Методическая разработка урока по теме: "Органы чувств - окно в большой мир".
методическая разработка (8 класс) на тему

Жерело Любовь Валентиновна
Разработка урока по предмету "Окружающий мир и развитие речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_organy_chuvstv.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Органы чувств – окно в большой мир».

Учитель ГБОУ школы №613 Московского района Санкт-Петербурга

Жерело Любовь Валентиновна.

Тема: «Органы чувств – окно в большой мир».

Цели:

  1. закрепить и обобщить знания и навыки учащихся об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о гигиене органов чувств, которые помогут им адаптироваться в социальной среде;
  2. повторить и закрепить знания о цвете, форме, размере предметов;
  3. содействовать развитию логического мышления.

Задачи: после урока учащиеся смогут:

  • показать и назвать части тела и органы чувств человека;
  • применять в повседневной жизни знания и навыки по свойствам и гигиене органов чувств, полученные на уроке;
  • узнавать и различать по вкусу и запаху предметы и продукты питания.

Оборудование: мультимедийная система с презентацией «Органы чувств», магнитола, диск с мелодией И.Крутого «Когда я закрываю глаза», учебник Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 2 класс. – М.: АРКТИ, 2003. – 120с.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1 – Добро пожаловать к нам на урок!

- Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на урок! Давайте поздороваемся с ними!

- Встали все у парт красиво,

  Поздоровались учтиво.

(Дети встают возле своих парт.)

- Здравствуйте – ты скажешь человеку,

  Здравствуй – улыбнётся он в ответ.

  И, наверно, не пойдёт в аптеку,

  И здоровым будет много лет!

- Здравствуйте, наши гости, здравствуйте, ребята, будьте здоровы!

- Ребята, сегодня утром почтальон принёс в наш класс письмо. Давайте его откроем и посмотрим, что в нём.

Итак, письмо нам прислал мальчик Серёжа, помогла написать письмо Серёже мама. Вот фотография Серёжи.

Что же он нам пишет:

«Ребята, здравствуйте! Меня зовут Серёжа, мне 6 лет. В следующем году я иду в школу, в 1 класс. Но я очень часто болею. Я очень хочу учиться в школе, и не хочу пропускать уроки по болезни. Помогите мне, пожалуйста. Вы ведь уже учитесь в 6 классе. Расскажите, что нужно делать, чтобы не болеть. Очень жду от Вас письмо с ответом».

- Ребята, мальчику Серёже нужна наша помощь.

- Поможем ему?

- Да.

- Мы поздоровались, пожелали друг другу здоровья.

- А здоровы мы тогда, когда здоровы все наши органы, все части нашего тела.

- Ребята, а давайте вспомним, какие части тела человека мы знаем.

  1. Повторение знаний о частях тела человека.

Слайд 2 – Части тела человека.

- Наше тело устроено так: сверху – голова, затем – шея и туловище. У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги.

(Дети по просьбе учителя по очереди выходят к доске и показывают части тела).

Одновременно с этим учитель просит открыть учебник, где закладка, и пальчиком показывать части тела там.

Слайд 3 – Ребята подняли руки вверх.

- Ребята, посмотрите на картинку. Что делают мальчики и девочки на картинке?

- Мальчики и девочки подняли руки вверх.

- Покажите, где у вас руки? Давайте поднимем свои руки вверх также, как ребята на картинке.

- Сколько всего рук у человека? Считаем – 1, 2. Две руки, или пара рук.

- Сколько ног у человека? Считаем – 1, 2. Две ноги, или пара ног.

- У нас 2 ноги и 2 руки. Чего больше – рук или ног? (2 ноги и 2 руки – рук и ног одинаковое количество.)

- Потопали ножками под партой.

- Молодцы!

- Покажите, где у вас голова? Сколько у нас голов? (Одна голова.)

- Для чего нам нужны руки? (Руками мы пишем, несём сумку, держим ложку во время еды, готовим еду, убираемся дома – всё это помогают нам делать наши руки.)

- Для чего нам нужны ноги? Что мы делаем с помощью ног? (С помощью ног мы ходим, прыгаем, бегаем.)

- Ребята, что бы мы с вами делали, если бы у нас не было рук и ног. Руки и ноги – это большие наши помощники.

