Становление экологической культуры личности. Групповое занятие "Вода - главное богатство".
план-конспект по экологии по теме
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем. Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов направлены на укрепление здоровья, овладение новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_glavnoe_bogatstvo..doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «БУЖАНИНОВСКИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ
(КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВОДА – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО».
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: МАХОТИНА Т.В.
2010 год.
Групповое занятие № 3 «Вода - главное богатство».
Цель: дать воспитанникам понятие о значении воды в жизнедеятельности человека и природы.
Задачи:
Образовательные:
-формировать у воспитанников понятие о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека друг от друга;
- формировать экологическое сознание;
- формировать убеждение в необходимости экологической деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у воспитанников умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе;
- развивать систему практических умений по улучшению окружающей среды своей местности;
- развивать чувство ответственности.
Воспитательные:
-преодолевать в характере воспитанников потребительское отношение к природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиозаписи, фотографии, ребус, оборудование для опытов с водой, экологические знаки.
Ход занятия.
1.Повторение.
Воспитатель показывает экологические знаки, воспитанники их называют.
Общий вывод: Чтобы сохранить природу от негативного воздействия человека были созданы правила поведения. Их необходимо соблюдать. Если мы будем вести себя правильно, то общение с природой доставит много прекрасных моментов. Ежедневно, ежечасно, каждый из нас, должен помнить: все растения, грибы, животные, птицы, люди – живые обитатели нашей планеты Земля. Мы должны знать и понимать друг друга, внимательно относиться друг к другу, а значит, беречь все живое и неживое на Земле.
- Решение головоломки с текстом «Кувшин пресной воды дороже соленой реки».
Беседа по этой фразе.
- Как вы это понимаете?
3. Объявление темы занятия.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже. В море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
- Изучение новой темы.
Сегодня мы поговорим с вами о воде. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество.
-Почему? (ответы детей, воспитатель помогает, делает общий вывод).
- Вода имеет три состояния и легко переходит из одного в другой самостоятельно, без помощи человека.
- Человек на две трети состоит из воды.
- Человек не может прожить без воды.
- В воде нуждаются и животные и растения.
- Вода дает жизнь всему живому на Земле.
- Земля – единственная планете Солнечной системы, на которой есть вода.
Воспитатель проводит занимательные опыты с водой.
- Демонстрация свойств воды: прозрачная, бесцветная, без запаха.
- Вода – растворитель. Воспитатель демонстрирует, как вода меняет цвет от взаимодействия с различными препаратами: марганцовка, зеленка, чернила.
- Что происходит с водой? (окрашивается, меняет цвет)
- Почему?
- Можем ли мы вернуть воде первоначальную прозрачность? (да, но только с помощью специальных химических реактивов и фильтров) - Три состояния воды.
Жидкое: воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
Газообразное: воспитатель демонстрирует кипящий чайник. Если накрыть кипящий чайник пластиной, а через некоторое время убрать, на ее нижней стороне скопятся капельки воды, потрясти – пойдет «дождь» (переход воды из одного состояния в другое).
Твердое: демонстрация кубиков льда. Если положить кубик льда на пластину, находящуюся над кипящим чайником, он растает. (переход воды из одного состояния в другое). - Очистка воды с помощью фильтра.
- Вода сохраняет запахи. Предварительно приготовить кусочки льда с добавлением эфирных масел. Затем растопить над паром, появится запах.
- Вода сохраняет предметы. Предварительно подготовить кусочки льда с предметами внутри. Растопить лед над паром, достать предмет.
Вот какое удивительное вещество вода.
- А как человек использует воду? (ответы детей).
- быт
- сельское хозяйство
- промышленность
- туризм
- транспорт и т.д.
-Вода необходима человеку жизни. Но, к сожалению, часто мы неуважительно относимся к воде: неразумно расходуем, загрязняем водоемы.
- Что это значит? Как? Приведите примеры.
Совместно с воспитателем дети составляют схему «Загрязнение воды человеком».
Воспитатель демонстрирует экологические знаки «Берегите воду!» и «Не загрязняйте воду!».
Задание: нарисовать знак «Мыть транспорт запрещено!». Воспитатель предлагает детям подумать, каким цветом и формой будет изображен этот знак, раздает бумагу, карандаши, фломастеры. Пока дети рисуют, звучит музыка «Зов моря» из альбома «Острова. Звуки природы». Обсуждение работ, воспитатель предлагает свой вариант знака.
К чему может привести несоблюдение этих предупреждений? (ответы детей)
Демонстрация фото экологических катастроф.
Общий вывод.
-Что делать, чтобы такие катастрофы не происходили? (Беречь воду).
-Как?
-Что лично вы можете сделать для охраны воды? (ответы)
Общий вывод.
Демонстрация фото красивой природы: океан, озеро, ручей, водопад, ледник, капель ит.д. под сопровождение музыки из альбома «Звуки природы».
- Закрепление.
Решение экологических задач.
- Ежедневно крупный завод сбрасывает в реку 5 тонн загрязненной воды. Сколько тонн загрязненной воды сбросит в воду завод за неделю? За месяц? За год? (35, 155, 1825)
- Через какое время начнет гибнуть в реке рыба, если предельная концентрация вредных веществ составляет 70 тонн?
- Как правильно разместить в реке трубы , по одной из которых завод набирает воду из реки, а по другой сливает отработанную.
- Коррекция.
Игра «Аналогия». Дети встают в круг, воспитатель называет слово, и каждый признак этого предмета и приседает, если ребенок не знает, он остается стоять, а слово говорит следующий. Когда стоящих детей оказывается 3-4, воспитатель называет другое слово. Например: снег – пушистый, мягкий, липкий, белый, искристый, тающий, холодный и т.д. Слова для игры: снег, вода, океан, дождь и т.д. Можно провести аналогию с названными словами, например: холодный – что еще может быть холодным? Зима, ветер и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие "Здоровье - главное богатство человека"
пропаганда ЗОЖ...
Зимний сад как средство формирования экологической культуры личности
ОПЫТ РАБОТЫ ЗИМНЕГО САДА ШКОЛЫ...
Актуализация деятельностно-практического компонента процесса формирования экологической культуры личности школьника
Методическая статья с обобщением опыта экологического воспитания подростков...
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»
План содержит этапы работы над методической темой учителя русского языка и литературы....
"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...
Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...