Экологическая игра-путешествие Три тайны жизни"
методическая разработка (6, 7, 8 класс)
Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов и проводится с целью их привлечения к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач. «Канва» всего путешествия – рассказанная перед началом игры «древняя легенда». Школьники, превратившиеся в потомков племени Дети Солнца и вдруг оказавшиеся на пустой разорённой планете, отправляются в далёкий трудный путь, чтобы раскрыть древние секреты жизни, найти разгадку тайн, которые помогут людям выжить, вернуть красоту и гармонию в природе. «Путников» ожидает ряд испытаний-конкурсов на знание современных проблем экологии, умение правильно вести себя в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igry-puteshestviya_tri_tayny_zhizni_.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ТРИ ТАЙНЫ ЖИЗНИ»
Игра проводится с целью привлечения учащихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Воспитательные задачи:
- развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры школьников, ответственного отношения к природе;
- привлечение внимания к природоохранной деятельности педагогов и учащихся;
- обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений;
- формирование у подрастающего поколения нравственных основ ответственного и грамотного отношения к природе.
Участники игры:
Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов. «Канва» всего путешествия – рассказанная перед началом игры «древняя легенда». Школьники, превратившиеся в потомков племени Дети Солнца и вдруг оказавшиеся на пустой разорённой планете, отправляются в далёкий трудный путь, чтобы раскрыть древние секреты жизни, найти разгадку тайн, которые помогут людям выжить, вернуть красоту и гармонию в природе. «Путников» ожидает ряд испытаний-конкурсов на знание современных проблем экологии, умение правильно вести себя в природе.
В каждом испытании участвуют две команды: их состав определяется наличием у присутствующих в зале ребят определённого «символа-значка» (их количество равно числу конкурсов), доставшегося школьникам по их желанию перед началом «путешествия». Это даёт возможность формировать каждый раз новые команды, включающие представителей разных школ, и вовлекать в игру любое количество желающих из числа присутствующих в зале. Важен мотив объединения, сплочения – в деле спасения планеты не может быть соперников, вклад каждого «землянина» полезен и необходим, поэтому заработанные командами баллы не определяют победителя, а суммируются, что позволяет символично убрать с лица Земли «мусорные свалки», количество которых эквивалентно набранным очкам (в роли «свалок» - прикреплённые на большую географическую карту Земли треугольники из чёрной бумаги).
В процессе игры «планета» постепенно очищается от мусора, что даёт школьникам определённый позитивный настрой, внушает ребятам мысль о причастности каждого к состоянию экологической обстановки на Земле.
Оформление и оборудование: плакаты природоохранной направленности; географическая карта с закреплёнными на ней чёрными значками – «мусорными свалками»; игровые столы для проведения конкурсов-испытаний; ожерелье из цветных бусин; оборудование для конкурсов: «экомяч», таблички с цифрами, карточки с заданиями, флажки, карандаши, ручки; призы.
Ход игры:
Ведущий:
Прежде, чем приступить к игре, я расскажу вам легенду о племени, которое называло себя Дети Солнца. Она поможет вам понять, почему сейчас такое большое внимание уделяется науке «экология», науке о доме, нашем общем доме – планете Земля.
(Звучит аудиозапись мелодии «Одинокий пастух», ведущий знакомит присутствующих с легендой).
«Племя жило на своих землях много лет, так много, как песчинок в горсти песка, сосчитать их почти невозможно. Оно владело бескрайними полями, лесами, лугами. Долгое время люди привольно и спокойно, но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, воды, застыли мутные водоёмы, там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь, а там, где когда-то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: «Беда пришла к нам от того, что забыли мы древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить».
И вышли тогда вперёд юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в зале, были оно того же возраста, что и вы.
Старейший из старейших отвёл их в отдалённое урочище, где ещё зеленели деревья, вода была чистой, птицы ещё радовали слух своим пением. Там, в укрытой ветвями пещере, он показал им тропинку.
«Вы отправитесь по тропе, - сказал старейший из старейших, - и в пути познаете три тайны жизни. Эти знания помогут вам вернуть красоту и гармонию в природе».
