.
- Сегодня мы поговорим с вами об органах чувств, вспомним, что знаем об этих пяти помощниках, без которых наша жизнь была бы невозможна. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как нужно беречь органы чувств, чтобы не болеть. И расскажем об этом Серёже.
Глаза – орган зрения.
- Ребята, что такое мяч? (Мяч.)
- Какого цвета этот мяч? (Мяч зелёный.)
- Какой формы мяч? (Мяч круглый.)
- Какого размера этот мяч? Он большой или маленький? (Маленький.)
- Закройте глаза. Правда, ведь ничего не видно?
- Нет.
- Темно и даже немного страшно.
- Откройте глаза. Посмотрите, сколько цветов нас окружает, какой красивый у нас класс.
- Что помогло нам увидеть мяч, назвать его цвет, форму, размер, увидеть всё, что находится у нас в классе?
- Наши глаза.
Слайд 5 – Глаза – орган зрения.
Благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает, видеть цвета, друг друга, своих родных и близких, можем видеть свою маму.
- Сколько у человека глаз?
- Два глаза, или пара глаз.
- Глаза бывают разного цвета.
Слайд 6 – Цвет глаз.
Зелёные, голубые, серые, коричневые (карие).
(Учитель раздаёт зеркала.)
- Посмотрите на свои глаза в зеркало и скажите, какого цвета ваши глазки.
- Какого цвета глаза у меня?
- По глазам можно угадать настроение.
Слайд 7 - Глаза и настроение.
Умеют они и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
Давайте определим настроение мальчиков по глазам?
- Что делает этот мальчик?..и т.д. (Смеётся, грустит, плачет…)
Гигиена глаз.
- Глаза - это наш орган зрения, очень хрупкий орган. Поэтому нужно очень бережно относиться к нему. Нужно беречь глаза, чтобы зрение у нас всегда было хорошее, и мы хорошо видели.
Инсценировка «Береги глаза».
- Ребята, к нам пришёл доктор. Он хочет рассказать нам о том, как нужно беречь глаза. Доктор принёс рекомендации. Давайте внимательно их прочитаем.
Чтобы глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк,
К тебе они взывают со страницы:
Глаз поранить очень просто –
Не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до твоих глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь.
- Доктор, а давай проверим, правильно ли сидят наши ученики. От стола до глаз должно быть 40 сантиметров. У нас линейка – как раз 40 см. Давай измерим расстояние от глаз до стола у ребят.
(Доктор проходит и мерит расстояние от глаз до стола у каждого ребёнка. По ходу делает замечания.)
Доктор (один из учеников класса) садится за парту, и ребята мерят расстояние от парты до глаз у него.
Слайд 8 – Береги глаза!
- Сели правильно: спина прямая, ноги стоят на полу, голова прямо, расстояние от стола до груди равно ширине ладони.
Измеряем – расстояние от груди до стола = ширине ладони.
Слайд 9 – Девочка сидит неправильно.
- Ребята, посмотрите на картинку. Правильно ли девочка сидит за столом?
- Нет.
- Что не правильно? (Низко наклонилась над книгой, поддерживает голову рукой, спина непрямая.)
- Давайте покажем девочке, как правильно нужно сидеть. Сели правильно.
- Теперь мы с вами знаем, как правильно сидеть за партой, чтобы глаза не болели, и зрение не испортилось.
- Но у нас с вами каждый день в школе по 5-6 уроков. На уроках мы пишем, читаем, решаем примеры, рисуем. Наши глаза очень много работают. Поэтому мы должны давать время глазам отдыхать.
- Чтобы наши глазки отдыхали, что мы с вами делаем? Мы делаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
К нам в гости сегодня прилетела Божья коровка, которая поможет нам сделать гимнастику.
Гимнастика выполняется под мелодию И.Крутого «Когда я закрываю глаза».
Учитель управляет Божьей коровкой, ученики следят глазами за ней. Всё действие происходит в медленном темпе.
- Наши глазки отдохнули, теперь мы можем работать дальше.
Итак, мы с вами вспомнили первый орган чувств – орган зрения. Как называется наш орган зрения?
