Урок по теме: "Органы чувств" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Денисова Юта Александровна

Проект урока по теме: "Органы чувств" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_denisova_yu.a._8_kl.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. учителя:  Денисова Юта Александровна 

ОО (по Уставу школы): МКОУ «Правдинский центр образования»

Дата выполнения работы: 22.10.21

Технологическая карта урока

в дидактической системе деятельностного метода

Проект урока по теме:  Органы чувств.

Предмет: Биология.

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок – исследование.

Цель урока: учащийся определяют значение органов чувств, имеют представление об их строении.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные УУД:  на основе наблюдений и практических действий, учащиеся научатся определять органы чувств и понимать их строение.  

Предметные: учащиеся узнают особенности строения анализаторов, виды органов чувств, местоположение и значение в жизни человека.

Источники информации: учебник: Биология 8 (Колесов Д.В.).

         Оборудование: учебник: Биология 8 (Колесов Д.В.), плакаты с рисунками органов чувств,  диск «Звуки леса», раздаточный материал: цитаты из сочинений Гильдебранда, текст «Зарядка для глаз», набор из нескольких предметов, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Желаю нам всем сегодня продуктивно поработать.

- После приветствия учитель обращает внимание школьников на доску, где висят плакаты обратной белой стороной, и говорит:

- Ребята, посмотрите на доску, она вся покрыта белыми пятнами. Это словно неизведанные острова в стране Анатомии – самой удивительной в государстве Биологии. И эти острова мы с вами сегодня будем открывать. Вам предстоит самим определить тему нашего урока, а чуть позже и его цели.

Включение детей в учебную деятельность.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Затем учитель просит ребят выбрать из наборов предметов, лежащих у них на столах, один, наиболее понравившийся, и определить, что это такое. Имеет ли этот предмет запах? Обладает ли вкусом? Какой он на ощупь? После ответов нескольких школьников учитель выясняет, как, с помощью чего, они смогли дать характеристику этих предметов. В ходе беседы ребята называют органы зрения, обоняния, вкуса, осязания. Учитель постепенно открывает «белые острова» на доске – плакаты с названиями органов чувств.

Учитель включает магнитофон, звучит красивая музыка. Учащимся предлагается назвать ещё один орган чувств, с помощью которого мы слышим эту музыку. Открывается ещё одно «белое пятно» с изображением уха.

- Остаётся последнее неоткрытое пятно, для определения которого предлагается провести тест на равновесие: встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди. Ступни должны быть на одной прямой – одна впереди, другая сзади. Руки складываются в замок, локти сближаются. Некоторое время ученики в такой позе стоят неподвижно, потом наблюдается покачивание, которое со временем становится всё заметнее.

- Что с вами происходит? – спрашивает учитель (ответ: потеря равновесия).

Так открывается последний белый лист с названием ещё одного органа чувств.

- А теперь давайте попробуем назвать тему сегодняшнего урока (Органы чувств). (слайд 2)

Работают с предметами на своих столах;

Отвечают на вопросы учителя;

Выполняют упражнения на равновесие;

Открывают «белые острова» на доске;

Выдвигают свои предположения по теме урока;

Записывают тему урока.

  1.  Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 - Зачем человеку нужно знать свой организм? (Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье).     - Какие пословицы о здоровье вы знаете?

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Здоров будешь – все добудешь.
Не рад больной и золотой кровати.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Здоровье не купишь – его разум дарит.

(слайд 3)

- Мы видим обстановку в классе, слышим мой голос, знаем как писать ручкой, чувствуем, удобно ли нам сидеть на стуле. Обо всем этом тебе сообщает твоя разведка - глаза, уши, нос, язык, кожа.

- Что объединяет эти органы, как они называются вместе? Как связаны с нашим здоровьем?

Попробуем дать ответ на этот вопрос на уроке.

Отвечают на поставленные вопросы;

Рассказывают пословицы, которые им знакомы.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- В течение урока мы будем заполнять таблицу, в которую поместим информацию об органе, чувстве за которое он отвечает и значение, которое имеет. (слайд 4)

- Я загадаю загадку, и вы узнаете, с какого органа мы начнем разговор.

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит
(Глаза).

(слайд 5)

Глаза – орган зрение.

Рассказ учителя. Ещё Платон говорил о том, что из всех органов боги прежде всего устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остаётся фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 90% информации об окружающем мире, они же, по подсчётам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Что значат подобные цифры для человека XXІ века, привыкшего оперировать двузначными степенями и миллиардами? И всё же они для нас очень важны.

Я просыпаюсь утром и вижу свою дочь и мужа. Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, зелёные верхушки деревьев или снег под ногами. Я иду по коридорам своей родной школы и вижу своих учеников – они улыбаются мне.

 «Посмотри мне в глаза», - просим мы любимых. Ведь ещё В. Гюго сказал о том, что глаза – зеркало души. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

А теперь представьте себе, что всего этого – детей, зелени, неба, любимых и много другого – нет. Вернее, оно есть, существует, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть или видим половину, треть, четвертушку… Вы скажете, слава Богу, это не с нами.