Отправившимся в путь дал старейшина шкатулку: в ней были три разноцветные бусины, четыре белых и шёлковый шнур: «На пути вас ждут испытания, преодолев каждое из них, вы познаете три тайны жизни, поймёте, как они связаны между собой и составляют единое целое. Как только вы будете готовы к разгадке очередной тайны, нанижите на шнур белую бусину, и тайна раскроется вам; белые бусины соединяют между собой цветные, вместе составляя единое целое – саму жизнь».
Давайте повторим дорогу смелых путешественников, а чуть позже ещё раз обратимся к легенде.
(Далее идёт конкурсная программа, после каждого испытания на шнур ожерелья нанизывается очередная бусина. Бусины – это цветные оболочки «киндер-сюрпризов», внутри которых – записка с расшифровкой тайны:
«жёлтая бусина»: «Первая тайна жизни заключается во взаимосвязи живой и неживой природы: для любого живого организма необходимы тепло, свет, вода, минеральные вещества».
«зелёная бусина»: «Вторая тайна жизни заключается в разнообразных связях, которые возникают внутри живой природы».
«красная бусина»: «Третья тайна заключается в неразрывной связи человека с природой: человек является частью природы, но только он обладает разумом и только от его действий зависит, изменится к лучшему или худшему окружающая нас природа»).
Для участия в первом состязании приглашаются две команды смельчаков, которые выбрали значок «голубой капельки». Именно им предстоит доказать готовность участников выдержать путешествие.
1. «Золотые россыпи помоек…».
Вы уже, наверное, догадались, что речь пойдёт о проблеме загрязнения планеты бытовыми отходами. Ваше владение информацией по затронутому вопросу выявит первое испытание, которое так и называется «Куда и что мы выбрасываем?» или «Золотые россыпи помоек».
Условия конкурса таковы: команды получают по три таблички-указателя с цифрами «1», «2», «3». На каждый задаваемый вопрос предлагается три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером выбранного ими ответа; каждое правильное решение оценивается в 1 балл (всего вопросов - 6, соответственно максимальная оценка за весь конкурс – тоже 6).
1. Первоочередная забота при выборе места свалки:
1) Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2) Ограждение места свалки.
3) Укомплектование соответствующей техникой.
2. Вредные выбросы оказывают влияние:
1) Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2) На близлежащие регионы.
3) Даже на территории, удалённые от места, где загрязнение «увидело свет».
3. Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»?
1) Британию.
2) Россию.
3) Польшу
4. Гарбология – это:
1) Наука о доме, местопребывании.
2) Наука, изучающая почву.
3) Мусороведение.
5. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1) 10 лет 2) 50 лет 3) 100 лет и более
6. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы:
1) 1-2 года 2) 5 – 8 лет 3) 20 и более лет
Первые участники достойно справились с заданием: именно они проденут сквозь шнур одну белую бусину, начнут ликвидировать с карты Земли свалки и передадут эстафету другим командам. В их состав входят те участники, у которых в руках оказались значки-«ромашки».
2. «Экологический бумеранг».
Давно всем стало понятно: любое вмешательство человека в жизнь природного сообщества чревато опасными последствиями, более того, в конечном итоге ударяет по самому же человеку. Классические примеры таких «взаимоотношений»: известная история полного истребления воробьёв в Китае, так называемое «покорение» целинных залежных земель в Казахстане, безумные проекты повернуть русла рек вспять и множество других подобных примеров. А ведь прежде, чем предпринять какой-либо шаг, вполне реально просчитать его последствия. К сожалению, часто приходится идти от обратного и объяснять причины уже произошедшей экологической катастрофы. По условиям следующего нашего конкурса «Экологический бумеранг» каждая команда получает карточку с описанием какой-либо экологической ситуации. Ваша задача – выдвинуть версии о возможных причинах возникновения данной проблемы.
Правильное решение каждой ситуации позволяет команде «заработать» 3 балла.
1. «Была весна. Когда механизаторы выехали в поле, то неожиданно нашли там множество мёртвых птиц – дроф. Их было 125. Потом нашли множество мёртвых перепелов, куропаток. Тревожные сообщения о гибели птиц поступают из других регионов страны».
Попытайтесь объяснить, почему гибли птицы.
