Исследование моторной сферы детей с целью оказания эффективной кинезио-терапевтической и педагогической помощи
методическая разработка на тему

Ни для кого не секрет, что сферы развития ребенка теснейшим образом связаны и переплетены между собой, замедленное развитие одной неизбежно нарушает баланс и влечет за собой нарушения в развитии всех остальных.

Оценка уровня развития двигательных навыков производится на первых занятиях в форме скрининга, процесс оценки двигательного развития должен проходить достаточно быстро и интересно для ребенка. Здесь лучше подойдет игровая форма, достаточно двух-трех игр, в которых требуется

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование моторной сферы детей с целью оказания эффективной кинезио-терапевтической и педагогической помощи

Ни для кого не секрет, что сферы развития ребенка теснейшим образом связаны и переплетены между собой, замедленное развитие одной неизбежно нарушает баланс и влечет за собой нарушения в развитии всех остальных.

Оценка уровня развития двигательных навыков производится на первых занятиях в форме скрининга, процесс оценки двигательного развития должен проходить достаточно быстро и интересно для ребенка. Здесь лучше подойдет игровая форма, достаточно двух-трех игр, в которых требуется

- походить по различным поверхностям (уровень и развитие ходьбы,  бега, способность сохранять равновесие, координации движений)

- перелезть через препятствие, спрятаться за ним, приседая и вставая (лазание, готовность к обучению прыжкам)

- поиграть в мяч (координация движений, зрительно – моторная координация, сила мышц, способность сохранять равновесие)

- что-то построить вместе со взрослым из поролоновых блоков, перенося их с места на место.

- по манипулировать небольшими предметами

Моторика бывает крупной и мелкой

 Крупная моторика

Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.

Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз.

Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Мелкая моторика

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

В первые годы жизни развитие крупной моторики играет первостепенную роль, поскольку способность перемещаться в пространстве открывает перед ребенком возможность познания мира, восприятия предметно-практической деятельности, установление связей между словом, предметом и действиями. Тренируя силу мышц, он постепенно увеличивает собственную выносливость, а упражнения на совершенствование координации движений позволяют ему все успешней действовать и обретать самостоятельность.

Оценка моторной сферы

Для адекватной и эффективной кинезиотерапевтической или педагогической помощи необходимо обследование двигательной компетенции ребенка, то есть  уровня развития двигательных навыков, что позволит спланировать дальнейшую   помощь, нацеленную на совершенствование уже приобретенных двигательных навыков и формирование новых.

Процесс кинезиотерапевтической работы цикличен, и каждый виток этого цикла включает в себя определенные фазы:

1.оценка уровня двигательного развития

2.планирование   способов и средств стимуляции двигательного развития

3. проведение специальных занятия с ребенком

4. оценка результатов работы и т.д.

Схема оценки уровня развития навыков крупной моторики

Ходьба по узкой поверхности

Низкий уровень освоение навыка

 Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см, придерживаясь за руку взрослого.

Средний  уровень освоение навыка

• Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 cм без поддержки за руку.

Высокий уровень освоение навыка

• Ходит по узкой доске длиной не менее 2 м и шириной 20 см, приподнятой над землей на 15-20 см.

Ходьба по наклонной поверхности

Низкий уровень освоение навыка

•  Держась за руку взрослого, поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30°).

Средний  уровень освоение навыка

• Самостоятельно поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30°).

Высокий уровень освоение навыка

• Самостоятельно спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30°).

Ходьба по ступеням

Низкий уровень освоение навыка

• Поднимается на порожек высотой 10-15 см, держась за руку взрослого.

Средний  уровень освоение навыка

•  Поднимается на порожек высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия.

Высокий уровень освоение навыка

• Спускается  и поднимается по лестнице переменным  шагом, держась за перила и чередуя ноги

Бег

Низкий уровень освоение навыка

•  Быстрым шагом с поддержкой за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона.

Средний  уровень освоение навыка

• Быстрым шагом проходит около 30 м, ритмично взмахивая руками для придания себе скорости.