- Глаза.
Слайд 10 – Глаза, итог.
- Глаза – это наш орган зрения, наш важный орган чувств, наш первый помощник, без которого наша жизнь не была бы такой яркой и красочной.
- Теперь мы знаем, как беречь глаза. Об этом мы напишем Серёже в письме.
Уши – орган слуха.
В начале урока мы с вами сказали, что всего у нас пять помощников. Первый мы вспомнили – это глаза.
- Какой же у нас второй помощник?
- Закройте глаза руками, так, чтобы ничего не было видно. Внимательно послушайте. (Учитель рвёт бумагу.)
- Откройте глаза.
- Что я сейчас сделала?
- Оторвала кусочек бумаги.
- У вас были закрыты глаза, и вы не видели, что я делала. Как же вы угадали, что я оторвала кусочек бумаги? Что помогло это услышать?
- Наши уши.
Слайд 11 – Уши.
Шелестит листвой берёзка.
Фыр-фыр-фыр! – летит стрекозка.
Фьють-фьють-фьють – поёт пичужка.
Ж-ж-ж! – жужжит над ухом мушка.
Чтобы слышать звуки эти
(знают взрослые и дети),
У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают!
Слайд 12 – Мальчик показывает уши.
- Посмотрите на картинку.
- Что делает мальчик?
- Мальчик показывает нам свои уши.
- Покажите мне свои ушки.
- Сколько у вас ушей?
- Два уха, или пара ушей.
Гигиена ушей.
Ребята, уши, как и глаза, нужно беречь.
Уши нужно мыть. А может, не нужно?
- Давайте спросим у доктора.
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор:
- Еже..!
Отвечает доктор гневно:
- Еже…еже…ежедневно!!!
- Ребята, ежедневно нужно мыть уши. Но ни в коем случае нельзя самим чистить уши острыми предметами.
Слайд 13 – Мама чистит уши мальчику.
Уши нам поможет почистить мама.
(Показываем на картинку.)
(Один ученик выходит из класса переодеваться для сценки.)
- Наши уши боятся очень громких звуков, поэтому нельзя громко кричать во время игры, слушать очень громкую музыку.
- Ребята, а ещё, чтобы уши не болели, нужно беречь их от холода.
(Ученик для сценки входит в класс.)
Сценка «Береги свои уши».
-Посмотрите, ребята, что случилось с Кириллом?
- Доктор, доктор, проверь, какая температура у Кирилла? Сколько градусов показывает градусник?
- 38!!!
- А какая нормальная температура у человека?
- 36,6!!!
- Ребята, Кирилл заболел!
- Кирилл, расскажи нам, что с тобой приключилось?
Я вчера гулял без шапки,
Холод был, но я терпел.
А сегодня я в кроватке,-
Ну, конечно, заболел.
Уши у меня «стреляют»,
Просто как из пушки бьют.
Боль терплю, изнемогая,
Помогите, слёзы лью.
Доктор выписал лекарство –
Капли в уши и тепло.
Я на всё уже согласен,
Лишь бы только помогло.
С честью выдержал леченье,
Я почти уже здоров.
В прошлом все мои мученья,
Снова я гулять готов!
Но теперь без тёплой шапки
На мороз я не пойду.
Уши будут пусть в порядке,
Их, ребята, берегу!
- Спасибо, Кирилл, теперь мы с ребятами тоже будем беречь свои уши.
Слайд 14 – Береги свои уши!
- Посмотрите, у мальчика заболели уши, потому что он их спрятал от мороза.
- А у этого мальчика уши заболят, как вы думаете?
- Нет. Потому что этот мальчик бережёт свои уши от холода, закрывает их шапкой.
Слайд 15 – Уши, итог.
- Уши – это наш орган слуха, наш второй помощник. Уши помогают нам слышать друг друга, разные звуки, слышать голос мамы.
- Теперь мы знаем, как уши нужно беречь. Об этом мы обязательно напишем в письме мальчику Серёже.
Нос – орган обоняния.
- Ребята, из пяти наших помощников мы вспомнили уже 2 – глаза и уши!