Не случайно, что почти у всех народов есть пословицы о значимости зрения. Например, русская: «Свой глаз лучше родного брата», или осетинская: «Лучше много видеть, чем много жить», или же турецкая: «Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами». Есть и такая туркменская пословица: «От глазных болезней человек не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придёт». Действительно, это так – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущения безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу или коллеге, чтобы поинтересоваться: «Ну, как там твои глаза?» насчёт горла, печени, почек, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет.

«Береги как зеницу ока» - так говорят о самом дорогом. А «око» наше мы бережём часто даже не сознанием, а подсознанием. Вспыхивает молния, и мы первым делом закрываем глаза, при нервном потрясении сразу зажмуриваемся, в опасной ситуации, прежде всего, защищаем их.

На следующем этапе урока проводится практикум. Класс делится на две группы, каждая из них получает задание.

 

Отвечают на загадку учителя;

Оформляют таблицу.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание для 1-й группы.

Уже в начале прошлого столетия было известно значение здорового образа жизни для сохранения глаз. Сегодня с учётом новейших достижений науки мы должны это знание сделать правилом жизни. Внимательно прочитайте выдержки из сочинения Фёдора Гильдебранда, современника Пушкина (см. приложение к статье), и составьте правила ухода за глазами на каждый день.

Физкультминутка для глаз:

Задание для 2-й группы.

Прочитайте дополнительный материал к уроку «Физзарядка для глаз» (см. приложение). Подготовьте и проведите с классом физкультминутку для глаз.

Заполняем таблицу. (слайд 6)

Уши – орган слуха.

Следующая загадка:

У зверушки на макушке,

А у нас – ниже глаз (уши)

(слайд 7)

Учитель. Как часто в прибаутках, анекдотах мы весело смеёмся над таким физическим недостатком, как глухота. «Глухая тетеря», «глухой чурбан», «для глухого поп две обедни не служит», «медведь на ухо наступил» - вот далеко не полный перечень обидных насмешек, которыми осыпают тугоухих людей. Почему так происходит? Ведь народ издавна жалел «убогоньких», «хроменьких», «слепеньких» и других инвалидов, называя их «божьими людьми». Даже к людям с психическими отклонениями относились доброжелательно, как к «блаженным», «юродивым». К глухим такие определения никогда не применялись.

Вопрос классу: как вы сможете объяснить такое отношение к плохо слышавшим людям?

«Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. А именно самого элементарного общения и лишены плохо слышащие и глухонемые. Как мы не ценим порой тихой дружеской беседы, задушевного разговора у костра, шёпота при свете ночных звёзд.

Врачами замечено, что первые признаки снижения остроты слуха и его искажения возникают после 25 лет, но в последние годы эта болезнь катастрофически молодеет. Уже в 15 – 18 лет некоторым трудно рассчитывать на тонкий слух. Это может показаться несущественным, но мир для этих людей, безусловно, изменится. Они не услышат лёгкого дуновения ветерка, стрекота кузнечиков и других звуков природы. Вероятно, это  и не сразу заметно, кто-то подумает, что обитатели леса перекочевали в Красную книгу или заглушаются мощными шумами цивилизации. А, оказывается, просто ухудшается слух.

Заполняем таблицу. (слайд 8)

Орган равновесия.

- Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передает их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг. Ухо имеет еще один важный орган. Узнаем какой.

Задание: встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись.

- Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ. Об этом нам говорит орган равновесия, он находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве. Как нужно беречь свой слух? Сильный шум портит слух. Не ковыряй в ушах острыми предметами.

Нос – орган обоняния.

Загадка: 

Между двух светил
В середине я один.
(Нос)

(слайд 9)

Учитель. Обоняние – весьма и весьма загадочное чувство, хотя на первый взгляд, казалось бы, такое простое и понятное, но только на первый взгляд. Это древнейшее чувство. Задолго до того, как развивались и совершенствовались зрение и слух, обоняние обеспечивало живым существам две их главнейшие функции – питание и размножение. Для человека обоняние, возможно, стало менее важным и жизненно необходимым чувством, чем для многих животных, но мы всё-таки зависим от него в гораздо большей степени, чем это  нам кажется. Можно оценить значимость обоняния для человека, вспомнив, какой безвкусной кажется нам пища при насморке, и как неприятно действует тот или иной неприятный запах.

Вопрос классу: как вы думаете, людям какой профессии более необходимо обоняние?

(Школьники, как правило, называют парфюмеров, дегустаторов и очень редко кто назовёт врачей).