Высокий уровень освоение навыка

• Пробегает более 30 м.

Прыжки

Низкий уровень освоение навыка

•  Выполняет пружинистые движения на пружинящей поверхности на носочках, держась обеими руками за руки взрослого или опорную поверхность: менее 10 раз подряд

Средний  уровень освоение навыка

•  Спрыгивает со ступеньки высотой около 15 см, держась за руки взрослого.

Высокий уровень освоение навыка

• Спрыгивает со ступеньки высотой 20 см без поддержки.

Бросание, ловля, метание

Низкий уровень освоение навыка

•  Двумя руками отбрасывает в неопределенном направлении легкий мяч среднего размера. Метает одной рукой маленький мяч в неопределенном направлении.

Средний  уровень освоение навыка

•  Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния не менее 2 м.  Метает одной рукой мячи разного веса и фактуры в заданную сторону.

Высокий уровень освоение навыка

•  Ловит двумя руками мячи разного веса, размера и фактуры, меняя положение тела с учетом траектории их полета. Метает маленький мяч, попадая им в цель, диаметром не менее 50-70 см.

Проведенные исследования крупной моторики в начальных классах на начало 2010-2011 года показали:  что чем сложней элемент крупной моторики, тем меньше детей смогли хорошо его освоить. (приблизительные цифры:  ходьба 47%, бег 37%, прыжки 28%  средний и высокий уровень освоения,    метание 51%)

Оценка мелкой моторики

Захват

• Использует указательный жест.

• Преимущественно использует ладонно-пальцевый захват.

•  Использует пинцетный захват.

Запястье

• Поворачивая предметы, двигает всей рукой.

• Поворачивая предметы, двигает предплечьем и запястьем.

•  Поворачивая предметы, может изолированно действовать запястьем.

Манипулирование мелкими предметами

•  Берет, удерживает и помещает в емкость крупные бусины диаметр бусины - около 3 см, диаметр отверстия - около 5 см)

• Аккуратно ставит на стол и друг на друга кубики небольшого размера.

•  Опускает простые объемные геометрические фигуры в соответствующие отверстия.

•  Нанизывает на толстую проволоку (проволока на столе не закреплена) крупные бусины (диаметр бусины- 2,5-3 см, диаметр отверстия в бусине - около 1 см).
Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую

Подготовка руки к письму

Рисование вертикальных, горизонтальных линий и кругов

Низкий уровень освоение навыка

•  хаотично водит по бумаге, перемещая руку в вертикальном направлении, с низу в верх

Средний уровень освоение навыка

•  Рисует вертикальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.

Высокий уровень освоение навыка

• Рисует круг с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.

Закрашивание поверхностей

Низкий уровень освоение навыка

•  Хаотично водит по бумаге формата А4 (стандартный машинописный лист).

Средний уровень освоение навыка

•  Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 5x5см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.

Высокий уровень освоение навыка

• Закрашивает фломастером или толстым мелком нарисованную на бумаге простую предметную фигуру размером не менее 1x1 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.

Проведенные исследования позволят:

  1. Определить текущий уровень двигательного развития крупной и мелкой моторики.
  2. Дать оценку проблем, связанных с недостаточно успешным развитием отдельных навыков, причин возникновения этих проблем и т.д., определить задачи и способы работы с данным ребенком.
  3. Дать рекомендацию родителям для работы с ребенком дома (домашнее задание). Очень важно,  чтобы процесс кинезиотерапии не прерывался, как только закончится очередное занятие.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моторика бывает крупной и мелкой Крупная моторика Выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Слайд 2

Мелкая моторика Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Слайд 3

Для адекватной и эффективной кинезиотерапевтической или педагогической помощи необходимо обследование двигательной компетенции ребенка, то есть уровня развития двигательных навыков, что позволит спланировать дальнейшую помощь, нацеленную на совершенствование уже приобретенных двигательных навыков и формирование новых. Процесс кинезиотерапевтической работы цикличен, и каждый виток этого цикла включает в себя определенные фазы: 1.оценка уровня двигательного развития 2.планирование способов и средств стимуляции двигательного развития 3. проведение специальных занятия с ребенком 4. оценка результатов работы и т.д.

