«Вода - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие)
план-конспект урока (6 класс) на тему
«Вода - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие) для учащихся 6 класса специальной коррекционной школы (VIII вида) - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_voda_goluboe_bogatstvo.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока – путешествия на тему:
«Вода - голубое богатство»
(экологическая игра - путешествие)
Целевая аудитория: учащиеся 6 класса специальной коррекционной школы (VIII вида) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Расширить и углубить знания и представления учащихся об экологических проблемах, способах их решения, мерах охраны водоемов от загрязнения.
2. Закрепить знания о свойствах воды, круговороте воды в природе, значении воды в жизни растений, животных, человека.
3.Повысить уровень применения знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
Коррекционно – развивающие:
1.Активизировать познавательную деятельность.
2.Развивать мышление, память, внимание, связную речь; умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Коррекционно – воспитательные:
1.Воспитывать у учащихся экологическую культуру; любовь к родной Земле, бережное отношение к природе, к воде.
2.Воспитывать ценностное отношение к себе, другим людям и окружающему миру в целом; чувства взаимопомощи, сотрудничества.
Форма организации учебной деятельности:
Обобщающий урок – путешествие в форме игры.
Методические приемы деятельности учителя:
- Активизация умственной деятельности учащихся;
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту учеников;
- задания, предполагающие самостоятельную работу;
- задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
- задания, соединяющие теорию и практику;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- проблемные задания;
- познавательные задания, вопросы;
- проведение опытов.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Наглядность:
- иллюстрации, демонстрирующие воду в разных состояниях;
- слайды (11);
- плакат «Как вода приходит в твой дом».
Использование на уроке ЭОР:
- Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- компьютер;
- презентация «Экология и охрана воды»;
- виртуальная экскурсия в « Музей воды» в г. Киеве на тему: «Берегите воду»;
- интернет ресурсы.
Дидактические материалы:
- карточки с заданиями;
- тесты (в картинках);
- схема «Роль воды»;
- оборудование для проведения исследовательской деятельности:
бутылки, п /э пакет, шкала с цифрами, резиновое кольцо, воронка, фильтровальная бумага, карьерный песок (для двух подгрупп учащихся), фильтр «Аквафор»
.
Основные понятия урока:
- Эколог;
- экология;
- экологическая безопасность;
- бытовой фильтр;
- загрязнение;
- экономия;
- бережливость.
Интеграция:
- география;
- физическая культура;
- чтение.
Ожидаемый результат:
Учащиеся будут иметь достаточно представлений о воде, понимать взаимосвязь всего живого на Земле, на опытах доказывать свойства воды, научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
№ | Содержание урока | Действие педагога | Действие обучающихся |
1. | Организационный момент | Приветствуют учителя и настраиваются на работу | |
1.1 | Учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие по реке, а затем по морю. На пути им будут попадаться острова, на которых они будут выполнять различные задания. За правильный ответ ученики получают фишки. Учитель достает черный ящик и загадывает загадку « Не лошадь, а бежит, не лес, а шумит» (слайд 1), зачитывает цитату о воде Сент-Экзюпери. | Учащиеся отгадывают загадку и находят в ящике бутылку с водой. | |
2. | Проверка знаний. Остров «Загадочный» | Учитель задает вопросы о свойствах воды, о круговороте воды в природе, о трех состояниях воды, о значении воды для растений, животных и человека; шутливые загадки о воде; комментирует ответы и показывает слайды по темам (слайды 2, 3, 4). Подводит итоги, сообщает, что люди в глубокой древности обожествляли воду, помещая в ручьи и реки нимф и русалок, а в моря – морских богов (приложение 1). | Учащиеся отвечают на вопросы, рассматривают слайды, сверяют ответы. |
Основная часть Актуализация опорных знаний | |||
3. | Мотивация | Благодаря воде возникла и существует сама Жизнь. | Рассматривают иллюстрации, рек, озер, водопадов, ледников и т.д |
Целеполагание | Учитель сообщает тему урока: «Вода – голубое богатство» и предлагает продолжить путешествие. | ||
3.1 | Остров «Любознательный» Первичное усвоение материала | Учитель рассказывает о том, что действительно, вода – самое большое богатство на Земле, из каждых100л воды- 98 литров - это соленая вода, а из запасов воды только 2,5% приходится на пресные воды, большая часть которых – 70% - сосредоточена во льдах полярных зон и ледников. На сегодня более четверти населения Земли страдают от нехватки пресной воды. Часть всех запасов пресной воды находится в нашей стране. 80% от этого количества – в Байкале. Отсюда становится понятным, что озеро Байкал – жемчужина нашей планеты, которой нет цены (слайды 5, 6). Предлагает учащимся, разделив их на две команды, подумать о том, как используется пресная вода человеком и заполнить схемы «Роль воды», пользуясь учебником, информацией слайдов и личным опытом. Потом учитель оценивает результаты и подводит итоги. | Учащиеся слушают рассказ учителя, просматривают слайды. Учащиеся в командах обсуждают между собой использование человеком воды: хозяйственные нужды, купание, рыбалка, судоходство, фонтаны промышленность, сельское хозяйство, отопление и заполняют схемы. |