- Кроме рук и ног у нас есть ещё помощники. Послушайте, что это за помощники.

Учитель читает стихотворение:

Есть 5 помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

Руки – чтобы ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

- О каких пяти помощниках говорится в стихотворении? (- В стихотворении говорится об органах чувств.)

  1. Повторение и обобщение знаний об органах чувств и гигиене органов чувств.

Слайд 4 – Органы чувств.

- Сегодня мы поговорим с вами об органах чувств, вспомним, что знаем об этих пяти помощниках, без которых наша жизнь была бы невозможна. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как нужно беречь органы чувств, чтобы не болеть. И расскажем об этом Серёже.

Глаза – орган зрения.

- Ребята, что такое мяч? (Мяч.)

- Какого цвета этот мяч? (Мяч зелёный.)

- Какой формы мяч? (Мяч круглый.)

- Какого размера этот мяч? Он большой или маленький? (Маленький.)

- Закройте глаза. Правда, ведь ничего не видно?

- Нет.

- Темно и даже немного страшно.

- Откройте глаза. Посмотрите, сколько цветов нас окружает, какой красивый у нас класс.

- Что помогло нам увидеть мяч, назвать его цвет, форму, размер, увидеть всё, что находится у нас в классе?

- Наши глаза.

Слайд 5 – Глаза – орган зрения.

Благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает, видеть цвета, друг друга, своих родных и близких, можем видеть свою маму.

- Сколько у человека глаз?

- Два глаза, или пара глаз.

- Глаза бывают разного цвета.

Слайд 6 – Цвет глаз.

Зелёные, голубые, серые, коричневые (карие).

(Учитель раздаёт зеркала.)

- Посмотрите на свои глаза в зеркало и скажите, какого цвета ваши глазки.

- Какого цвета глаза у меня?

- По глазам можно угадать настроение.

Слайд 7  - Глаза и настроение.

Умеют они и грустить, и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущей ромашке и мотылькам,

Белым корабликам – облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки –

Всё замечают зоркие глазки.

Давайте определим настроение мальчиков по глазам?

- Что делает этот мальчик?..и т.д. (Смеётся, грустит, плачет…)

Гигиена глаз.

- Глаза - это наш орган зрения, очень хрупкий орган. Поэтому нужно очень бережно относиться к нему. Нужно беречь глаза, чтобы зрение у нас всегда было хорошее, и мы хорошо видели.

Инсценировка «Береги глаза».

- Ребята, к нам пришёл доктор. Он хочет рассказать нам о том, как нужно беречь глаза. Доктор принёс рекомендации. Давайте внимательно их прочитаем.

Чтобы глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк,

К тебе они взывают со страницы:

Глаз поранить очень просто –

Не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не всё подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра –

От стола до твоих глаз

Должно быть 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь.

- Доктор, а давай проверим, правильно ли сидят наши ученики. От стола до глаз должно быть 40 сантиметров. У нас линейка – как раз 40 см. Давай измерим расстояние от глаз до стола у ребят.

(Доктор проходит и мерит расстояние от глаз до стола у каждого ребёнка. По ходу делает замечания.)

Доктор (один из учеников класса) садится за парту, и ребята мерят расстояние от парты до глаз у него.

Слайд 8 – Береги глаза!

- Сели правильно: спина прямая, ноги стоят на полу, голова прямо, расстояние от стола до груди равно ширине ладони.

Измеряем – расстояние от груди до стола = ширине ладони.

Слайд 9 – Девочка сидит неправильно.

- Ребята, посмотрите на картинку. Правильно ли девочка сидит за столом?

- Нет.

- Что не правильно? (Низко наклонилась над книгой, поддерживает голову рукой, спина непрямая.)

- Давайте покажем девочке, как правильно нужно сидеть. Сели правильно.

- Теперь мы с вами знаем, как правильно сидеть за партой, чтобы глаза не болели, и зрение не испортилось.

- Но у нас с вами каждый день в школе по 5-6 уроков. На уроках мы пишем, читаем, решаем примеры, рисуем. Наши глаза очень много работают. Поэтому мы должны давать время глазам отдыхать.