Слайд 4

Ходьба по узкой поверхности Ходьба по наклонной поверхности Ходьба по ступеням Бег Прыжки Бросание, ловля, метание

Слайд 5

• Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см, придерживаясь за руку взрослого. • Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см без поддержки за руку. • Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 см, придерживаясь за руку взрослого. • Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 ;м без поддержки за руку. • Ходит по узкой доске длиной не менее 2 м и шириной 20 см, приподнятой над землей на 15-20 см.

Слайд 6

• Держась за руку взрослого, поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30°). • Самостоятельно поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30°). • Держась за руку взрослого, спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона около 30°). • Самостоятельно спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30°).

Слайд 7

• Поднимается на порожек высотой 10-15 см, держась за руку взрослого. • Самостоятельно поднимается на порожек высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия. • Спускается с порожка высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия. • Поднимается на порожек высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия. • Спускается с порожка высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия • Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила. • Спускается по лестнице приставным шагом, держась за перила. • Поднимается по лестнице переменным шагом, держась за перила и чередуя ноги.

Слайд 8

• Быстрым шагом с поддержкой за руку спускается по наклон­ной поверхности, имеющей средний угол наклона. • Быстрым шагом без поддержки за руку спускается по наклон­ной поверхности, имеющей средний угол наклона. • Быстрым шагом проходит не менее 10-15 м, взмахивая одной или двумя руками для придания себе скорости. • Быстрым шагом проходит около 30 м, ритмично взмахивая ру­ками для придания себе скорости. • Пробегает около 30 м.

Слайд 9

• Выполняет пружинистые движения на пружинящей поверх­ности на носочках, держась обеими руками за руки взрослого или опорную поверхность: • от одного до пяти раз подряд; • десять или более раз подряд. • Время от времени подпрыгивает, выполняя пружинистые дви­жения на батуте, держась обеими руками за опору • Подпрыгивает на батуте несколько раз подряд, держась обеи­ми руками за опору. • Время от времени подпрыгивает на полу, держась обеими ру­ками за опору. • Подпрыгивает на месте на полу несколько раз, держась обеи­ми руками за опору. • Спрыгивает со ступеньки высотой около 15 см, держась за руки взрослого. • Подпрыгивает на месте, стоя на полу и без поддержки за руки. • Прыгает вперед на 10-15 см без поддержки. Перепрыгивает через линию на полу или натянутую на полу веревочку. • Спрыгивает со ступеньки высотой 5 см без поддержки. • Спрыгивает со ступеньки высотой 10 см без поддержки. • Спрыгивает со ступеньки высотой 20 см без поддержки. • Спускается по лестнице, держась за перила и чередуя ноги.

Слайд 10

• Двумя руками отбрасывает в неопределенном направлении легкий мяч среднего размера. • Двумя руками отбрасывает легкий мяч среднего размера, на­правляя его к партнеру по игре. • Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошен­ный прямо в руки с расстояния около 1 м. • Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошен­ный прямо в руки с расстояния не менее 2 м. • Ловит двумя руками мячи разного веса, размера и фактуры, меняя положение тела с учетом траектории их полета. • Метает одной рукой маленький мяч в неопределенном на­правлении. • Метает одной рукой мячи разного веса и фактуры в заданную сторону. • Метает маленький мяч, попадая им в цель, диаметром не ме­нее 50-70 см.

Слайд 11

Захват • Использует указательный жест. • Преимущественно использует ладонно-пальцевый захват. • Использует шепотный захват. • Использует пинцетный захват. Запястье • Поворачивая предметы, двигает всей рукой. • Поворачивая предметы, двигает предплечьем и запястьем. • Поворачивая предметы, может изолированно действовать запястьем.