- Какой же третий наш помощник?
- Отгадайте загадку: (читаем вместе)
Слайд 16 – Загадка про нос.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Что это такое?
- Давайте прочитаем правильный ответ и выясним, правильно ли мы отгадали.
(НОС)
Слайд 17 – Нос.
Нос – это третий наш орган чувств, орган обоняния, наш третий помощник.
- Носом мы дышим.
- Давайте подышим носиком – вдох и выдох.
- В носу вдыхаемый воздух очищается и согревается. Когда на улице холодно, мы носом вдыхаем холодный воздух, там он согревается и дальше в лёгкие поступает уже тёплый воздух.
- А почему нам так важно, чтобы в носу воздух согревался?
- Что будет, если мы будем вдыхать холодный воздух?
- Мы можем заболеть?
- Нос помогает чувствовать и различать запахи.
- Давайте с вами понюхаем, как пахнет цветок.
(Учитель даёт каждому ученику понюхать цветок.)
- Почувствовали, как приятно пахнет цветок?
- Да.
- Какой орган чувств помог нам почувствовать запах цветка?
- Нос – орган обоняния.
Игра «Угадай на запах, что это».
Дети закрывают глаза. Учитель даёт каждому понюхать один продукт и сказать (угадать), что это такое.
В игре используются следующие продукты: яблоко, лук, шоколад.
- Видите, ребята, не используя глаз, не видя продукты, только при помощи носа, мы смогли определить, что перед нами.
Видите, какой замечательный помощник – наш нос.
Гигиена носа.
- Ребята, нос – тоже нужно беречь!
- Антоша нам сейчас расскажет, что бывает, если нос не беречь.
Сценка «Как беречь нос».
Долго я по лужам бегал,
Сильно ноги промочил.
И, как водится, ребята,
Сильный насморк подхватил.
Носик мой не дышит,
Он «заложен» и «забит».
И от этого мученья
Очень голова болит.
Плачу я – и нос мой плачет,
Сморкаюсь – не сморкается,
Пора леченье начинать
Так, как полагается.
Ноги парю я с горчицей,
Прячу в тёплые носки,
В носик капаю лекарство
И шепчу: «Ну, помоги!»
Смело я дышу над паром
С эвкалиптовым отваром,
И морской водой солёной
Промываю нос больной.
Регулярное леченье
Принесло мне облегченье.
Неужели нос мой дышит?
Неужели я здоров?
Помня с насморком мученья,
Обещаю без сомненья
Нос беречь и очищать.
От микробов и простуды
Хорошенько защищать.
- Спасибо, Антоша, за рассказ. Теперь мы с ребятами тоже знаем, что нельзя простужать ноги. Иначе, что может заболеть? (Нос.)
Слайд 18 – Мальчик закрывает нос платком.
- Посмотрите на картинку. Мальчик, так же, как Антоша, промочил ноги и заболел. У него заложен нос, он чихает и ему нездоровится.
- Ребята, почему он закрывается платочком?
- Чтобы не заразить окружающих.
- Правильно, если вдруг мы заболеем и окажемся рядом со здоровыми людьми, мы тоже будем закрывать нос, чтобы не заразить их своими микробами.
Итак, чтобы нос не заболел, нужно:
- Избегать простуды!
- Одеваться в соответствии с погодой!
- Тщательно и аккуратно нужно мыть нос, освобождая его от скопившейся слизи!
- Нельзя засовывать в нос посторонние предметы!
- Нужно беречь нос от травм и ударов!
Слайд 19 – Нос.
- Как называется третий орган чувств, орган обоняния?
- Нос.
- С помощью носа мы чувствуем и различаем запахи.
- Теперь мы с вами знаем, как нужно беречь нос. И об этом обязательно напишем в письме Серёже. Он ждёт нашей помощи.
Язык – орган вкуса.
Слайд 20 – Язык.
- Четвёртый наш помощник, четвёртый орган чувств – это что? Это язык.
- Язык – это орган вкуса. Он помогает нам определять вкус пищи.
Игра «Определи на вкус».