- Чтобы наши глазки отдыхали, что мы с вами делаем? Мы делаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

К нам в гости сегодня прилетела Божья коровка, которая поможет нам сделать гимнастику.

Гимнастика выполняется под мелодию И.Крутого «Когда я закрываю глаза».

Учитель управляет Божьей коровкой, ученики следят глазами за ней. Всё действие происходит в медленном темпе.

- Наши глазки отдохнули, теперь мы можем работать дальше.

Итак, мы с вами вспомнили первый орган чувств – орган зрения. Как называется наш орган зрения?

- Глаза.

Слайд 10 – Глаза, итог.

- Глаза – это наш орган зрения, наш важный орган чувств, наш первый помощник, без которого наша жизнь не была бы такой яркой и красочной.

- Теперь мы знаем, как беречь глаза. Об этом мы напишем Серёже в письме.

Уши – орган слуха.

В начале урока мы с вами сказали, что всего у нас пять помощников. Первый мы вспомнили – это глаза.

- Какой же у нас второй помощник?

- Закройте глаза руками, так, чтобы ничего не было видно. Внимательно послушайте. (Учитель рвёт бумагу.)

- Откройте глаза.

- Что я сейчас сделала?

- Оторвала кусочек бумаги.

- У вас были закрыты глаза, и вы не видели, что я делала. Как же вы угадали, что я оторвала кусочек бумаги? Что помогло это услышать?

- Наши уши.

Слайд 11 – Уши.

Шелестит листвой берёзка.

Фыр-фыр-фыр! – летит стрекозка.

Фьють-фьють-фьють – поёт пичужка.

Ж-ж-ж! – жужжит над ухом мушка.

Чтобы слышать звуки эти

(знают взрослые и дети),

У людей и у зверушек

Есть по паре чутких ушек!

Ушки звуки различают,

Они слышать помогают!

Слайд 12 – Мальчик показывает уши.

- Посмотрите на картинку.

- Что делает мальчик?

- Мальчик показывает нам свои уши.

- Покажите мне свои ушки.

- Сколько у вас ушей?

- Два уха, или пара ушей.

Гигиена ушей.

Ребята, уши, как и глаза, нужно беречь.

Уши нужно мыть. А может, не нужно?

 

- Давайте спросим у доктора.

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

- Еже..!

Отвечает доктор гневно:

- Еже…еже…ежедневно!!!

- Ребята, ежедневно нужно мыть уши. Но ни в коем случае нельзя самим чистить уши острыми предметами.

Слайд 13 – Мама чистит уши мальчику.

Уши нам поможет почистить мама.

(Показываем на картинку.)

(Один ученик выходит из класса переодеваться для сценки.)

- Наши уши боятся очень громких звуков, поэтому нельзя громко кричать во время игры, слушать очень громкую музыку.

- Ребята, а ещё, чтобы уши не болели, нужно беречь их от холода.

(Ученик для сценки входит в класс.)

Сценка «Береги свои уши».

-Посмотрите, ребята, что случилось с Кириллом?

- Доктор, доктор, проверь, какая температура у Кирилла? Сколько градусов показывает градусник?

- 38!!!

- А какая нормальная температура у человека?

- 36,6!!!

- Ребята, Кирилл заболел!

- Кирилл, расскажи нам, что с тобой приключилось?

Я вчера гулял без шапки,

Холод был, но я терпел.

А сегодня я в кроватке,-

Ну, конечно, заболел.

Уши у меня «стреляют»,

Просто как из пушки бьют.

Боль терплю, изнемогая,

Помогите, слёзы лью.

Доктор выписал лекарство –

Капли в уши и тепло.

Я на всё уже согласен,

Лишь бы только помогло.

С честью выдержал леченье,

Я почти уже здоров.

В прошлом все мои мученья,

Снова я гулять готов!

Но теперь без тёплой шапки

На мороз я не пойду.

Уши будут пусть в порядке,

Их, ребята, берегу!

- Спасибо, Кирилл, теперь мы с ребятами тоже будем беречь свои уши.

Слайд 14 – Береги свои уши!

- Посмотрите, у мальчика заболели уши, потому что он их спрятал от мороза.

- А у этого мальчика уши заболят, как вы думаете?

- Нет. Потому что этот мальчик бережёт свои уши от холода, закрывает их шапкой.