(Одна из возможных причин – чрезмерное внесение на поля различных химических соединений – гербицидов, пестицидов, удобрений, что через различные пищевые цепочки привело к гибели птиц).
2. «Птицы садились на воду и погибали: они просто не могли взлететь! Чёрная жидкость склеивала их крылья, они тяжелели, и птица погибала от переохлаждения».
Назовите причину массовой гибели птиц.
(Это нефтяное загрязнение водоёма).
3. «Здесь была цветущая полянка: весной цвели медуница и ландыши, летом произрастали душица и зверобой. Но сейчас это голое место. Цветов давно уже нет, да и травы почти не видно, одна утоптанная, как асфальт, чёрная земля…»
Что произошло на лесной поляне?
(Неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, вытаптывание).
4. «В штате Огайо в США неожиданно загорелась река! Она вдруг вспыхнула и сгорела, от неё осталась небольшая грязная лужа. Огонь был такой, что сгорело две железнодорожные эстакады, переброшенные через реку».
Может ли такое быть на самом деле? От чего загорелась река?
(Река была очень сильно загрязнена отходами, в большей степени – нефтепродуктами).
Испытание завершено удачно. Это значит, что из шкатулки можно достать жёлтую бусину, нанизать её на шёлковый шнур и открыть самую первую тайну природы:
«Первая тайна жизни заключается во взаимосвязи живой и неживой природы: для любого живого организма необходимы тепло, свет, вода, минеральные вещества».
Кроме того, мы продолжим очищать планету от мусора. А участниками следующего испытания станут все, кто принял решение участвовать в путешествии.
3.Эстафета «Экомячик».
Игра-эстафета «Экомячик» проводится для всех присутствующих в зрительном зале. Ведущий вручает любому участнику мяч-символ «земного шара». Учащийся передаёт его соседу и так до тех пор, пока не закончатся слова ведущего: «Ты катись, наш экомячик, долго-долго по рукам, у кого остался мячик, тот сейчас расскажет нам…». Тот, у кого в данный момент в руках оказалась «планета», должен дать ответ на экологический вопрос.
Правильный ответ – 1 балл.
1. Почему травы, растущие вблизи оживлённой автострады, непригодны в корм скоту?
(Ядовитые соединения свинца накапливаются в травах и могут отравить молоко и мясо животных).
2. Исследования учёных установили прямую связь между загрязнённостью воздуха и частотой заболевания детей рахитом. Объясните происхождение таких выводов.
(Запылённый воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, необходимые для нормального формирования скелета).
3. У знаменитых скульптурных сооружений, простоявших века и даже тысячелетия, появился недавно новый враг, разъедающий металл, краски и даже камень. Что это за враг?
(Это серная кислота, образующаяся при взаимодействии в воздухе сернистого газа с водой).
4. Он – частый гость крупных, в основном промышленных, городов мира. Нередко его сравнивают с действующим вулканом. И днём, и ночью извергает он в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти, являясь причиной массы заболеваний, а иногда и смерти, тысяч людей. О чём идёт речь?
(Смог).
5. Проблема утилизации отходов стоит очень остро, но сжигать их ни в коем случае нельзя. Почему?
(При сгорании отходов – пластмассы, лаков, краски и т.д. – в воздух выделяются крайне ядовитые газы, наносящие ущерб здоровью людей).
6. Почему наличие лишайников в лесах, окружающих город или какое-либо производство, считается хорошим признаком?
(Лишайники являются индикаторами чистоты воздуха и растут там, где воздух чистый).
Вы успешно справились со всеми заданиями, поэтому на шнур можно добавить ещё одно звено – белую бусину и очистить Землю ещё от нескольких свалок.
Для выполнения следующего конкурсного задания вновь понадобятся объединённые усилия всего зала.
4. «Раз – загадка, два – отгадка».
Суть следующего испытания понятна уже из названия: «Раз – загадка, два – отгадка». Вам нужно будет назвать скрытые в загадках природные явления, компоненты природных ландшафтов, а также некоторые технические изобретения человека, которые, с одной стороны, ему необходимы, но, с другой стороны, каким-либо образом наносят вред окружающей среде.
1. Я И ТУЧА, И ТУМАН, 2. ДОМ СО ВСЕХ СТОРОН ОТКРЫТ.