Слайд 12

• Берет, удерживает и помещает в емкость крупные бусины диаметр бусины - около 3 см, диаметр отверстия - около 5 см) • Аккуратно ставит на стол и друг на друга кубики небольшого размера. • Опускает простые объемные геометрические фигуры в соответствующие отверстия. • Опускает в прорезь плоские предметы (монеты, пуговицы и т. д.). • Используя щепотный захват, продевает толстую проволоку (проволока на столе не закреплена) в отверстие бусины диаметром около 3 см. • Нанизывает на толстую проволоку (проволока на столе не закреплена) крупные бусины (диаметр бусины- 2,5-3 см, диаметр отверстия в бусине - около 1 см). • Нанизывает бусины диаметром около 2,5-3 см на толстый шнур. • Разворачивает завернутый в бумагу или фольгу предмет диаметром около 2,5-3 см.

Слайд 13

Рисование вертикальных, горизонтальных линий и кругов • хаотично водит по бумаге, перемещая руку в вертикальном направлении. • хаотично водит по бумаге, перемещая руку в горизонтальном направлении. • хаотично водит по бумаге, перемещая руку по кругу. Рисует вертикальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой. Рисует горизонтальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой. Рисует округлые линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой. Рисует вертикальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой. Рисует горизонтальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой. Рисует круг с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой

Слайд 14

Беспорядочно калякает по бумаге формата А4 (стандартный машинописный лист). Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 10x10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой. Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 5x5см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой. Закрашивает фломастером или толстым мелком нарисованную на бумаге простую предметную фигуру размером не менее 10x10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.

Слайд 15

производится на первых занятиях в форме скрининга, процесс оценки двигательного развития должен проходить достаточно быстро и интересно для ребенка. Здесь лучше подойдет игровая форма, достаточно двух-трех игр, в которых требуется - походить по различным поверхностям (уровень и развитие ходьбы, бега, способность сохранять равновесие, координации движений) - перелезть через препятствие, спрятаться за ним, приседая и вставая (лазание, готовность к обучению прыжкам) - поиграть в мяч (координация движений, зрительно – моторная координация, сила мышц, способность сохранять равновесие) - что-то построить вместе со взрослым из поролоновых блоков, перенося их с места на место.

Слайд 16

Определить текущий уровень двигательного развития крупной и мелкой моторики. Дать оценку проблем, связанных с недостаточно успешным развитием отдельных навыков, причин возникновения этих проблем и т.д., определить задачи и способы работы с данным ребенком Дать рекомендацию родителям для работы с ребенком дома (домашнее задание). Очень важно, чтобы выстраивались отрабатываемые движения и положения тела в повседневную жизнь, чтоб процесс кинезиотерапии не прерывался как только закончится очередное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи

К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  фун...

Игры для развития моторной сферы детей с сенсомоторной алалией и дизартрией.

Задачи:- развитие координации движений, ориентировки в пространстве и в собственном теле, вырабатывать контроль над произвольно чередующимися движениями...

Исследование эмоциональной сферы обучающихся и изучение эффективности учебного занятия в РВГ по немецкому языку в условиях сельской малокомплектной школы

Диссеминация педагогического опыта по теме "Организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия как ресурс повышения качества образования" Региональная инновационная п...

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ  К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:анализ и планирование деятельности; курсы по...

Эффективное использование информационной инфраструктуры ОУ, сетевых и интернет технологий с целью повышения эффективности педагогической деятельности.

На сегодняшний день все более актуальным становится вопросы повышения качества образования посредством совершенствования оснащенности материально-технической базы ОУ; необходимости вывода оснащенности...

«Оказание социально-педагогической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению»

В данной презентации отражены основные методы и технологии оказания социально-педагогической помощи детям, ставших жертвой жестокого обращения....

Оказание коррекционно–педагогической помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы (ЭВС) и нарушениями поведения в образовательной организации

В работе раскрываются основные виды эмоционально-поведенческих нарушений обучающихся, общие подходы к организации коррекционной работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и иными категориями де...