Слайд 15 – Уши, итог.

- Уши – это наш орган слуха, наш второй помощник. Уши помогают нам слышать друг друга, разные звуки, слышать голос мамы.

- Теперь мы знаем, как уши нужно беречь. Об этом мы обязательно напишем в письме мальчику Серёже.

Нос – орган обоняния.

- Ребята, из пяти наших помощников мы вспомнили уже 2 – глаза и уши!

- Какой же третий наш помощник?

- Отгадайте загадку: (читаем вместе)

Слайд 16 – Загадка про нос.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Что это такое?

- Давайте прочитаем правильный ответ и выясним, правильно ли мы отгадали.

(НОС)

Слайд 17 – Нос.

Нос – это третий наш орган чувств, орган обоняния, наш третий помощник.

  1. Носом мы дышим.

- Давайте подышим носиком – вдох и выдох.

  1. В носу вдыхаемый воздух очищается и согревается. Когда на улице холодно, мы носом вдыхаем холодный воздух, там он согревается и дальше в лёгкие поступает уже тёплый воздух.

- А почему нам так важно, чтобы в носу воздух согревался?

- Что будет, если мы будем вдыхать холодный воздух?

- Мы можем заболеть?

  1. Нос помогает чувствовать и различать запахи.

- Давайте с вами понюхаем, как пахнет цветок.

(Учитель даёт каждому ученику понюхать цветок.)

- Почувствовали, как приятно пахнет цветок?

- Да.

- Какой орган чувств помог нам почувствовать запах цветка?

- Нос – орган обоняния.

Игра «Угадай на запах, что это».

Дети закрывают глаза. Учитель даёт каждому понюхать один продукт и сказать (угадать), что это такое.

В игре используются следующие продукты: яблоко, лук, шоколад.

- Видите, ребята, не используя глаз, не видя продукты, только при помощи носа, мы смогли определить, что перед нами.

Видите, какой замечательный помощник – наш нос.

Гигиена носа.

- Ребята, нос – тоже нужно беречь!

- Антоша нам сейчас расскажет, что бывает, если нос не беречь.

Сценка «Как беречь нос».

Долго я по лужам бегал,

Сильно ноги промочил.

И, как водится, ребята,

Сильный насморк подхватил.

Носик мой не дышит,

Он «заложен» и «забит».

И от этого мученья

Очень голова болит.

Плачу я – и нос мой плачет,

Сморкаюсь – не сморкается,

Пора леченье начинать

Так, как полагается.

Ноги парю я с горчицей,

Прячу в тёплые носки,

В носик капаю лекарство

И шепчу: «Ну, помоги!»

Смело я дышу над паром

С эвкалиптовым отваром,

И морской водой солёной

Промываю нос больной.

Регулярное леченье

Принесло мне облегченье.

Неужели нос мой дышит?

Неужели я здоров?

Помня с насморком мученья,

Обещаю без сомненья

Нос беречь и очищать.

От микробов и простуды

Хорошенько защищать.

- Спасибо, Антоша, за рассказ. Теперь мы с ребятами тоже знаем, что нельзя простужать ноги. Иначе, что может заболеть? (Нос.)

Слайд 18 – Мальчик закрывает нос платком.

- Посмотрите на картинку. Мальчик, так же, как Антоша, промочил ноги и заболел. У него заложен нос, он чихает и ему нездоровится.

- Ребята, почему он закрывается платочком?

- Чтобы не заразить окружающих.

- Правильно, если вдруг мы заболеем и окажемся рядом со здоровыми людьми, мы тоже будем закрывать нос, чтобы не заразить их своими микробами.

Итак, чтобы нос не заболел, нужно:

  • Избегать простуды!
  • Одеваться в соответствии с погодой!
  • Тщательно и аккуратно нужно мыть нос, освобождая его от скопившейся слизи!
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы!
  • Нужно беречь нос от травм и ударов!

Слайд 19 – Нос.

- Как называется третий орган чувств, орган обоняния?

- Нос.

- С помощью носа мы чувствуем и различаем запахи.

- Теперь мы с вами знаем, как нужно беречь нос. И об этом обязательно напишем в письме Серёже. Он ждёт нашей помощи.