Дети закрывают глаза. Учитель даёт каждому ребёнку попробовать на вкус один продукт. Продукты, используемые в игре: шоколад, апельсин, яблоко.
Дети называют продукт.
- Ребята, вот видите, с закрытыми глазами, с помощью языка, мы смогли определить вкус пищи.
Гигиена полости рта.
- Язык живёт во рту. Поэтому, чтобы наш язык всегда нам помогал и никогда не болел, нужно соблюдать гигиену полости рта.
- Нужно полоскать рот после еды!
- Овощи и фрукты перед едой нужно тщательно мыть, чтобы в рот не попадали микробы!
- Зубы, которые тоже живут во рту с языком, нужно чистить 2 раза в день зубной щёткой (учитель показывает щётку) с зубной пастой.
Итак, четвёртый наш помощник – это язык.
- Что помогает нам определять язык?
- Язык помогает определять вкус пищи.
- Мы теперь знаем, как беречь язык. И об этом тоже напишем Серёже.
Кожа – орган осязания.
Слайд 21 – Кожа.
- Вспомним наш пятый орган чувств.
Учитель читает стихотворение:
В этой одежде я родился,
В этой одежде я в бане помылся,
Эту одежду снять невозможно,
Эта одежда называется… (Кожа.)
- Кожа – это наш пятый помощник, орган осязания.
- Люди бывают с разным цветом кожи. У нас с вами светлая кожа.
Учитель показывает на слайде картинки и читает стихотворение:
Она бывает чёрной,
Она бывает белой,
Она бывает бледной
Или загорелой.
Или вдруг покроется –
Замёрзнет если сильно –
Тысячей пупырышкой
И тут же станет синей.
Наша кожа дышит,
Она нас защищает,
Но как у бегемота
Толстой не бывает.
Её легко поранить,
Возись тогда с бинтами!
Не будем хулиганить,
Доставим радость маме!
- Кожа помогает нам определять предметы на ощупь.
- Кожей рук мы потрогаем парту и скажем, что парта гладкая.
- Антоша, потрогай мою руку. Моя рука холодная или тёплая?
- Кирилл, потрогай полотенце. Оно гладкое или шершавое?
- Кожа помогла нам всё это почувствовать и правильно ответить на вопросы.
- Кожа дана человеку на всю жизнь. Только от самого человека зависит, будет его кожа здоровой (чистой) или больной (грязной).
- Тело нужно всегда содержать в чистоте. Регулярно мыться.
- Итог урока.
- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили все пять помощников, все пять наших органов чувств.
Слайд 22 – Все органы чувств.
- Итак, хором называем. (На слайде по очереди появляются картинки с органами чувств.)
- Глаза – орган зрения.
- Нос – орган обоняния.
- Уши – орган слуха.
- Язык – орган вкуса.
- Кожа – орган осязания.
- Это пять наших органов чувств, пять помощников, которые очень помогают нам в жизни, помогают нам видеть, слышать, чувствовать и ощущать этот мир, это наше окно в большой мир.
- Теперь мы с вами знаем, как их беречь.
На следующем уроке письма мы напишем письмо Серёже и расскажем, как беречь каждый орган чувств, чтобы Серёжа не болел.
- Заключительная часть урока.
Вы сегодня молодцы! Мы с вами хорошо позанимались! Вы старались на уроке, спасибо вам за это!
Теперь урок окончен,
Все сделаны заданья,
Гостям мы скажем на прощанье:
«Спасибо, до свиданья!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
Методическая разработка урока на тему: "Узоры на морозном окне"
Конспект урока по предмету композиция для подготовительной группы ДХШ,....
методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)
Данная методическая разработка содержит презентацию, технологическую карту и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением ...
Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе. Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"
Тема урока : Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"Место урока в программе: 7 класс 1 четверть, 11 урок ( по ...
Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.
На уроке учащиеся должны определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...
Конспект урока на тему "Органы чувств"
Разработка плана урока по природоведению на тему "Органый чуств" (5 класс)...
Урок по теме: "Органы чувств" 8 класс
Проект урока по теме: "Органы чувств" 8 класс...