И РУЧЕЙ, И ОКЕАН. ОН РЕЗНОЮ КРЫШЕЙ КРЫТ.
И ЛЕТАЮ, И БЕГУ, ЗАХОДИ В ЗЕЛЁНЫЙ ДОМ -
И СТЕКЛЯННОЙ БЫТЬ МОГУ. ЧУДЕСА УВИДИШЬ В НЁМ!
(ВОДА) (ЛЕС)
3. ЧЕРЕЗ НОС ПРОХОДИТ В ГРУДЬ 4. НУ-КА, КТО ИЗ ВАС ОТВЕТИТ:
И ОБРАТНЫЙ ДЕРЖИТ ПУТЬ. НЕ ОГОНЬ, А БОЛЬНО ЖЖЁТ.
ОН НЕВИДИМЫЙ И ВСЁ ЖЕ НЕ ФОНАРЬ, А ЯРКО СВЕТИТ.
БЕЗ НЕГО МЫ ЖИТЬ НЕ МОЖЕМ. И НЕ ПЕКАРЬ, А ПЕЧЁТ.
(ВОЗДУХ) (СОЛНЦЕ)
5. ЕСЛИ РЕЧКА ПО ТРУБЕ 6. НЕТ НИЧЕГГ МИЛЕЕ
ПРИБЕГАЕТ В ДОМ К ТЕБЕ БРОДИТЬ И ДУМАТЬ ЗДЕСЬ.
И ХОЗЯЙНИЧАЕТ В НЁМ – ИЗЛЕЧИТ, ОБОГРЕЕТ,
КАК МЫ ЭТО НАЗОВЁМ? НАКОРМИТ РУСКИЙ …
(ВОДОПРОВОД) (ЛЕС)
7. А БУДЕТ ЖАЖДА МУЧИТЬ, 8. В МОРЯХ И РЕКАХ ОБИТАЕТ,
ТО МНЕ ЛЕСОВИЧОК НО ЧАСТО ПО НЕБУ ЛЕТАЕТ.
СРЕДЬ ЗАРОСЛЕЙ КЛЮЧИХ КАК НАСКУЧИТ ЕЙ ЛЕТАТЬ, -
ПОКАЖЕТ … НА ЗЕМЛЮ ПАДАЕТ ОПЯТЬ.
(РОДНИЧОК) (ВОДА)
9. МЕНЯ ПЬЮТ, МЕНЯ ЛБЮТ. 10. НА КРЫШЕ НАШЕЙ ГНОМ СИДИТ
ВСЕМ НУЖНА Я. КТО ТАКАЯ? И НЕБО КАЖДЫЙ ДЕНЬ КОПТИТ.
(ВОДА) (ТРУБА)
11. ОТЕЦ ГОРЯЧ И КРАСЕН, 12. Я МОХНАТЫЙ И КУДЛАТЫЙ.
БЫВАЕТ ОН ОПАСЕН. Я ЗИМОЙ – НАД КАЖДОЙ ХАТОЙ.
А СЫН ВЗОВЬЁТСЯ ПТИЦЕЙ, НАД ПОЖАРОМ И ЗАВОДОМ,
К ОТЦУ НЕ ВОЗВРАТИТСЯ. НАД КОСТРОМ И ПАРОХОДОМ.
(ОГОНЬ И ДЫМ) НО НИГДЕ-НИГДЕ МЕНЯ
НЕ БЫВАЕТ БЕЗ ОГНЯ.
(ДЫМ)
Вам удалось найти все верные ответы и приблизиться к отгадке второй тайны жизни, её поможет раскрыть зелёная бусина, которую мы добавляем на наше ожерелье:
«Вторая тайна жизни заключается в разнообразных связях, которые возникают внутри живой природы».
Участниками дальнейшего состязания станут обладатели значков-«бабочек».
5. «Устами младенца».
По условиям следующего испытания – «Устами младенца» - командам нужно, желательно, опередив соперника, определить, о каком виде загрязнения или мусора идёт речь.