Язык – орган вкуса.

Слайд 20 – Язык.

- Четвёртый наш помощник, четвёртый орган чувств – это что? Это язык.

- Язык – это орган вкуса. Он помогает нам определять вкус пищи.

Игра «Определи на вкус».

Дети закрывают глаза. Учитель даёт каждому ребёнку попробовать на вкус один продукт. Продукты, используемые в игре: шоколад, апельсин, яблоко.

Дети называют продукт.

- Ребята, вот видите, с закрытыми глазами, с помощью языка, мы смогли определить вкус пищи.

Гигиена полости рта.

- Язык живёт во рту. Поэтому, чтобы наш язык всегда нам помогал и никогда не болел, нужно соблюдать гигиену полости рта.

- Нужно полоскать рот после еды!

- Овощи и фрукты перед едой нужно тщательно мыть, чтобы в рот не попадали микробы!

- Зубы, которые тоже живут во рту с языком, нужно чистить 2 раза в день зубной щёткой (учитель показывает щётку) с зубной пастой.

Итак, четвёртый наш помощник – это язык.

- Что помогает нам определять язык?

- Язык помогает определять вкус пищи.

- Мы теперь знаем, как беречь язык. И об этом тоже напишем Серёже.

Кожа – орган осязания.

Слайд 21 – Кожа.

- Вспомним наш пятый орган чувств.

Учитель читает стихотворение:

В этой одежде я родился,

В этой одежде я в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно,

Эта одежда называется… (Кожа.)

- Кожа – это наш пятый помощник, орган осязания.

- Люди бывают с разным цветом кожи. У нас с вами светлая кожа.

Учитель показывает на слайде картинки и читает стихотворение:

Она бывает чёрной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

Или вдруг покроется –

Замёрзнет если сильно –

Тысячей пупырышкой

И тут же станет синей.

Наша кожа дышит,

Она нас защищает,

Но как у бегемота

Толстой не бывает.

Её легко поранить,

Возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,

Доставим радость маме!

- Кожа помогает нам определять предметы на ощупь.

- Кожей рук мы потрогаем парту и скажем, что парта гладкая.

- Антоша, потрогай мою руку. Моя рука холодная или тёплая?

- Кирилл, потрогай полотенце. Оно гладкое или шершавое?

- Кожа помогла нам всё это почувствовать и правильно ответить на вопросы.

- Кожа дана человеку на всю жизнь. Только от самого человека зависит, будет его кожа здоровой (чистой) или больной (грязной).

- Тело нужно всегда содержать в чистоте. Регулярно мыться.

  1. Итог урока.

- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили все пять помощников, все пять наших органов чувств.

Слайд 22 – Все органы чувств.

- Итак, хором называем. (На слайде по очереди появляются картинки с органами чувств.)

- Глаза – орган зрения.

- Нос – орган обоняния.

- Уши – орган слуха.

- Язык – орган вкуса.

- Кожа – орган осязания.

- Это пять наших органов чувств, пять помощников, которые очень помогают нам в жизни, помогают нам видеть, слышать, чувствовать и ощущать этот мир, это наше окно в большой мир.

- Теперь мы с вами знаем, как их беречь.

На следующем уроке письма мы напишем письмо Серёже и расскажем, как беречь каждый орган чувств, чтобы Серёжа не болел.

  1. Заключительная часть урока.

Вы сегодня молодцы! Мы с вами хорошо позанимались! Вы старались на уроке, спасибо вам за это!

Теперь урок окончен,

Все сделаны заданья,

Гостям мы скажем на прощанье:

«Спасибо, до свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Методическая разработка урока на тему: "Узоры на морозном окне"

Конспект урока по предмету композиция  для подготовительной группы ДХШ,....

методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)

Данная методическая разработка  содержит презентацию, технологическую карту  и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением ...

Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе. Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"

Тема урока :  Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"Место урока в программе: 7 класс 1 четверть, 11 урок ( по ...

Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.

На уроке учащиеся должны   определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...

Конспект урока на тему "Органы чувств"

Разработка плана урока по природоведению на тему "Органый чуств" (5 класс)...

Урок по теме: "Органы чувств" 8 класс

Проект урока по теме: "Органы чувств" 8 класс...