3.2 | Остров «Спортивный» ( физминутка) | Произносит текст: «Мои руки - это волны, Ветер гонит их вперед. Мои руки – крылья чаек, Небо их к себе зовет. Мои руки – рыбки в море, Плавают туда-сюда. Мои руки – это крабы, Разбежались кто куда. | Учащиеся смотрят на учителя и выполняют упражнения, согласно тексту. |
3.3 | Остров «Экологический» | Наиболее практическое значение имеют пресные воды, именно они подвергаются загрязнению, поэтому проблема сохранения чистой воды стоит настолько остро, что сохранение ее равносильно выживанию человечества. Чтение сказки А. А Рыжова «Жила - была река». Учитель демонстрирует слайды 7,8,9,10 о факторах загрязнения воды и комментирует каждый, привлекая учащихся к обсуждению. Затем читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка» и просит учащихся сделать для себя вывод о поведении в природе. | Учащиеся отвечают на вопросы, проявляют интерес, задают вопросы, делятся впечатлениями, называют правила поведения на реке и предлагают меры по спасению реки от загрязнения, получают жетоны за верные ответы. |
4. | Остров «Исследовательский» Самостоятельное применение умений и навыков (экспериментальная деятельность) | Учитель предлагает « плыть» к следующему острову, на котором ученикам предстоит исследование: 1.Определить сохранили ли вкус соленая, сладкая и пресная вода после того, как на прошлом уроке мы поставили контейнеры в морозильную камеру. 2.Профильтровать воду с песком через воронку с бумажным фильтром, затем через бытовой фильтр «Аквафор» и сравнить. 3. Определить прозрачность воды с помощью специального приспособления (приложение 2) Вывешивает плакат «Как вода приходит в твой дом» и объясняет способы действия очистительных сооружений и оценивает ответы. | Учащиеся рассматривают льдинки, пробуют на вкус и убеждаются в том, что они все не имеют вкуса (вода изгнала из растущего кристалла все примеси). Ученики проводят фильтрование воды и делают выводы, что мутная вода становится прозрачной, убеждаются в степени прозрачности воды. После прохождения очистки вода становится чище и вкуснее, поэтому необходимо пить только очищенную воду, чтобы сохранить здоровье. |
5. | Остров «Бережливый» Проверка уровня усвоения знаний и умений с целью выявления степени усвоения учебного материала. | Учитель приглашает учащихся совершить маленькую виртуальную экскурсию в «Музей воды» в г.Киеве: посмотреть модель воды на поверхности, рациональные методы водопотребления (макет ванны и кухни с вечно текущими кранами) и дает задание выполнить тесты в картинках «Я знаю, как сберечь воду». | Учащиеся делятся впечатлениями от просмотренной экскурсии, решают тесты, делают выводы, что воду необходимо экономить и беречь. Один из учащихся читает стихотворение «Человек запомни навсегда: символ жизни на Земле – вода». |
6. | Рефлексия (подведение итогов) | Подводит итоги окончания путешествия, хвалит за активную, вдумчивую работу и выражает уверенность в том, что учащиеся будут беречь и не обижать природу, заботиться о ней. Сообщает, что тех, кто нарушает закон об охране воды, строго наказывают. Обращается к ученикам с просьбой поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать, что получилось, а что – нет. А еще выразить свое настроение рисунком в «капельке воды» соответствующим мимическим изображением (глаза, рот, брови), выставляет оценки. | Высказывают свое мнение, говорят о трудностях и успехах, рисуют «капельки». Подсчитывают фишки. |
7. | Информация о домашнем задании | Учитель советует ученикам, чтобы они рассказали об уроке родителям и вместе с ними придумали способ экономии воды в своем доме и нарисовали: либо условный экологический знак на берегу реки, либо знак «Берегите воду». | Ученики записывают задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление экологической культуры личности. Групповое занятие "Вода - главное богатство".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сф...
экологическая игра-путешествие
внеклассное мероприятие по экологии...
Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"
Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания...
Экологическая игра- путешествие
конкурс...
Конспект экологической игры "Путешествие за витаминами"
Тепикинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ“ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВИТАМИНАМИ”...
Экологическая игра "Путешествие по лесной тропе"
Самый лучший отдых- это отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в осенний лес нам поможет экологическая познавательная игра «Путешествие по лесной тропе». Экология – это наука об...
Экологическая игра-путешествие Три тайны жизни"
Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов и проводится с целью их привлечения к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных зад...