В помощь предлагается 5 подсказок. Правильный ответ сразу на первую из них даёт команде 5 баллов, каждая следующая подсказка уменьшает оценку на 1 балл. Поднятый участниками флажок демонстрирует готовность команды предложить вариант ответа. Неверно названное решение лишает его авторов возможности использовать дальнейшие подсказки к данному вопросу.
1
1) Это производит обыкновенная корова.
2) В небольшом количестве это очень полезный вид отходов.
3) Когда его слишк4ом много, это становится настоящим бедствием.
4) При попадании в водоём он разрушается, рыба и другие животные начинают задыхаться.
5) Это необходимо компостировать.
(Навоз)
2
1) Это изобрели китайцы.
2) У нас это получают из дерева.
3) Это легко горит.
4) Из этого получается много мусора.
5) На этом обычно рисуют и пишут.
(Бумага)
3
1) Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2) Особенно много этого в промышленных городах, где много предприятий, оживлённое движение транспорта.
3) От этого люди болеют, нервничают, громко кричат и этого становится ещё больше.
4) Это издают разные приборы, установки, машины.
5) Это – особый вид загрязнения окружающей среды: если этого много, то оно вызывает опьянение у человека и действует как наркотик.
(Шум)
4
1) Это то, без чего человек уже не может прожить.
2) Это то, чем каждый из нас пользуется каждый день.
3) Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4) Это убивает рыбу в воде, растения – на земле.
5) С помощью этого всё становится чище.
(Стирально-моющие средства)
5
1) Это получается, когда кое-что становится старым и ломается.
2) Это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог.
3) Из этого можно сделать что-то новое.
4) Это можно сдать и получить деньги.
5) Это бывает чёрным и цветным, хотя никакого отношения к карандашам и краскам не имеет.
(Металлолом)
Это испытание позволило участникам команд внушительно очистить планету от мусора, добавить на шёлковый шнур ещё одну белую бусину и продолжить путешествие.
6. «Вторая жизнь ненужных вещей»
Экологическая обстановка зависит и от нашего поведения в обычной повседневной жизни. Например, среди множества путей борьбы с замусориванием бытовыми отходами есть один, самый простой: не спешить выбрасывать вещи, отслужившие свой срок, можно попробовать дать им вторую жизнь. Это и будет заданием нашего следующего конкурса- аукциона «Вторая жизнь ненужных вещей». Попробуйте «превратить» пустую пластиковую бутылку в полезную и нужную в хозяйстве вещь.
(Возможные варианты ответов: кормушка для птиц, маленький аквариум, кашпо, плошка, заготовка для сувенира (вазочка, «букет», карандашница), лейка, элемент изгороди, корпус для фонаря, элемент лодки-катамарана и т.д.).
Каждый названный вами вариант позволил ликвидировать с нашей планеты мусорную свалку и, самое главное, позволил открыть третью тайну жизни, которую хранит красная бусина:
«Третья тайна заключается в неразрывной связи человека с природой: человек является частью природы, но только он обладает разумом и только от его действий зависит, изменится к лучшему или худшему окружающая нас природа».
Чтобы замкнуть цепь последней белой бусиной осталось преодолеть последнее испытание. Это предстоит сделать тем участникам, у кого в оказались значки-«земной шар».
7. «Как лечить природу?»
Этот конкурс позволит всем находящимся в зале присутствовать на консилиуме врачей, в которых превратились участники команд. Эти высококлассные специалисты собрались для того, чтобы выписать рецепты лечения больных, в роли которых выступают компоненты окружающей среды. Итак, прошу внимательно выслушать несколько историй болезней, после чего попытайтесь определить «имя» больного и выпишите рецепт его лечения. Правильное «имя» пациента даёт команде 1 балл, максимальная оценка за «врачебные рекомендации» - 5 баллов.
1. «Этот пациент болен уже много лет. Диагноз заболевания – промышленное и транспортное загрязнение. Особенно ухудшают и затрудняют состояние больного те загрязняющие вещества, которые поступают в организм в большом количестве: диоксид серы, оксид азота, формальдегид, оксид углерода, пыль».
(«Больной» – АТМОСФЕРА. Рекомендации по лечению: улучшение обстановки с автотранспортом – перевод автомобилей на использование качественного бензина или сжиженного газа; прекращение использования изношенных машин; установка на трубах заводов фильтров; использование современных технологий производства; создание поясов зелёных насаждений и т.д.).