Вроде бы для врачей обоняние не играет особой роли. Врач должен иметь хороший слух, чтобы выслушивать тоны сердца или хрипы в лёгких, хорошее зрение, осязание, но при чём тут обоняние? А вот старые врачи думали иначе. Только зайдя в палату, по одному запаху они могли поставить диагноз. Ведь от больных сахарным диабетом вследствие нарушения обменных процессов доносится едва ощутимый запах ацетона. Знаменитый русский терапевт С.П. Боткин писал, что «больной брюшным тифом пахнет вспотевшим гусем». Как пахнет гусь, вспотевший или не вспотевший, нам сейчас трудно понять, но факт остаётся фактом: обоняние в то время считалось одним из важных инструментов врача.

Учитель предлагает школьникам провести функциональный тест. Ученики получают пакетики с различными пахучими веществами и по запаху определяют: что, в каком пакетике лежит, и в тетрадях записывают названия этих веществ.

Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом. Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

Нужно беречь себя от простуды, чтобы сохранить хорошее обоняние и закаляться.

Заполняем таблицу. (слайд 10)

Язык – орган вкуса.

Загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

(слайд 11)

Учитель. Вкус, тоже, как и обоняние, относится к наиболее древним видам чувствительности. В нашей жизни он имеет немаловажное значение. Некоторые могут возразить, сказать, что нельзя сравнить вкус со слухом и зрением по степени важности. Конечно, основная информация об окружающем нас мире поступает по двум каналам – слуховому и зрительному, но для каждого из нас очень важно, чтобы употребляемая нами пища была не только полноценной по составу, но и обязательно вкусной!

Наиболее тесно связаны между собой вкусовые и обонятельные ощущения. Уменьшить влияние обонятельных ощущений на вкусовые можно плотно зажав нос. При этом «вкус» многих веществ совершенно меняется, например, лук становится сладким и по вкусу трудно отличим от яблока. В этом можно убедиться, положив последовательно ломтики лука и яблока на язык, зажав предварительно нос. Специфический острый вкус лука зависит от содержания в нём эфирных масел, энергично действующих на окончания тройничного нерва.

Заполняем таблицу. (слайд 12)

Кожа – орган осязания.

Учитель. Кожа - орган осязания.
Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. (слайд 13)

Докажем это:

Определи предмет на ощупь.

Один ученик у доски закрытыми глазами отгадывает, что он держит в руках. Мяч, мех.

Прикоснитесь к бумаге. Какая она на ощупь? Шершавая. Потрогайте мех. Что скажите? Мех мягкий. Об этом рассказывает кожа.

(демонстрация рисунка) (слайд 14)

Вот так выглядит кожа под микроскопом. Кожей мы ощущаем тепло, холод, боль. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Старайтесь не ранить кожу, не обжигать, не обмораживать.

Заполняем таблицу. (слайд 15)

 

Выполняют задания;

Анализируют информацию;

Составляют правила ухода за глазами;

Проводят физзарядку для класса;

Отдыхают (физкультминутка);

Выполняют функциональный тест на слух;

Заполняют таблицу.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, что мы можем познать с помощью органов чувств? (красоту окружающего мира).

Посмотрите и запомните название органов. (слайд 16)

Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? Всеми органами руководит головной мозг.

Обобщают полученную информацию;

Запоминают название органов чувств.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? (орган зрения).

- Потрогайте кожу на ощупь (орган осязания).

- Почистим мандарин (орган обоняния).

-  Съедим (орган вкуса).  

Выполняют задание;

Закрепляют полученные знания в действии.

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Умение слушать, видеть, чувствовать позволяет художникам, поэтам и композиторам создавать прекрасные шедевры, а нам с вами приобщаться к ним. И, слушая А.С. Пушкина, я желаю, чтобы гармония ваших чувств помогала вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, в котором мы живём!

- А теперь давайте попробуем оценить свою деятельность на уроке и ощущения после него, с помощью лестницы успеха (рефлексия).

(слайд 17)

Учитель выставляет оценки за урок.

Оценивают свое состояние после урока (рефлексия).

Получают оценки за урок.

  1. Этап домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Предлагаю задание на дом: п.31, вопросы после параграфа. По желаю: сделать рисунки каждого органа чувств в тетради.

(слайд 18)

Записывают домашнее задание в дневники, подают дневники для выставления отметки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Органы цветкового растения"

Конспект может быть использован на уроках обобщения по теме "Органы цветкового растения"...

Конспект урока на тему - "Органы цветковых растений" 6 класс.

Конспект урока - Органы цветковых растений на примере Портулака крупноцветкового....

Урок на тему "Органы цветкового растения"

Конспект урока "Органы цветкового растения"...

Урок по теме "Органы кровообращения"

презентация к уроку биологии в 8 классе...

Конспект урока по мир природы и человека, по теме " Органы чувств " 3 класс для детей ОВЗ

Конспект урока по теме " Органы чувств" 3 класс  для детей ОВЗ...

Урок по биологии по теме "Органы дыхания " 7 класс

Урок по биологии по теме "Органы дыхания " для 7 класса. Автор учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Линия: В.В.Пасеник «Вертикаль»...