2. «Плохое состояние этого больного объясняется повышенной концентрацией в организме хлоридов, сульфатов, нефтепродуктов, фенола. Особенно плохо пациент чувствует себя в летнее время, когда количество «крови» в организме заметно уменьшается, но зато соответственно увеличивается концентрация загрязняющих веществ».
(«Больной» – РЕКА, ВОДА. Методы лечения: очистка коммунальных и промышленных стоков; ввод новых мощных очистных сооружений; внедрение многократного водопользования; отдаление от берегов рек животноводческих комплексов и т.д.).
3. У этого больного целый букет серьёзных заболеваний, основные из них – истощение, загрязнение и эрозия, то есть разрушение. Пациент болен уже несколько десятков лет, за это время сильно похудел, его буквально сдувает ветром и смывает водой. Организм страдает от истощения: ему не хватает фосфора, азота, калия. В то же время он перенасыщен загрязняющими веществами промышленности и транспорта».
(«Больной» – ПОЧВА. Методы лечения: засевание самых разрушенных почв многолетними травами; использование почвозащитных технологий обработки – вспашка поперёк склона, безотвальное рыхление; посадка лесополос, снижающих силу ветра; просчитанная подкормка органическими и минеральными удобрениями; посев «зелёных» удобрений – рапса и донника и т.п.).
4. «Один из симптомов заболевания этого пациента традиционный – загрязнение отравляющими веществами, поступающими с пищей, водой и воздухом. Второй симптом – всё более усиливающееся истощение организма. Лечение осложняется частым появлением плохо заживающих ожоговых ран, особенно характерным для жаркого летнего периода».
(«Больной» - ЛЕС. Методы лечения: активизация лесовосстановительной работы; борьба с браконьерством; биологические методы защиты – привлечение птиц, охрана муравейников; правильная рубка лес и т.д.).
Совместные усилия команд позволили добавить на ожерелье последнюю белую бусину и ликвидировать массу свалок. Посмотрите, как похорошела наша Земля!
А теперь, когда в шкатулке не осталось ни одной бусины, вновь вернёмся к древней легенде:
«Когда путешественники нанизали на шнур последнюю бусину, появился старейший из старейших. Он сказал: «Вы познали три тайны жизни, они обозначены на вашем ожерелье жёлтой, зелёной и красной бусинами. А теперь завяжите крепким узлом шёлковый шнур, и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут крепко связаны в вашем ожерелье и составляют единое целое. Давайте ещё раз переберём бусины ожерелья.
Жёлтая бусина – символ связи живой и неживой природы. Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, а не кислотные, ветер песёт чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов, почва будет питательной и плодородной, а не смертоносной.
Зелёная бусина – символ связи внутри живой природы. Пусть всегда растут могучие дубы и крошечные цветы и травы, а рядом с ними обитают различные живые существа.
Красная бусина – символ связи человека и природы. Пусть действия человека в природе будут строго продуманы и неопасны для неё.
Храните это ожерелье и помните о трёх тайнах жизни и тех испытаниях, которые вы прошли.
Но главное испытание впереди: настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ними восстановить плодородие почвы, чистоту воздуха, вод, разнообразие животных и растений, восстановить те хрупкие природные связи, которые были разрушены по нашей вине. Племя должно понять – либо оно будет жить в мире и гармонии с землёй, либо ему не жить вообще».
Вот такая существует легенда, и я думаю, вы поняли, что последнее напутствие старейшего обращено и ко всем нам, собравшимся в этом зале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...
экологическая игра-путешествие
внеклассное мероприятие по экологии...
Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"
Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания...
Экологическая игра- путешествие
конкурс...
Конспект экологической игры "Путешествие за витаминами"
Тепикинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ“ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВИТАМИНАМИ”...
Экологическая игра "Путешествие по лесной тропе"
Самый лучший отдых- это отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в осенний лес нам поможет экологическая познавательная игра «Путешествие по лесной тропе». Экология – это наука об...
«Вода - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие)
laquo;Вода - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие) для учащихся 6 класса специальной коррекционной школы (VIII вида) - детей с ограниченными возможностями...